Урок внеклассного чтения по повести И.Костевич "Мне 14 уже два года" для 7-8 кл.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Повесть ставит перед читателями такие жизненные вопросы, на которые не всегда можно найти ответ. Бывает ли ложь во спасение? Нужно ли жертвовать правдой ради любви? Как противостоять миру, если все против тебя? Взросление, деятельность, творчество – вот основные векторы этого произведения. Книга заняла 3 место на Всероссийском конкурсе лучших литературных произведений для детей и подростков «Книгуру» в 2012 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vnek._cht.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по повести Ирины Костевич «Мне 14 уже два года» в 7-8 классе

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством писательницы, сформировать положительную мотивацию и готовность к изучению нового произведения;
  2. Развивать умение анализировать литературный текст, формировать навыки работы с художественным словом, развивать речь;
  3. Развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;
  4. Воспитывать гуманное отношение к близким и окружающим людям.

Тип урока: урок-размышление

Эпиграфы:

«Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания». Д. С. Лихачёв

«Не богатство – друг, а друг – богатство»

«Испытания – тренажёр успеха». И. Костевич

«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям». Л. Бетховен

«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». И. Гёте

Вступительное слово учителя

Известно, что во все времена литературу интересовали подростки и молодые люди: ведь в это время и происходит становление личности. Человек делает свой выбор: с кем он или против кого; пытается разобраться в самом себе, выяснить, где добро, а где зло; чему он лично собирается служить, к чему будет стремиться. На какие же произведения, показывающие современную жизнь, он может опереться? Одно из таких произведений – повесть Ирины Костевич «Мне 14 уже два года».

Мотивация учебной деятельности

 Повесть ставит перед читателями такие жизненные вопросы, на которые не всегда можно найти ответ. Бывает ли ложь во спасение? Нужно ли жертвовать правдой ради любви? Как противостоять миру, если все против тебя? Взросление, деятельность, творчество – вот основные векторы этого произведения. Книга заняла 3 место на Всероссийском конкурсе лучших литературных произведений для детей и подростков «Книгуру» в 2012 году.

Аналитическая беседа по повести

  1. Интересно ли вам было читать повесть? Что именно затронуло?
  2. От чьего имени ведётся повествование? (От лица главной героини Доремиры Нияз) Повесть написана  в форме дневника. Почему писательница выбрала именно эту форму повествования?
  3. Можно ли определить историческое время в повести? Назовите конкретные приметы этого времени, названные в повести. («В Контакте», программа «Google Планета Земля», кабельное телевидение, мобильник, гаджет, Википедия, Инет, «Мега», дружба по Интернету, смайлик, эсэмэска, пробки на дорогах, «Стрит-арт»(оживление унылого городского пространства), райтер (тот, кто без спроса рисует на стенах), митенки (перчатки с обрезанными пальцами), билборды (вывески), флэш-моб, Wi-Fi, сидеть в  М-Агенте.) Это приметы нашего времени.

Актуализация опорных знаний. «Вспоминая прочитанное»

  1.  Как звали главную героиню? В честь кого её так назвали? (Доремира Нияз, в честь дедушки-композитора)
  2.  Почему Доремира жила у бабушки? (Её родители в Астане работали по контракту, чтобы купить квартиру)
  3. Какой клуб посещала бабушка Миры? («Здоровая жизнь»)
  4. Первое, что заметила Мира при входе в новую школу, – это… («Кнопка взрыва школы»)
  5. Кем мечтала стать Мира и почему? (Художницей, потому что можно не торопиться на работу и не перед кем не отчитываться)
  6. Из-за чего у Миры возникли проблемы с полицией? (Во время уроков она была в компьютерном клубе, поэтому её забрали в полицию)
  7. Кто такая Масяня? (Собака Миры)
  8. Почему у Миры не сложились отношения с одноклассниками? ( Её обвинили в краже телефона Арсена, но это всё было подстроено Сабиной)
  9. Кто такой Кажи-баба? (Выкопанный скелет. Погребённый человек, живший во времена расцвета Древней Греции. На его могилу приходили люди чтобы поклониться)
  10. Какой подарок оставила Мира Кажи-бабе и почему? (Платок со своими слезами. Она хотела, чтобы это были её последние слёзы. Она хотела быть счастливой)
  11. Как Мира добивалась, чтобы одноклассники  обратили на неё внимание? (Стала хорошо учиться, участвовала в конкурсах и побеждала)
  12. Какое доброе дело решила сделать Мира для больных детей? (Решила раскрасить серую больничную стену, чтобы больным детям было радостнее и легче)
  13. Как к этому отнеслись её родители? (Были против, боялись за контакт её с больными детьми. Но потом гордились дочерью, когда увидели сюжет по телевизору)
  14. Любимый художник Миры? (Чюрлёнис)
  15. Чьи песни исполнял Арсен?  (Виктора Цоя) (Заранее подготовленные ученики могут кратко рассказать о творчестве Чюрлёниса и Виктора Цоя)
  16. Какое слово стало ключом к истории Миры и почему ? Как вы его понимаете? (Безупречность)
  17. «Я – гражданин мира». Чьи это слова? В связи с чем они сказаны? (Оксана сказала о себе, так как ей переливали кровь от людей разных национальностей)

Практическая работа с текстом в парах

Озаглавьте важнейшие эпизоды повести

Коллективная работа по составлению опорной схемы-конспекта

«Система образов повести»

   

Игра «Чей это портрет?»

Высокий парень с косо подстриженной чёрной чёлкой. (Арсен)

Дерзкое существо с синими прожилками вен по обеим сторонам бритого черепа. (Оксана)

Большеглазая красотка с маленьким капризным ртом. Одета, как для фотосессии… в конце светлых прядей вились тонкие голубые локоны. (Светка)

Всегда румяный, с тихой улыбкой, он никогда не кричит и не расстраивается, но всё вокруг него пронизано такой энергией, что, кажется, можно горы свернуть. (Тренер Олжас)

Похожа на дельфина. Почти всё время её уши заткнуты наушниками. В жару ходит в мальчишечьих ботинках, дурацких узких брюках в клеточку и носит в ушах разные серьги. (Вика)

Мышь серая. Тихая, неприметная, ходила и снимала на мобилу. (Гулька)

Коллективная работа по определению проблематики повести и её сюжетных линий

Проблемы : дружбы, отношения детей и родителей, милосердия, добра, отношения к интернету, отношения между подростками, первой любви, гуманного отношения к окружающим.

Групповая работа по сюжетным линиям

  1. Мира и её родственники
  2. Мира и одноклассники
  3. Мира и подруги
  4. Мира и учителя

Обобщающая беседа

  1. Какое впечатление на вас произвёл язык и стиль автора?
  2. Какой из предложенных эпиграфов  ты бы выбрал и почему?

Рефлексия

Хотел (а) бы я иметь такую подругу, как Мира?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....

Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете"

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете" для учащихся 7 класса, на котором поднимаются проблемы самопожертвования, любви, эгоизма....

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....