РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Чубарова Галина Георгиевна

2 часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании методической кафедры

Протокол №__

_________ /_____________/

Согласовано

с зам. директора по УВР

________ В.И. Гришкина

Утверждено

Директором гимназии

________ Т.И. Карачарова

«27» августа 2015 г.

«27» августа 2015 г.

«27» августа 2015 г.

Рабочая учебная программа по предметному курсу

«Литература»

для 7 класса

на 2015/2016 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Литература»

разработана на основе

примерных программ основного общего образования

Составитель:  Чубарова Галина Георгиевна.

Внешняя экспертиза программы не проводилась.

Москва

2015

Рабочая программа

Составлена на основе: Т.Н. Трунцева. Рабочая программа по литературе. 7 класс. К УМК В.Я. Коровиной и др. ФГОС. – М.: Просвещение, 2014 и учебника-хрестоматии Литература. 7 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2012 г.

Предмет: Литература

Класс: 7Б

УМК по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература» 7 класс. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2012.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В.П. Полухина, В. П. Журавлев, и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. 12-е издание - М: Просвещение, 2010).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебной хрестоматии: Литература. 7 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2012 г.

А также дополнительных пособий для учителя:

Н.В.Беляева. Литература. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. - М.: просвещение. 2013.

Е.Л. Ляшенко. Тесты по литературе. 7 класс. К учебнику В.Я. Коровиной "Литература. 7 класс". ФГОС, Экзамен. 2014 г.

М.А. Маркитанова. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. К учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 7 класс». ФГОС. - М. 2014.

Т.Н. Трунцева. Рабочая программа по литературе. 7 класс. К УМК В.Я. Коровиной и др. ФГОС. - М.: Просвещение, 2014.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становятся важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2010 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
  • способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 7 классов.

Программа составлена с учётом:

  1. Конституции РФ
  2. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Типового положения об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  4. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  5. Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  6. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089).
  7. Приказа Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год
  8. Т.Н. Трунцева. Рабочая программа по литературе. 7 класс. К УМК В.Я. Коровиной и др. ФГОС. - М.: Просвещение, 2014.

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета.

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе 619 школы. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования по литературе.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека. Чтение произведений зарубежной литературы в 7 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Содержание программы

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (С)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селяниноеич». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (С)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (В)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея        Величества        государыни        Императрицы        Елисаветы

Петровны 1747 года» (отрывок).

Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.                                                                    Александр Сергеевич Пушкин.  Краткий рассказ о писателе. (В)

«Полтава»        («Полтавский бой»),        «Медный всадник» (вступление «На берегу

пустынных волн...»),«Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. (В)

«Песня про царя Пеана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим        ожидаемое        счастье        на        земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех сложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. (С)

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа:        сложность взаимопонимания детей и

взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович        Чехов. Краткий         рассказ о писателе. (С)

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). «Край ты мой, родимый край!» (С)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при роде.

В.        Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев.«Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергилъ» («Легенда о Данко»),

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович  Маяковский.  Краткий рассказ о писателе. (В)

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. (С)

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со страдания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. (С)

Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны (Обзор) (С)

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. (С)

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. (С)

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. (С)

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по ступка.

«Тихая моя Родина» (С)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В). Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. (В)

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. (С)

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Песни на слова русских поэтов XX века. (С)

С.        Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России. (С)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из

цикла «Восьмистишия»),«О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (С)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О.        Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Произведения для самостоятельного чтения:

  • А.С. Пушкин «Повести Белкина»
  • А.Беляев «Человек-амфибия»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
  • Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
  • Дж. Олдридж «Последний дюйм»

Произведения для заучивания наизусть:

  • М.В. Ломоносов, отрывок из «Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года»
  •  А.С. Пушкин, отрывок из поэмы «Полтава»
  •  А.С. Пушкин, отрывок из поэмы «Медный всадник»
  • А.С.Пушкин, фрагмент из баллады «Песнь о вещем Олеге»
  • М.Ю. Лермонтов, отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича..»
  • М.Ю. Лермонтов, «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива» (одно из стихотворений)
  • И.С.Тургенев, «Русский язык»
  • Н.А. Некрасов, отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
  • И.С.Бунин, «Родина»
  •  В.В.Маяковский, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (отрывок)
  • Стихотворение о природе (В. Брюсов, С. Есенин, Н. Заболоцкий)
  • Стихотворение о войне
  • Р. Бёрнс «Честная бедность»

