Урок. Технологическая карта урока литературы.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Федорюк Лидия Владимировна

Вам представлена разработка технологической карты урока литературы в 6 классе по теме "Поучения Владимира Мономаха". В контексте урока предложены задания, направленные на развитие универсальных учебных действий, что должно являться основой любого современного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel.docx44.26 КБ

Предварительный просмотр:

Федорюк Лидия Владимировна, учитель МОУ СОШ №31 г. Комсомольска-на-Амуре

Учитель

Федорюк Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №31

                                                        г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Тема

«Поучение» Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы.

ИМЯ УРОКА

«Слушай , сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Притчи Соломоновы)

Класс, учебник

6 класс. Меркин Г.С. «Литература». 6 класс. – Москва, «Русское слово», 2013 год

Тип урока, место в структуре курса

«Открытие» новых знаний. Один из 3 уроков, отведённых на изучение произведений древнерусской литературы

Цель урока

организация совместной деятельности по изучению «Поучения» Владимира Мономаха с целью осознания  учащимися роли родительских наставлений в становлении человека

Задачи

Обеспечить развитие умений  выделять главное в художественном произведении;

научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

совершенствовать умение работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения;

содействовать развитию коммуникативных умений через учебный диалог и работу в группах;

обеспечить развитие мотивации к изучению обозначенной на урок темы

Планируемые результаты

Ученик научится:

1)выявлять историческую основу произведения; 2)формулировать тему и художественную идею произведения; 3)анализировать литературное произведение; 4)понимать связь произведения древнерусской литературы с эпохой написания и с современностью;

5)владеть литературоведческой терминологией (жанр – поучение) (ПРЕДМЕТНЫЕ)

1)самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя задачи;  2)выделять главное в прочитанном; 3)готовить слайдовую презентацию; 4)выразительно читать текст; 5)самостоятельно формулировать выводы (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ)

1)осознавать значение семейных традиций в жизни человека, эстетическую ценность произведений древнерусской литературы;

2)осваивать новые виды деятельности; 3)использовать для решения познавательных задач различные источники информации (ЛИЧНОСТНЫЕ)

Оборудование

Компьютер, мультимедиа

Этап

Обучающие и развивающие компоненты и задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Контроль результатов учебной деятельности

Мотивация

(самоопре-деление)

к учебной

деятельности:

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке, создание комфортной обстановки начала урока

Эмоциональная , психологическая и мотивационная  подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Каждое утро, провожая вас в школу, прежде чем сказать вам доброе слово  «до свидания», мама, папа , бабушка или дедушка говорят вам особые слов, к которым , к сожалению, не всегда прислушиваются дети.

Произнесите их:

(Хорошо веди себя»,

«Слушай внимательно учителя», «Обязательно записывай домашнее задание» и т.д.)

Хорошо ! Молодцы! Назовите это одним словом, продолжив начало высказывания:

Родители дают вам … (совет), подберите к нему синонимы (наставление, указание).

А что значит дать  совет, указание, наставление? Это научить кого-то правильно действовать, поступать

Позволю себе напомнить и мой совет: «Слушайте учителя и одноклассников с особым вниманием, стараясь не пропустить ни словечка, это поможет вам не только лучше и легче понять их, но и усвоить учебный материал. В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, то есть его культура

Слушают учителя, участвуют в диалоге

Высказывают свои мысли, учатся строить предложения

Продолжают предложение,

подбирают синонимы, демонстрируя свой словарный запас

Отвечают на вопрос, высказывая свои мысли.

Демонстрируют готовность к уроку

Л: положительно относятся к учению; желают приобретать новые знания, умения

П: осознают познавательную задачу

Р: планируют необходимые действия

К: самостоятельно формулируют свои мысли

Оценочный лист деятельности

(учащиеся самостоятельно его заполняют в процессе урока)

Актуализация

и проблемное учебное действие:

организовать актуализацию знаний;

мотивировать к пробному учебному действию, определению темы урока

Воспроизведение ранее прочитанного, установление связи старого и нового знания

Дома вы самостоятельно прочитали фрагмент «Поучения» Владимира Мономаха.

Послушайте , пожалуйста, адыгейскую притчу, сопоставьте её содержание с «Поучениями», что их объединяет

Притча: У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: "Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро надевай новую обувь". Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь: с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал: "Мама, неужели отец был мне врагом. Почему он дал мне такой наказ?". На что мать ответила: "Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь. Первый наказ- никогда не здоровайся первым - означает : вставай раньше всех и работай в поле, а люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ - каждый вечер кушай сладкое -означает : проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая. Третий наказ - каждое утро надевай новую обувь - означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою

 одежду». Со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке, и этот наказ передал своим детям.

Является ли слово наказ синонимом к ключевым словам?

Попробуйте сформулировать тему урока: о чём сегодня пойдёт разговор?

