Комплексный анализ художественного текста.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Тема: комплексный анализ художественного текста.

Цели: содействовать воспитанию у детей «чуткости к чистоте русской речи и её благозвучию; к меткому и изящному выражению правдивой мысли» на лучших образцах произведений литературы; приобретение навыков восприятия и осмысления художественного текста; развитие творческих способностей учащихся

умение систематизировать и обобщать изученный материал. Оборудование: мультимедийный проектор, распечатанные тексты у каждого учащегося и их рисунки на тему: « Рассвет», иллюстрации к картинам известных художников.

Эпиграф: Красота в глазах того, кто может увидеть.


^ ХОД УРОКА

1. Организация внимания

2. Слово учителя (чтение учителем наизусть стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Рассвет»):

Вот – полосой зеленоватой

^ Уж обозначился восток.

Туда тепло и ароматы

Помчал по степи ветерок;

Бледнеют тверди голубые;

На горизонте – всё черней

Фигуры, словно вырезные,

В степи пасущихся коней.

Это стихотворение русского поэта А.Н.Майкова. Называется оно «Рассвет». Таким увидел начало дня поэт.

–Сегодня на уроке мы познакомимся с прозаическим описанием зарождающегося дня. (Объявляются тема, цели и задачи урока).

3. Комплексный анализ текста

(На экране текст для комплексного анализа).


Ночь приближалась к концу. Перед нами раскинулся широкий луг, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел.

^ Красота этой борьбы света лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника.

(Выразительное чтение текста учителем).


Можно ли эти предложения назвать текстом?

Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу, грамматически и объединены одной темой).

^ Чем отличаются первый и второй тексты (стихотворение и проза; стих – это когда написано складно, есть рифма, ритм, а проза – это прямо идущая строка).

Как определить тему текста? (Задать вопросы: о ком или о чём говорится в тексте, найти «ключевые» слова).

^ Что увидел автор? Какие образы природы изобразил? (Ночь, луг, реку, лунные нити, небосклон, молодую зарю).

Что заметил, приметил? (Ночь приближалась к концу).

В прямом или переносном значении употреблён глагол приближалась?

^ Определите лексическое значение этого слова, подобрав к нему синонимы. (Подойти.)

Определите грамматическое значение глагола. (Прош. вр., ., ед.ч., ж.р.).

^ Значит, ночь ещё не закончилась? Найдите в тексте предложение, которое подтверждает ваш ответ. («...стояли прозрачные лунные нити»).

Ночь ещё не закончилась. А рассвет уже наступил? (Нет).

^ Подумайте, как можно назвать этот момент в изменении природы, когда ночь ещё не прошла, а рассвет ещё не наступил? (Рождение утра).

(Записать тему текста).

^ Но что изменилось уже в природе? («.. .небосклон розовел»).

Как же постепенно рождается день? (Рассвет, утро, день). Запишите в 3 столбика,Запишите в тетрадях эти слова. Определите части речи, подберите к ним антонимы

^ Рассвет утро день

Закат вечер ночь

Вывод: В природе всё гармонично.

4. Определение основной мысли текста

Как определить основную мысль текста? Как по-другому называется основная мысль текста? Идея. (Для чего, с какой целью написан автором текст)

^ Что же заставило автора взяться за перо? (Красота зарождающегося дня). Найдите предложение, в котором раскрывается эта мысль. (В тетради записывается последнее предложение).


Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников.


– Что служит автору для создания текста, образов, описания красоты природы? (Слово).

– Что используют художники, чтобы передать красоту природы на своих полотнах? (Краски и кисть).

– Как называют художников, изображающих природу? (Пейзажисты).

- А что такое пейзаж? Запись в тетради (выделенное)

- Жанр, в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем (от французского paygag – природа); этот жанр характерен для живописи и графики, реже встречается в скульптуре (рельеф).


( с французского - вид какой-либо местности; в искусстве – изображение природы в живописи или в литературном произведении) – написать на доске.

