Конспект урока литературы в 7 классе "Коварство и ...?" (По главе "Голова Ягморта" из коми эпоса К.Жакова "Биармия" и "Бой Руслана с головой" из поэмы А.Пушкина "Руслан и Людмила")
план-конспект урока (литература, 7 класс) на тему

Харина Лидия Владимировна

Урок по программе под ред. А.Кутузова  проводится после изучения эпоса: русского (былина «Богатырское слово») и ирландского (сага «Угон быка из Куанлге») – как реализация национально-регионального компонента литературного образования школьников. Программа рекомендует для изучения отрывки из эпоса К.Жакова. Поскольку в 6 классе после обзора карело-финского эпоса «Калевала» учащиеся знакомились с сюжетом, смыслом названия «Биармии», то данная информация на уроке не приводится и работа ведётся с текстом одной главы. Урок создан в технологии «Диалог культур».  Для диалога текстов использованы тексты разных культур: русской (Пушкин) и коми (отрывок из "Биармии"Жакова, народная легенда коми-зырян о Ягморте). Кроме  схожести героев и сюжетов, текст Жакова интересен ещё и тем, что это одно из немногих оригинальных произведений коми литературы, написанных на русском языке (остальные являются переводами), что немаловажно в обучении русскоговорящих детей.  Через многоаспектный анализ слова коварство и сравнительный  анализ текстов проводится выход на нравственные проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kovarstvo_-_kopiya.doc136 КБ
Microsoft Office document icon didakt._obosnovanie_uroka.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Конспект урока литературы в 7 классе

                  по реализации национально-регионального компонента

                                        литературного образования

                    К. Жаков. Коми литературный эпос «Биармия»

                                    (Глава  VIII  «Голова   Ягморта»)

                             Имя урока – «Коварство и …?»

Цель урока:  формирование  диалогового  мышления и поликультурной компетентности на основе сопоставительного  анализа  произведений коми и русской культуры.

Задачи урока:

  1. Познавательный аспект:

- способствовать осознанию содержания текстов коми и русской культур

- способствовать формированию представлений об образах произведений

- создать условия для выявления причинно-следственных  связей в поведении и поступках героев

- способствовать обучению умениям вступать в диалог,  решать проблемы,  участвовать в коллективном обсуждении проблем

- способствовать формированию коммуникативных навыков (работать в группе)

- обучать умению проводить многоаспектный анализ ключевого слова (значение, этимология, синонимия, цветовая  характеристика звуков)

  2) Развивающий аспект:

 -  развивать  умения отвечать на вопросы,  выражать свои мысли ясно и точно

 -  развивать умения выделять главную мысль текста, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять сравнительную таблицу

-  способствовать развитию эмоциональной сферы  и творческих способностей учащихся

   

3) Воспитательный аспект:

      - воспитывать толерантность по отношению к другой культуре и другому народу

      - воспитывать умение сотрудничать и работать в группе, слушать и слышать

            - воспитывать терпимость, открытость, тактичность, готовность  

     прийти на помощь

 

Форма урока – урок-диалог.

Средства обучения:  тексты Пушкина и Жакова с толкованием непонятных  

                                    слов,  текст народной легенды коми-зырян о Ягморте,  

                                    отрывок из критической статьи о поэме «Руслан и  

                                    Людмила», тексты  для работы с эпитетами,  заготовки -  

                                    таблицы для сравнительного анализа текстов,

                                    кроссворды  «Знаешь ли ты текст произведения?»,  

                                    толковый словарь, словарь синонимов,  элементы  

                                    костюма для чтения по ролям (шлем, меч),  

                                    цветные карандаши, фломастеры, бумага.

ТСО:    мультимедийная  презентация  урока,  музыкальная запись отрывка    

             из  оперы  М.Глинки  «Руслан  и  Людмила».