Учитель предлагает записать тему  урока словами из Притчи Соломона

«Слушай , сын мой, наставление отца твоего…»

Прочитайте 1 абзац «Поучения» и выберите слова, которыми можно было бы записать тему урока

«Дети мои или  иной кто… пусть примет её в сердце своё…»

Индивидуальное задание

Слушают одноклассников,

 

сопоставляют текст, прочитанный дома,  и услышанный;

строят понятные для партнёра высказывания;  

делают самостоятельно выводы

Формулируют тему урока

(Родительские советы

Наставления Владимира Мономаха

Доброе слово родителей

Наказы родителей)

Записывают тему урока в тетрадь

Находят слова в тексте и зачитываю их

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности

П: осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, сравнения

Р: принимают учебную задачу

К: слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные высказывания

Целеполагание

и построение  проекта выхода из затруднения

Индивидуальные задания

Историк даёт задание:

Прослушав моё сообщение, основанное на исторических фактах, сделайте вывод о важнейших заслугах Владимира Мономаха

Искусствовед даёт задание:

внимательно посмотрите  презентацию.

Какие изображения, на ваш взгляд, наиболее достоверно передают колорит эпохи?

Литературовед

Сформулируйте

вопросы к прослушанному материалу и задайте их друг другу

Физкультминутка

«Поучение» воссоздаёт атмосферу эпохи царствования Владимира Мономаха. Наши гости: историк, искусствовед и литературовед – помогут нам её представить.

Историк рассказывает о важнейших заслугах Владимира Мономаха

(Владимир 2 Всеволодович (Мономах), русский князь, родился в 1052 году и получил от отца в управление Чернигов, был удельным князем в Смоленске. Ещё до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Пользовался любовью и уважением среди других князей.

     Владимир Мономах дополнил свод российских законов – знаменитую Русскую Правду.

   По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же он был страшен поганым, был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю».

В 1101 году мономах заложил в Смоленске большой каменный собор, основал город Владимир. Владимир Мономах был мудрым политиком, заботился о единстве Руси.)

Искусствовед представляет слайдовую презентацию

(Слайд 1 Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина, князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе

Слайд 2 Перед вами известная «шапка Мономаха», представленная в одном из залов Оружейной палаты. Она не имеет никакого отношения к историческому Мономаху, хотя и является царским венцом, которым стали венчаться на царство.

Она была подарена его бабке константинопольским императором.

Слайды 3-7 А вот город Владимир, когда-то основанный великим князем.

Слайды 8 – 15 На следующих слайдах представлены изображения картин русских художников (даёт задание)

Литературовед рассказывает о творческом наследии Владимира Мономаха

(«Поучение» Владимира Мономаха – литературный памятник 11-12 веков  (дата спорна), написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью .

Поучение – жанр древнерусской литературы назидательного характера, наставление.

«Поучение» состоит их трёх частей. Во вступлении, обращённом к детям, содержится просьба не посмеяться над его писанием, а принять в сердце своё.

До нас дошли три произведения Владимира Мономаха.

Первое -  «Поучение»,

второе – рассказ о «путях и ловах» (автобиография),

третье – письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу)

Произведение было написано в 12 веке, а мы его изучаем в 21 веке. Это вам о чём-нибудь говорит? Выскажите свои предположения.

Цель проговариваем: не потеряло ли своей значимости «Поучение» в наши дни?

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою два кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Костюмер приготовил шляпы

Слушают сообщение историка и отвечают на заданный предварительно вопрос

Смотрят презентацию, выбирают самое колоритное изображение, высказывают свои мысли

Работают в парах, формулируют вопросы и задают их друг другу

Высказывают свои предположения

Формулируют цель урока

Зарядку проводит ученик

Учащиеся выполняют элементарные физические упражнения.

Л: желают приобретать новые знания

П: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания

Р: осознают недостаточность своих знаний

К: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации,

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают друг другу вопросы

Практическая деятельность по реализации поставленной цели

Работа с текстом

(домашнее задание)

Выразительное чтение

Дома вы должны были составить словарь непонятных слов, а также выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

Прочитайте один из советов. Прокомментируйте его, определяя его значимость в наши дни для вас.

Ни правого, ни виновного не убивайте

Гордости не имейте в сердце и в уме.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

В дому своём не ленитесь.

Лжи остерегайтеся

Не пропустимте человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Ученик представляет его до урока на закрытой доске

Читают выразительно и комментируют

Ученица представила свой ответ в виде дерева ( на стволе написано название, на кронах – советы, внизу – в основании- Владимир Мономах)

Л: желают показать свои умения, знания

П: читают и слушают, извлекая нужную информацию

Р: контролируют учебные действия, замечают неточности

К: умеют слушать и слышать друг друга, высказывать свою точку зрения

Выразительное чтение и комментирование

Первичное закрепление

Класс разбивается на  три группы

(работаем в печатных тетрадях

1 – стр. 27 (5)

2- стр. 22 (7)

 3 группа – в рабочих тетрадях

Групповые задания:

1 группа. Назовите нравственные качества, которые Мономах ценит превыше всего? (Милосердие, покаяние, справедливость, признание своих ошибок)

2 группа. Что Владимир Мономах считает основным пороком?