Назовите русских художников-пейзажистов. (И Левитан, А Куинджи, И.Шишкин, Ф.Васильев и др.) ^ Сейчас мы посмотрим на репродукции пейзажей известных художников-пейзажистов.

(На экране репродукции картин художников-пейзажистов).

_Какой мир богаче? Тот, что за окном или тот, что в стихотворениях, в прозе или на картине?

-Вывод: Своё мироощущение и красоту природы художники передают через краски, а писатели при помощи слова.

-Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете?

-Какие художественные выразительные средства помогают автору создать образ зарождающегося дня? (Эпитеты, метафоры).Спокойная река, молодая заря, прозрачные нити; стояли лунные нити.

(В тетради выписываются 2-3 примера эпитетов и метафор).

В этом тексте есть словосочетание, в котором сочетаются контрастные слова. -Найдите это словосочетание: холодным огнём. Это оксюморон – сочетание контрастных слов. Например: горький мёд, памятник подлецу.

^ Найдите оксюморон. (Холодным огнём).

– Для чего служат тропы? (Для выразительности и точности передачи речи.)

Общий вывод. Записать.

При работе с текстом необходимо:

^ 1) внимательно прочитать текст

2) понять его смысл

3) определить тему

4) основную мысль

5) озаглавить текст

7) найти средства выразительности.


Переходим к следующему этапу работы


1. Найдите в тексте изученные орфограммы. Графически выделите условия выбора. (Взаимопроверка). Приближалась - близко, синим –каким? в воздухе 2скл. Пр.п. ночь сущ. 3скл.

2. Синтаксический разбор первого предложения. (Один ученик работает у доски).Ночь приближалась к концу.

3. Выпишите словосочетание прилаг. +сущ., разберите.

4. Подчеркните главные члены предложения во втором предложении.

5. Устно обоснуйте пунктуацию. Сколько здесь предложений? Какое оно, простое или сложное? Докажите. Что соединяет простые предложения в составе сложного? Союз а. Вывод. Союзы соединяют простые предложения в сложные. А какую роль ещё выполняет союз? Соединяет слова. Найдите: ночи и зари.

6. Выполните морфемный разбор слова приближалась.

7. Найдите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания: лунный, холодный, красота.


Задание на дом: Написать небольшое сочинение на тему: Моё любимое время суток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_hudozhestvennogo_teksta.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ художественного текста








Скачать 51,91 Kb.

Дата конвертации

01.09.2012

Размер

51,91 Kb.

Тип

Документы

Содержание

Ход урока
Уж обозначился восток.
Красота этой борьбы света лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника.
Чем отличаются первый и второй тексты
Что увидел автор? Какие образы природы изобразил
Определите лексическое значение этого слова, подобрав к нему синонимы
Значит, ночь ещё не закончилась? Найдите в тексте предложение, которое подтверждает ваш ответ.
Подумайте, как можно назвать этот момент в изменении природы, когда ночь ещё не прошла, а рассвет ещё не наступил?
Но что изменилось уже в природе?
Рассвет утро день
Что же заставило автора взяться за перо
Сейчас мы посмотрим на репродукции пейзажей известных художников-пейзажистов.
Найдите оксюморон. (Холодным огнём).
1) внимательно прочитать текст

Добавить документ в свой блог или на сайт


Смотрите также:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Филологический анализ текста» для студентов 4 курса
  2. Программа элективного курса «Филологический анализ художественного текста»
  3. Методические указания по проведению вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10
  4. Программа курса “ лингвистический анализ художественного текста” Составитель
  5. Контроль контрольная работа комплексный анализ текста анализ текстов художественного стиля пунктуационный разбор конструирование
  6. Тема 4 Понимание текста процесс творческий Диалог с текстом Ключевые слова в тексте Комплексный анализ текста Тема 5
  7. Комплексный анализ текста
  8. Комплексный анализ текста


Жесть! После увиденного тут, мне пришлось развестись с женой... Я узнал о ней все.


