Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Кунаева Татьяна Вячеславовна

Рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 9 класса средней школы по учебнику В. Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9_klass.docx81.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »

   «Рассмотрено»                          «Согласовано»                               «Утверждаю»

на  заседании  методического             Заместитель  директора  по УВР              Директор  МБОУ  СОШ объединения  учителей  русского

языка и литературы                        _____________Прокина Н.И.                  ______________Кулагин И.А.

Протокол №  ___

 “____”__________  2015 г.               “____”  __________  2015 г.                   “____” ___________2015г.

Руководитель  МО:___________

Рабочая  учебная  программа

по литературе

9 «А» КЛАСС

                                                                                                                                                                     Составитель:

                                                                                                                                                                    учитель русского языка и литературы:   

                                                                     

                                                                      Кунаева Т.В.

 

                                                                                                                                               

 с.Большие Березники

2015 г.

Пояснительная записка

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных  в программу произведений.

Общая характеристика учебного предмета.

Краткая характеристика

Основу содержания литературы как учебного предмета в 9 классе составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание ." художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария,с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-анализ и интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Особенностью содержания школьного литературного образования является концентрическое построение. Литература 9 класса входит в первый концентр. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Литературное образование на данном этапе (9 класс) является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Одна из обязательных составляющих литературного образования в 9 классе - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Рабочая   программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина ; под редакцией В.Я.Коровиной. - М, Просвещение, 2009).

    Изменения, внесенные в рабочую программу: в данной программе увеличено количество часов на развитие речи в связи с подготовкой обучающихся к написанию итогового сочинения по литературе с 2014-2015 учебного года.

Общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный в инвариантной части школьного учебного плана - 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Место учебного предмета в учебном плане.

Школьный учебный план в инвариантной части отводит 102 часа (3 часа в неделю) для обязательного изучения» учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования (IX класс).

Межпредметные связи.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка  и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (Музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Результаты освоения курса

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,

универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении

приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования

являются:

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-сравнение и сопоставление;

-умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, росмотровое, поисковое и др.);

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезиса, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая  энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Требования к уровню подготовки выпускников  

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.;

•        изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Основные теоретико-литературные понятия

Художественная  литература   как  искусство  слова.

-Художественный образ.

-Фольклор. Жанры фольклора.

 -Литературные роды и жанры.

-Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

-Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

-Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. -Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Развитие речи, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа ч.

  1. Введение.

1

1

  1. Литература древней Руси

4

1

2

1

  1. Русская литература XVIII века

8

3

2

3

  1. Шедевры русской литературы XIX века

54

15

16

2

21

  1. Русская литература   XX века

10

2

3

2

3

  1. Русская поэзия Серебряного века.

14

4

6

1

3

  1. Русская литература 60-90 годов XX века.

4

2

2

  1. Из зарубежной литературы

7

1

3

3

ИТОГО

102

27

34

5

36

Тематическое планирование по дисциплине «Литература 9 класс».

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве» История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

                            ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII   ВЕКА (8 ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из  Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория  литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 ч.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный ..».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна  и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория  литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.        

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.    

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове; Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (10 ч.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория  литературы. Притча (углубление понятия).

Русская поэзия Серебряного века. (14 ч.)

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на меня похожий...»,   «Бабушке», «Мне нрвится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью потому...», «Откуда

такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничекая системы стихослоэ/сения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Ы. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Русская литература 60 – 90 годов XX века. (4 ч.)

Писатели конца столетия в произведениях различных жанров, видов, направлений. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека.

Активные столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя.

    В.М.Шукшин. «Ванька Тепляшин».

Личность Шукшина, его многогранная деятельность. Рассказы Шукшина; образы «чудиков» в рассказах. «Ванька Тепляшин». Конфликт героя с бездушным вахтером. Обобщающий смысл рассказа.

    В.П.Астафьев. «Царь – рыба» (главы).

Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Повесть «Царь – рыба» (главы). Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь – рыбы.