В результате изучения «Литературы» учащиеся должны знать:

  1. Текст изученного художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительновыразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений в 7 классе должен составлять: 2—2,5 страницы. Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.        Знание текста и понимание идейно-художественного содержания

изученного        произведения.

  1. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  2. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  3. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими

знаниями        при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных

самостоятельно.

  1. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  2. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейнотематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные

ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».


Календарно-тематическое планирование

Дата

урока

Тема урока

Дом.задание

Контроль

УУД

1

02.09.15

Введение. Изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Личностные, коммуникативные

2

05.09.15

Фольклор. Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»

Личностные,

регулятивные, познавательные, коммуникативные

3

09.09.15

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».

прочитать «Садко»

Регулятивные, познавательные

4

12.09.15

Новгородский цикл былин. «Садко»

подготовить сообщение о героях «Калевалы»

Личностные,

регулятивные, познавательные, коммуникативные

5

16.09.15

Карело-финский эпос «Калевала»

Познавательные,

коммуникативные

6

19.09.15

Пословицы и поговорки народов мира.

написать сочинение-

миниатюру

(письменное

толкование

понравившейся

пословицы)

Личностные, регулятивные, коммуникативные

7

23.09.15

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Похвала князю Ярославу и книгам»: отрывок «О пользе книг».

прочитать «Повесть о Петре и Февронии»

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

8

26.09.15

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы.

написать план пересказа «Повести» и пересказать любой эпизод

Тест

Личностные,

регулятивные, познавательные, коммуникативные

9

30.09.15

Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

подготовить сообщение о Ломоносове и теории «трёх штилей»

Личностные, регулятивные, коммуникативные

10

03.10.15

Русская литература XVIII века. М. В. Ломоносов - ученый- филолог. Теория «трех штилей». Стихотворения Ломоносова.

отрывок из «Оды на день восшествия... Елисаветы Петровны 1747 года» выучить наизусть

Регулятивные, познавательные

11

07.10.15

Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание».

Регулятивные, познавательные

12

10.10.15

Русская литература XIX века. В.А.Жуковский. Перевод баллады И.В.Гете «Лесной царь».

подготовить сообщение о Пушкине

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

13

14.10.15

А.С. Пушкин «Полтава». Историческая основа поэмы. Выражение чувства любви к родине.

отрывок из поэмы выучить наизусть

Пр.Р.

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

14

17.10.15

А.С.Пушкин «Медный всадник». Образ Петербурга.

отрывок из поэмы выучить наизусть

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

15

21.10.15

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: особенности композиции, своеобразие языка. Основная мысль баллады.

выучить фрагмент баллады наизусть

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

16

24.10.15

А.С.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца.

прочитать повесть

«Станционный

смотритель»

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

17

28.10.15

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Образ мира и человека.

прочитать повесть «Барышня-крестьянка»

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

18

31.10.15

А.С.Пушкин «Барышня- крестьянка». Особенности жанра и композиции.

написать план к сочинению по выбранной теме

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

19

Р/р Подготовка к написанию сочинения.

написать сочинение и подготовить сообщение о Лермонтове

Сочинение

20

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа «Песни...». Поэма об историческом прошлом Руси.

выучить отрывок из поэмы наизусть

Тест

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

21

Бой на Москве-реке в изображении М.Ю.Лермонтова, оценка персонажей с позиции народа(гусляры).Позиция автора в поэме.

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

22

М.Ю.Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая

нива», «Молитва», «Ангел».

выучить одно стихотворение Лермонтова наизусть

Личностные, коммуникативные

23

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»: история создания повести.

прочитать первую и вторую главы «Тараса Бульбы»

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

24

Н.В.Гоголь.

