«Серебряный век» русской поэзии. Своеобразие лирики А.А. Блока
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Петренко Ольга Михайловна

Цели: обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятия «символизм», «акмеизм», «футуризм»; познакомить со стиха­ми Блока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_blok.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Серебряный век» русской поэзии.

Своеобразие лирики А.А. Блока

Цели: обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятия «символизм», «акмеизм», «футуризм»; познакомить со стихами Блока.

Ход уроков

1. Работа по теме урока.

1. Л е к ц и я  у ч и т е л я «Серебряный век» русской поэзии».

  Впервые выражение «серебряный век» было употреблено А. А. Ахматовой в «Поэме без героя»:

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья, -

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл ...

  Термин этот возник по аналогии с выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.

  «Серебряный век» - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего, конечно, в литературе, а точнее - в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи. Что же это была за эпоха?

  Философ Н. Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые ду ши, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединявшие чувство заката с чувством восхода и надеждой на преображение жизни». З. Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».

  Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности.

  Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления: декаданс (упадок), русский ренессанс (возрождение, духовное обновление), модернизм («новый, современный»).

  К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм

  Понятие «серебряный век» прежде всего связано с символизмом.

Запись в тетрадях:

                                            Поэтические направления «серебряного века»

Символизм – выражение идей посредством символов; поэзия намёков, иносказаний. Способствовали утверждению Пушкина как национального поэта, открыли значение Достоевского для русской культуры. Впервые провозгласили субъектом истории человеческую личность, приучили объёмнее, глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи (К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый, А. Блок и др.)

Акмеизм (от греч. «акме» высшая степень чего-то) возник на отрицании мистического, полного туманных намёков искусства символистов. Акмеисты хотели воспеть земной мир во всём его многообразии, провозгласив высокую ценность земного, реального мира. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов (Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам)

Футуризм – (от лат. «футурум» - будущее). Футуристы объявили классику и всю предшествующую литературу отжившим явлением, не соответствующим современности, выдвинув идею искусства, способного словом преобразовать мир. Они добивались обновления языка (поэтического), вели поиски новых ритмов, рифм, жанровых форм поэзии, делать ставку на лозунговость творчества (И. Северянин, В. Маяковский, В. Хлебников и др.)

Наряду с этим были поэты, стоящие вне групп и направлений: И. Бунин, А. Толстой, М. Цветаева и др.

 Однако в равной мере нельзя измерять, например, Блока только символизмом, а Маяковского – футуризмом, хотя их индивидуальный облик приобретён именно на том пути, который они прошли, особенно в начале своего творчества.

2.Обсуждение эпиграфа ко второй части урока.

Он был Лермонтовым нашей эпохи.

У него была та же тяжелая тяжба с миром,

Богом, собою, тот же роковой демонический

ток, та же тяжелость не умеющей

приспособиться к миру души, давящей,

как бремя.

К. И. Чуковский

  Итак, вторую часть урока мы посвящаем творчеству Александра Александровича Блока.

Как сопоставление с Лермонтовым приближает нас к пониманию Блока?

Что значит «роковой демонический ток»?

3. Чтение статьи о Блоке

- Как и в чем эпиграф и статья перекликаются?

- Чем объяснить трагическую тональность творчества Блока?

- Что значит выражение «уход в мистику»?

Мистика - 1) вера в сверхъестественное, в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром; 2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

Мистик - человек, склонный к мистике.

Для мистика реальный мир - лишь покров, под которым скрыта загадка.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами ...

                                        В. Соловьев, поэт и философ

  Разгадать высший смысл, скрытый под оболочкой жизненных явлений, - такова сверхзадача поэтов-символистов, которая требует и особой формы выражения - в виде слов-символов (условных изображений чего-либо), вызывающих различные толкования и ассоциации.

А. Блок создал целую всеобъемлющую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечно много иных оттенков, толкований. Заря, звезды, солнце, белый свет - все это синонимы Прекрасной Дамы. Размыкание кругов - порыв к Ней. Ветер - знак Ее приближения. Утро, весна - время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь - разлука, торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды - крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освященную мистически. «Жолтые» фонари, «жолтая» заря (Блок придавал «о» в этом случае большое значение) символизируют пошлость современности.

4. Ч т е н и е  и  а н а л и з  с т и х о т в о р е н и й  Б л о к а.

1) «Ветер принес издалека ... » (с. 61).

- О чем это стихотворение?

- В чем тайна его музыкальности?

2) «Ушла. Но гиацинты ждали ... » 

- Какие чувства переживает лирический герой?

- А каков образ его возлюбленной? Как он создается? Отметьте цветовой ряд стихотворения.

3) «О доблестях, о подвигах, о славе ... »

- В чем перекличка с пушкинским «Я помню чудное мгновенье ... »?

- Как рассказывает поэт о личной драме? (Жанр - послание. Любовь трагична. Женщина - вдохновительница поэзии, она же -  олицетворение молодости поэта. Расставшись с ней, он расстался и со своими иллюзиями: синий плащ - знакомый образ крушения идеалов в поэзии символистов.)

5. Заключительная беседа.

- Ахматова сказала о Блоке: « ... трагический тенор эпохи». Стихотворение«Как тяжело ходить среди людей ... » может подтвердить лирический тезис поэтессы.

Выразительное чтение стихотворения.

- Какова тема этого стихотворения?

- А в каких стихах Блок раскрывается по-другому? («О, я хочу безумно жить ... », «О, весна без конца и без краю ... ».) Выразительное чтение стихотворений.

- Что значит для лирического героя «жить»?

П. Итог уроков.

Домашнее задание: одно стихотворение Блока наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Серебряный век русской поэзии» программа элективного курса

Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")

Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ. СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ А. А. БЛОКА

Обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятие «символизм»; познакомить со стихами Блока...