    В.Г.Распутин. «Деньги для Марии».

Распутин – писатель, публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и другие). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль вагонных попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.

    А.В.Вампилов. «Старший сын».

Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.

        

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (7 ч.)

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

 «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во

часов

Виды сам.

работы

Дата

Планируемая

Факти ческая

1

Введение.

Литература в духовной жизни человека.

Урок-лекция

1

Конспект

2

Литература Древней Руси

4

2.1

«Слово о полку Игореве» -величайший памятник древнерусской литературы

Урок изучения

нового

материала

1

Конспект

2.2

Р.Р.Художественные особенности «Слова...».

Уроки-практикумы

1

Анализ

фрагмента

повести

2.3

«…за землю Русскую!»

Повторительно-обобщающий

1

Письменный опрос

2.4

Р.Р. Чтение наизусть плача Ярославны. Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи

1

Творческая работа

3

Из русской литературы XV III века

8

3.1

Общая характеристика русской литературы XVIII века

Урок изучения

нового

материала

1

Конспект

3.2

М.В.Ломоносов. Ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

Урок изучения

нового

материала

1

Анализ

стихотворения

3.3

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «Надень восшествия...». Жанр оды

Урок-беседа

1

Чтение наизусть отрывка из оды

3.4

Вн.чт. Г.Р.Державин:.поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

Урок

внеклассного

чтения

1

Сообщения учащихся, анализ оды

3.5

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),.

Урок изучения

нового

материала

1

Сообщения учащихся

3.6

Р.Р. Художественные особенности «Путешествия из Петербурга в Москву»

Урок-практику м

1

Анализ главы

3.7

Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» - как произведение сентиментализма.

Урок изучения

нового

материала

1

Сообщения учащихся

3.8

Р.Р. Подготовка к сочинению по произведениям литературы 18 века

Урок развития речи

1

Творческая

работа

4

Шедевры русской литературы XIX века.

54

4.1

Золотой век русской литературы (обзор)

Урок изучения

нового

материала

1

Конспект

урока

4.2

Поэзия В.А.Жуковского. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

Урок - лекция

1

Защита презентаций

4.3

Р.Р. В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

Анализ стихотворений

1

Анализ баллады

4.4

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.

Урок изучения

нового

материала

1

Сообщения учащихся

4.5

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Урок-беседа практикум

1

Аналитическая беседа

4.6

Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Практикум

1

Практическое задание

4.7 4.8 4.9

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Образ Чацкого в комедии

Практикум

3

Характеристика главных персонажей

4.10

Р.Р.«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

Анализ комедии

1

Анализ глав произведения

4.11

Р.Р. «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

Анализ комедии

1

Анализ глав произведения

4.12

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

Комбинированный

1

Анализ глав произведения

4.13

«Не образумлюсь, виноват...» Анализ 4 действия

Обобщающий урок

1

Аналитическ ая беседа

4.14

РР Подготовка к сочинению по комедии А. Грибоедова «Горе от ума».

Урок развития речи

1

Творческая работа

4.15

РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А. Грибоедова «Горе от ума».

1

4.16

РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

Урок закрепления

1

Творческая

работа

4.17

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика.

Урок изучения

нового

материала

1

Защита презентаций-

4.18

Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

Урок изучения

нового

материала

1

4.19

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

Анализ стихов урок

1

Практическое задание

4.20

Любовная лирика А.С.Пушкина

Урок - лекция

1

Конспект

4.21

Тема поэта и поэзии («Я памятник воздвиг нерукотворный...», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

Урок

закрепления

знаний

1

4.22

РР Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

Анализ

стихотворения по предложенному плану

1

Творческая работа

4.23

Вн.чт. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

Урок-внеклас

сного чтения

1

Анализ поэмы.

