Интегрированное обучение на уроках литературы ( из опыта работы)
статья по литературе на тему

Маточенко Любовь Ивановна

В статье рассматриваются примеры использования приемов интегрированного обучения на уроках литературы в средней и старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integrirovannoe_obuchenie_na_urokah_literatury.zip16.7 КБ

Предварительный просмотр:

  Интегрированное обучение на уроках литературы

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Некрасовская СОШ» Маточенко Л.И.)

  Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения, при этом нельзя забывать и об эмоциональной сфере. Воспитать человека не только знающего, но и чувствующего, нравственного, способного видеть, ценить и преумножать богатства окружающего мира поможет интегрированное обучение.

   Как известно, новое – это хорошо забытое старое. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

  Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.О.Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей. Это – интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей.

 В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении.

В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

 Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

 В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты

 В настоящее время практически все развитые страны мира, в том числе и наша страна, осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов. Поэтому, прежде всего, важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом постоянных целей образования и интересов развития личности. Одной из таких технологий являются интегрированные уроки.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов.

 Цели использования интегрированного обучения:

 способствует совершенствованию знаний и умений учащихся,  

 повышает познавательную активность детей,  

 ведёт к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства (литературы как одного из его видов, в частности) и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир подрастающего поколения.

  Понятно, что самые близкие к литературе предметы, - это история, русский язык и МХК, а также иностранный язык, и ИЗО.  

  Несомненно, такие уроки требуют особой предварительной подготовки, но они очень интересны для детей. Подготовка к таким урокам мобилизует учащихся на самостоятельную поисковую деятельность, вызывает необходимость работать с дополнительной литературой и другими источниками информации

  Работа над уроком состоит из трёх основных этапов: I Подготовительный этап - определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции с другими школьными предметами. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио - и видиоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания. II Основной этап - организация и проведение урока в рамках предложенных типов. (урок-игра, урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации, урок-решение проблемных ситуаций, урок-размышление, урок-дискуссия, урок - конференция, урок-презентация, урок-портрет, урок -экскурсия).

  Цель обучения литературе – воспитать внимательного читателя, побудить интерес к художественному слову. Если свести преподавание литературы к разбору текста произведения, исчезнет эмоциональный настрой. Поэтому целесообразно говорить о межпредметных связях русского языка и литературы. На уроках русского языка часто предлагаю для работы над грамматикой фрагменты текстов художественных произведений, попутно мы говорим об их авторе, содержании и т.п. На уроках литературы, анализируя художественные особенности произведения, не обойтись без грамматических категорий. Художественная литература дает широкую возможность использовать музыкальные произведения. Иногда музыка может быть только фоном, как музыкальные пьески П.Чайковского «Времена года» при чтении стихотворений русских поэтов о природе или вальс А. Грибоедова при рассказе учителя о судьбе драматурга. Но может быть и своеобразным действующим лицом, как соната Бетховена при изучении повести А.Куприна «Гранатовый браслет», песни и романсы на стихи русских поэтов при изучении их творчества. Вряд ли можно говорить о произведениях А. Пушкина и ничего не сказать об операх, написанных по этим сюжетам замечательными русскими композиторами. Уроки развития речи предполагают такой вид творческих работ, как рассказ по картине, или описание картины. Но не только так приходит живопись на уроки русского языка и литературы. Изучая имена прилагательные, предлагаю ученикам рассмотреть репродукции живописных полотен и назвать имена прилагательные обозначающие цвета. Такая работа обогащает словарный запас, учит наблюдательности.

   На уроках литературы репродукции картин русских живописцев не только помогут создать определенный настрой, стать своеобразным фоном при изучении, например, пейзажной лирики Фета или Тютчева, но дать представление о быте, нравах, обычаях. После изучения темы «Литературные сказки» в 5 классе провожу урок в форме творческой мастерской «Наши сказки». К этому уроку учащиеся получают творческое задание: написать самостоятельно сказку и проиллюстрировать ее.Лучшие работы дети читают и обсуждают в классе.  

   Считаю, что литературу и русский язык невозможно изучать в отрыве от истории. Изучение каждого нового этапа в развитии литературы начинаю с рассказа об общественно-политической обстановке, культурной жизни России того времени. Часто прошу учеников по учебнику истории повторить соответствующий раздел и дать историческую справку на уроке литературы. При изучении глав романа Л.Толстого «Война и мир», посвященных Бородинскому сражению, используем воспоминания очевидцев или работы историков, а при изучении романа М.Шолохова «Тихий Дон» рассказываю о быте, нравах, положении в обществе казачества. Говоря об изменении лексического состава русского языка, грамматики, обязательно рассказываю об изменениях в жизни разных слоев российского общества. Учитель русского языка и литературы может стать соавтором интегрированного урока с преподавателем учебной дисциплины, на первый взгляд, далекой от словесности. Так, например, при изучении темы «Вов в произведениях современных писателей», а также в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне в 11 классе мы провели совместное мероприятие с учителем истории . Литературная гостиная «Военная проза Б.Васильева».  В подготовке к мероприятия были задействованы обучающиеся как старших классов, так и ученики среднего звена. Были созданы группы учеников.1-ая группа «Литераторы» работала непосредственно с произведениями Б.Васильева, «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Встречный бой»  (они выбирали отрывки из этих произведений и готовились к выразительному чтению наизусть некоторых эпизодов), 2-ая группа «режиссеры» готовилась к представлению отрывков из фильмов по этим произведениям, 3-я группа «Историки» готовила рассказ о героизме защитников Брестской крепости и о событиях на Карельском перешейке во время  ВОв, положенные в основу повести «А зори здесь тихие». 4-ая группа готовила видео ролик и подбирала музыку.

   Цель мероприятия - показать, что время подтвердило, как необходимо нам знание жизни и опыта того героического поколения, выдержавшего испытание огнем. Без этого нельзя понять ни день сегодняшний, ни день завтрашний.

  Также совместно с учителем истории было проведено интегрированное мероприятие заседание круглого стола на тему «Крым. Оккупация или возвращение в Россию?» На заседании присутствовали обучающиеся и преподаватели Некрасовского общеобразовательного округа. Обучающиеся рассказывали об историческом прошлом Крыма, о русских поэтах и писателях, живших в Крыму и посвятивших ему свои лучшие творения, о роли Крыма в Великую Отечественную войну. Была развернута дискуссия по данному вопросу. Никто не остался равнодушным слушателем, все высказали свои мнения.

   Система интегрированного обучения в нашей школе находится еще в стадии становления. Но мы не сомневаемся в ее перспективности.

   Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.

Источники: 

http://www.testsoch.net/ispolzovanie-texnologii-integrirovannogo-obucheniya-na-urokax-literatury/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%E5%E3%F0%E8%F0%EE%E2%E0%ED%ED%EE%E5_%E E%E1%F3%F7%E5%ED%E8%E5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).

В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....

Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...

Дифференцированное обучение на уроках математики (из опыта работы)

В статье "Дифференцированное обучение на уроках математики" я делюсь опытом своей работы. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.Диффере...

Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"...

Анализ лирического текста на уроках литературы. Из опыта работы.

Материал представляет собой статью, в которой изложена технология (система работы) с лирическим текстом (стихотворением), сложившаяся за годы работы в школе. Это не вновь открытая система работы, а об...

«Применение технологии интегрированного обучения на уроках литературы»

•Актуальность обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к обучению и воспитанию школьника, в связи с предъявляющимися новыми требованиями к выпускнику школы, готовому к дальнейш...