Конспект урока: Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1 и II глав
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Колодченко Валентина Васильевна

Цель урока: создать условия для определения жанровых особенностей произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева; содействовать развитию у школьников навыков анализа текста

Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ содержания глав.

Теория: мемуары, жанр, сюжет.

Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.

Оборудование: демонстрационный материал по литературе для VII класса; художественный текст любого издания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl._kap._dochka_2.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

ТЕМА: Формирование характера Петра Гринева.

Разбор 1 и II глав

Цель урока: создать условия для определения жанровых особенностей произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева; содействовать развитию у школьников навыков анализа текста

Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ содержания глав.

Теория: мемуары, жанр, сюжет.

Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.

Оборудование: демонстрационный материал по литературе для VII класса; художественный текст любого издания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по статье В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании».

II. Слово учителя.

В критической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие — лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи — этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы — вопросы в ходе изучения произведения. Также до сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это — повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? (учащиеся зачитывают из словариков определения данных литературоведческих терминов).

«Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Действительно, такие определения в литературоведении существуют. Но можно ли говорить о ней как об историческом романе, семейных записках или мемуаров? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (вроде Емельяна Пугачева и Екатерины II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.

III. Беседа с учащимися.

— На какие циклы можно разделить повесть?

(Три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до неожиданных происшествий, имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-VII — картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика;

ХII — ХIV — роль развернутого эпилога.)

— Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность) этого мнения, перечитав эпиграфы вместе с названием глав.

Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме. А в каких условиях воспитывался Петруша?

— Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет?

— Что пришлось испытать Петруше в это время?

Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника.

Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки — вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением судить «о свойства борзого кобеля», кое-как читать по-французски и драться на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем — веселую жизнь в Петербурге.

— А можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

(Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, хотя и в иронической форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился не- предвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.)

- Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева?

(С момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева — это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию (учащиеся читают соответствующие эпизоды). Две стороны характера молодого Гринева раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой —«вожатым», так как мечта о веселой, беззаветной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Зато встреча с «вожатым»  дает толчок проснуться в душе Гринева тому хорошему, светлому, что вынес герой из родительского дома.)

- Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.

(«Он его пропьет, собака, в первом кабаке. . ., Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя не смыслит, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому»).

Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пьяницу.

— А как реагирует бродяга на «барский подарок»?

(«Его благородие мне жалует шубу с своего плеча..»; Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким поклоном:

«Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».)

— Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку:

для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого – «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благородности Гринева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к достоинству. А человеку холодно... И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунство, - пишет В. Касатонов).

— Что такое милосердие? Милосердны ли вы?

(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием.)

- А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств?

(Многие стыдятся, потому что люди стали равнодушны друг другу, мерилом ценностей человека стали деньги, положение в обществе, наверное, потому падает нравственность наша. И мы, читатели, должны учиться быть человеком на примере добрых, истинных проявлений чувств героев повести.)

IV. Домашнее задание: 

1. Прочитать главы III-V

2. Кратко рассказать о жизни Гринева до начала Пугачевского восстания

V. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Формирование характера Петра Гринева"

Презентация помогает проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева. Развивает образное мышление, творческие способности, умение обобщать материал, выражать свое мнение....

Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....

Урок литературы в 8 классе по теме «Формирование характера Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

Обобщение, систематизация знаний учащихся, касающихся образа Петра Гринёва (проследить историю взросления главного героя), развитие устной речи учащихся, воспитание нравственных и моральных качеств на...

Конспект урока литературы в 7 классе "Коварство и ...?" (По главе "Голова Ягморта" из коми эпоса К.Жакова "Биармия" и "Бой Руслана с головой" из поэмы А.Пушкина "Руслан и Людмила")

Урок по программе под ред. А.Кутузова  проводится после изучения эпоса: русского (былина «Богатырское слово») и ирландского (сага «Угон быка из Куанлге») – как реализация национально-региональног...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

   Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...

«Формирование характера Петра Гринева» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В основу разработки урока положена стратегия «чтение с остановками», которая дополнена приемами технологии ...


 

Комментарии

Можно немного поспорить? Замашки крепостНИЧЕские. Обожаю Андрея Петровича. Какой же он КРЕПОСТНИК? и замашек нет у него. Это скорее ругательное слово. А у старшего Гринева - офицерская привычка к ответственности за других и порядку. А если проследить на уроках как меняются в Петруше усвоенные от отца офицерские представления о чести на (материнские???) общечеловеческие понятия человечности? проследить, как гвардии сержант становится человеком.