Рабочая программа по литературе 8 класс учебник Т.Курдюмовой
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы Т.Курдюмовой из расчёта 70 учебных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_rp_po_literature.docx41.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Семецкая СОШ»

Почепского района Брянской области

Рассмотрено на МО:

Руководитель МО

_____________ Белоножко Л.В.

Протокол № 1 от

«30 » августа 2014 г.

Согласовано:

Заместитель директора  по УР  

___________Федорищенко Н.Н.

«30» августа 2014 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «Семецкая СОШ»

        _________ Шныптева Е.Л.

Приказ № 75 от «01»  09 . 2014 г.

                                           

                                                                                                                                                                  

по  ЛИТЕРАТУРЕ в 8 классе

(70 учебных часов, 2 часа в неделю)

                                                                                                                  Программу разработала

                                                                                                      учитель русского языка

                                                                                                    Шныптева Елена Леонидовна

                                                                                                                                   на 2014 – 2015 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая    программа по литературе   ориентирована на обучающихся  8  класса,  разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

2. Примерная программа  по литературе.

   Авторы программы: Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.  //Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. – М.: ДРОФА, 2009,

   

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1. «Закона об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

2.  Приказа  Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования»

3.Учебного плана МБОУ «Семецкая средняя  общеобразовательная школа»  на 2014-2015 учебный год.

4.Федерального перечня учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.

     Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 8 класс» Т.Ф.Курдюмова (М.,ДРОФА, 2011г); работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 8 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.

   В программе раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.

   Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.    

    Задачи, которые решаются на уроках литературы в 8 классе:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.

        Структура курса каждого из средних классов – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

        В 8 классе ученики обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора. Сложность отношения литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в курс 8 класса, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.

       Основные теоретические понятия, которые должны усвоить в 8 классе: жизнь истории на страницах литературы.

     В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Читатель встречается с временем изображенным, временем создания и временем чтения.

При этом очень важно рассмотрение позиции автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.

В программе широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора.

Необходимо  подсказать ученикам важность понимания исторического времени для верного взгляда на время сегодняшнее. В качестве достаточно объемного эпиграфа для этого предлагается фрагмент сказки Х. К. Андерсена «Калоши счастья».

В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Ученик видит живую историю на страницах художественного произведения и оценивает обращение художника к прошлому. Попутно возникают самые разнообразные вопросы, которые вовсе не обязательно связывать с проблемой времени, но, как правило,они помогают более отчетливо представить возможности различных жанров, когда они обращены к событиям истории.

Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами произведений и художественными приемами (7 класс), обогащаются новыми подходами.

    Примерная программа основного общего образования для 8 класса рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

     По учебному плану школы на 2014-2015 учебный год на изучение литературы в 8 классе отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.

     

Перечень учебно-методического комплекса обучения:

1. Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

2. литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 класс \ Т. Ф. Курдюмова – М.: Дрофа, 2009.

3. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова – М: дрофа, 2011).

4.Раздаточные таблицы по литературе.

5.Презентации.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Ученик должен знать/понимать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические  жанры,  особенности  решения  проблемы  времени на страницах художественного произведения).

Ученик должен уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем (соотношение времени изображенного, времени создания, времени прочтения);
  • использовать различные формы изучения произведений исторической  тематики: исторический комментарий,  исторический документ, сопоставление изображения одного события в произведениях разных жанров и писателей;
  • определять авторскую позицию писателя;
  • создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
  • пользоваться различными справочными материалами;
  • грамотно и осмысленно читать.

I  ПОЛУГОДИЕ – 33 ЧАСА

№п./п.

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание и форма контроля знаний

1

Литература и время.

Литературный процесс как часть исторического процесса.

1

Сформировать у  учащихся представления о времени, отображённом в произведении.

Беседа по вопросам

                                                  История в устном народном творчестве – 3 ЧАСА

2

Жанры исторической тематики в фольклоре.Историческая народная песня «Правеж».

1

Познакомить с жанровым своеобразием русской исторической песни, основной тематикой песен и главными героями.

Анализ текста.

3-4

Народный драма «Как француз Москву брал»

2

Раскрыть особенности содержания и художественной формы народного театра

Беседа, инд.опрос

                              История на страницах произведений древнерусской литературы – 5 ЧАСОВ

5

Русская летопись как жанр исторического повествования. «Начальная летопись», «Повесть временных лет».

