Творческий проект «Лучший друг нам в жизни сей – вера в Провиденье»
проект по литературе (9 класс) на тему

 

Достаточно ли жить в своей стране, чтобы считать себя ее частью? Что делает нас гражданами своей страны? Любовь к языку, память о прошлом, русский дух и, конечно же, знание традиций, обрядов, фольклора. Как ни грустно сознавать, современное поколение далеко от природных истоков нравственности , мало знают и мало интересуются народными обрядами, традициями русской культуры и христианской веры.

Творческий проект «Лучший друг нам в жизни сей – вера в Провиденье»                                                       реализуется в рамках учебного предмета «Литература» в 9 классе. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся с балладой В.А.Жуковского «Светлана» , поднимающей  нравственные и гуманистические  проблемы, развивают умения выделять главное, логически излагать свои мысли, умение видеть авторскую позицию.  В результате реализации проекта каждый участник увидит, что В. А. Жуковский — популярный поэт, мастер поэтического слова, тонкий знаток русской культуры и фольклора. В балладе "Светлана" автор реалистично описал русский быт, народные обряды, раскрыл русскую душу, такую большую, щедрую, трепетную и горячую. Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами. В балладе "Светлана"  обнажилась грусть души, страх потерь поэта. Стих его наполнен музыкой, богат полутонами и нюансами. Жуковский обладал редким даром охватить в балладе тревоги русского человека, окрасить их музыкой и звучанием, раскрыть их тайну, не нарушив целостности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитка проекта «Лучший друг нам в жизни сей – вера в Провиденье»

Описание проекта 

                                                     Автор проекта

Евтеева Лариса Викторовна

Саратовская область

Калининский район с.Таловка

МБОУ «СОШ с.Таловка Калининского района Саратовской области».

Название проекта 

 «Лучший друг нам в жизни сей – вера в Провиденье».  

Краткое содержание проекта

Достаточно ли жить в своей стране, чтобы считать себя ее частью? Что делает нас гражданами своей страны? Любовь к языку, память о прошлом, русский дух и, конечно же, знание традиций, обрядов, фольклора. Как ни грустно сознавать, современное поколение далеко от природных истоков нравственности , мало знают и мало интересуются народными обрядами, традициями русской культуры и христианской веры.

Творческий проект «Лучший друг нам в жизни сей – вера в Провиденье»                                                       реализуется в рамках учебного предмета «Литература» в 9 классе. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся с балладой В.А.Жуковского «Светлана» , поднимающей  нравственные и гуманистические  проблемы, развивают умения выделять главное, логически излагать свои мысли, умение видеть авторскую позицию.  В результате реализации проекта каждый участник увидит, что В. А. Жуковский — популярный поэт, мастер поэтического слова, тонкий знаток русской культуры и фольклора. В балладе "Светлана" автор реалистично описал русский быт, народные обряды, раскрыл русскую душу, такую большую, щедрую, трепетную и горячую. Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами. В балладе "Светлана"  обнажилась грусть души, страх потерь поэта. Стих его наполнен музыкой, богат полутонами и нюансами. Жуковский обладал редким даром охватить в балладе тревоги русского человека, окрасить их музыкой и звучанием, раскрыть их тайну, не нарушив целостности.

.

Предмет(ы) 
Предметы, основные понятия и концепции которых рассматриваются в рамках учебного проекта (проект должен быть направлен на освоение стандартов по выбранным предметам) 

Литература, ИЗО.

Классы 
Для учеников каких классов предназначен этот Учебный проект 

9 класса

Приблизительная продолжительность проекта 
Например, 8 уроков, 6 недель и т.д. 

2 недели

Основания проекта 

Целевые образовательные стандарты 
Включите в этот раздел государственные или региональные стандарты на выполнение которых ориентирован проект. Уточните список стандартов для этого конкретного проекта  и разместите в этом разделе только те пункты  стандарта, которые Ваши ученики освоят после участия в проекте. 

 Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма
обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 
Перечислите список учебных целей, степень достижения которых будут оцениваться после завершения проекта, в терминах деятельности учащихся. Это должны быть конкретные и проверяемые пункты. Начните заполнение этого раздела с фразы «После завершения проекта учащиеся смогут:» 

 После завершения проекта учащиеся должны:

  •  Сформировать понятие о нравственном мире героини баллады «Светлана» как средоточии народного духа и христианской веры.
  • Развить умение чувствовать красоту поэтических, живописных, музыкальных произведений.
  • Воспитать любовь к традициям русской культуры.
  • Приобрести навык самостоятельной работы.
  • Сформировать умение обобщать полученную информацию и делать собственные выводы.

Основополагающий вопрос 
Обширный, всеобъемлющий вопрос, который может охватить несколько учебных тем или предметных областей. 

