"Формирование положительной мотивации на уроках литературы как средство повышения качества образования".
статья по литературе
Предварительный просмотр:
Белоусова О.А., учитель русского языка и литературы.
Формирование положительной мотивации на уроках литературы как средство повышения качества образования.
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к литературе. Очень снизился уровень чтения. Соперниками книги стали компьютер, Интернет, телевизор, и книга проиграла. Может ли учитель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен!
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача развития у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Мотивация – это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Еще В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».
Иногда мы, педагоги, делаем ошибку, утверждая, что школьник приходит в школу учиться. Мы ошибаемся, он приходит в школу общаться, а мы ему в этом общении отказываем.
Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда на уроке они смогут проявить свою индивидуальность, свободно высказаться, удовлетворить свою потребность в общении.
Общение-это такой тип взаимодействия, в результате которого происходят качественные изменения личности. Эти изменения могут быть как положительными, так и отрицательными. Одно общение творит человека, а другое разрушает. Общение предполагает, чтобы каждый его участник давал высоту в разрешении вопроса, развивал мысль другого. Для этого нужен коллектив, в котором каждый имеет право на собственную точку зрения. Если в процессе общения кто-то и выскажет неверное мнение, то он не должен порицаться, так как неверная точка зрения одного может явиться толчком к появлению необычных поворотов в обсуждении. Каждое «Я» имеет ценность.
Толчком к разговору может послужить вопрос. Поэтому мы должны учиться искусству вопроса.
Словесник Е.Н. Ильин говорил, что он всегда тщательно прорабатывал вопросы, которые адресовал классу, чтобы получить бесценные реакции ребят. Он писал: « Разный вопрос - это и разный ученик, и разная мера раскрытия ученика на уроке, и разная степень приближённости учителя к себе самому. Поставить вопрос и вызвать вопрос у ребят - две грани одного и того же искусства…
Вопросы! Вопросы! Моя любовь и страсть… В них слышится голос учителя и ученика. Их атакующая мысль разрушает любую инертность, бросив ей вызов».
Помните, как Печорин возвращается с дуэли, когда убил Грушницкого? Конечно, самочувствие его скверное. Вот что пишет Лермонтов о нём: «…Уж солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску, измученный на измученной лошади.
Лакей сказал мне, что заходил Вернер, и подал мне две записки: одну от него, другую… от Веры.
Я распечатал первую…»
И тут, например, Е.Н. Ильин задаёт вопрос: «Почему Печорин взял первой (заметьте!) записку Вернера, а не записку Веры?»
Казалось бы, чего проще – какую записку взять Печорину? Но в этой ситуации ученикам приходится задуматься, мобилизовать психологическую проницательность, ещё раз пережить кусочек судьбы героя и только тогда дать ответы-версии, из которых вместе выберут самый подходящий вариант.
Или такой вопрос: «Почему Раскольников, ещё не вскрыв письма матери, исступлённо целует его?» (Может быть, оно его остановит?)
Для учеников очень важно поговорить о герое, в этом разговоре они раскроют себя.
Учебное общение предполагает версию, поэтому вопросы должны быть не однозначными, а ёмкими. Таких вопросов надо требовать и от учеников в процессе общения: задаёт вопросы тот, кто мыслит. Они дают счастливую возможность - думать.
Всякий вопрос должен быть проблемным.
Работая над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», учащимся можно задать такой вопрос: « Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?»
Методом проблемного анализа изучается роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин герой своего времени?» Каждая часть романа рассматривается как отдельная проблемная ситуация, созданная своим проблемным вопросом. Такой анализ произведения предложен в «Пособии для учителя» под редакцией Маранцмана, причем тема каждого урока – проблема по изучаемой главе, анализ которой необходимо провести.
1 урок. Странный человек («Бела»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии?
2 урок. «О чем было нам говорить?» («М. М.»). Кто более прав в отношении друг к другу - Печорин или Максим Максимыч?
3 урок. «Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?
4 урок. «За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?
5 урок. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери») Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?
6 урок. «Зачем я жил? Для какой цели я родился? («Фаталист»). К кому относится название последней части романа?
7 урок. «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?
Обсуждая вопрос, ученик всегда делает духовный рывок, особенно когда стоит перед проблемой выбора.
Пытаясь организовать общение, необходимо не забывать о главном- создании ситуации успеха не уроке. Например, перед изучением рассказа «О любви» А.П. Чехова, известного учащимся 8 класса как автора юмористических рассказов, можно задать вопрос: «Что такое, по-вашему, любовь? Приведите примеры из жизни или литературы». Восьмиклассники очень эмоционально реагируют на заданный вопрос, искренне и с энтузиазмом отвечают. На первом этапе надо принимать всё, что скажет ученик, пусть даже и коряво. В общении важно выбрать интонацию, то есть тот темп речи, в котором обязательно должно участвовать сердце учителя. Если нет участия, домашности – общения не получится.
Далее учитель предлагает: «А вот как написал об этом чувстве А.П. Чехов в рассказе. Прочитаем его и сравним свои размышления». В дальнейшей работе никто из класса не остается равнодушным.
В общении должен быть прирост знаний, поэтому урок от урока учитель наращивает требования. Наращивая требования, общение приобретает дидактическую значимость – ученики начинают учиться друг у друга манере держаться, высказываться, пользоваться жестами, интонацией, органично всё это делая своим. Происходит творческое присвоение.
Урок общения только тогда получатся, когда ученик возьмёт из урока что-то для себя. Такие уроки носят порою психотерапевтический характер: ученик может успокоиться, отказаться от неправильного решения или поведения, принять какие-то нормы поведения, жизни, а какие-то отвергнуть. Очень важно этическую тему решать опосредованно, то есть не касаясь личностей, находящихся в классе. Опосредованное влияние будет тогда результативно, когда ребёнок сам откорректирует себя и выработает собственную правильную позицию.
Обеспечение мотивации учения и преподавания – важное условие повышения качества образования. Многое зависит от методики и организации учебного процесса. Интересное и грамотное преподавание предмета, стимулирование учения вызывают у школьников постоянное желание овладевать знаниями.
Использованная литература
1.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М., "Просвещение", 1991.
2.Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988.
3.Ильницкая И.А. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. "Новое в психологии и педагогике", №1. - 1985 г.
4. Иванихин В.В. Искусство урока.- Росстани-на-Каме,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования "
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из актуальных проблем в российской школе. Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...
«Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования»
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из актуальных проблем в российской школе. Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...
Доклад на тему: «Формирование положительной мотивации учащихся и педагогов – важнейшее условие повышение качества образования »
доклад на методическое объединение учителей истории и обществознания...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»
Выступление на педагогическом совете на тему:«Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»...
Развитие мотивации на уроках хора, как средство повышения качества знаний, умений и навыков учащихся ДМШ
Материал представляет собой анализ и обобщение педагогического оптыа в классе преподавания специального хора в Детской музыкальной школы. Рассмотрены методы формирования и повышения мотивации учащихся...
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство повышения качества образования в рамках ФГОС»
Повышение качества обучения и уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путем использования инфрмационно - коммуникационных технолог...
«Развитие мотивации на уроках истории, как средство повышения качества знаний учащихся»
Обобщение опыта работы усителя истори и обществознания о используемых методах, приемах и технологиях на уроках истории и обществознания с целью повышения качества знаний учащихся....