       

              

                         

  1. Мотивационное начало. Введение темы: Ребус  или

               Интеллектуальная разминка «Первая буква»       

     1. В каком слове по современным нормам перед буквой е произносится      

         твёрдый согласный звук: шинель, музей, компьютер, фанера? (К)

     2. Из плодов он твёрже всех. Называется … (орех)   (О)

     3. Разность чисел 48 и 40  (восемь)    (В)

     4. Один из противительных союзов   (А) 

     5. В каком слове Г произносится не так, как в остальных: Бог, рог,    

         лёгкий?  (рог)      (Р)

     6. Кто родится с усами?   (сом)     (С)

     7. В каком слове есть окончание –а: бра, ура, триста, дыша?(триста)(Т)

     8. Какое слово отличается по составу от остальных: волосок, висок,  

         колосок?   (висок)   (В)

     9. Никто не пугает, а вся дрожит  (осина)   (О)

              Имя урока – «Коварство и …?»       

-  Второе слово в теме (оно обозначено ?) вы назовёте в конце урока.

  1. Загадка слова (многоаспектный анализ слова).

                        КОВАРСТВО

          А)  Цветовая характеристика звуков                         

- Учёные давно обратили внимание на разницу в цветовом восприятии звуков различными людьми.

         По мнению лингвиста А.Журавлёва, звук О светло-жёлтый,  А густо-красный.

         Французский поэт Артюр Рембо (сонет «Гласные») так раскрасил звуки: О синий, А чёрный.

          Для немецкого языковеда А.Шлегеля  О пурпурный,  А  красный.

          Русский поэт Андрей Белый  считает  О  ярко-оранжевым,  А белым. 

          С позиции древнего учёного Платона,  Р чёрный, страшный звук.

- Заметьте, что звук А, «окрашенный» преимущественно в красные и чёрные тона, занимает в слове самую важную, ударную позицию.

- Какое впечатление создаётся от цветовой характеристики звуков? Слово страшное или нет? Почему?

           Б)  Стихотворение-загадка (автор М.Люфти)           

                   Чтобы железо в огне накалилось,

                   Горн раздувает он.

                   Чтобы железо в огне размягчилось

                   Сразу со всех сторон,

                   Он на огне его держит и вертит,

                    Знает, когда достать…

                    А как достанет, может, поверьте,

                    Всё, что хочешь, сковать:

                    Плуг и мотыгу, клинок и лопату,

                    Цепи, подкову, струну…

                    Может любую игрушку ребятам

                    Сделать в минуту одну.

                    Может отлить вам ворота литые,

                    Ну и засов заодно…

                    Иль откуёт вам решётки резные,

                    Чтобы украсить окно.

- Кто это?   (Кузнец)                                            

- Какое отношение это слово имеет к нашей теме?  Подсказка:  попробуйте отыскать в  стихотворении однокоренные слова.

   (сковать, подкова, откуёт, кузнец)    

- Добавим ещё слово  оковы. Какие версии будут теперь?

             В)  Этимология слова «коварство».                     

- Заимствовано из старославянского языка. Там образовано от  коварь- «кузнец» с помощью суффикса  -ьн- (современный –н-). Первоначальное значение – «кто куёт цепи». Коварь, сохранившееся в чешском языке, является производным от  ковати с суффиксом – рь.  Ковать- общеславянское  «бить, рубить, ударять».

                 Краткий этимологический словарь русского языка.    

 - Если копнуть ещё более глубоко, то можно обнаружить, что в реликтовом языке  археоморфа   -КО-  отражала понятие  «бить,  колотить, стучать, долбить» (сравните: колоКОл,  КОвать,  подКОва).  Археоморфа  -ВА-  означала  «захват, охват, вместилище».                                

- Так какое же впечатление создаётся, когда вы слышите слово «коварство»?

                              (что-то неприятное, тяжёлое, сродни оковам)

               Г)  Значение слова «коварство» (работа со словарями)

-  Найдите определение этого слова в «Толковом словаре живого великорусского языка»  В.И.Даля:

             Коварство – свойство коварного.

             Коварный – кто куёт ковы, пута, лукавый, злорадный, хитрый,  

             замышляющий, двуличный; строит каверзы(интриги, злые проделки),

             козни (злые умыслы).                                                

-  А как определяет значение этого слова С.И.Ожегов  в «Словаре русского языка»?

              Коварство – злонамеренность,  прикрытая  показным  

              доброжелательством.

-  Найдите в «Словаре синонимов русского языка» З.И.Александровой  синонимы  к этому слову:

               Коварный – вероломный;  каверзный (разг.);  злокозненный (устар.)