«Тарас Бульба». Тарас Бульба, Остап и Андрий: характеристика героев. Образ матери.

Антитеза. Картины степи:

эмоциональность,

гиперболизация.

прочитать с третьей по девятую главы включительно

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

25

Н.В.Гоголь. Образ Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Боевое товарищество козаков (речь Тараса о товариществе).

дочитать повесть «Тарас Бульба»

Пр.Р.

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

26

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»: Второй бой под Дубно. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей. Связь описания битвы с фольклором.

написать план к сочинению по выбранной теме

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

27

Р/р Подготовка к написанию сочинения по повести Гоголя «Тарас Бульба»

написать сочинение и подготовить сообщение о Тургеневе

Сочинение

28

И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Близнецы». Богатство и красота русского языка. Нравственная основа человеческих

взаимоотношений. «Бирюк».

стихотворение «Русский язык» выучить наизусть

Личностные, коммуникативные

29

Н.А. Некрасов «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

30

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Образ некрасовской музы.

отрывок из «Размышления...» выучить наизусть

Личностные, коммуникативные

31

Чтение наизусть стихотворений Н.А. Некрасова.

подготовить сообщение о М.Е.Салтыкове- Щедрине

32

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира, гротеск, абсурд.

составить цитатный план «Повести» и подготовить пересказ одного эпизода

Тест

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

33

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».Обличение социальных пороков.

подготовить сообщение о Л.Толстом

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

34

Л. Н. Толстой: страницы биографии. «Детство» - автобиографическое произведение. Особенность сюжета. Образ рассказчика.

подготовить рассказ об одном из героев

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

35

А.П.Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе.

прочитать «Злоумышленник», «Размазня», «Тоска» (по выбору 3-4 рассказа Чехова)

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

36

Вн.чт. А.П.Чехов. «Злоумышленник», «Размазня», «Тоска». Сходство и различие смеха сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина и рассказов А.П.Чехова.

написать сочинение- миниатюру на тему: «Мой любимы рассказ А.П.Чехова»

Сочинение

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

37

Русская литература XX века. И.А.Бунин «Цифры». Отношение детей и взрослых в семье: проблема взаимопонимания.

пересказать вторую и третью части рассказа от лица мальчика

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

38

«Цифры»: композиция рассказа. Анализ эпизодов

прочитать к уроку вн.чт. Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

Регулятивные, познавательные

39

Стихотворения И.А Бунина: «Родина», «Догорел апрельский светлый вечер». Анализ лирического произведения.

одно из стихотворений выучить наизусть

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

40

М. Горький: страницы биографии. «Детство»: автобиографическая повесть.

пересказ одной из сцен повести: «Пожар», «Ссора в доме деда», «Наказание», «пляска бабушки»

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

41

М.Горький «Детство». Бабушка и дед. «Свинцовые мерзости русской жизни».

прочитать рассказ «Старуха Изергиль»

Пр.Р.

Регулятивные, познавательные

42

М. Горький «Старуха Изергиль» Легенда о Данко.

пересказ Легенды о Данко

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

43

Л.Н. Андреев «Кусака»

подготовить сообщение о В.Маяковском

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

44

В.В Маяковский. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

отрывок из «Необычайного приключения..» выучить наизусть

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

45

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».Своеобразие стихотворного ритма.

прочитать рассказ А. Платонова «Юшка»

Личностные, коммуникативные

46

А.Платонов. Личность писателя. «Юшка».

подготовить пересказ на одну из тем: «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Смерть», «Бескорыстие»

Тест

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

47

Юшка - незаметный человек с большим сердцем. Проблема сострадания и уважения к человеку

прочитать рассказ «Неизвестный цветок»

Регулятивные, познавательные

48

А.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.

подобрать материал для сочинения на тему: «Нужны ли нам в жизни сочувствие и сострадание?»

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

49

А.Т. Твардовский: страницы биографии. Стихотворения.

Личностные, регулятивные, познавательные

коммуникативные

50

Р/р Сочинение «Нужны ли нам в жизни сочувствие и сострадание?»

