Литературно-музыкальная композиция " И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Литературно- музыкальная композиция даёт возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал, проникнуться  глубиной патриотических чувств. Композиция создана к 70- летию Великой Победы. Главная тема- тема исторической памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-muz_kompoz.docx31.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Бубновская средняя общеобразовательная школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области

ул.Мира, д.16, хут. Бубновский, Урюпинский район, Волгоградская область, 403101

тел.\ факс (84442)9-63-43,E-mail:urypsk102@ mail.ru

ОКПО 22419811, ОГРН 1023405776503, ИНН 3431004894,КПП 343101001

Литературно – музыкальная композиция

«И мы разобраться обязаны сами в  той боли, что мир перенёс»

                                                                  Работу выполнила:

                                                                  Мастаченко Елена Алексеевна,

                                                                  учитель   русского языка и литературы,  

                                                                  МБОУ Бубновской  СОШ

                                                                  Урюпинского района  

                                                                  Волгоградской области

                                                                             

                 

                                            х. Бубновский, 2015

Литературно- музыкальная композиция

«И мы разобраться обязаны сами в  той боли, что мир перенёс»

Блок 1 «ПАМЯТЬ» ( на фоне мелодии «Журавли» ведущие выходят вперёд)

1ВЕДУЩИЙ:

Как хорошо, что человек наделён памятью.

 2ВЕДУЩИЙ:

С чего начинается память?

С берёз?

С речного песочка?

С дождя на пороге?

1ВЕДУЩИЙ:

А если с убийства!

А если со слёз!

А если с воздушной тревоги!

2ВЕДУЩИЙ:

 А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростёртых!

1ВЕДУЩИЙ:

А если с недетского знания – как

Живое становится мёртвым

 2ВЕДУЩИЙ:

 И в пять, и в пятнадцать,

И в двадцать пять лет

ВМЕСТЕ: Войной начинается память.

     

2 блок:  «РАССТАВАНИЕ»  (выходят три пары,  вальсируют  под музыку)

 Звучит песня «Лёгкий школьный вальс» в исполнении учителя школы.

 (Пары танцуют.   Музыка вальса обрывается. Слышны звуки  взрывов,  рёв самолётов. Сцена прощания.)

 Звучит фонограмма «Голос Левитана- начало войны».

3 блок  «ВОЙНА»

Песня «Священная война» (. Юноши и девушки в военной форме занимают свои места на сцене: девушки-солдатки сидят на бревнышке, сыны полка сидят на шинели и чистят оружие, один солдат пишет письмо. Два солдата выходят вперёд. По краям сцены-  ведущие.  На слайдах презентации - цифры вторжения)

1СОЛДАТ:

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозное время войны

Присягают победой твои боевые сыны.

2СОЛДАТ:

Каждым колосом наших колхозных полей,

Трубным гулом моторов и шелестом тополей,

Жизнью наших детей мы клянемся сегодня тебе –

Смять фашистскую гадину в грозной, суровой борьбе.

(Солдаты садятся возле сынов полка)

1ВЕДУЩИЙ:

Сорок первый - он был жестокий,

Чтобы вражеский смять размах,

Шли мальчишки, зажав винтовки,

В неумелых ешё руках.

(С одной стороны сцены  выходит девушка, исполняет песню)

ПЕСНЯ (ДЕВУШКА)

Ах, война, что ж ты сделала подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
И ушли - за солдатом солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

1ДЕВУШКА-СОЛДАТКА ( обе девушки- солдатки встают, подходят ближе):

(НА ФОНЕ  МУЗЫКИ)

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привычный 41-й год.

ПЕСНЯ (ЮНОША) (с другой стороны сцены выходит  юноша, исполняет песню)

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб - разлука и дым,                                            наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

2 ДЕВУШКА-СОЛДАТКА:

Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы, девчата, похожие на парней.

Нет, это горят не хаты, то юность моя в огне.

Идут по войне девчата, похожие на парней.

1ДЕВУШКА-СОЛДАТКА:

Я только раз видала рукопашный

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

2ДЕВУШКА-СОЛДАТКА:

До сих пор не совсем понимаю,

Как же я и худа и мала

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах до победы дошли.

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас

Что гадать? Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

 (девушки возвращаются на свои места)

2ВЕДУЩИЙ:

Зенитчицы, сестры, радистки, врачи

В сраженьях ковали к победе ключи

Исполнили долг боевой до конца

Девчата отважные – чудо-сердца.