4.24

Вн.чт. Пушкин «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства»

Урок

внеклассного

чтения

1

Домашнее чтение

4.25

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Урок изучения нового материала

1

Конспект

4.26

Онегин и столичное дворянское общество

Урок закрепления

1

Сообщения учащихся

4.27

Онегин и поместное дворянское общество

Урок закрепления

1

4.28

Р.Р. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского,

Урок закрепления

1

Сопоставитель ная

характеристик а

4.29

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - нравственный идеал Пушкина.

Комбинированный

1

Сопоставитель ная

характеристик а главных героев          

4.30

Р.Р. «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин.

Комбинирован ный

1

Анализ глав произведения/

4.31

Р.Р. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

Обобщающий урок

1

4.32

Контрольная работа по

творчеству А.С.Пушкина.

Урок контроля

1

Тест

4.33

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

Урок изучения

нового

материала

1

Защита презентаций

4.34

Образ поэта - пророка в лирике М.Ю.Лермонтова.

Комбинирован ныИ

1

4.35

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.

Комбинированный

1

4.36

Р.Р. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

Урок изучения

нового

материала

1

Анализ

стихотворении

4.37

Р.Р. Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

Урок изучения

нового

материала

1

Составление

словарной

статьи

4.38

Печорин как представитель «портрета поколения». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Урок

закрепления

знаний

1

Характерист ик а главного героя

4.39

Р.Р. Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.

Обобщающий урок

1

Работа с критическим и статьями

4.40

Контрольная работа

по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

Контрольная работа

1

Контрольная работа

4.41

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера ...», «Миргород».

Урок изучения

нового

материала

1

Сообщения учащихся

4.42

В творческой лаборатории Н.В. Гоголя.

Урок изучения

нового

материала

1

Конспект

4.43

О поэме «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

Урок изучения

нового

материала

1

4.44

Р.Р. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Комбинированный

1

Характерист

ика

персонажей

4.45

«Мёртвые» и «живые» души в поэме.

Комбинированный

1

4.46

Образ автора в поэме «Мёртвые души».

Урок

закрепления

знаний

1

4.47

РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к домашнему сочинению.

Урок обучение сочинению

1

Творческая работа

4.48

Ф.М.Достоевский и современники. В творческой лаборатории.

Комбинированный

1

4.49

Ф.М.Достоевский «Белые ночи»

Комбинированный

1

4.50

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

Урок изучения

нового

материала

1

Защита презентаций

4.51

Вн.чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

Урок

внеклассного

чтения

1

Домашнее чтение

4.52

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».

Урок изучения

нового

материала

1

Конспект

4.53

РР Подготовка к сочинению -ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины XIX века? ( На примере одного- двух произведений).

Развитие речи

1

Творческая работа

4.54

Вн.чт. Поэзия второй половины

Урок

1

Домашнее

XIX века. Н.А.Некрасов,

внеклассного

чтение, анализ

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

чтения

стихотворений

5

Русская литерату ра XX века.

10

5.1

Русская литература XX века. Многообразие жанров и направлений.

Урок изучения

нового

материала

1

Конспект

урока

5.2

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Урок изучения

нового

материала

1

Сообщения

учащихся

5.3

М.А.Булгаков. Судьба Булгакова: легенда и быль.

Урок изучения

нового

материала

1

Защита презентаций, обзор романа

5.4

М.А.Булгаков. «Собачье сердце» История создания повести.

Комбинированный

1

5.5

Проблема и художественные особенности повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Комбинированный

1

5.6

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Урок развития речи

1

Творческая работа

'   ''у

5.7

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

Урок изучения

нового

материала

1

Сообщения учащихся, анализ глав романа

5.8

А.И.Солженицын. Слово о

писателе.

«Матрёнин двор». Картины

послевоенной деревни. Образ

рассказчика.

Урок изучения

нового

материала

1

Характеристика главной

героини

5.9

РР Подготовка к контрольному сочинению по произведениям (1- 2. на выбор) второй половины XIX и XX века.

Контрольный урок

1

Творческая работа

5.10

РР Контрольное сочинение по произведениям (1- 2. на выбор) второй половины XIX и XX века.

Контрольный урок

1

Творческая работа

6

Русская поэзия Серебряного века.

