план анализа текста, стихотворения
презентация к уроку по литературе по теме

Рабион Татьяна Михайловна
план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_analiza_teksta_stihotvoreniya.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения, алгоритм.

  1. Дата написания.
  2. При каких обстоятельствах (когда?) могло быть написано это стихотворение? (Литературно-историческая атмосфера).  Место стихотворения в биографии поэта. Факты, жизненные материалы,  их худ. смысл.
  3. Жанровое своеобразие.
  4. Идейное содержание:
  1.  Ведущая тема.
  2. Основная мысль.
  3. Эмоциональная окраска чувств, выраженная в стихотворении в их динамике или статике.
  1. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
  1.  Преобладание личных или общественных интонаций.
  2. Каким вам представляется лирический герой?
  3.  Какие строчки стихотворения главные?
  4. Как идея, заключенная в главных строчках, развивается в композиции (построении) стихотворения?

5.Построение стихотворения:

  1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
  • по сходству,
  • по контрасту
  • по смежности
  • по ассоциации
  • по умозаключению.

2) Какие изобразительные средства отбирает поэт для выражения идеи?  Основные изобразительные средства иносказания: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

  1. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур:  эпитет, повтор, антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение.
  2. Речевые особенности  ритмики:
  • тоника, силлабика, дольник, свободный стих
  • размер: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий, пиррихий, спондей.
  • рифма: мужская, женская, дактилическая; точная, неточная. Способы рифмовки: парная, перекрёстная, кольцевая.
  • строфика: двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, секстина, сонет, октава, септима, «Онегинская строфа»
  • Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс)
  1. Как соотносятся начало и конец стихотворения?
  2. Почему так называется стихотворение?
  3. Какие возникают ассоциации и возможные сравнения данного стихотворения с другими?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).

Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»). Развитие ассоциативного мышления в процессе лингвостилистического анализа поэтического текста. Ц...

Ассоциативный анализ текста в школе. На примере стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры». 11 класс

Важным условием постижения стихотворного текста в школе является ассициативное мышление учащихся, способное проникнуть в идейный замысел поэта. Наш урок можно назвать уроком филологического прочтения ...

План анализа лирического стихотворения

Данный материал поможет рационально использовать время на уроке литературы и при выполнении домашнего задания...

Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).

Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»)...

План анализа текста

План комплексного анализа текста для подготовки к творческой работе представлен в виде таблицы с опорными словами для конструирования предложений....

Лингвистический анализ художественного текста. Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"

Лингвистический анализ художественного текста.Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"...

Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Материал представлен в виде презентации. Он позволяет  обучающимся дифференцированно (в группах) исследовать текст и произвести его комплексный анализ....