Развитие утопической идеи в произведениях Т.Мора и Т.Кампанеллы
статья по литературе на тему

Фатхуллина Алия Рафаилевна

Статья раскрывает особенности и признаки утопии как литературного жанра в Европе и Сша (на основе произведений Мора и Кампанеллы) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_utopicheskoy_idei_v_proizvedeniyah_t.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие утопической идеи в произведениях Т.Мора и Т.Кампанеллы

Утопия как литературный жанр является объектом исследования литературоведов, философов, ученых, социологов и политологов.

Утопические произведения составляют внушительный ряд явлений всемирной литературы, и вплоть до XX века роман-утопия широко представлен в литературах Европы и США. К этому жанру следует отнести произведения Т.Мора, Т.Кампанеллы, В.Андреа, Ф.Бэкона, Л.Мерсье, Э.Кабе, Ж.Верна и других зарубежных авторов. Но для исследования и анализа мы остановимся на утопических произведениях Томаса Мора и Томазо Кампанеллы, ибо считаем их лучшими образцами романа-утопии.

Сам Томас Мор отмечал, что «его «Утопия» считается классическим произведением, оказавшим влияние на развитие жанра в XVI-XIX веках и собственно давшим сам  термин  «утопия» [Мор: 1871, с. 20]. Его идею подхватил исследователь И.Н.Осиновский, который дал свою интерпретацию утопизма в произведении Т.Мора. По его мнению, в этой книге ощутимо «воздействие довольно  широкого  круга представлений и суждений о государстве, а также о  формах  государственного устройства, существующих или по крайней  мере  описанных ранее: очевидно обращение к Платону и Лукиану, равно как и связь со средневековой литературой  путешествий  и  с открытием американского контекста» [Осиновский: 1985, с. 174].

Действительно, Томас Мор предстает перед нами в качестве лица, который подготовил рассказ путешественника из Португалии об обычаях, которые ему удалось увидеть в далекой стране. Это некий диалог автора  и путешественника Рафаила Гитлодея.

        Интересна композиция этого произведения. «Утопия» делится на две части, логически неотделимых друг от друга. Первая часть произведения Т.Мора предстает как некий литературно-политический памфлет. Здесь наиболее сильным моментом становится критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства.

        Во второй части Т.Мор воспроизводит рассказ Гитлодея о том, как тот во время своих странствий в западном полушарии случайно попал на остров, поразивший его своим общественным устройством. Это был остров Утопия.

        Принято считать, что этимология слова «утопия» восходит к греческим корням и возникла из слияния двух греческих слов: «и» – «не» и «topos» – «место», то есть «место, которого нет». Да и имя Гитлодей в переводе с греческого означает «мастер рассказывать небылицы». Но исследователи отмечают, что если предшественники Т.Мора помещали свое идеальное общество в некий золотой век, относящийся к далекому прошлому или к далекому будущему, то остров Утопия «существует» в настоящем.

        На мотивном уровне наиболее важным становится мотив путешествия как один из главных компонентов утопического произведения. Так, используя мотив путешествия и образ путешественника, Т.Мор стремится создать иллюзию достоверности, чтобы тем самым доказать возможность и осуществимость того образа жизни, который он проповедовал.        

        Типологию и форму выражения социальной утопии исследует в своих работах С.А.Шишулькин. Рассуждая о значении социальной утопии, С.А.Шишулькин видит в утопии предвосхищение нового мышления, который свойственен современному миру. Поэтому для него столь важным и существенным становится философский аспект рассмотрения данной проблемы. В философском плане изучение проблем утопического сознания позволяет понять не только структуру общественного сознания, но и выявить гносеологические уровни в содержании утопической традиции, понять специфику субъекта утопического сознания и механизм формирования знания.

Исследователь отмечает, что «стремление к идеализации, которое обнаруживается в индивидуальной человеческой природе, можно расценивать как естественное продолжение инстинкта самосохранения и стремление к идеалу, позволяющего человечеству сохранить себя как род, реализовываясь в перманентном развитии общества» [Шишулькин: 2004, с.34].