написать сочинение

Сочинение

51

Вн.чт. Стихотворения о Великой Отечественной войне.

одно стихотворение о войне выучить наизусть и прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека»

Личностные, коммуникативные

52

Вн.чт. М.Шолохов. «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

прочитать рассказ Абрамова «О чём плачут лошади»

Пр.Р.

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

53

Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади...». Этические и экологические проблемы рассказа.

прочитать рассказ Носова «Кукла»

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

54

Е. И. Носов «Кукла». Протест против равнодушия и бездуховности к окружающим людям, природе. «Живое пламя».

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

55

Ю. П. Казаков «Тихое утро»: сюжетные элементы, композиция и динамика рассказа. Внимание автора к душевному миру героев. Психология подвига.

прочитать к уроку вн.чт. Дж. Олдриджа «последний дюйм»

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

56

Д. С. Лихачев «Земля родная». Духовное напутствие молодым.

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

57

Стихи о родной природе. В.Брюсов, С.Есенин,

Н.Заболоцкий.

одно стихотворение выучить наизусть

Личностные, коммуникативные

58

Зарубежная литература. Р. Бернс «Честная бедность» и другие стихотворения.

выучить стихотворение наизусть

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

59

Джордж Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..».

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

60

Японские трёхстишия (хокку)

выразительное чтение понравившегося хокку; попробовать написать своё хокку(по желанию)

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

61

Вн.чт. Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»: проблемы и образы романа.

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

62

Вн.чт. Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»: проблемы и образы романа.

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

63

О.Генри «Дары волхвов».

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

64

Р.Д.Брэдбери «Каникулы».

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные


65

Вн.чт. Дж. Олдридж «Последний дюйм»

Сочинение

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

66

Вн. чт. Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»: проблемы воспитания.

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

67

Вн.чт. Научные открытия и тема моральной ответственности ученого за них (по роману А. Беляева «Человек-амфибия»)

Личностные, регулятивные,

познавательные

коммуникативные

68

Литература на лето.

Пояснение к КТП

УУД - универсальные учебные действия учащегося

Личностные - оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные - учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные - осознает познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные - задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.

Литература для учащихся и учителя

  • Литература. 7 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2012 г. А также дополнительных пособий для учителя:
  • Н.В.Беляева. Литература. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. - М.: просвещение. 2013.
  • ЕЛ.Ляшенко Тесты по литературе. 7 класс. К учебнику В.Я. Коровиной "Литература. 7 класс". ФГОС, Экзамен. 2014 г.
  • М.А. Маркитанова. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. К учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 7 класс». ФГОС. - М. 2014.
  • Т.Н. Трунцева. Рабочая программа по литературе. 7 класс. К УМК В.Я. Коровиной и др. ФГОС. - М.: Просвещение, 2014.
  • CD-ROM (MP3). Литература. 7 класс. Фонохрестоматия по литературе с инструкцией, 2010 г.

Перечень интернет-ресурсов

1.

Министерство образования и науки РФ

www.mon.gov.ru

2.

Федеральное агентство по образованию

www.ed.gov.ru

3.

Российское образование (Федеральный портал)

www.edu.ru

4.

Российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

5.

Дополнительное образование детей (Федеральный портал)

vidod.edu.ru

6.

Сервер информационной поддержки единого государственного экзамена

www.ege.ru

7.

Профильное обучение в старшей школе

www.profile-edu.ru

8.

Информационно-коммуникационные гехнологии в образовании (система федеральных образовательных порталов)

www.ict.edu.ru

9.

Федерация Интернет-образования

http://www.fio.ru

10.

Всероссийский Интернет-педсовет

pedsovet.org

11.

Справочный материал

http://www .gramota.ru

12.

Вестник образования (сайт журнала)

www.vestnik.edu.ru

13.

Учительская газета

www.ug.ru

14.

Первое сентября (газета)

www. 1 september.ru

15

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival. 1 september.ru

16

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ФЦИОР

http://www.fcior.edu.ru

17

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

18

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://window.edu.ru


Методические разработки А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

  1. Источником для «Песни...» послужили:

а)        древнерусские летописи;

б)        русские народные сказки;

в)        исторические песни.

