Читательская конференция на уроках литературы как средство повышения их эффективности
статья по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Темченко Наталия Александровна

Статья основана на работе над методической темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitatelskaya_konferentsiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Работа над методической темой:

«Читательская конференция

 на уроках литературы

как средство повышения

их эффективности»

  1. Учитель: Темченко Наталия Александровна

  1. Гимназия № 42

Санкт-Петербург


Введение

        Сегодня ученической конференцией никого не удивишь. В устах наших старшеклассников слово «конференция», пришедшее из амфитеатровых аудиторий храма науки, из многолюдных залов общественных форумов, - это слово звучит привычно. В будничную работу школы прочно вошли урок-конференция, читательская конференция, конференции теоретические. За этой обыденностью – многолетний опыт массового творческого поиска сотен и сотен учителей, практически решающих сложный комплекс вопросов ученической конференции.

        Конференция «взрослая» предполагает собрание в одной аудитории людей, работающих над разрешением какой-либо (теоретической, практической) проблемы. Творческий обмен опытом решения этой проблемы и составляет суть конференции. Ее движущей силой является дискуссия, а результатом – определенные решения, родившиеся в ходе обмена мнениями, рекомендации к дальнейшему осмыслению проблемы, к реализации накопленного опыта. Каковы же причины «переселения» конференции в школьную среду?

        Стабильность содержания образования (на протяжении школьной жизни учащегося) не позволяет столь оперативно, как того требует сегодняшний день, откликаться школьной программой на все актуальные, животрепещущие вопросы. Так возникает необходимость дополнительных каналов обогащения социально-политического, культурного кругозора учащихся.

        Необходимо существующие жесткие рамки урока и не менее жесткие границы школьных предметов порой укладывают явления в прокрустово ложе, лишая их полнокровности, богатства связей. Так возникает необходимость рассмотрения явлений общественно-исторической практики людей в более широких культурно-исторических и социальных масштабах, в более широких и глубоких связях. И наиболее полно осуществляется это на уровне межпредметном.

        Содержание школьной жизни предоставляет значительные возможности для развития общественной активности старшеклассников. Социально обусловленным и педагогически оправданным является сосредоточение усилий педагогического коллектива на главном поле трудовой деятельности учащихся – на деятельности познавательной. Осознание учащимися этой сферы как сферы проявления их общественной активности, организация опыта коллективной и групповой познавательной деятельности старшеклас-сников в немалой степени соответствуют формированию активной жизненной позиции.

        Так возникает необходимость конструирования педагогических ситуаций, обусловливающих комплексную реализацию воспитательных функций познавательной деятельности школьника (самообразовательные и самовоспитательные ориентации как важное средство формирования социальной активности; коллективная и групповая познавательная деятельность как способ формирования социальных отношений и как фактор осознания социальной ценности знания; практическое применение знаний как стимул активизации процесса познавательной деятельности и как способ предпрофессиональной ориентировки и др.).

        И все это может конференция?

        Да, может. Опыт свидетельствует, что при определенных условиях ученическая конференция обеспечивает:

  • упрочение, расширение, углубление и актуализацию знаний учащихся;
  • формирование личностного аспекта восприятия этих знаний;
  • развитие умений и навыков, составляющих операционную сферу самостоятельного пополнения знаний;
  • воспитание общественной активности школьников.

Разгадка «всемогущества» ученической конференции, ее универсальности кроется в том, что она есть комплексная форма обобщения результатов, подведения итогов самостоятельной целенаправленной познавательной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной) под руководством педагога.

         Широта педагогического содержания  ученического содержания ученической конференции обусловлена также ее местом среди других форм учебно-воспитательного процесса – она расположена как бы на стыке урочной и внеурочной деятельности учащихся.

        Искусство конференции, ее учебно-воспитательное назначение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать  дальнейший ход учебно-воспитательного процесса.

        Вот почему в широкой практике мы встречаемся с уроком-конференцией, с конференцией читательской и научно-практической, обобщающей результаты опытнической либо поисковой работы и работы, связанной с техническими достижениями учащихся.

