Технологическая карта урока немецкого языка и литературы "Белеет парус одинокий"
план-конспект урока по немецкому языку (7 класс) на тему

Интегрированный урок немецкого языка и урока литературы. Учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю Лермонтова в переводах. Сравнивают,анализируют как русское стихотворение,так и его немецкие переводы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc604.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы и немецкого языка в 7 классе. «Белеет парус одинокий»- «Ein weißes Segel ist zu sehen»

Учитель: Казакова Н.В.(учитель немецкого языка) и учитель литературы

Тема: «Белеет парус одинокий»- «Ein weißes Segel ist zu sehen»

Тип урока:интегрированный

Используемые технологии:обучение в сотрудничестве, проблемно-диалогическое обучение, технологии критического мышления.

Класс: 7класс

Цель: знакомство с переводом творчества М.Ю. Лермонтова на немецком языке,углубление навыков анализа текста,образов- персонажей, посредством анализа перевода исходного текста на немецкий язык и его последующим переводом на русский.

УУД,предметные результаты:

различать на слух иноязычные слова,

владеть смысловым чтением,

анализировать и обобщать, доказывать и делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения,

уметь читать с полным пониманием прочитанного иноязычного текста,

устанавливать причинно-следственные связи.

метапредметные результаты:

уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

выдвигать версии,

работать по плану,

работать в группе.

личностные результаты:

уметь выслушивать своего одноклассника,быть внимательным на уроке

проявлять активность на уроке,

осознать возможность самореализации средствами немецкого языка.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты этап

Организационный момент

Настроить на работу

Hallo? Wie geht es? Es geht mir gut.

Guten Morgen! Es geht! Danke!

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

Этап мотивации

 

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Heute arbeiten wir mit einem Gedicht. Hört bitte zu und sagt wie heißt das Gedicht auf Russisch?

Wer kann antworten? Ich helfe, der Dichter ist M.Lermontov

Ja,richtig! Und wer kann das     Gedicht auf Russisch vorlesen?

Слушают стихотворение.

По ключевым знакомым  словам приходят к выводу,что это «Парус» М.Ю.Лермонтова

Рассказывают стихотворение на русском языке.

Включение в деловой ритм,развитие мыслительных операций. Умение воспринимать на слух иноязычную речь,анализировать и приходить к логическому выводу.

Этап актуализации

Организация коммуникативного воздействий для достижения цели

Учитель литературы: Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Данное стихотворение было написано юным семнадцатилетним поэтом в 1832 году. В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть Москву и прервать учебную деятельность в университете. Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремляется в Петербург, где остается наедине со своими мыслями и чувствами. Там в холодном Петербурге, гуляя по берегам Финского залива, юный Михаил и создает своё бессмертное произведение. В раннем варианте стихотворение «Парус» начиналось словами: «Белеет парус отдаленный». Впоследствии Лермонтов переработал первую строчку.

Скажите,что описывает автор в этом произведении?

Какая тема поднята автором?

Как вы понимаете стихотворение Лермонтова?

Что вы можете сказать про способ стихосложения и рифму?

Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус.

 

Тема одиночества

На фоне морского пейзажа и белеющего паруса четко проявляется философский смысл в одиночестве поэта, как паруса пытающегося найти свой берег. Пейзаж бушующего моря олицетворяет повседневную суматоху в людской жизни. В этом постоянном течение жизни и находится юный Лермонтов с его глубоким внутренним миром.

В композиции стихотворение можно почувствовать не только внешнее углубление паруса в морскую стихию, но и внутренне переживания поэта, в связи с возникшими жизненными трудностями. Автору хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань.

Стихотворение написано в стиле четырехстопного ямба. Читая произведения, прослеживается перекрестная рифмовка, когда первая и третья строчки в каждой из строф заканчиваются на женскую рифму. В случае написания второй, а также четвертой строчек преобладаем мужская рифма.

Умение отвечать на вопросы,применяя ранее полученные знания по предмету, раскрывать понимание текста, умение подбирать аргументы и делать логические выводы.

Этап открытия новых знаний

Восприятие иноязычной речи на слух, чтение с полным пониманием,умение анализировать текст,применяя ранее полученные знания

Auf Deutsch gibt es einige Übersetzungen von diesem Gedicht.

Wir arbeiten jetzt mit diesen Varianten. Aber zuerst macht 2 Gruppen!

Jede Gruppe bekommt eine Übersetzung. Eure Aufgabe :

-Findet bitte das Reim!