               Коварство – вероломство, вероломность; предательство; иудин  

               поцелуй (книжн.)                                                        

  3. Диалог с текстом.                                            

А) Работа в группах (5 минут).

                                        Группа  № 1.

        Эпизод  «Бой Руслана с головой»

  • Ответы на вопросы:

- Какое  «чудо»  увидел «храбрый князь» вместо  холма?

- Как выглядела голова? Подтвердите текстом.

- Почему красота головы «ужасна»? Подтвердите текстом.

- Какое слово в характеристике карлы Черномора повторяется чаще всего?  

  Почему?    («злобный», «зол ужасно», «чего не выдумает злоба», «злодей»,  

  «злобный карла»)

- С кем сравнивается богатырь в конце битвы? Почему?

- Почему витязь, став обладателем богатырского меча, не убивает  

  противника? Как это его характеризует?

- Как автор называет голову? Почему?   («пустыни сторож  безымянный»)

                                         

  • Работа с художественными средствами      

           (для характеристики головы):

 - Восстановите текст, вставив пропущенные эпитеты (пустая,  жалкий, ужасной,  чудесный,  грозной,  безымянный,  страшное)

      Вдали чернеет холм огромный,

       И  что-то …… храпит.

                        Он  ближе к  холму,  ближе – слышит:

                        …...  холм  как  будто   дышит.

                                               В  своей  …… красоте

                                               Над  мрачной  степью  возвышаясь,

                                               Безмолвием окружена,

                                               Пустыни  сторож  ……,

                                               Руслану  предстоит  она

                                               Громадой ……  и  туманной.

                                                                  «Молчи, ……  голова!»

                                                                                     Вдруг,  изумлённый,  внемлет  он

                                                                                     Главы  молящей ……  стон.

                                     

                                    Группа №2.

         Эпизод «Голова Ягморта»

  • Ответы на вопросы:

- Куда и зачем отправляются герои?

- Как выглядят путники? Подтвердите текстом.

- Где располагалась голова? Как она выглядит?

- Почему голова не пропускает путников?

- Кто из героев разгневался больше других? Почему?

- Как в разговоре с головой повёл себя Яур-князь?

- Какими словами описывает Яур-князь свою невесту Райду?

- Почему князь предположил, что голова – это бог подземный?

  • Работа с художественными средствами                

            (для характеристики головы):

    - Восстановите текст, вставив пропущенные эпитеты ( бурное,  светлой,  седых,  всесильной,  немых,  речное,  вещее)

           В  том   ущелье  узко – светлом

             Чудище  ……  в  волнах.

                           Голова  уста  открыла,

                           Слово  ……  сказала.

                                       Принесём  мы  жертву  в  парме

                                      Голове  твоей  ……

                                               Великан  Ягморт  из  Джеджим,

                                               Сын  лесов  и ……  тундры.

                                                             Голова  моя  лежит  здесь

                                                             Посреди  …… ,  отлогих

                                                            Островов ……,  недвижных.

                                                                         Словом  сердце  ты  угладил,

                                                                         Сердце …… Ягморта.

                                                               

                                              Группа №3.

                                  Артисты - исполнители    

                       (готовятся к чтению диалогов  по ролям

                               с элементами  театрализации)

           Б) Слово учителя.                                                           

      У А.С.Пушкина о голове сказано: «чудо», похожее на холм; «пустыни сторож безымянный». У К.Ф.Жакова – «чудище  речное», «страшилище».

Что же это за чудо такое? Интересна этимология слова голова. В этом общеславянском слове корень тот же, что и в слове желвак от древнерусского  желва-«черепаха» (родственное литовскому  golva – «голова»). Первоначальное значение слова – «череп(ок)». Во французском языке – «череп, черепок, горшок». Сравните переносные метафорические просторечные названия головы – котелок, горшок, черепок. Первоначальное праславянское значение – «лысая голова, похожая на череп».

    - Проще говоря,  голова – это черепок, кость? (Помните «Песнь о вещем Олеге»?  Там Олег, глядя на череп коня, восклицает:

                 Так вот где таилась погибель моя!