1ВЕДУЩИЙ: (на фоне музыки, на слайдах цифры)

Из нашего района  на фронт ушли ? женщины. ? из них не вернулись домой.

( Сыны полка встают и подходят ближе. Один достаёт из кармана листок, читает)

1СЫН ПОЛКА:  

«Заявление. Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна»

2СЫН ПОЛКА:

А нам не довелось играть в войну,

Не мы в нее – она играла нами:

На фронт мы убегали пацанами,

С вагонных крыш смотрели на страну.

1СЫН ПОЛКА:

Великоваты были нам шинели,

Во всем полку сапог не подобрать

Но все равно в боях мы все умели

Не отступать и побеждать.

2СЫН ПОЛКА:

В наших сердцах жила отвага

В двенадцать лет по-взрослому сильны

С победою дошли мы до рейхстага

Сыны полков своей страны.

(все поворачиваются вполоборота к экрану и замирают)

Песня «Дети войны» (Звучит плюсовая фонограмма, на слайдах кадры «Дети на войне)

2ВЕДУЩИЙ:

 Земля от взрывов дрожала.

Трещала танков броня.

Солнце в огне пожаров

Чернело, как головня.

1СОЛДАТ: (встает и подходит ближе)

 В атаку стальными рядами

Мы поступью твердой идём.

Родная столица за нами,

За нами родимый наш дом.(остается стоять)

2СОЛДАТ (на фоне взрывов пишет письмо, сидя вполоборота к залу):

«Милые мои родные, я не знаю, прочитаете ли вы когда-нибудь эти строки. Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой, жаркий, смертельный… танк подбит, кругом нас фашисты, весь день отбиваем атаку, улицы усеяны трупами.

Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем. Мы не думаем о спасении своей жизни, мы воины и не боимся умереть за Родину. Хорошо умирать, когда знаешь, что там далеко есть близкие люди, они помнят обо мне, думают, любят.»

Вы не плачьте. На могилу мою вы, наверное,  не придете, да и будет ли она могила-то?

1 ДЕВУШКА-СОЛДАТКА (встает и подходит ближе ):

«Бомбёжка. Все бросились в укрытие. Ия бегу. Слышу чей- то стон: «Помогите…», но бегу… через несколько минут до меня доходит, я чувствую на плече санитарную сумку и ещё стыд. Куда девался страх? Бегу назад: стонет раненый, бросаюсь к нему перевязывать. Затем второй, третий, четвёртый…»

2 СОЛДАТКА. (встает и подходит ближе)

«Мамочка, родная, я уже привыкла к сапогам, а ты говорила, что твоя дочь «неженка». К одному не могу привыкнуть- слишком много крови. Но идёт война, не на жизнь, а на смерть. И если уж мне придётся погибнуть- знай, что я погибла счастливая. Умереть достойно, защищая Родину- это ведь тоже счастье, которое даётся не каждому. Целую тебя, моя хорошая»

2ВЕДУЩИЙ:

Шли танки, и земля дрожала, тонула в грохоте стальном,

И танковых орудий жала белесым брызгали огнем.

На батарее ад кромешный,  земля взметнулась к небесам

И перебито, перемешано железо с кровью пополам.

1СОЛДАТ:

Высотку держим! А нас всего семнадцать!    

Разбило рацию, подмога не придет...                             

А умирать не хочется. Нам всем по двадцать...    

И каждого любимая подруга ждёт...    

2СОЛДАТ:

Ну вот опять они идут в атаку...            

А мы лишь одиночными в ответ.        

Беречь патроны! Их совсем немного...

Такой приказ, другого у нас нет.

 

3СОЛДАТ:

А фрицы подступают ближе, ближе,

И каждый раз труднее отбивать...      

Когда закончатся совсем патроны,     

Тогда штыками будем воевать!           

Все участники исполняют песню «На безымянной высоте».

1СОЛДАТ: (приобнимает остальных солдат)

Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом чисты

На живых порыжели от крови и грязи шинели,

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

2СОЛДАТ:

Расцвели и опали… Проходит четвертая осень

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья,

Нам досталось на долю нелегкая участь солдат.

(Участники- солдаты занимают свои места на сцене)

Песня «Мой милый, если б не было войны» (выходит с одной стороны сцены и поет девушка)

1ВЕДУЩИЙ:

Столько лет прошло, но сердце помнит

Тот стук, волнующий в груди,

И то, как мать седая бога просит,

Чтоб сын пришёл ее с войны.

