"Входя в мир Чехова…» В мастерской художника слова. Особенности юмористических рассказов
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок обобщающего повторения. Творчество А.П. Чехова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chehovu.odt25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Входя в мир Чехова…»  В мастерской художника слова. Особенности  юмористических рассказов

Цели:

  1. Обучающая: показать художественное своеобразие произведений А.П. Чехова,

На примере рассказов «Хамелеон»  и «Толстый и тонкий» выявить  особенности юмористических рассказов А. П. Чехова

  1. Развивающая:  расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь; развитие творческих способностей учащихся
  2. Воспитывающая:  формирование нравственной позиции  учащихся, обучение бережному, внимательному отношению к художественному слову.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, иллюстрации к произведениям автора, презентация, учебники, тетради, карточки с отрывками из рассказов писателя, разборная таблица «Композиция рассказа» , кроссворд

Словарная работа:

 Хамелеон

Стиль писателя

 Методы обучения:

  1. Эвристический
  2. Проблемный

Тип урока: Урок-исследование

Эпиграф: «Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает»

                                          В. Набоков

Ход урока:

  1. Викторина (подступ к теме)

Учитель: На уроке у нас открыто «Бюро литературных находок». Какой-то чудак принес  «Рассказ», утверждая, что нашел его в своем почтовом ящике. Однако  в этом рассказе многие фразы показались мне знакомыми. Определите автора и произведение из него.

(Ученики выходят к доске, читают отрывок, определяют автора. Отрывки взяты из изученных ранее произведений разных писателей и рассказов А.П. Чехова)

Учитель:

- Как вы узнали чеховские строки среди других писателей?

- Только ли знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом?

(Учащиеся говорят о том, что отрывки из рассказов А.П. Чехова как-то одинаково написаны)

- Действительно, у каждого писателя своя манера письма, свой стиль. Что же такое стиль ? Обратимся к словарю литературоведческих терминов.

(Учащиеся находят определение и зачитывают)

Стиль писателя – особая манера письма, единство творческих особенностей, присущих данному писателю.

- Итак, Сегодня мы побываем в мастерской художника слова ( Обращаем внимание на тему). И как вы поняли художником этим является Антон Павлович Чехов (Обращаем внимание на портрет)

 

- Прежде чем начать разговор о рассказах Чехова, я хочу узнать, как внимательно вы их читали. У нас игра «Кот в мешке» ( Учитель по очереди достает предметы из мешка. Ученики должны угадать, с каким рассказом они связаны)

-Из какого рассказа этот предмет?

  • Духи («Толстый и тонкий», флердоранж)
  • Щипцы («Лошадиная фамилия»)
  • Гайка («Злоумышленник»)
  • Портсигар («Толстый и тонкий»)
  • Жалобная книга («Жалобная книга»)
  • Собака («Хамелеон»)
  • Газета («Радость»)

-Этот мастер слова умел в малую форму уместить глубокое содержание. Его рассказы – это россыпь юмора, ума, доброты. Как же удавалось это Чехову?

-_Мы сегодня постараемся приоткрыть некоторые секреты мастерства Чехова ( В тетради записываем тему урока)

- Итак, беря в руки произведение, на что мы обращаем внимание? Заглавие. Что должно отражать заглавие?

(Тему или основную мысль)

-Верно. По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким.. и скромным. Вот свидетельство того, как писатель работал над названием рассказа: «Название рассказа «Жестокий урок» - неудачно. В нем нет простоты. Надо назвать рассказ каким-нибудь одним словом: «Гувернантка» нет, точнее «Размазня»

-Всегда ли это удавалось Чехову? (Докажите на примерах названий : «Хирургия», «Жалобная книга», « Хамелеон», «Толстый и тонкий»)

-Итак, первая особенность рассказов Чехова:

Короткое, простое заглавие (эти слова на плакате прикрепляются к доске и делается запись в тетрадь)

1. Короткое, простое заглавие.

- Вы знакомы с понятием композиция рассказа. Вспомним основные элементы композиции.

(Один ученик с помощью разборной схемы выстраивает схему построения рассказа)

-именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа «Хамелеон»

-Но сначала давайте вспомним  героев этого произведения, поможет нам в этом кроссворд «Угадай фамилии чеховских героев» (приложение №1)

(Учащиеся находят в рассказе элементы композиции)

Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.

Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.

Кульминация: –Это, кажись, генерала Жигалова!-говорит кто-то из толпы.

Развязка: Толпа смеется над Хрюкиным.)

2.

Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка.

( эти слова на плакате прикрепляются к доске и делается запись в тетрадь)

- Прочитайте завязку, что в ней описано?

- С чего начинается рассказ?

Кругом тишина и покой. И вдруг:

-Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

-И  какая картина предстает перед Очумеловым?

-Кто оказался виновником скандала?

- Итак,Какие сведения представлены?

(Место: Базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)

-Итак, вступления очень небольшие, но в них дана полная информация о месте и времени, названы фамилия имя героя, его социальное положение.

- Обратите внимание на слова В. Набокова, записанные на доске: «Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает».

3.

-Итак, следующая особенность юмористических рассказов Чехова – Краткая завязка: место, время, действующие лица.

-Передайте фабулу рассказа («Хамелеон», «Толстый и тонкий» Жалобная книга») в одном-двух предложениях.

(Ребята приходят к выводу, что Чехов рассказывает о каком-либо случае из жизни, на первый взгляд совсем заурядном.