Комплексный анализ прозаического текста


Открытый урок

в 5-м классе.


Провела:


учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1.село Красное

Сидорина Ирина Рубеновна.


Тема: комплексный анализ художественного текста.

Цели: содействовать воспитанию у детей «чуткости к чистоте русской речи и её благозвучию; к меткому и изящному выражению правдивой мысли» на лучших образцах произведений литературы; приобретение навыков восприятия и осмысления художественного текста; развитие творческих способностей учащихся

умение систематизировать и обобщать изученный материал. Оборудование: мультимедийный проектор, распечатанные тексты у каждого учащегося и их рисунки на тему: « Рассвет», иллюстрации к картинам известных художников.

Эпиграф: Красота в глазах того, кто может увидеть.


^ ХОД УРОКА

1. Организация внимания

2. Слово учителя (чтение учителем наизусть стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «
Рассвет»): 

Вот – полосой зеленоватой

^ Уж обозначился восток.

Туда тепло и ароматы

Помчал по степи ветерок;

Бледнеют тверди голубые;

На горизонте – всё черней

Фигуры, словно вырезные,

В степи пасущихся коней.

Это стихотворение русского поэта А.Н.Майкова. Называется оно «Рассвет». Таким увидел начало дня поэт.

–Сегодня на уроке мы познакомимся
с прозаическим описанием зарождающегося дня. (Объявляются тема, цели и задачи урока).

3. Комплексный анализ текста

(На экране текст для комплексного анализа).


Ночь приближалась к концу. Перед нами раскинулся широкий луг, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел.

^ Красота этой борьбы света лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. 

(Выразительное чтение текста учителем).


Можно ли эти предложения назвать текстом?

Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу, грамматически и объединены одной темой).

^ Чем отличаются первый и второй тексты (стихотворение и проза; стих – это когда написано складно, есть рифма, ритм, а проза – это прямо идущая строка).

Как определить тему текста? (Задать вопросы: о ком или о чём говорится в тексте, найти «ключевые» слова).

^ Что увидел автор? Какие образы природы изобразил? (Ночь, луг, реку, лунные нити, небосклон, молодую зарю).

Что заметил, приметил? (Ночь приближалась к концу).

В прямом или переносном значении употреблён глагол приближалась?

^ Определите лексическое значение этого слова, подобрав к нему синонимы. (Подойти.)

Определите грамматическое значение глагола. (Прош. вр., ., ед.ч., ж.р.).

^ Значит, ночь ещё не закончилась? Найдите в тексте предложение, которое подтверждает ваш ответ. («...стояли прозрачные лунные нити»).

Ночь ещё не закончилась. А рассвет уже наступил? (Нет).

^ Подумайте, как можно назвать этот момент в изменении природы, когда ночь ещё не прошла, а рассвет ещё не наступил? (Рождение утра).

(Записать тему текста).

^ Но что изменилось уже в природе? («.. .небосклон розовел»).

Как же постепенно рождается день? (Рассвет, утро, день). Запишите в 3 столбика, – Запишите в тетрадях эти слова. Определите части речи, подберите к ним антонимы

^ Рассвет утро день

Закат вечер ночь

Вывод: В природе всё гармонично.

4. Определение основной мысли текста

Как определить основную мысль текста? Как по-другому называется основная мысль текста? Идея. (Для чего, с какой целью написан автором текст)

^ Что же заставило автора взяться за перо? (Красота зарождающегося дня). Найдите предложение, в котором раскрывается эта мысль. (В тетради записывается последнее предложение).


Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников.


– Что служит автору для создания текста, образов, описания красоты природы? (Слово).

– Что используют художники, чтобы передать красоту природы на своих полотнах? (Краски и кисть).

– Как называют художников, изображающих природу? (Пейзажисты).

- А что такое пейзаж? Запись в тетради (выделенное)

- Жанр, в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем
(от французского paygag – природа); этот жанр характерен для живописи и графики, реже встречается в скульптуре (рельеф).


