Развитие русской утопической идеи в произведениях М.М.Щербатова, А.Д.Улыбышева и Н.Г.Чернышевского
статья по литературе на тему

Фатхуллина Алия Рафаилевна

Статья раскрывает особенности и признаки утопии как литературного жанра в России (на основе произведений Щербатова, Улыбышева, Чернышевского)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_russkoy_utopicheskoy_idei_v_proizvedeniyah.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие русской утопической идеи в произведениях М.М.Щербатова, А.Д.Улыбышева и Н.Г.Чернышевского

Утопия как литературный жанр является объектом исследования литературоведов, философов, ученых, социологов и политологов. Исследования утопического сознания занимают прочное место в отечественной социальной философии: утопическое сознание изучали Т.В.Артемьева, А.С. Ахиезер, М.А.Барг, Э.Я.Баталов, Д.В.Бугров, А.И.Володин, Р.А.Гальцева, В.А.Гуторов, П.Е.Застенкер, Г.С.Кучеренко, М.И.Новинская, Г.А.Павлова, Е.М.Прошина, Б.С.Солодкий, А.С.Ципко, К.В.Чистов, В.П.Шестаков, А.Э.Штекли и другие. Утопические произведения составляют внушительный ряд явлений всемирной литературы, и вплоть до XX века роман-утопия широко представлен в русской литературе.

В количественном отношении русская литературная утопия уступает западноевропейской. В Европе жанр утопии был более древним, чем в России, но именно в России классическая утопия, вобравшая в себя чаяния народа и его мечту, стала едва ли не самым популярным литературным жанром.

В России литературная утопия появляется лишь в XVIII веке и наследует многие традиции утопии европейской. В истории русской литературы существует довольно давняя традиция утопической мысли, связанная с такими именами, как А.П.Сумароков, А.Н.Радищев, В.Ф.Одоевский, Н.Г.Чернышевский, Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.Ф.Федоров В.Я.Брюсов, А.Д.Улыбышев, М.М.Щербатов. Но для исследования и анализа мы остановимся на утопических произведениях А.Д.Улыбышева, М.М.Щербатова и Н.Г.Чернышевского, ибо считаем их лучшими образцами романа-утопии.

Русские писатели-утописты, как и их западные предшественники, отправляют своих героев в далекие неведомые страны. Такой благословенный край рисует русский историк и публицист М. М. Щербатов в своей книге «Путешествие в землю Офирскую» (1783 – 1784). Для большинства исследователей будущего М.М.Щербатов – ярый приверженец допетровских времен с их простотой обычаев и отсутствием роскоши и богатства. Исследователи отмечают, что «М.Щербатов, отворачиваясь от распутного двора сего времени, смотрит в ту дверь, в которую взошел Петр I, и за нею видит чинную, чванную Русь московскую, – скучный и полудикий быт наших предков кажется недовольному старику каким-то утраченным идеалом» [Анисимов Е.В. Петр I // Вопросы истории. 1994. № 8. С.74]. Однако некоторые исследователи, например А.Ф.Замалеев, считают, что «князь в своем произведении, отвергая петровские преобразования, отнюдь не идеализировал «старину», его утопия несла в себе все черты феодально-полицейского государства, предвосхищая в этом отношении мрачные реалии «казарменного» социализма» [Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995.С. 64, 68].

Рассказывая о социальном и политическом устройстве вымышленной страны с библейским названием, писатель обращается к русской действительности и пытается нарисовать идеальный образ общественного правления. Таким идеалом представляется М.М.Щербатову просвещенная монархия. В земле Офирской «власть государственная соображается с пользой народной», а «законы созданы общим народным согласием», хотя социальное неравенство сохраняется, ибо, по мысли М.М.Щербатова, природа мудро распределила одним «быть правителями и начальниками», другим – добрыми исполнителями и, наконец, третьим – «слепыми действующими лицами» [Щербатов М.М. Путешествие в землю Офирскую Г-на С... швецкаго дворянина: [Фрагменты романа] // Взгляд сквозь столетия: Рус. фантастика XVIII и первой половины XIX века / Сост. и авт. коммент. В. Гуминский; предисл. А. Казанцева. М.: Мол. гвардия, 1977. С.22-68]. Поэтому общественная власть здесь принадлежит дворянам, которые строго следят за соблюдением государственных законов. Строгая даже в частностях регламентация общества способствует, по мнению автора, устойчивости государства и обеспечивает счастье всем гражданам. Для усмирения тех, кого такое счастье не устраивает, предусматривается существование административно-карательных органов: армии, суда, тюрем.