                 Мне смертию  кость угрожала…)

    - В чём парадокс использования этого образа  у А.Пушкина и у К.Жакова?

                               (Голова живая, у неё есть характер, есть своя история)

            В)  История головы.

    - Расскажите историю головы из пушкинской поэмы  и историю головы Ягморта.

    - Сформулируйте вопросы по истории каждой головы (один-два) и задайте  

 их друг другу  (работа в паре)                                  

           (В случае затруднения учитель задаёт вопросы сам, например,

           по тексту Пушкина:

  • Почему у головы так много  злобы и ярости?
  • «Достоин плача жребий мой…»- заявляет голова. Согласны ли вы с этим?
  • Каков конец головы? Подтвердите текстом.

           по тексту Жакова:

  • В чём причина гибели великана Ягморта?
  • Каков характер головы?
  • Почему голова в конечном итоге пропускает путников?)

  1. Диалог героев произведений

   А)  Диалог Руслана с головой – чтение по ролям с элементами театрализации  (группа № 3)  от слов: «И вслед раздался голос шумный…»  до  слов:  «И кровь из бешеного зева //  Рекою  побежала  вмиг»   (чтение  на фоне музыки из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»)

   Б)   Диалог путников с головой Ягморта – чтение по ролям с элементами  театрализации  (группа № 3):

  • Диалог Верморта с головой (от слов: «Посмотрел Верморт, пленитель…» до слов: «Голова та великана…»)
  • Диалог Яура с головой (от  слов: «Слово доброе промолвил…» до  «Исполать тебе, мой Яур…»)

      - Насколько наши «актёры» сумели передать характеры героев      

      произведений?

 

  1. Диалог с произведением живописи.                            

       - Рассмотрите рисунок вашей ровесницы, ученицы 7 класса Любы Ч. к    

         тексту К.Жакова. Такой ли вы себе представляли голову Ягморта?  

          Какими словами из текста можно рисунок озаглавить?

       - Ещё один рисунок Любы – к отрывку из поэмы А.Пушкина.  

         Насколько точно передан замысел поэта?                  

       - Рассмотрите  картину художницы Т.Мавриной.        

         В чём особенность её видения пушкинского героя? Какие строчки из  

         текста поэмы «Руслан и Людмила» вы подписали бы под картиной?

  1. Проблемно – поисковая ситуация.

А)  Отчёты групп.

- Вернёмся к тексту. Какие эпитеты использовал А.Пушкин в характеристике  головы?                                                    

- С одной стороны, некое жуткое неопределённое существо (что-то страшное, чудесный холм, в ужасной красоте, громада грозная, сторож безымянный), с другой  -  вполне человеческая эмоция (жалкий стон), в которой явно видно сочувствие автора. Почему?

- Какими  эпитетами воспользовался К.Жаков  в характеристике головы Ягморта?                                                                              

                      ( чудище речное, слово головы вещее, голова всесильная,  

                      голова стала утёсом молчаливым и лежит посреди седых и  

                      немых островов,  Ягморт – сын светлой тундры, у Ягморта  

                      бурное сердце)

- Почему у К.Жакова совместилось в одном герое чудище, страшилище, живая голова, утёс, в который она превратилась, и великан Ягморт? В чём проявляется (или не проявляется?) авторское отношение к герою?

- Попробуем в этом разобраться, используя дополнительные источники.

         Б)  Работа в группах:

  • Группа № 1.   Задание - проанализировать отрывок из критической статьи Сергея Трухтина  о поэме «Руслан и Людмила»:

Живая, хоть и отрубленная голова великана – это что-то уже явно фантастическое, та абстрактная сущность, которая потеряла свою индивидуальность вместе с потерей тела… Когда-то карла Черномор с помощью хитрости отрубил волшебным мечом голову своему брату-великану. Тот – сильный, но глупый, живущий по указаниям своего брата (следовательно, и не сильный вовсе), - сам хотел было обмануть его, но тем самым вошёл не в своё пространство силы обмана, и поэтому проиграл. Теперь он – говорящая голова, которой велено стеречь меч-кладенец.