На плакате запись: В основе сюжета лежит бытовая ситуация, случай из жизни»

- Что больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога

_Откуда мы узнаем о горе, постигшем  Хрюкина?

(Из  диалога)

             г) Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалогов?

Запись в тетрадях, карточка на доске: 4. «Диалоговое построение рассказов».

            д) В чем особенность диалогов Чехова? (Они двигают сюжет…очень много говорят о герое рассказа. Это рассказы-сценки).

  • Поделитесь со мной результатом домашнего задания: какими вы увидели персонажей рассказа «Жалобная книга», в котором большую часть занимают записи проезжающих в жалобной книге? (И. Ярмонкин с претензией на образованность и романтичность на самом деле человек мало образованный и приземленный).
  • А какими вы увидели персонажей рассказа «Хирургия». Как диалог характеризует персонажей? Разыграем начало.

(Фельдшер Курятин говорит мало, гордится тем, что он фельдшер. Вонмигласов много говорит, боится рвать зуб, заискивает перед фельдшером).

Запись в тетрадях, карточка на доске: 5. «Индивидуальная неповторимость речи героев, как основа их характеристики».

             е) Как еще знакомит нас писатель со своими героями. Для ответа на этот вопрос обратимся к рассказу «Толстый и тонкий». Рисует ли Чехов портреты своих героев? Прочтите.

  • «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».
  • «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».
  • Не показались ли вам эти портретные зарисовки несколько странными?
  • Какую роль играют детали?
  • Очень часто Чехов заменяет подробное описание художественной деталью («Говорящая» деталь, заменяющая подробное описание).

Запись в тетрадях: 6. «Говорящая» деталь заменяющая подробное описание.

  • Что же происходит на страницах рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий?» (Встреча 2 людей).
  • А я утверждаю…2 встречи! Сначала толстый и тонкий встречаются как 2 приятеля, а потом как начальник и подчиненный. И сразу же невидимая пропасть пролегла между ними…Как это показывает Чехов? Прочтите…
  • Задержитесь на авторском повествовании: в чем своеобразие чеховской фразы? Предложения простые? Сложные? Много эпитетов? Какая любимая часть речи? Слова вычурные, непонятные?

Запись в тетрадях: 7. «Простота и лаконизм(краткость) фразы, простые предложения, отсутствие эпитета, глагол – любимая часть речи, точность словоупотребления, обыденные слова».

  • Кстати, почему Чехов избегает эпитетов, красивых сравнений?
  • А теперь представьте, что вы переводчики. Ваша задача «перевести» подчеркнутые в карточках слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля. При этом постараемся передать язык героев рассказов Чехова.

                                                        Карточка.

«Переведите» подчеркнутые в карточках слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля:

«Было 12 часов ночи. Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, вбежал в квартиру…»

«Помилуйте… Что вы-с … - засмеялся тонкий, еще больше съеживаясь».

«Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада. Толпа смеется над Хрюкиным».

Задание: выберите из синонимического ряда глаголов «чеховские».

Ночь. Нянька Варька, девочка лет 13(качает, трясет, легонько толкает) колыбель, в которой(располагается, лежит, посапывает) ребенок, и чуть слышно(поет, бормочет, мурлычет):

Баю-баюшки-баю,

  А я песенку спою…

  • Сделайте обобщение: каковы же стилевые особенности рассказов Чехова.

           ж) О чем еще надо помнить? Чехов писал сатирические и юмористические рассказы.

  • В чем отличие юмора от сатиры?
  • Определим вид комического в рассказах Чехова: «Жалобная книга», «Хирургия», «Хамелеон», «Толстый и тонкий».
  • Почему слово вызывает смех? Что смешно в рассказе «Жалобная книга»? (Пишут в жалобную книгу не жалобы – прием  несоответствия, речевые ошибки, преувеличения, несуразица). В рассказе «Толстый и тонкий» «чемоданы, узлы и картонки его съежились, поморщились», «из глаз посыпались искры».

Эти средства художественной выразительности используются для создания комического эффекта. Герои Чехова смешны, иногда безобразны.

  • Прочитайте высказывание Н. Гоголя о смехе, как вы его понимаете? (Чем больше люди будут смеяться над глупым и грубым героем, тем менее захотят быть на него похожим. Для большинства героев рассказов присущее соединение смешного и грустного.

  1. «Словам…тесно, мыслям – просторно…»

- Какие слова чаще всего повторялись, когда вы делали обобщение по теме?

- Может быть, рассказы Чехова скучны, малохудожественны?

- Максим Горький так сказал о манере письма Чехова: «Чехов… умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно». Так ли это в действительности?

Домашнее задание: создать свой «чеховский рассказ», взяв в качестве названия заглавия одного из рассказов А.П. Чехова, учитываете ли вы особенности его рассказов?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская «Злой мальчик» по рассказу А.П.Чехова

Много ли остается в памяти детей через год, полгода, месяц от подробного анализа художественного произведения? В своей  практике я столкнулась с проблемой: дети не помнят тех произве...

Мастерская художника слова.

Урок литературы в 6 классе по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 5 классе «В мастерской художника слова. Крылов и его басни».

Позволяет расширить круг знаний о творчестве баснописца, продолжить формирование навыков работы с текстом. Для достижения данных целей используются следующие технологии: "Обучение в сотрудничеств...