        «Земля Офирская» — это идеальное государство с монархической формой правления. Монархия наследственная и ограниченная (монарх обязан соблюдать законы и учитывать мнения дворян) [Щербатов М.М. Путешествие в землю Офирскую... // Щербатов М.М. Соч. СПб., 1896. Т. I. С.980]. Размышляя о будущем России, М.М.Щербатов рисует его в патриархальных тонах. Свой идеал он, как и его последователи, славянофилы, связывал с допетровской Русью, в которой видел простоту обычаев, отсутствие роскоши и богатства, неиспорченность нравов.        

        Если М.М.Щербатов в поисках золотого века обращает свои взоры в прошлое, то утопические картины земного блаженства, созданные А.Н.Радищевым и писателями-декабристами, переносят читателя в далекое будущее, где социальный прогресс и гуманизм по отношению к отдельной личности достигли воображаемого совершенства. И если находить счастливые страны на неведомых островах утопистам помогали путешествия, то для перемещения во времени они нередко придавали своим сочинениям форму сна.

        Такая форма чрезвычайно характерна для русских утопий XVIII-XIX веков, среди которых – «Счастливое общество» А.В.Сумарокова, сон в главе «Спасская Полесть» в книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», «Сон» А.Д.Улыбышева, четвертый сон Веры Павловны в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Форма сна позволяет авторам создать картину не только идеального места, но и идеального времени. Такой вариант утопии в литературоведении иногда называют ухронией (от греческого слова «chronos» – время, то есть время, которого нет).    

        Характерно в этом плане сочинение писателя и музыкального критика, близкого к декабристским кругам А.Д.Улыбышева «Сон», написанное в 1819 году. Герой рассказа, засыпая, видит Петербург далекого будущего, где воздвигнуты новые прекрасные общественные здания, казармы превращены в школы, академии и библиотеки, Михайловский замок стал Дворцом общественного собрания, в Аничковом дворце разместился «Русский пантеон», где выставлены статуи видных русских героев и общественных деятелей.

        Прекрасный мир, снящийся герою, возник после общественного переворота, в результате которого пришел конец самодержавию и крепостничеству. Новое общество у А.Д.Улыбышева – это общество свободных людей, равных перед законом. На одном из общественных зданий герой видит надпись: «Святилище правосудия, открытое для каждого гражданина, где во всякий час он может требовать защиты закона» [Улыбышев А.Д. Сон ⁄⁄ Русская литературная утопия. – М., 1986. – С. 87-91].

        Литературная утопия второй половины XIX века тесно связана с распространившимися в этот период в Западной Европе и России социалистическими учениями. Идеи утопического социализма нашли яркое воплощение в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?».

Среди основных тезисов произведения можно выделить перестройку общества для воплощения социализма, перемены среди интеллигенции, появление «новых людей», которые активно будут работать с молодежью, и пропагандировать революционные идеи, как Дмитрий Лопухов. Главным негативным качеством, противостоящим достижению поставленных целей у Н.Г.Чернышевского, выступает эгоизм. Олицетворением его можно считать мать Веры Павловны – Марью Алексеевну, особу богатую и себялюбивую, подтолкнувшую дочь к необдуманному браку. «Новые» же люди противопоставляются старым эгоистам, для них личное счастье должно быть неотделимо от общественного. Н.Г.Чернышевский отрицает божественное происхождение человека и его чувств, поэтому, само собой разумеется, что взаимопомощь и взаимовыручка вытекают из материальных, природных особенностей психологии человека. «Разумный эгоизм» героев романа – новая тактика поведения, сочетающая личные интересы с общественной справедливостью и равенством.

        Внешне напоминающий мир «Утопии», социальный проект вождя русской революционной демократии, данный в знаменитом четвертом сне Веры Павловны, зиждется на идее абсолютной гармонии: свободный труд с максимальным использованием техники гармонически сочетается с отдыхом, физическое здоровье людей с их нравственным совершенством, гармоничны отношения человека с природой, в отношениях между людьми торжествует равноправие.