14

6.1

Русская поэзия Серебряного века.

Урок изучения

нового

материала

1

Конспект урока

6.2

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

Урок изучения

нового

материала

1

Защита презентаций

6.3

Р.Р. Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации.

Комбинированный урок

1

Аналитическая беседа

6.4

Р.Р. С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке.

Комбинированный урок

1

Анализ стихотворений

6.5

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о груде поэта. Словотворчество поэта.

Комбинированный  урок

1

Словарная работа, работа с лексикой

6.6

Р.Р. М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти

Комбинированный урок

1

Анализ стихов

6.7

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве».

Комбинированный урок

1

Анализ стихов

6.8

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти.

Комбинированный урок

1

6.9

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

Урок изучения

нового

материала

1

Защита презентаций

6.10

Р.Р. Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

Комбинированный урок

1

Анализ стихов

6.11

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

Урок изучения нового материала и закрепления

1

6.12

Р.Р. А.Т.Твардовский. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.

Комбинированный урок

1

6.13

Контрольная работа по русской лирике XX века..

Контрольный урок

1

Тест

6.14

РР Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению

Развитие речи

1

Творческая работа

7

Русская литература 60-90 годов XX века.

4

7.1

Рассказ В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин».

Комбинированный урок

1

Сообщения учащихся.

7.2

Р.Р. Нравственные проблемы повествования в рассказах В.П.Астафьева «Царь-рыба».

Комбинированный урок

1

Анализ текста.

7.3

Р.Р.Нравственные проблемы в повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии»

Комбинированный урок

1

Анализ текста.

7.4

Смысл названия пьесы А.В.Вампилова «Старший сын».

Комбинированный урок

1

Групповая работа

8

Зарубежная литература

7

8.1

Вн. чт. Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник...»

Урок

Внеклассного

чтения

1

Домашнее чтение

8.2

Р.Р. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер.

Комбинированный урок

1

Анализ произведения

8.3

Вн.чт. У.Шекспир. «Гамлет». Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Урок

внеклассного

чтения

1

Сообщения учащихся

8.4

Гуманизм общечеловеческое значение героев. (Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром).

Комбинированный урок

1

8.5

Р.Р. И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия.

Урок изучения

нового

материала

1

Анализ

отдельных

глав

8.6

Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни).

Комбинированный

1

Сообщения учащихся

8.7

Р.Р. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

Комбинированный

1

Сообщения учащихся

Итого:

102

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Интерактивная доска

Печатные пособия.

  1. Литература в схемах и таблицах / авт.-сост. Миронова Ю.С. СПб.: Тригон, 2006
  2. Портреты писателей
  3. Тесты

Мультимедийные пособия

Электронная библиотека СФУ

Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки.

Библиотека Кирилла и Мефодия.

 «В мире русской литературы», ООО Видеостудия «КВАРТ»

«Писатели серебряного века», ООО Видеостудия «КВАРТ»

«М.Горький. Жизнь в борьбе», ООО Видеостудия «КВАРТ»

«ХХ век. Философия. Литература. Театр»

Учебно-методические обеспечение предмета

Основная литература:

  1. Программа: Программы ОУ «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под  редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2009
  2. Коровина В. Я., Журавлев А. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература 9 класс:

учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение,  2013.

Дополнительная литература:

1. Антонова Л.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. М.: ВАКО,

2010.

2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 класс: Методические

советы. М. Просвещение, 2008.

3. Литература. 9-11 классы: развернутое тематическое планирование /сост.

О.А.Арисова и др.. Волгоград: Учитель, 2009.

4. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего контроля / авт. – сост.

Н.Ф.Ромашина. Волгоград: Учитель, 2008

5. Русская литература XVIII века. М., 1990.

6. Серебряный век русской поэзии. Под ред. Н.В.Банникова. М., Просвещение, 1993.

7. Современный словарь- справочник по литературе. М., 2001.40

8. Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М.

Просвещение. 2004.

Интернет-ресурсы:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...