Лингвистический анализ художественного текста. Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"
материал по литературе

Шестопалова Нина Петровна

Лингвистический анализ художественного текста.Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингвистический  анализ художественного  текста стихотворения

Б.Ахмадулиной  «Другое».

Что сделалось? Зачем я не могу

уж целый год не знаю, не умею

слагать стихи и только немоту

тяжелую в моих губах имею?

Вы скажете – но вот уже строфа,

четыре строчки в ней, она готова.

Я не  о том.  Во мне уже стара

привычка ставить слово после слова.

Порядок этот ведает рука.

Я не о том. Как это прежде было?

Когда происходило – не строка –

другое что-то. Только что? – Забыла.

Да, да, другое, разве знало страх,

когда шалило голосом так смело,

само, как смех, смеялось на устах

и плакало, как плач, если хотело?

Стихотворение Б.Ахмадулиной – это текст, так как  объединен единой темой (тема поэта и поэзии, творчества) и идеей (вдохновение, или что-то данное поэту свыше, живёт само по себе, его невозможно заставить что-то сделать без его желания),  есть смысловая связность, композиционная завершенность, текст структурно упорядочен, членится на предложения и строфы, прослеживается  стилистическое единство (стихотворение относится к художественному стилю речи).

Название стихотворения отражает его идею: поэт понимает, что он может творить (не просто рифмовать слова, а ТВОРИТЬ), только благодаря чему-то, что даётся, наверное, свыше.


Да, да, другое, разве знало страх,

когда шалило голосом так смело,

само, как смех, смеялось на устах

и плакало, как плач, если хотело?

           Используя олицетворение в данном отрывке  , автор подчеркивает, что это «что-то» существует само по себе, как нечто живое. Автор не может дать точное определение этому явлению, и называет его словом «другое», то есть нечто иное, чем то, что испытывает автор в данный момент. Из названия вытекает и тема: поэзия , творчество не зависимы от внешнего мира, только благодаря чему-то Другому  покоряется Муза и рождаются шедевры. Нельзя заставить  истинного  художника творить по заказу, по чьему-то велению.

Стихи о поэзии, самом процессе творчества, занимают творчестве Ахмадулиной  очень большое место. Вера в слово (и верность ему), в нерасторжимость «словесности и совести» у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования . Неслучайно, единственный на всё стихотворение эпитет относится именно к немоте: тяжёлая.

Название стихотворения можно назвать философским, т.к. каждый понимает его по-своему, оно даёт почву для размышления.  

Идее поэтического вдохновения  как чего-то , данного свыше, подчинено всё в этом произведении : от использованных средств до выбора формы.

Сгущение сонорных  [н] и [м] в начале стихотворения  (я не могу, не знаю, не умею,  немоту, в моих ,  имею)  устанавливает смысловые связи этих слов со словом НЕМОТА. Сгущение звуков  [с] и [т] во второй половине стихотворения (страх, так смело, само, смех, смеялось на устах)  отсылает нас к словам СЛОВО и УСТА (контекстуальные синонимы слова ТВОРЧЕСТВО). Таким образом, благодаря  аллитерации в стихотворении можно отметить и антитезу. Автор противопоставляет творческую немоту  непосредственно творчеству.  

Антитеза  подчёркивается и выбором ритма и рифмы. Всё стихотворение написано в  сочетании простой  парной мужской  ( рука - строка )  и женской (умею – имею) рифмы. Но если вначале стихотворения рифма и точная (умею – имею),  и неточная (могу-немоту), то во второй половине стихотворения,  когда речь идёт о том, как ЭТО было раньше, когда было творчество и вдохновение, используется  только точная рифма. Это делает стихотворение гармоничным, плавным, напевным. Кроме того музыкальность стиха достигается и использованием  ассонанса: плавного повторения звуков [а], [о] и [у]. 

Что сделал[а]сь? Зачем я не м[а]гу

уж целый год не зна[j,у], не уме[j,у]

слагать стихи и тольк[а] нем[а]ту

тяж[о]лу[j,у] в м[а]их губах име[j,у?