        Но Н.Г.Чернышевский, в отличие от Т.Мора, не просто создает картины идеального будущего, противопоставляя его несовершенному настоящему. Он включает утопию в роман о современности, наделяя своих героев, живущих в 60-е годы XIX столетия, чертами людей завтрашнего дня. Н.Г.Чернышевский убежден, что человечество не сможет прийти к высшей гармонии эволюционным путем, поэтому в своем подцензурном романе он хотя и иносказательно, но настойчиво проводит идею революции как единственного пути к реализации утопии.

Наиболее ярко представлены идеи о государстве будущего в «четвертом сне Веры Павловны». Это государство – ряд колоний и городов, живущих независимо, однако тесно сотрудничая друг с другом. Постоянная миграция населения должна создавать приток трудовой силы в районы, где созревает сельскохозяйственная продукция. Все взрослое население, живущие в колониях будущего из алюминия и стекла, должно с раннего утра работать, при этом помощниками станут механизмы. Рабочий день будет коротким, а быт будут поддерживать дети и старики. Трапезы и досуг станут совместными. Но тот, кто захочет чего-то большего, должен произвести «расчет» с общиной. В этой большой общине, очевидно, не будет верховной власти – все будет решаться волею большинства. Труд и равенство – главные основы этого государства, состоящего из колоний и городов.

На пути к созданию этого идеального утопического строя происходит смена «старого порядка» то есть существующего неравенства и социальной несправедливости, которую могут произвести «новые люди». Последние должны противостоять обывателю, которого вполне устраивает существующий порядок вещей.

Труд должен быть коллективным, как и потребление плодов этого труда. Частная собственность, как таковая не отрицается открыто, но становится понятно, что частными могут быть лишь личные вещи каждого, а средства производства, как и результаты деятельности – общественными.

Новое государство – это демократическое, социалистическое общество, в котором нет места «фантастической грязи», тяжелому и неэффективному труду рабочих. В утопическом обществе «новые» люди растворятся в массе себе подобных, и их характер станет «общею натурою всех людей». Переход к такому государству не возможен без социальной революции. На это в частности указывают аллегорические образы романы и персонажи наподобие революционера Рахметова.

Таким образом, в ходе данного исследования нами были рассмотрены и проанализированы романы М.М.Щербатова «Путешествие в землю Офирскую», А.Д.Улыбышева «Сон» и Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Мы выявили, что утопическая идея развивалась от выдвижения мечты об идеальном обществе к отрицанию достижимости и даже к отрицанию желательности достижения такого общества. Утопия предлагает идеальный вариант государства, где его роль умалена до чистого символизма.

Список использованной литературы и источников

  1. Анисимов Е.В. Петр I // Вопросы истории. 1994. № 8. с.74
  2. Гудермане Н. «Развитие утопической идеи».– Югла, 2000.- 72 с.
  3. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995.- 100 с.
  4. Улыбышев А.Д. Сон ⁄⁄ Русская литературная утопия. – М., 1986. - С. 87-91
  5. Чернышевский Н.Г. Что делать? – М.: Стрекоза, 2004. – 124 с.
  6. Щербатов М.М. Путешествие в землю Офирскую... // Щербатов М.М. Соч. СПб., 1896. Т. I. 980 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)

З.С.РубановаТемаРазвитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)...

Развитие утопической идеи в произведениях Т.Мора и Т.Кампанеллы

Статья раскрывает особенности и признаки утопии как литературного жанра в Европе и Сша (на основе произведений Мора и Кампанеллы)...

ВКЛАД НАШЕГО ЗЕМЛЯКА Н.Д.СНЕТКОВА В РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ИДЕЙ М.В.ЛОМОНОСОВА ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ И НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА.

Никитин Юрий Игорь Александрович, обучающийся 1 курсаГБОУ СПО АО «Шипицынский агропромышленный техникум»Специальность 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»,ру...

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Анализ художественного текста как фактор развития речевой грамотности на примере произведений Иосифа Бродского»

Hабота с лирическими текстами русского и американского поэта, эссеиста, драматурга и  переводчика – Иосифа Бродского. Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...

Обучение анализу идеи эпического произведения на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Открытый урок-практикум «Конфликт и его роль в художественном произведении (на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)» завершает серию уроков по изучению повести А.С....

Кто дал идею для произведения В. Г.Распутину «Уроки французского»?

Цели: на примере литературных образов и жизненного опыта учащихся сформировать понятие о доброте как основе нравственности и попытаться вызвать отклик у учеников на эти проблемы...