1

Дать понятие о древнерусской литературе;

Лекция, инд.опрос

6

«Повесть о разорении Рязани Батыем» как воинская повесть.

1

Дать понятие воинской летописи;

Инд.опрос

7-8

Жития святых как исторические повествования

«Сказание  о житии  Александра Невского».

*Б.К.Зайцев

«Преподобный Сергий Радонежский»

2

Дать понятие о жанре жития;

Работа над особенностями «Жития», язык.анализ

9

Р.Р. Письменная работа по древнерусской литературе

1

Продолжить работу со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым.        

                                              ИСТОРИЯ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 18 ВЕКА – 3 ЧАСА

10

История на страницах произведений  эпохи Возрождения. М.де Сервантес «Дон Кихот»

1

Самост.подготовка

11-12

История на страницах произведений  18 века. Н.М.Карамзин «История государства Российского»

Н.М.Карамзин «Марфа – посадница…».

2

Понять о чем рассказывается в повести;

Проследить дух  сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести

Анализ текста, инд.опрос

                                             ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ  XIX ВЕКА – 34 ЧАСА

13

Историческое прошлое в литературе XIX века. Былины.

1

Лекция, беседа, инд.задания

14

Былины и их герои в произведениях XIX века .А.К.Толстой «Илья Муромец», «Правда»,»Курган»

1

Выразит.чтение, фронт.опрос

15-16

Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»

Сюжет и герои поэмы.

2

Познакомить с  жизнью и  творчеством Г.У.Лонгфелло;

Дать представление о романтическом герое и мире;

Анализ текста

17

В.Скотт «Айвенго».

В.Скотт – родоначальник  исторического романа

1

Сам.подготовка, анализ текста

18

 И.А.Крылов  «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни.

1

Выразит.чтение, тест

19

Богатство исторической тематики в творчестве А.С.Пушкина.»Песнь о вещем Олеге».

1

Вспомнить  основные сведения о Пушкине,  о прочитанных ранее произведениях;

Помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?

Анализ текста

20

А.С.Пушкин «Анчар»как осмысление проблемы власти и деспотизма.

1

Познакомить с сюжетом летописного сказания «Смерть…»

Выразит.чтение наизусть

21

А.С.Пушкин «Полтава».

Образ Петра в поэме.

1

Познакомить с многоплановостью героической  поэмы;

Анализ текста;

22-23

«Борис Годунов»

Роль и судьба летописца Пимена в пьесе.

Тема власти и неизбежной расплаты за преступление

2

Анализ текста, инд.задания, презентации

24

Р.Р. Исполнение лирических и драматических произведений Пушкина

1

Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических и драматических произведений Пушкина

25

Создание «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки»

1

Опереж.задания

26

Повесть А.Пушкина «Капитанская дочка».Жанровое своеобразие. Истоки формирования личности Гринёва(1-2гл).

1

Познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием. Подготовка презентаций

Инд.задания

27

Проблема чести, достоинства,нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (3-5гл)

1

Анализ текста

28

Пугачёв как вождь народного восстания и как человек.(6 и 7 гл)

1

Обобщить и систематизировать знания по образу Пугачёва;

Анализ текста

29

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой;

Продолжить работу над смыслом названия повести;

30

Историческая повесть и исторический труд.

Пейзаж, интерьер, манера повествования

2

Обобщение и систематизация материала;

презентация

31

Р.Р. Тестовая работа  по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2

Развитие связной речи учащихся;

Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

32

Р.Р. Подготовкак домашнему сочинению   по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2

Развитие связной речи учащихся;

Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

        II  ПОЛУГОДИЕ – 38 ЧАСОВ

33-34

М.Ю.Лермонтов «Песня про …купца Калашникова».Сюжет и герои песни.

1

Дать характеристику героям поэмы;

Анализ текста

35

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести.

1

Повторить  известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе;

Анализ текста

36

Образ Тараса и его сыновей.

1

Дать сравнительную характеристику Остапу и Андрию: учеба, Запорожская сечь, бой, погибель;письм.опрос

37

Н.В.Гоголь  - мастер батальных сцен, героических характеров, мастер в изображении природы.

1

Показать роль художественной детали;

Помочь увидеть учащимся, как с помощью деталей интерьера автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя

38

 Вн.чт.Александр Дюма «Три мушкетёра».

Увлекательность сюжетов и яркость характеров.

1

Дать общую характеристику произведению;

Выяснить причину популярности и авторскую позицию

39

Р.Р. Сочинение  по повести  Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

Развивать  связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

40

А.К.Толстой

Баллада «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои.