- Findet die Schlüsselwörter!

-Macht die buchstabliche Übersetzung!

- Analysiert eure Variante und das Gedicht von M. Lermontov

Ihr habt 15 Minuten Zeit!

Учащиеся делятся на 2 группы.

Каждая группа получает по одному варианту перевода стихотворения «Парус»,находит и анализирует какую рифму выбрал переводчик, какие слова и выражения использовал переводчик. Сравнивают дословный получившийся перевод с исходным текстом. Анализируют и делают вывод.

Учащиеся использует по мере необходимости немецко-русский словарь.

Умение работать по плану в команде, сверяя свои действия и цель, корректировать свою деятельность.

Формируются и отрабатываются умения полно и точно понимать текст, анализировать немецкое стихотворения,применяя навыки анализа русского произведения.

Этап представления полученного нового знания,развития навыков аудирования

Этап рефлексии

Представления результатов совместной работы

Осознание учащимися своей учебной деятельности,самооценка деятельности

Und jetzt presentiert eure Arbeit!Jede Gruppe hat 3 Minuten Zeit!

Sagt welche Variante ihr besser findet?Danke für eure Arbeit! Sagt,was habt ihr Neues heute erfahren?

Каждая группа представляет полученную работу.

Учащиеся выбирают вариант перевода,который им больше нравится,отвечают,что нового они сегодня узнали.

Развитие умений отображать в устной форме результаты совместной деятельности

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Умение резюмировать, подводить итог

Домашнее задание

Закрепить на уроке полученные знания,возможность представить свой вариант перевода

Macht selbst die Übersetzung vom Gedicht “Segel”

Развитие умений творческого перевода

Раздаточный материал

Ein Segler

Einsam glänzt ein weiβes Segel

In des Meeres blauem Nebel!

Von der Fremde, was verlangt's?

Was verblieb am Heimatstrand? …

 

Winde heulen, treiben Wogen,

Und der Mast knarrt weggebogen …

Weh, der Segler sucht kein Glück,

Und er weist es nicht zurück!

 

Unter ihm strümt helle Bläue,

Golden strahlt die Sonn aufs Neue …

Mit der Windsbraut will er rechten,

Als wenn Stürme Ruhe brächten!

Segel

Ein weißes Segel ist zu sehen
Allein in blauem Dunst des Meer’.
Was sucht es in der weiten Ferne?
Was treibt vom Heimatland es her?
Die Wellen stürmen, pfeift der Wind,
Der Mast auf’m Schifflein quietscht und bückt,
O leider sucht es sich kein Glück
Und auch nicht vor Glück es flieht.
Da oben scheint die Sonne hell
Und unten liegt das blaue Meer.
Doch Sturm sucht es sich, ein Rebell!
Als ob im Sturm die Ruhe wär’!  

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе. УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим.

Данный урок является уроком закрепления  счёта до 10. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим....

Технологическая карта урока немецкого языка для 5 класса по теме "Моя семья" к учебнику немецкого языка как второго автор Аверин М. М. "Горизонты"

Технологическая карта урока разработана для конкурса ТОИУУ ООО "Современный урок немецкого языка в условиях реализации ФГОС ООО".Технологическая карта урока разработана в соответствии со стандартом но...

Технологическая карта урока немецкого языка. 6 класс. Немецкие школы. Какие они?

Урок отработки умений и рефлексий.Деятельностная цель: формирование у учащихся умений высказывания собственного мнения о школе.Содержательная цель: расширение лексической базы за счет включения в нее ...

Технологическая карта урока немецкого языка в 5 классе по теме : "Старый немецкий город.Что в нём?"

Технологическая карта урока немецкого языка в 5 классе по теме : "Старый немецкий город.Что в нём?"...

Технологическая карта урока немецкого языка, 7 класс. по теме "Добро пожаловать в немецкие города!"

Урок немецкого языка в 7 классе "Добро пожаловать в немецкие города!"...

Технологическая карта урока немецкого языка по теме «Spezialitäten in Deutschland, Ősterreich und in der Schweiz». 6 класс (немецкий язык как второй иностранный, второй год обучения). УМК «Горизонты», 6 класс, Аверин М.М.,Джин Ф.,Рорман П., Издательство «

Тема урока: введение новой лексики по теме «Spezialitäten in Deutschland, Ősterreich und in der Schweiz»Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок в изучаемой темеТип урока: Урок открытия...