     

  • Группа № 2.    Задание – прочитать и пересказать народную легенду  коми-зырян о Ягморте:

Ягморт – не просто «лесной человек» (в переводе с языка коми-зырян), а лесное чудовище.  Это великан ростом с добрую сосну, по голосу и обличью – дикий зверь. Лицо обросло чёрной, как смоль, бородою; глаза кровавого цвета, дико сверкающие из-под густых бровей; одежда из невыделанной медвежьей шкуры. Ягморт, страшный и ужасный, жил одиноко в неприступных местах за непроходимыми лесами и болотами. Никто из людей не знал, где находится его жилище. Появлялся он  возле селений только для грабежей и убийств. Ягморт похищал скот, женщин и детей. Однажды у старейшины одного из селений пропала единственная дочь красавица Райда. Народ сразу понял, что это проделки  Ягморта.  Жених  Райды  и его верные друзья-охотники, вооружившись стрелами и копьями,  нашли  жилище лесного великана. Их было сто против его одного. Увидев, что  Ягморт подходит к своей пещере, охотники закидали его копьями, стрелами, камнями. Заревело злое чудовище, схватило палицу и понеслось в середину нападавших.  Началась страшная битва.  Много храбрецов пало мёртвыми от палицы  Ягморта, но и сам он стал изнемогать.  Многочисленные раны обессилили его, и он упал. Охотники отрубили ему руки, ноги, а потом  и голову.  В его пещере нашли много добычи и обезображенный  труп  несчастной  Райды.  Убитого  Ягморта закопали в глубокую яму и вбили осиновый шест, чтобы тот не встал из могилы.

    В)  Отчёты групп:

  • Ответы на вопросы по отрывку из поэмы «Руслан и Людмила»

       - Так сильный или слабый был великан?

       - Действительно ли глуп брат Черномора?

       - Сила – это добро или зло для исполина?

  • Анализ народной легенды коми-зырян о Ягморте:

-    Перескажите легенду.

-    Каким был Ягморт в народном представлении?

-    Как в легенде реализуется сюжет о Ягморте и Райде?

- Каков характер героя? Обратите внимание на рисунки, изображающие Ягморта из легенды и представляющие этот образ в балете «Ягморт».                                                        

-  Почему в эпизоде из «Биармии» К.Жаков показал нам голову совершенно другого героя – достойного человека, защитника людей и Родины?

-  Нет ответа на этот вопрос? Я тоже не знаю. Может быть, нам обратиться к литературному тексту?

   Г)   Выявление «золотого сечения» произведения.

- «Золотое сечение» - это гениальное изобретение великого итальянского художника, скульптора, инженера Леонардо да Винчи. Оно позволяет определить смысловой  центр в произведении искусства.

-   Задание: если вы правильно сложите из обрывков фразу,  то получите основную идею эпизода – то, что будет его  «золотым сечением».

     Пушкин

  ви     я     был     и      лой       тязь      уда    !              

      Жаков

  ви     Ти       из      я      ских      ман       тязь      гор     .

-     Проверьте   себя:                                                      

     Пушкин

    И  я  был  витязь  удалой!

                         Жаков

    Витязь  я  из  гор  Тиманских.

-   Найдите ключевое слово каждой фразы.

-   Каково значение этого слова? Подберите синонимы.

-   Интересна этимология этого слова.                          

                   На уже упоминавшемся нами реликтовом языке с учётом значения  

археоформ  получим славянское:                                    

                                     ВИ   +    Т(И)    +    А    +    СИ

                                        вить, оплетать,                  краем режет

                                        накручивать,                      краем режущий

                                        обвязывать                         СИ = «меч» (индоевр.)

                     Древнее   «в и   т и   а  си»  и  более позднее  слово «витязь»  

                имеют   полное  смысловое соответствие современной фразе:  

                «препоясанный мечом».  Речь идёт о человеке, достойном носить  

                меч;  это воин уважаемый, почитаемый, защитник.

                - Сравните с определением из «Толкового словаря живого  

                великорусского языка»  В.И.Даля: витязь – храбрый удатливый  

                воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, богатырь.

     -   Как же так:  в обоих эпизодах речь идёт об отрубленной (пусть  

     и  ожившей!) голове,  а смысловым  центром   становятся витязи,  

     богатыри, защитники, подобные  русскому Илье  Муромцу или

     герою ирландской саги  Кухулину и коми богатырю  Пере?