           Грань между высокой поэзией и рифмоплётством, между творческим упадком  и творческим подъёмом автор проводит и ,  гармонично сочетая простые обыденные слова ( не могу, целый год, не знаю, не умею, забыла, губы, рука, страх, смех, плач) с  устаревшими поэтическими  (слагать, ведает , прежде , уста). Кроме того автор  использует и разные по стилистической  принадлежности синонимы ВЕДАТЬ-ЗНАТЬ, УСТА-ГУБЫ.

Лексические средства изобразительности  подчёркивают и идею стихотворения. Употребляя  антонимы (смех-плач, страх-смелость),  ставя рядом  однокоренные слова ( смех – смеялось; плакало – плач) , а также  сравнивая  плач и смех  с их  прямым назначением, автор подчёркивает независимость, непосредственность  творчества.

Морфологический уровень стихотворения тоже подчинён общему замыслу. Употребление указательных и неопределённых местоимений (о том, этот, это, что-то),  глаголов в форме прошедшего времени, среднего рода (сделалось, происходило, знало, шалило, смеялось, плакало,  хотело) подчёркивает название  «Другое», то есть нечто, что-то независимое от поэта, данное  ему свыше.

Употребление  отрицательных частиц  (не могу, не знаю, не умею, не  о том, не строка ) говорит о непринятии  героиней того состояния  в котором она пребывает в данный момент.

Стихотворение написано от 1 лица в форме монолога-размышления, раздумья. И в то же время автор обращается и к  читателям  (…Вы скажете – но вот уже строфа,…)   и , очевидно, к Высшим силам (..Что сделалось? Зачем я не могу…).

Этому замыслу подчинён и выбор синтаксических средств.

Множество вопросительных предложений говорит о том, что лирическая героиня не может сама найти ответ на вопрос, который её мучит, и обращается  за помощью к невидимым собеседникам и к Всевышним силам…

Во втором предложении логичней было бы задать вопрос «Почему я не могу…?» , но автор преднамеренно употребляет ЗАЧЕМ, тем самым как бы обращаясь к Богу: « С какой целью у меня отнято вдохновение?».

На синтаксическом уровне также автором использует синтаксический параллелизм: «Я не  о том». Этот приём позволяет автору подчеркнуть, а читателю увидеть главное – для поэта стихосложение и словотворчество - разные вещи.

Выделить главные слова в предложении и понять автора помогает также инверсия.

Например, инверсия в предложении «..и только немоту тяжелую в моих губах имею?»,  показывает, как тяжело для поэта молчать, жить без творчества и вдохновения.  А в предложении «Порядок этот ведает рука» инверсия помогает понять, что поэт пишет сердцем и душой.

Использование в этом тексте простых (Во мне уже стара привычка ставить слово после слова. Порядок этот ведает рука. Я не о том), неполных (Только что? Забыла), вопросительных  (Что сделалось?  Как это прежде было?) предложений, рядов однородных членов предложения (Зачем я не могу уж целый год не знаю, не умею слагать стихи и только немоту тяжелую в моих губах имею?)  говорит об эмоциональном состоянии героини, о её переживаниях, позволяют понять, как её волнует поднятая проблема.

    Текст несет неповторимый отпечаток личности автора. Собственный поэтический стиль Б.Ахмадулиной формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика и простота, метафоричность и музыкальность, изысканная стилизация «старинного» слога,   и интонационная свобода стиха делают ее поэзию своеобразной и  легко узнаваемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста

Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и средне...

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

ЛАХТ (лингвистический анализ художественного текста)

Памятки, таблицы помогут учащимся в анализе текста, а также сформируют литературоведческие понятия....

Урок русского языка в 6 классе "Лингвистический анализ художественного текста"

Урокпо УМК Бабайцевой. Комбинированный урок. Методы обучения: рассказ учителя, демонстрация презентации, языковой анализ.Цели урока:- способствовать формированию коммуникативной компетенции;- содейств...

Факультативный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Адаптированная программа факультативного курса. Данный курс рассчитан на учащихся X, XI классов, поскольку основан на знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками при изучении систематическ...