Необходимо отметить, что в основе противоречивых оценок понятия «утопии» лежит изначально двойственный смысл, который заложил Т. Мор. «Утопия» Т. Мора это было не руководство к действию, в котором намечались конкретные пути претворения идеального строя в жизнь. Это была игра воображения, страстная мечта о счастье, воплотившаяся в поэтическом образе о затерянном острове в океане [Шишулькин: 2004, с.46].

Т.Мор нашел верное  и точное определение для обозначения особой области человеческого мышления, в которой конструируются проекты совершенного общества. В семиосферу романа «Утопия» органически включены гуманистические идеи оксфордских реформаторов, к числу которых принадлежал и Т.Мор. Исследователь О.Чертов отмечает, что «внутри совокупной гуманистической философии "оксфордских реформаторов" между ними происходит как бы своеобразное разделение "сфер влияния", когда онтологическая проблематика рассматривается Джоном Колетом, образ человека и его "устроение" и соотношение с миром более интересует Эразма, а в социальном приложении общей программы обновления человечества более весомое слово принадлежит Томасу Мору» [Чертов: 1988, с.8].

Исследователи приходят к выводу о том, что возникновение социальных утопий обусловлено усложнением общественных отношений, углублением социальных противоречий. Поэтому утопия – это уход от реальной жизни с ее проблемами и несовершенством и построение с помощью воображения, теоретического мышления другого идеального мира.

Литературным источникам утопии Т.Кампанеллы «Город солнца» обращает внимание исследователь Д.В.Панченко. «Утопист стремится гармонизировать все многообразие человеческих отношений, всю противоречивость функционирования человеческого общества»  [Панченко: 1984, с.112].

Т.Кампанелла отмечает, что в государстве Солнца царит изобилие. И обеспечивает его не щедрость природы, а именно труд граждан. Поэтому именно коллективный труд на полях и в мастерских обеспечивает общее состояние и невиданное доселе сокращение рабочего дня. В Городе Солнца каждый исполняет работу «сообразно со своей природой», в труде таким образом человек не губит собственную индивидуальность, а сохраняет ее.

Трудовые навыки передаются здесь из поколения в поколение, поэтому семья представляет собой не только группу людей, соединенных кровными узами, но и основную производственную единицу общества.

        Если Т.Мор проповедует духовную свободу, то Т.Кампанелла утверждает необходимость отказа от свободы личности во имя общественного равновесия. Т.Кампанелла стремится убедить читателя в истинности существования Города Солнца, доверяя рассказ об этом городе, расположенном на одном из островов Индийского океана, якобы побывавшему там Мореходу из Генуи. Поэтому установка на достоверность, как и мотив путешествия, и образ путешественника, становится постепенно характерным признаком жанра.

        Английский исследователь и историк А.Л.Мортон в своей работе «История Англии» поставил своей задачей проследить развитие социально-утопической мысли в Англии на протяжении большого периода – с XIX по XX век.

Так, например, во второй главе своей книги «Остров святых» он дает весьма глубокий, интересный и всесторонний анализ знаменитой «Утопии» Томаса Мора. Твердо можно сказать, что до сих пор в английской литературе, несмотря, на обилие работ на эту тему, не было еще такого живого, смелого и острого анализа этого замечательного произведения. Автор рассматривает Томаса Мора всецело в условиях его времени, подчеркивает ряд малоизвестных черт в биографии самого Мора: в моровсксм идеале «Утопического острова» вскрывает черты, предвосхищающие позднейший научный социализм и коммунизм [Мортон: 1956, с. 89].

        Мор как гуманист с его гуманистическим окружением в Англии начала XVI века показан в этой главе в высшей степени ярко и конкретно.

Отечественный исследователь В. П. Волгин в ряде своих работ, в частности во вступительной статье к изданной на русском языке «Утопии» Мора, вполне убедительно показал, что на взгляды Томаса Мора оказали влияние народные массы в лице своих наиболее многочисленных в ту эпоху представителей, мелких производителей — крестьянства, еще сохранявшего ко времени Мора общинный уклад своей жизни, и горожан-ремесленников, тогда еще не вышедших из своих цеховых организаций и объединений.