        Если конференция – итог работы, то можно ли полагать, что педагогически грамотная организация познавательной деятельности учащихся автоматически гарантирует успех ученического форума? Вопрос, безусловно, риторический, ибо всякая конструированная педагогическая ситуация предполагает осознание условий, при соблюдении которых она будет эффективна, предметного содержания ситуации, методических средств и приемов, позволяющих реализовать педагогическое содержание ситуации, способов анализа ее результативности.


Условия эффективной организации ученической конференции

        Специфика ученической конференции как комплексной формы обобщения результатов, подведения итогов самостоятельной познавательной деятельности учащихся определяет важнейшее условие ее эффективности – готовность и подготовленность школьного коллектива на всех уровнях к проведению этой акции. Это главное условие на практике развертывается многопланово. Имеют значение качественный уровень всего учебно-воспитательного процесса, осмысление стратегических задач конференции и ее конкретно-педагогической направленности, создание и развитие в процессе подготовки ученического форума личностного отношения школьника к знанию, обеспечение высокого уровня довольно широкого круга умений учащихся. А главное – стремление педагога к постоянному поиску внутренних педагогических резервов, кроющихся в самостоятельной деятельности старшеклассников.

        Несомненно, ученическая конференция не может быть дежурным мероприятием. Опыт показывает, что общешкольные конференции старшеклассников (если проблема действительно требует общешкольной аудитории) проводятся не чаще, чем раз в учебном году.  

        Конференция – праздник урожая, и урожая зрелого. Она сделает достоянием широкой аудитории и плоды поисковой работы, и зримо покажет, что дает деятельность школьных научно-познавательных объединений (кружка, факультатива, клуба, ученического научного общества и др.) их участникам, и обогатит пройденное на уроке. И все это затем, чтобы пробудить интерес, развить его, закрепить на новом уровне, который стимулируется конференцией.

        Конференция подводит итоги не только деятельности коллективной, но и групповой. Сплотив вокруг себя энтузиастов, увлекая их и ориентируя, педагог вполне может результаты начального этапа этой деятельности вынести на конференцию, расценивая ее как акцию установочную, призванную возбудить интерес всего  коллектива к содержанию работы, долженствующую расширить круг энтузиастов.

        Конференция проводится не «для» учащихся, она – дело самих школьников. Именно их самостоятельная работа составляет основу мероприятия. Однако для эффективной работы ученики должны владеть определенными умениями. Какими же именно? Их можно поделить на три группы.

1. Первая группа умений.

        Первая группа умений связана с культурой умственного труда, с подготовкой содержательной стороны сообщений, докладов и так далее. Значительная доля этих умений закладывается на уроках:

  • умение читать книгу,
  • анализировать первоисточник,
  • слушать лекцию,
  • выделять основные мысли источника,  
  • аргументировать выводы
  • владеть приемами экономной записи и основными приемами запоминания.

Но сам процесс подготовки учащимися доклада требует применения элементарных исследовательских приемов в сборе материала (использование библиотечных каталогов, составление библиографического списка, умение реферировать вопрос по одному и более источникам). Здесь основные курсы большой помощи не окажут – потребуется ряд групповых и индивидуальных конференций.

2. Вторая группа умений.

Вторая группа умений – основы лекторской работы, мастерство речи. Эти умения, безусловно, тесно связаны с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада, сообщения. Но в этой тесной связи кроется и главная трудность развития устной речи школьника: прививая умения, вырабатывая навык обращения к записи в работе над источником знания, мы развиваем язык речи письменной, с более тяжелым синтаксисом, со специфической лексикой, речи не коммуникативной, обращенной внутрь себя.

Теоретически можно утверждать, что развитие умения умно и ярко говорить опирается на межпредметные связи гуманитарных предметов (особенно русского языка и литературы). На практике же часто убеждаемся: устная речь наших школьников и на уроке, и в публичной аудитории кружка, факультатива, конференции – механически озвученная письменная речь.

Однако это вовсе не значит, что подняться на кафедру или трибуну можно не подготовившись. К выступлению надо готовиться тщательно и не только продумать, но, может быть, даже и написать текст, но не затем, чтобы читать его или припоминать дословно, а говорить, не опасаясь, что фраза получится не столь гладкой, как письменная. Конечно, такая свобода достигается не вдруг. Но умения всегда обеспечиваются знанием. Поэтому одну из установочных консультаций инициативной группы целесообразно посвятить ознакомлению с основами ораторского искусства.  