1

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»;

 Тест.задания

41-42

Роман «Князь Серебряный»

Сюжет и герои романа

1

Помочь учащимся  раскрыть особенности романа и писательский замысел;

Познакомить с  историческими лицами на страницах романа. Письм.опрос

43

Историческое прошлое в русской лирике XIX века.

Стихотворения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.И.Давыдова…

1

Проследить  за основной тематикой стихотворений;

Повторить знание особенностей ритмической организации стиха;

Выразит.чтение

44

Л.Н.Толстой. Сюжет и композиция «После бала»

1

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел

Комметир.чтение

45

 Л.Толстой «После бала» .Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя.  

1

Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни

Анализ текста.

46

Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему  «Полковник на балу и после бала»

1

Развивать  связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

                                          ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX  ВЕКА – 22 ЧАСА

47-

48

Историческое прошлое в русской литературе 20 в.

Былины и их герои в произведениях  XX века

2

Выявить исторические особенности литературы XX века;

Сформировать первоначальное представление  о взгляде писателей на родную историю через судьбы людей эпохи; лекция-беседа

49

Ю.Н.Тынянов.Исторические романы и повести.

«Подпоручик Киже» .

1

Познакомить с творчеством Ю.Н.Тынянова;

Раскрыть трагическое одиночество Петра 1

Инд.задания

50-51

Ю.Н.Тынянов «Восковая персона» .

2

Показать своеобразие  рассказа «Восковая персона;

Выявить авторскую позицию. Анализ текста

52-53

Марк Алданов. Тема героического прошлого  России.

«Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия.

2

Познакомить с творчеством М.Алданова;

инд.опрос

54

С.Цвейг. События и герои исторических миниатюр

1

Помочь учащимся увидеть в творчестве С.Цвейга обращение  к  судьбам известных исторических лиц  (Бальзак, Диккенс, Ницше, Стендаль, Толстой);

Раскрыть тему человеческой разобщенности;

Познакомить с теорией  «животного магнетизма»

55

С.Цвейг «Невозвратимое мгновенье»

1

Определить понимание проблемы;

Вдохновиться пафосом веры в силы человека;

Анализ текста

56

Б.Васильев.  «Утоли моя печали…» Смысл заглавия романа.

1

Познакомить учащихся творчеством Б.Васильева;

Письм.опрос

57

Б.Васильев.  «Утоли моя печали…» Смысл заглавия романа.

1

Продолжить знакомство с героями романа;

Выявить своеобразие повествования

Анализ текста

58-59

Великая Отечественная война в русской лирике.

(урок-концерт)

2

Познакомить учащихся с героическими страницами Руссой поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей

Выразит.чтение

60

Л.М.Леонов «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии

1

Познакомить учащихся с творчеством Л.Леонова;

Обучение учащихся аналитическому пересказу

61

 «Золотая карета».Судьбы героев пьесы и их идеалы

1

Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни»;

Научить видеть позицию автора в пьесе;

62

Р.Р.Сочинение на тему «Мой любимый исторический герой»

1

Развивать  связную речь учащихся;

63-65

История на страницах поэзии XX века.

Интерес к темам прошлого в лирике

3

Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских потов;

Помочь осмыслить прочитанное

66

Р.Р. Сочинение на тему «Изображение истории на страницах художественных произведений и позиция автора»

1

Развитие письменной и устной речи учащихся;

Формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения;

67-68

Обсуждение работ учащихся и повторение по теме «История и литература»

2

69-70

резерв

Всего уроков – 70 часов        

I  Полугодие – 32 часа

II Полугодие – 38 часов

Из них на развитие речи – 7 часов

Сочинений – 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе к учебнику Т.Ф.Курдюмовой для 5 класса

Рабочая программа составлена на 4 часа в неделю, кроме того в нее включен региональный компонент (Литература Дона). Программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, календарно-те...

Рабочая программа по литературе 8 классТ.Ф.Курдюмова

Рабочая программа по литературе по учебнику Т.Ф.Курдюмовой с контрольно-измерительными материалами на весь год для учащихся 8 класса...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по литературе к учебнику Курдюмовой ФГОС

Рабочая программа + ктп 5-9 класс5 класс - 105 часов (3 часа в неделю)6 класс - 105 часов (3 часа в неделю)7 класс - 70 часов (2 часа в неделю)8 класс - 70 часов (2 часа в неделю)9 класс - 102 часа (3...