2ВЕДУЩИЙ:

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет слезы лить,

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить…

Мертвые остались молодыми,

Сколько б мы ни продолжали жить.

(Звучит музыка)

«Плач матери» ( Стихотворение звучит в исполнении учителя школы):

Ой, зачем ты,

        солнце красное,

все уходишь —

не прощаешься?

Ой, зачем

        с войны безрадостной,

сын,

не возвращаешься?

Из беды

      тебя я выручу,

прилечу

      орлицей быстрою...

Отзовись,

моя кровиночка!

Маленький.

Единственный...

Белый свет

        не мил.

Изболелась я.

Возвратись,

      моя надежда!

Зернышко мое,

Зорюшка моя.

Горюшко мое,—

где ж ты?

Не могу найти дороженьки,

чтоб заплакать

      над могилою...

(Песня сына, выходит с другой стороны сцены  и поет юноша один куплет)

 

(мать продолжает на фоне музыки)

Не хочу я

ничегошеньки —

только сына

 милого.

За лесами моя ластынька!

За горами —

      за громадами...

Если выплаканы

глазыньки —

сердцем

      плачут матери.

Белый свет

        не мил.

Изболелась я.

Возвратись,

      моя надежда!

Зернышко мое,

Зорюшка моя.

Горюшко мое,—

где ж ты?

(Звучит музыка)

2.ВЕДУЩИЙ:

У всякой силы слава есть,

Но не у всякой силы - честь.

И в горький  час судьбы своей,

В тяжелый год родной России

Мы не сдались бесчестной силе,

Мы знали: честная сильней.

(Участники- солдаты отправляются за кулисы, готовясь к выносу полотна)

4 блок «ПАМЯТЬ»

1ВЕДУЩИЙ:

Как  было много тех героев,

Чьи неизвестны имена.

Навеки их взяла с собою,

В свой край неведомый  война.

 

2ВЕДУЩИЙ:

Они сражались беззаветно,

Патрон последний берегли,

Их имена приносит ветром,

Печальным ветром той войны.

 

1ВЕДУЩИЙ:

- Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников.

2ВЕДУЩИЙ:

 Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочеными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожженных, повешенных, уничтоженных, но все-таки непокоренных.

1ВЕДУЩИЙ: (на фоне музыки, на слайдах цифры)

Из нашего хутора на фронт ушли 311 человек, 149 из них не вернулись домой. Их имена записаны на стене памятника Неизвестному солдату. Имена ушедших от нас после войны значатся на полотне Памяти

ВЫНОС ПОЛОТНА  (музыкальный фон)

2ВЕДУЩИЙ:

На нашем полотне Памяти должна появиться ещё одна звездочка, потому что совсем недавно ушел из жизни, покинув нас, ветеран ВОВ СМОЛЬЯКОВ ИВАН ИВАНОВИЧ. Право прикрепить именную звезду предоставляется …. (крепится  звездочка)

1ВЕДУЩИЙ:

Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!

Всех, за Отчизну жизнь отдавших,

Всех, не вернувшихся домой,

Всех, воевавших и страдавших,

Минутой обнимаем мы одной… (метроном, минута молчания)

(Участники- солдаты заносят полотно и возвращаются на сцену)

5 блок «МЫ ЗА МИРНОЕ НЕБО»

(Выходят дети. Девочка постарше выводит за руку девочку помладше)

1ДЕВОЧКА:

Войны не хотим мы нигде, никогда

Пусть мир будет в мире везде и всегда

2ДЕВОЧКА:

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны.

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны!

Финальная песня  «Не отбирайте солнце у детей» звучит в исполнении младших детей,  все остальные участники подпевают на сцене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- музыкальная композиция ко Дню Матери "Самый близкий человек "

Цель воспитательного мероприятия "Самый близкий человек": Поддержка доброжелательных и ответственных отношений в семье, любви к близким и родным людям....

Литературно-музыкальная композиция "Самая прекрасная из Женщин..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой Дню Матери...

Литературно-музыкальная композиция "Афганистан- ты боль души моей"

Сценарий внеклассного мероприятия для 5-9 классов....

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальная композиция «Афганистан - наша память и боль

Цель: Ознакомить учащихся с причинами ввода советских  войск в Афганистан, ходом войны, определение исторического значения Афганской войны.Задачи:1Расширить кругозор учащихся2Воспитывать чувство ...