Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

 

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Урок  разработала  учитель русского языка

 и литературы  Яушева О.В.

Предмет: литература

Класс: 8

Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Цели урока: 

∙••••••• знакомство с 1 главой романа;

∙•••••••  совершенствование умения  осмысливать и анализировать читаемое произведение;

∙••••••• развитие логического мышления, устной и письменной речи, памяти;

∙••••••• развитие коммуникативных  навыков, формирование толерантного отношения к мнению друг друга.

∙•••••••  воспитание нравственных качеств.

 

Тип урока:  урок актуализации знаний и умений.

 

 Технологическая карта  урока

 


Стадии и этапы урока



Деятельность



учителя



Деятельность учащихся


Стадия «Вызов»


 


 Сегодня мы с вами вместе будем работать над 1 главой  романа «Капитанская дочка».


- Скажите, ребята, какими прилагательными можно конкретизировать   слово «характер»?


 


- Вы можете сказать, какой у вас характер?


 


- Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? Давайте попробуем оформить ваши предположения как кластер.


Один элемент кластера мы оставим пустым и вернемся к нему позже.


 


- Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?


 


- Какие учебные задачи вы поставите перед собой  на урок?


 


Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Прочитайте эпиграфы (их 2) к 1 главе.


- Как вы  думаете, о чем в ней будет идти речь? Обсудите в парах прочитанное. (1-2 мин.) Поделитесь друг с другом своими мыслями и сформулируйте свои предположения.


 


 


 


Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер


 


окружение

друзья

Выражают свое мнение, обосновывают его.


  характер

 


 


 


 


 


 


 


 


 



Формирование характера главного героя  


 


Высказывают свои варианты: прочитать 1 главу, осмыслить содержание, узнать о формировании характера главного героя


 


 


 


 


Работа в парах. Конкретизируют мысль, высказывают свои предположения.


(об отце главного героя, о службе, о характере героя)


Осмысле-ние содержа-ния


- Теперь давайте познакомимся с текстом 1 главы, применяя известный нам прием «Чтение с остановками».


- Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату.


1-ая остановка.


-  От чьего имени ведется повествование?


- Дело в том, что в окончательный вариант повести не вошло предисловие, из которого было видно, что все повествование обращено к внуку Петра Гринева, т.е. перед нами воспоминания деда о прошедшей жизни с наставлениями внуку.


- Кто такой Андрей Петрович Гринев?


-  Какой факт из жизни матери героя поразил  вас в этом небольшом по объему отрывке?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


От лица рассказчика


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор.


Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве.


Мать  была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви.


 


 2 остановка.


- Как вы можете охарактеризовать рассказчика?


 


 


 


 


 


- В каких условиях воспитывался Петруша?


 


-Почему крепостной дядька Савельич вызывает  у читателей симпатию?


 


- Что мы узнаем о семействе Гриневых?


 


 


Рассказчик Гринев не приукрашивает себя, что он правдив, прям, сердечен, наделен чувством юмора, считается с другими людьми. Пушкин дает понять, что рассказу Гринева можно верить).


Сначала его воспитывает стремянной, Савельич. А потом француз Бопре.


Это прямодушный человек, любящий своего  воспитанника-барина.


 


Это провинциальные дворяне, которые живут в небольшой усадьбе. Они любят и заботятся друг о друге.


 


3 остановка.


-Каковы представления Петра на военную службу?


 


 


 


- Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу?


 


 


 


- Почему он не отсылает сына в гвардию, в семеновский полк, о котором мечтал Петр?


 


 


 


 


 


 


-Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Как вы их понимаете?


 


    


Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем- веселую жизнь в Петербурге.


 


Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг.


Сына своего он отправляет не в гвардию в Петербург, где тот мог бы, благодаря родственным связям, быстро получить чины без заслуг, а в армию, в глухую провинцию. Отец полагал, что в армии его сын лучше сумеет подготовиться к исполнению воинского долга.


Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».


 


4 остановка


- Скажите, можно ли считать отъезд из родного дома вторым этапом формирования характера Петра Гринева? Почему?


 


-Предположите, как отреагирует Савельич на поступок барина?


   


Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно.


 


 


Высказывают предположения


 


 


 5 остановка


-Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие события?


 


-Попробуйте передать чувства героя своими словами.


 


- Как проявился характер Гринева при его первом вступлении в самостоятельную жизнь?


 


 


 


 


 


 


Глубокое раскаяние, стыд, неловкость


 


Хоть и наделал глупостей, но показал себя как человек слова, раскаивается в своем поступке, сожалеет о нем.


 Рефлек-сия


 Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к кластеру, который составляли в начале.


Помните, тот не заполненный элемент? Как вы считаете, что важно еще для формирования характера литературного героя и каждого из нас?


 


- Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник?


 - Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе.


 


- В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы.


 


- Скажите, те задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока, вы смогли решить?


 


ОЦЕНКИ


 


 


 


Личный опыт, выводы из личного опыта.


 


Пример: «Береги честь смолоду» - это кодекс поведения любого молодого человека.


 


 


 


Петр, Савельич, Зурин, отец, Бопре.


 


 


 


 


 


Домаш-нее задание


 1.Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича.


2.Чит.2-4 главы романа.


 


 


 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1 и II глав

Цель урока: создать условия для определения жанровых особенностей произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева; содействовать развитию у школьников навыков анализа тек...

Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва...

«Путь становления личности Петра Гринёва по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»». (подготовка к сочинению).

Методическая разработка урока по произведению А.С.Пушкина  «Капитанская дочка». Материал подготовлен мною в соавторстве с учителем русского языка и литературы  Корбут Н.В....

Дорога чести Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Сформировать  понятия  чести на основе поступков героя, способствовать осмыслению произведения углубить понимание идейно - художественного богатства повести....

презентация к уроку литературы в 8 классе "«Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

презентация к уроку литературы по теме «Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»...

«Формирование характера Петра Гринева» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В основу разработки урока положена стратегия «чтение с остановками», которая дополнена приемами технологии ...

Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

В данной работе рассматривается один  из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка".  Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...