     Давайте опять обратимся к тексту и сравним эпизоды из  

     произведений  Пушкина и Жакова.

  1. Диалог текстов.
  • Ответы на вопросы (фронтальная работа):

-  Куда направляются герои? Какова цель их поездки?

-  Что и как изображают авторы перед встречей героев с головой?

-  Где лежит каждая голова? В чём смысл такого их месторасположения?

-  Как каждая голова встречает путников? Почему?

-  В чём сходство и в чём различие истории жизни каждой головы?

История какой головы вызывает большее сочувствие?

-  Сравните поведение героев при встрече с головой. Чем обусловлено поведение  Руслана и Яур-князя?

-  Каков характер каждой головы? Почему? Чем можно объяснить различие характеров?

-  Каков результат общения героев с головой?

-  Чем заканчивается каждый эпизод?  Почему?

  • Заполнение сравнительной таблицы  с помощью аппликации        

                                           (работа в группах):                                                      

Критерии

сравнения 

    Эпизод из текста

       А.С.Пушкина

     Эпизод из текста

         К.Ф.Жакова

Цель героев

Освобождение невесты

Поездка за невестой

Начало  

эпизода

Пейзаж (описание заката)

Пейзаж (описание реки)

Назначение головы

Преграда на пути

героя.

Преграда на пути

героя.

Место

расположения

головы

Посреди поля

В речном  проливе

Встреча

путников

Злобно, яростно,

пытается прогнать

Недружелюбно,

отказывается пропустить

Поведение героев

Герой оскорбляет

голову

Герой говорит голове добрые слова

Виновник участи витязя

Родной брат

Иноземцы, захватчики

Результат общения с головой

После битвы пропускает с условием – отомстить обидчику

Пропускает путников с миром

Конец эпизода

Обещание головы забыть оскорбление

Пейзаж (описание реки)

     

  • Проверка правильности заполнения таблицы.      
  • -  Попробуем определить ключевое понятие каждого эпизода.

Для этого надо  разгадать кроссворд  «Знаете ли вы текст  

     произведения?» (работа в группах с элементами  

                 соревнования «Кто быстрее»).

          -  Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово эпизода.

                  Группа № 1  -  кроссворд по тексту А.Пушкина.

                  Группа № 2 –  кроссворд по тексту К.Жакова.

                  Группа № 3 -   кроссворд по своему выбору.

             

                 Кроссворд  по  тексту  А. Пушкина                

                        «Бой Руслана с головой»                      

                                 1. К нязь

                            2. эх О

                                 3.  В итязь

                             4.  р А ссудок

                          5. ссо  Р а

                              6. я С треб

                           7. ос  Т ов

                                 8. В ихорь

                             9.  г О лова

       

 1) «Смотрит  храбрый  ……  - чудо видит пред собою»

         2)  «Чихнуло  ……»

         3)  «Ай,  …… , ай, герой!  Куда ты?»

         4)  «……  в мире жить велит»

         5)  «Меж нами  ……  закипела»

         6)  «Как  …… ,  богатырь летит»

         7)  «Мой  ……  оброс»

         8)  «Как  …… ,  свистнул  острый  меч»

         9)  «Уж  ……  слетела  с  плеч»

    -   Получилось ключевое понятие эпизода – коварство.

                 

               Кроссворд  по  тексту  К. Жакова                

                           «Голова  Ягморта»

  1. З олото

                                            2.  п  Л енитель

 3.   О шпи

 4.   К уль

                                            5.  г   О лова

                                                6.    Верморт

                                          7.   уст А

                                            8.  Яу Р

                                             9.  м  Н огодумно

                                                         10.  Ягм О рт

 

  1. « …… ,  меха собольи  в красных лодках увозили»
  2. «Посмотрел  Верморт, ……»
  3. «Сильный  ……  Лыадорса»
  4. «Может быть, ты - …… наш древний?»
  5. «  ……  лежит в проливе»
  6. «Лыадорса и  …… , игрок великий»
  7. «Голова  ……  открыла»
  8. «Слово доброе промолвил  …… , князь рыжебородый»
  9. «Тут Двина уж протекала  …… ,  величаво»

10) «Великан  ……  из Джеджим»                 

    -   Получилось ключевое  слово  текста– злоковарно.