3 группа. Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении»

(Мономах – образованный, мудрый политик, отважный воин, добрый отец, заботливый, справедливый, истинный христианин)

-Какое качество личности князя для нас с вами сегодня самое важное

(ДОБРЫЙ отец)?

Выполняют вариантные задания, обсуждая в парах,

доказывают словами текста

самостоятельно формулируют вывод

Л: желают совершенствовать свои знания

П: выполняют учебно-познавательные действия

Р: адекватно оценивают свои достижения

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, интересуются чужим мнением и высказывают своё

Письменные ответы на поставленные вопросы

Включение в систему знаний

Представление речевой ситуации

Обратитесь к словам «Поучения», которые определяют тему урока.

Только ли к своим детям обращается Владимир Мономах?

Наставляя своих детей Владимир Мономах завещал и нам с вами бережно относиться  друг к другу и говорить добрые слова, а главное – слушать советы родителей и следовать им.

По древней русской традиции родительское слово(благословение) требовалось на всякое дело.

Объясните лексическое значение слова 

(доброе, полезное, служащее счастью)

Разыграйте речевую ситуацию в парах : один из вас – родитель – даёт совет, другой – ребёнок – должен сказать что-либо в ответ.

-Всегда ли вы следуете родительским советам? От чего это зависит?

Не трудно понять, что родительские советы идут от самого сердца, и это не удивительно – только родители любят вас так сильно и искренне. Они хотят вам добра, счастья, успехов.

Читают слова из текста (на доске) и отвечают на поставленный вопрос, демонстрируя умение правильно строить предложения

Объясняют значение слова  «благословение»

Разыгрывают ситуацию в парах (родитель – ребёнок,

даёт совет – говорит что-либо в ответ)

Формулируют самостоятельно ответ на вопрос.

Л: понимают значение приобретённых знаний для человека, способны оценивать ценность семейных традиций

П: приобретают умения использовать приобретённые знания в повседневной жизни

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оценка речевой ситуации (оценивают устно)

Домашнее задание

Комментирование домашнего задания (на выбор)

1.Индивидуальные задания:

Сообщение об общественной деятельности М.В.Ломоносова.

Сообщение о литературной деятельности М.В. Ломоносова

2. Задания на выбор:

Стр. 102, задание 7

Стр. 109 «После уроков»

Самостоятельно выбирают себе задание (уровень сложности)

Самостоятельный выбор даёт дополнительную возможность самореализации, что позволяет отследить уровень его компетентности

Л: осознают личностную значимость учебного материала

П: приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

К:правильно строят монологическую речь (устную и и письменную)

Рефлексия учебной деятельности (осознание своей учебной деятельности)

Творческое задание

АМО

«Синквейн» (обогащает словарный запас, учит формулировать идею – ключевую фразу)

Составление и комментирование пословиц

Обращаясь к проблеме, вынесенной на урок, попробуем с вами определить: пришли ли мы к единогласному видению решения проблемы.

Задания на выбор:

  1. Составить синквейн

ПОУЧЕНИЕ

Важное, мудрое

Помогает, направляет, воспитывает

Определяет правильный жизненный путь

КРЕДО

(нравственные убеждения)

  1. Составить пословицы, одну прокомментировать

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Советы пользу тем приносят, когда они их просят.

Помогает оценить итоги деятельности

Заключительное слово учителя

Моим напутствием станут слова из книги Притчей Соломоновых: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей».

Выполняют задание творческого характера,

подводят итог своей деятельности,

анализируют деятельность одноклассников

Л: осознают значимость приобретённых знаний, роль родительских наставлений в жизни человека

П:приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность

Р: оценивают свою деятельность, достигнутый результат

Творческая работа в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...

Технологическая карта урока немецкого языка и литературы "Белеет парус одинокий"

Интегрированный урок немецкого языка и урока литературы. Учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю Лермонтова в переводах. Сравнивают,анализируют как русское стихотворение,так и его немецкие переводы....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 5 классе на тему «Литературная стилизация в сказке А.Н.Толстого «Кикимора» из цикла «Русалочьи сказки».

Данная разработка пригодится на уроках внеклассного чтения для закрепления по теме "Русские народные сказки". Материал развивает кругозор, знакомит с понятием стилизации, учит анализировать ...

Проектирование технологических карт уроков русского языка и литературы

Проектирование технологических карт уроков русского языка и литературы...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...