Исследователь Н.Гудермане в своей работе «Развитие утопической идеи» отмечает, что «утопия» Мора состоит из двух частей и выглядит как открытая книжка: на одной странице (первая часть) находится критика современного Мору английского общества, а на противоположной странице (вторая часть) – описание идеального государства (причем, как мы знаем, сначала было создано второе, а потом только первое)» [Гудермане: 2000, с. 8].

«Утопия» написана на латинском языке и, как все сочинения гуманистов, насыщена ссылками, параллелями и намеками на античную, в первую очередь греческую, литературу. Мечта о справедливом и совершенном обществе всегда занимала лучшие умы человечества. Первым, кто наиболее ярко и в масштабах всего человечества выразил эту идею, был гуманист Томас Мор.

В «Утопии» Томаса Мора в литературно блестящей (по тем временам) форме изложен проект идеального общества, основанного на упразднении частной собственности. Идеального общества, как показал опыт социалистических революций, невозможно достичь путем отмены частной собственности, и в этом состоит ошибочность и «утопичность» идей Мора. Но работа Мора сохраняет свое значение как декларация цели (т.е. совершенного общества), которая, возможно, достижима другими средствами.

Таким образом, утопическая идея развивалась от выдвижения мечты об идеальном обществе к отрицанию достижимости и даже к отрицанию желательности достижения такого общества. Т.Мор относился положительно к идее преобразования общества. Работа Мора оказала громадное влияние на все дальнейшее развитие людских воззрений в этом вопросе, стала нарицательной и породила целые жанры «утопической» и «антиутопической» литературы.

Список использованной литературы и источников

  1. Гудермане Н. «Развитие утопической идеи».– Югла, 2000.- 72 с.
  2. Кампанелла Т. Город Солнца.– М., 1980.- 439 с.
  3. Мор Т. Утопия//Утопический роман XVI-XVII веков. – М., 1871.- с. 20-160
  4. Мортон А.Л. Английская утопия.М.: Иностранная литература, 1956.- 135 с.
  5. Осиновский И.Н. Томас Мор.– М., 1985.- 176 с.
  6. Панченко Д.В. Источники «Города Солнца» Т.Кампанеллы.– Ленинград, 1984.- 204 с.
  7. Чертов О. В. Гуманизм «оксфордских реформаторов» (Джон Колет, Эразм Роттердамский, Томас Мор): автореф. дис. канд. филос. наук: / Ленинград. гос. ун-т. –Л., 1988.- с. 8
  8. Шишулькин С.А. Онтологические и гносеологические основания социальной утопии.– Магнитогорск, 2004.- 129 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История развития эволюционных идей

Представления древних философов о развитии живой природы. Додарвиновский период. Сторонники трансформизма....

Презентация "Развитие эволюционных идей"

Презентация к уроку в 9 классе. Ипользуется на уроке в комплекте с тематическим модулем "Развитие эволюционных идей"...

Развитие русской утопической идеи в произведениях М.М.Щербатова, А.Д.Улыбышева и Н.Г.Чернышевского

Статья раскрывает особенности и признаки утопии как литературного жанра в России (на основе произведений Щербатова, Улыбышева, Чернышевского)...

Презентация к уроку "История развития эволюционных идей"

Презентация к уроку "История развития эволюционных идей"...

Методическая разработка ТЗ История развития эволюционных идей.

Методические рекомендации разработаны для проведения со студентами первого курса Специальности 34.02.01Сестринское дело (на базе основного общего образования) в соответствии с Федеральным государствен...

Обучение анализу идеи эпического произведения на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Открытый урок-практикум «Конфликт и его роль в художественном произведении (на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)» завершает серию уроков по изучению повести А.С....

Кто дал идею для произведения В. Г.Распутину «Уроки французского»?

Цели: на примере литературных образов и жизненного опыта учащихся сформировать понятие о доброте как основе нравственности и попытаться вызвать отклик у учеников на эти проблемы...