  • Создание образа  КОВАРСТВА (индивидуальная работа – одно задание  по выбору учащихся).                                    

Задания (для выбора):                              

А)  Создайте образ – символ КОВАРСТВА, используя заготовки:

    - фигура (треугольник, круг, квадрат …….)

    - цвет (белый, чёрный, красный ……)

                   -  запах (приятный, плохой, мерзкий ……)

               

                Б)  Нарисуйте цветными карандашами своё восприятие этого слова

               

                В)  Сочините синквейн. Напоминаю структуру синквейна:

                     

                      1 строка.  Тема (1 существительное).

                      2 строка.  Характеристика темы (2 прилагательных).

                      3 строка.  Развитие темы (3 глагола).

                      4 строка.  Основная мысль (Фраза из 4 слов).

                      5 строка.  Уточнение темы (1 существительное).

             

 * Примеры синквейнов, составленных учащимися: 

                 Коварство.

               Злое, подлое.                              

       Разрушает, губит, убивает.                      

  Коварный человек опаснее врага.        

                Вероломство.                                      

                                                                  Коварство.

                                               Вероломное, предательское.

                                                  Бьёт, уничтожает, губит.

                                      Коварство – страшная разрушительная  сила.

                                                           Предательство.                                                                                                                                            

         

         8.  Обобщающая беседа:                  

        -  Какая голова  добрее (если так можно выразиться)?  Почему?

               (Голова Ягморта. Ведь  обезглавили великана из светлой  

               тундры иноземцы, враги, с которыми он боролся. Кроме  

               того, в коми культуре  не  принято утверждаться за счёт  

               других, нет духа агрессии, принято избегать конфликтов).

              -  Как утверждают учёные, например, Николай Бердяев, в русской    

                 культуре  наблюдаются "деспотизм, анархизм, вольность;  

                 жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность,  

                 мягкость; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и  

                 наглость; рабство и бунт".  Значит ли это, что русский народ хуже?  

                 Нет, он просто другой.  В русском человеке сплелись полярные  

                 черты  характера. Вспомните описание конца боя Руслана с  

                 головой:

                                    Уже Руслан готов разить,

                                    Уже взмахнул мечом широким –

                                    Вдруг, изумлённый, внемлет он

                                    Главы молящей жалкий стон…

                                    И тихо меч он опускает,

                                    В нём гнев свирепый умирает…

              -  Так, может быть, не случайно в текстах ключевое понятие  

                (коварство)  и «золотое сечение» (витязь) не совпадают?  

              -  Есть ли какая – то внутренняя связь между ними?  Попробуйте  

                 отыскать эту связь и подобрать такое слово, которым можно будет  

                 закончить название нашего урока:

                             КОВАРСТВО   и   ???  

                                (В случае затруднения можно предложить  

                                возможные варианты – верность,  преданность,

                                рыцарство, любовь)

             

            9.     Информация о домашнем задании  (на выбор):        

  • «Коварство и  … ?» (сочинение - размышление)   или
  •  Сравнительный  анализ  эпизодов  («Бой Руслана с головой»  и  «Голова  Ягморта»)                    

  1.    Рефлексия.                                                                          

     -  Сочините диаманту по названию нашего урока. Напоминаю структуру диаманты:

                                       Диаманта

            1 строка.  Тема (1 существительное).

            2 строка. Определение (2 прилагательных).

            3 строка. Действие (3 причастия).

           4 строка. Ассоциации (4 существительных).

           5 строка. Действие (2 – 3 причастия).

           6 строка. Определение (2 прилагательных).

           7 строка. Тема (1 существительное – антоним 1 строке).

* Примеры  диаманты, составленной учащимися:

                              Витязь.

                Смелый, великодушный.

 Сражающийся, защищающий, побеждающий.

            Воин, рыцарь, богатырь, герой.

        Обманутый, коварно уничтоженный.

                 Ужасный, безымянный.

                               Чудище.

                                                            Дружба.

                                                     Братская, крепкая.

                                Поддерживающая, подкрепляющая, помогающая.