( с французского - вид какой-либо местности; в искусстве – изображение природы в живописи или в литературном произведении) – написать на доске.

Назовите русских художников-пейзажистов. (И Левитан, А Куинджи, И.Шишкин, Ф.Васильев и др.) ^ Сейчас мы посмотрим на репродукции пейзажей известных художников-пейзажистов.

(На экране репродукции картин художников-пейзажистов).

_Какой мир богаче? Тот, что за окном или тот, что в стихотворениях, в прозе или на картине?

-Вывод: Своё мироощущение и красоту природы художники передают через краски, а писатели при помощи слова.

-Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете?

-Какие художественные выразительные средства помогают автору создать образ зарождающегося дня? (Эпитеты, метафоры).Спокойная река, молодая заря, прозрачные нити; стояли лунные нити.

(В тетради выписываются 2-3 примера эпитетов и метафор).

В этом тексте есть словосочетание, в котором сочетаются контрастные слова. -Найдите это словосочетание: холодным огнём. Это
оксюморон – сочетание контрастных слов. Например: горький мёд, памятник подлецу.

^ Найдите оксюморон. (Холодным огнём). 

– Для чего служат тропы? (Для выразительности и точности передачи речи.)

Общий вывод. Записать.

При работе с текстом необходимо:

^ 1) внимательно прочитать текст

2) понять его смысл

3) определить тему

4) основную мысль

5) озаглавить текст

7) найти средства выразительности.


Переходим к следующему этапу работы


1. Найдите в тексте изученные орфограммы. Графически выделите условия выбора. (Взаимопроверка
). Приближалась - близко, синим –каким? в воздухе 2скл. Пр.п. ночь сущ. 3скл.

2. Синтаксический разбор первого предложения. (Один ученик работает у доски).Ночь приближалась к концу.

3. Выпишите словосочетание прилаг. +сущ., разберите.

4. Подчеркните главные члены предложения во втором предложении.

5. Устно обоснуйте пунктуацию. Сколько здесь предложений? Какое оно, простое или сложное? Докажите. Что соединяет простые предложения в составе сложного? Союз а. Вывод. Союзы соединяют простые предложения в сложные. А какую роль ещё выполняет союз? Соединяет слова. Найдите:
ночи и зари.

6. Выполните морфемный разбор слова
приближалась.

7. Найдите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания: лунный, холодный, красота.


Задание на дом: Написать небольшое сочинение на тему: Моё любимое время суток.

плохо

 

не очень плохо

 

средне

 

хорошо

 

отлично

 

Ваша оценка этого документа будет первой.

Ваша оценка:

Разместите кнопку на своём сайте:


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
обратиться к администрации

Анализ

Справочники

Сценарии

Рефераты

Курсовые работы

Авторефераты

Программы

Методички

Документы

Понятия

опубликовать

Все МУЖИКИ России ждали GTA 5!


GTA Online - ИГРАЙ с друзьями! ВОЗЬМИ лучшую тачку!

Здесь Вы найдете все самое лучшее для ...


Одежа из брендовых коллекций со скидкой 70%!

ТОЛЬКО для тех, кто хочет быстро ...


Методика похудения за 1 месяц! ИНТЕРНЕТ "гудит"!

Нажмите на картинку. Остальное сделает ...


30 минут и Вы не возьмёте Сигареты в руки! ...

Ванга: "Овны, Девы и еще 2 знака ...


Гороскоп Ванги на декабрь 2012!

Все МУЖИКИ РОССИИ с нетерпением ждали ...


GTA online - ИГРАЙ с друзьями, ВЫБЕРИ лучшую тачку!

Документы





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"

Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Методические рекомендации к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе

Из опыта работы предлагаю рекомендации к комплексному анализу тескта на олимпиаде по литературе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка (на материале стихотворения А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»)

Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помог...

Тема: Комплексный анализ художественного текста (подготовка к ЕГЭ)

Интегрированный урок словесности с применением ИКТ...