2. Третья группа умений.

Третья группа умений – школа организатора. Конечно, лучшей школой организаторских умений будет дело подготовки и проведения самой конференции, но и здесь умения обеспечиваются знанием…

Правила организаторской работы вызывают живейший интерес у школьников и помогают им четко спланировать деятельность по подготовке конференции.

Правила организаторской работы:

  • получив задание, разберись в нем; не пренебрегай опытом других – он твой помощник;
  • учитывай возможности членов инициативной группы;
  • определи, что может понадобиться в работе; планируя, не строй воздушных замков, исходи из реальных условий;
  • работа должна быть понятна каждому;
  • каждый несет персональную ответственность за свой участок; необходимо обеспечить взаимодействие, взаимосвязь, согласование;
  • обеспечь внешние связи, общий и персональный контроль и проверку исполнения на всех этапах работы;
  • итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем.

Хотя в основу конференции и положена творческая самостоятельная работа учащихся, нашего, педагогического руководства она не отменяет.

Что же принесет нам конференция? Чего мы достигнем в процессе работы над ней? Вот только часть возможных результатов:

  • в ходе самостоятельной работы школьников над источниками информации закрепляются, расширяются и углубляются, актуализируются знания учащихся, приобретенные в основных курсах;
  • в ролевом многообразии видов деятельности, связанных с конференцией, обогащается сфера операционных умений школьников – умения умственного труда, школа организатора, культура общения, культура восприятия информации;
  • в процессе самостоятельной работы учащихся по подготовке и проведению конференции формируется их личностное отношение к изучаемому материалу, к содержательной стороне видов деятельности, что создает предпосылки для воспитания и самовоспитания убежденности в истинности и действенности знания, в социальной ее ценности.

 


Список литературы

  1. Косолапов В. И. Диспуты и конференции в школе. 3-е изд, М., 1975.
  2. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. М, 1978.
  3. Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М, 1978.
  4. Николаева Л. А. Учись быть читателем. Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. М, 1978.
  5. Николаева Л. А. Конференции старшеклассников. М, 1980.
  6. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М, 1978.
  7. Об ораторском искусстве / Сост. А. Толмачев, 3-е изд, М, 1973.
  8. Развивайте дар слова. Пособие для учащихся / Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. М, 1977.


Памятка о порядке подготовки к выступлению

  1. Определив тему выступления, сформулировав его основную мысль, подберите литературу по данному вопросу (с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников книжной информации). Получите консультацию педагога.
  2. Внимательно прочитайте источник (книгу, статью, документ), в котором наиболее полно раскрыт вопрос.  Составьте план выступления на основе этого источника.
  3. Изучая дополнительную литературу, справочные издания, делайте выписки на отдельных листках, с указанием их темы – так вы облегчаете себе дальнейшее использование материала.
  4. Закончив подготовительную работу, приступайте к оформлению выступления:
  1. Уточните его план, учитывая дополнительные материалы.
  2. Составьте подробный, развернутый план сообщения, указывая в скобках фактический материал (порядковый номер выписки), на который вы будете ссылаться, получите консультацию педагога.
  3. Помните, что основным правилом любого исследования (сообщения, доклада, реферата) является строгая доказательность фактов и выводов; не забывайте ссылаться на используемые источники, выводы тщательно аргументируйте.
  4. Помните, что у слушателей должно остаться четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить, поэтому завершайте выступление краткими выводами.
  1. Старайтесь не раз проговорить текст дома, чтобы привыкнуть к себе-оратору и точно проконтролировать отведенное вам время (можно использовать секундомер). Исполните выступление перед педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы проникающей компьютерной технологии на уроках литературы как средство повышения продуктивности урока

ИКТ позволяют  открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...

проект "Единое образовательное пространство на уроках литературы как средство повышения читательской компетенции обучающихся"

Проект в рамках инновационных технологий участника конкурса в номинации "Современные образовательные технологии"Сетевой урок внеклассного чтения  в 8 классе  по теме В.Каверин &quo...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»

Выступление на педагогическом совете на тему:«Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»...