                                          Доверие, простота, хитрость, обман.

                                         Завидующее, предающее, убивающее.

                                                     Злобное, враждебное.

                                                            Коварство.



Предварительный просмотр:

                                     Дидактическое   обоснование

                             урока   литературы   в   7 классе

Программа – под ред. А.Г.Кутузова.

Класс – 7класс.

Время -  2 часа: один урок – по программе, второй – за счёт урока развития речи, который есть в планировании после изучения раздела  «Герои эпоса».

Место урока в тематическом планировании – урок проводится после изучения эпоса: русского (былина «Богатырское слово») и ирландского (сага «Угон быка из Куанлге») – как реализация национально-регионального компонента литературного образования школьников.

Тема урока – Коми литературный эпос К.Ф.Жакова «Биармия» (глава  VIII  «Голова Ягморта»). Программа рекомендует для изучения отрывки из эпоса К.Жакова. Поскольку в 6 классе после обзора карело-финского эпоса «Калевала» учащиеся знакомились с сюжетом, смыслом названия «Биармии», то данная информация на уроке не приводится и работа ведётся с текстом одной главы.

Имя урока -  «Коварство  и …?»

Тип урока – комбинированный.

Технология – «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов). Цель - формирование диалогического мышления; обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных культур. Диалог культур разворачивается вокруг основных точек зрения, обучение строится на сквозном диалоге: учитель – ученик, ученик - ученик, ученик – группа, ученик – текст, внутренний диалог, диалог героев, диалог текстов. Для диалога текстов использованы тексты разных культур: русской (Пушкин) и коми (Жаков, народная легенда коми-зырян о Ягморте). Кроме того, что произведения схожи героями, сюжетом, текст Жакова интересен ещё и тем, что это одно из немногих оригинальных произведений коми литературы, написанных на русском языке (остальные являются переводами), что немаловажно в обучении русскоговорящих детей.  Точка удивления – загадка слова (многоаспектный анализ слова коварство). Игровые средоточия: словесные игры,  художественный образ, элементы ручного труда,  музыка,  театр.

Форма урока – урок – диалог. Создание ситуации диалога предполагает:

- поиск, волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может формироваться собственный смысл изучаемого материала;  переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся, порождение им своего вопроса как загадки;

- переработка учебного материала в систему проблемно- конфликтных вопросов и задач, постоянное воспроизведение ситуации незнания,  сгущение своего видения проблемы, своего вопроса, парадокса;  

- многоаспектный анализ слова;

- слово в контексте художественных произведений разных культур;

- выход в контекст вечных человеческих проблем;

- проектирование способов взаимодействия участников диалога, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;

- выявление зон импровизации, при которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников.

Формы организации познавательной деятельности учащихся – фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Приёмы мотивации познавательной деятельности – создание проблемной ситуации, показ недостаточности имеющихся знаний, использование произведений смежных искусств (живопись, музыка),  постоянные экскурсы в этимологию слов, использование сравнений, игровых ситуаций, привлечение занимательных примеров, парадоксов, возможность выбора заданий.

Учёт психологических особенностей школьников -  на этапе представления образа коварства учтены возможности детей с разными каналами восприятия, а при формировании групп – возможности правополушарных учащихся,  для которых характерно представление информации в виде образов, понимание метафоры, иносказания, развиты художественные способности, воображение, эмоции (группа №3 – «актёры - исполнители»).

Продуктивные методы обучения – проблемные, частично – поисковые, диалог, самостоятельная творческая работа.

Экспозиция урока – дети рассажены по трём группам.

Средства обучения – мультимедийная презентация урока, музыкальная запись отрывка из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила», рисунки, картины, тексты произведений, дополнительные источники информации.

До урока учащиеся должны прочитать:

      - главу VIII  из  «Биармии»  К.Ф.Жакова  («Голова Ягморта»)

      - отрывок  из Песни III  поэмы А.С.Пушкина  «Руслан и Людмила»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" (По рассказам П.Столповского "Замор" и "Заповедный путик")

Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" составлен на основе анализа рассказов  коми писателя П.Столповского  "Замор"  и  "Заповедный путик" с использ...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....

План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...