  1. «Песнь...» является:

а)        самостоятельным литературным произведением;

б)        поэтическим пересказом древнего текста;

в)        стилизацией фольклорного произведения.

  1. Определите жанр «Песни...»:

а)        былина;

б)        поэма;

в)        баллада.

  1. С какой целью А.С. Пушкин использует в «Песни...» архаизмы (секира, тризна и др.)?

а)        следует за летописью;

б)        стилизация под язык эпохи;

в)        создание правдоподобного фона.

  1. Олег был князем города:

а)        Суздаля;

б)        Москвы;

в)        Киева.

  1. Олег подъехал к волхву, чтобы узнать:

а)        скоро ли он станет известен всему миру;

б)        когда у него родятся дети;

в)        время и причину своей смерти.

  1. У древних славян Перун — бог:

а)        грома и молнии;

б)        солнца;

в)        войны.

  1. Что предсказал старец князю Олегу?

а)        бедность и разорение;

б)        смерть в бою;

в)        смерть от коня.

  1. Какой момент «Песни...» можно назвать кульминацией?

а)        предсказание кудесника;

б)        исполнение предсказания;

в)        гибель коня.

  1. Какой художественный приём использует автор, повторяя стихи:

Они (бойцы) поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они...

а)        гипербола;

б)        рефрен;

в)        сравнение.

  1. Литературоведы считают, что А.С. Пушкин во фразе:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен... —

говорит о:

а)        духовной свободе поэта;

б)        смелости волхва;

в)        неприязни волхва к князю.

  1. Определите стихотворный размер в следующих строках:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен,

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен...

а)        ямб;

б) хорей;

в) дактиль;

г)        амфибрахий.

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

  1. Поэма — это жанр:

а)        лирического произведения;

б)        лиро-эпического произведения;

в)        эпического произведения.

  1. События, о которых идёт речь в произведении, относятся ко времени правления:

а)        Владимира Мономаха;

б)        Ивана Грозного;

в)        Петра I.

  1. Приближённый царя и глава опричников — это:

а)        Калашников;

б)        Кирибеевич;

в)        Скуратов.

  1. Причиной грусти Кирибеевича послужило:

а)        поражение в кулачном бою;

б)        отсутствие денег;

в)        невнимание со стороны жены купца.

Узнав о том, что сотворил опричник с его женой, Калашников решил:

а)        жаловаться царю;

б)        драться с опричником в кулачном бою;

в)        ничего не предпринимать.

  1. Купец Калашников вызвал Кирибеевича на бой, чтобы:

а)        показать свою силу;

б)        отстоять честь жены;

в)        его не считали трусом.

  1. Когда Кирибеевич узнал, с кем ему придётся драться, он:

а)        отказался драться;

б)        попросил прощения за свой поступок;

в)        побледнел, глаза его затуманились.

  1. После удара Калашникова Кирибеевич:

а)        упал замертво;

б)        остался стоять;

в)        ударил в свою очередь.

  1. Царь, увидев результат боя, приказал:

а)        заключить Калашникова в острог;

б)        отрубить Калашникову голову;

в)        взять Калашникова к себе на службу.

  1. М.Ю. Лермонтов использует в поэме многие фольклорные приёмы. Один из них – приём 

параллелизма; это:

а)        перенос значения по сходству;

б)        определение стоит всегда после определяемого слова;

в)        сопоставление мира природы и мира человека.

  1. В словосочетаниях: Москва великая, небо чистое, заря алая — используется:

а)        метафора;

б)        гипербола;

в)        инверсия.

  1. Перенос значения по сходству называется:

а)        метафорой;

б)        сравнением;

в)        эпитетом.

  1. В строке “Не сияет на небе солнце...” пропущен постоянный эпитет:

а)        красное;

б)        ясное;

в)        золотое.

Ключи к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

б

б

в

в

б

б

в

а

б

в

в

а

а

  1. В.        Гоголь. «Тарас Бульба»

Тест

  1. Действие повести происходит:

а)        в Польше;

б)        на Украине;

в)        в России.

  1. Тема повести:

а)        героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;

б)        история семьи Тараса Бульбы;

в)        быт и нравы Запорожской Сечи.

  1. Повесть написана в стиле:

а)        эпического сказа;

б)        семейной хроники;

в)        исторического исследования.

Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что:

а)        Тарас Бульба — настоящий герой;

б)        она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты;

в)        в ней рассказывается история обычной семьи.

  1. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?

а)        родительский дом;

б)        гнездо;

в)        нора.

  1. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба:

а)        отпустил его;

б)        убил его;

в)        проклял его.

  1. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство:

а)        желание славы;

б)  месть;

в)        любовь.

  1. “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...” — это портрет:

а)        Тараса Бульбы;

б)        Остапа;

в)        атамана Кукубенко.

  1. Кому принадлежат выражения: “Терпи козак, — атаманом будешь!”, “Есть ещё порох в пороховницах! ”?

а)        Тарасу Бульбе;

б)        Остапу;

в)        куренному атаману.

  1. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?

а)        саблю;

б)        медальон;

в)        курительную трубку.

  1. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” слова в повести сказаны в связи с гибелью:

а)        Мосии Шило;

б)        Остапа;

в)        Тараса.

  1. Смысл жизни для старого Тараса состоит:

а)        в воспитании достойных сыновей;

б)        в поддержании традиций Запорожской Сечи;

в)        в защите родной земли.

  1. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:

а)        борьба за свободу и независимость Родины;

б)        физическая сила;

в)        стремление к славе.

Ключи к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

б

а

а

б

б

б

в

б

3

в

в

3

3

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 7 КЛАССА ЧАСТЬ 1

  1. Назовите жанр произведения:

«Вольга и Микула Селянинович»        

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»        

«.. .на восшествие на престол.... Императрицы Елизаветы Петровны»

  1. Назовите произведения А.С.Пушкина, в основе которых лежат исторические события.
  2. Узнайте произведение и автора по отрывку:

«...Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, безпошлинно.

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку...»

  1. Назовите историческое событие, которое легло в основу поэмы «Русские женщины» и имена главных героинь произведения.
  2. В чем особенность жанра «Сказок» Салтыкова - Щедрина, назовите жанр.
  3. Какой герой и в каком произведении Н.В.Гоголя произносит приведенные ниже слова:

«Терпи, козак,- атаманом будешь!»        

«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»        

«Есть еще порох в пороховницах!»        

  1. Расставьте в классическом порядке компоненты и назовите их одним словом:

Кульминация Развитие действия Завязка Развязка

ЧАСТЬ 2

  1. Кто автор стихотворения в прозе «Русский язык»?
  1. Г.РДержавин
  2. А.С.Пушкин
  3. И.С.Тургенев
  4. Н.В.Гоголь
  1. Писатель П.Х.Максимов пишет: «Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная

сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем...». О ком написаны эти строки?

  1. Л.Н.Толстой
  2. И.А.Бунин
  3. М.Горький
  4. Н.Некрасов
  1. Из какого стихотворения В.В.Маяковского эти строки:

«. .. Светить всегда, светить везде, до дней последних донца,

светить - и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой - и солнца!»

  1. «Хорошее отношение к лошадям»
  2. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
  3. «Флейта-позвоночник»
  4. «Послушайте»
  1. Какая тема поднята в рассказе Е.Носова «Кукла»?
  1. тема Родины
  2. тема равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру
  3. тема Великой Отечественной войны
  4. тема отцов и детей
  1. Поэма - это
  1. только лирическое произведение
  2. только эпическое произведение
  3. соединение лирики и эпоса
  4. большое по объему стихотворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов, «Дрофа...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястр...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс

Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., рекомендованной Министерством...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе по программе В.Я.Коровиной и учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина "Литература. ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы, рекомендованной Министерством образования РФ, авторы-составители А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мур...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе по программе В.Я.Коровиной

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 5 классе по программе В.Я.Коровиной на 68 часов(2 урока в неделю)....