  • Как на основе русских традиций пробудить национальное самосознание учащихся, что можно сделать сегодня, чтобы решить проблему преемственности традиционной культуры, сохранения и передачи в живом виде новым поколениям национального культурного наследия?

Проблемные вопросы
Направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в ходе проекта. 

  • Что русского национального слышится в балладе Жуковского?
  • Как жизнь, быт, нравы  русского человека были связаны с обрядами?
  •  Что свидетельствует о  влиянии народной нравственности на характер, поведение, взгляды главной героини баллады В.А.Жуковского «Светлана»;
  • Почему о нравственном мире героини баллады «Светлана» можно говорить как о средоточии народного духа и христианской веры?
  • Почему поэт утверждает, что главное – «вера в провиденье»?
  • Какова история возникновения различных способов гадания
  • ( опираясь на текст баллады В.А. Жуковского “Светлана”).
  • Определить романтический характер баллады
  • Осмыслить сюжет баллады, характер героини, сопоставить иллюстрации и текст баллады, проследить по тексту, как рождается художественный образ.

Задачи проекта

1. Формирование у школьников научного стиля мышления, навыков применения информационных технологий, потребности в самосовершенствовании и способности к самостоятельному добыванию знаний.

2.Развитие креативных способностей ученика, умений использовать весь комплекс культурно – образовательных компетентностей.

3. Развитие познавательного интереса к изучению предмета литературы, формирование в процессе освоения литературоведческой теории обобщенных способов познавательной деятельности.

План оценивания 

График оценивания

До работы над проектом 
.

Ученики работают над проектами и выполняют задания

После завершения работы над проектом 
.

Вопросы; обсуждение; составление плана работы; распределение заданий

Собирание материала; выявление основных понятий; систематизация собранного; выпуск  публикации; создание презентации ; оценка выполнения заданий

Общая презентация проекта; статья в школьной газете и на сайте школы

Описание методов оценивания 
Опишите методы оценивания, используемые Вами и Вашими учениками для выявления интересов и опыта самих учащихся, постановки учебных задач, наблюдения за успехами, анализа сделанной работы, контроля развития мыслительных умений высокого уровня, и рефлексии на обучение на протяжении всего обучающего цикла. Также опишите продукты учебной деятельности учащихся, то есть презентации, письменные работы или опишите действия учеников и способы их оценивания. Опишите, как будет проводиться оценивание, кто, что и как будет оценивать. 

  • График оценивания разделён на три этапа. Работа над проектом начинается с первого этапа: с обсуждения ряда вопросов, связанных с темой проекта:  скорректировать  полученные знания о жизни и творчестве В.А.Жуковского. Определить национальные особенности романтической баллады В.А. Жуковского «Светлана».Сформировать понятие о нравственном мире героини баллады «Светлана» и т.д. Затем обсуждение; составление плана работы; распределение заданий. Тема проекта взята из программы, поэтому большое внимание уделяется требованиям стандарта, и критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, сочинение, доклад) будут отражать эти требования. Второй этап: Собирание материала; выявление основных понятий; систематизация собранного; выпуск газеты или публикации; создание презентации; оценка выполнения заданий. Для выполнения работ для учащихся разработаны дидактические материалы: дневник наблюдений работы над проектом, критерии оценки публикации, презентации ит.д., обсуждение промежуточных результатов деятельности. Третий этап после завершения работы над проектом проводится презентация всего проекта, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оценивается умение обсуждать, задавать вопросы и отвечать на  вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход.

Результаты проекта

  • Результатом  работы стал искренний интерес детей к народной культуре, их потребность обращаться к этому материалу не только на уроке, но и за его пределами. Свидетельством того служат творческие работы детей, презентации, буклеты,  их желание сохранять народные традиции, традиции своей семьи и возросшее в них чувство гордости за свой народ, за свое Отечество.
  • Особое место в эстетическом и нравственном воспитании школьников, в формировании у них патриотического чувства является баллада В.А.Жуковского «Светлана». При анализе баллады дети открыли для себя порядок традиционной жизни русского народа, полной труда и праздников, серьезных дел и часов веселья, игр и потех, песен и преданий, обычаев и примет.
  •  В ходе работы над проектом были закреплены  полученные знания о жизни и творчестве В.А.Жуковского.
  • Определены национальные особенности романтической баллады В.А. Жуковского «Светлана».
  • Сформировано понятие о нравственном мире героини баллады «Светлана» как средоточии народного духа и христианской веры.
  • Выяснено, что образ главной героини Светланы является  авторским идеалом, воплощенным в балладе.
  • Дети  научились чувствовать красоту поэтических и  живописных произведений.
  • Сделаны выводы о гуманистической и нравственной направленности баллады.

Учебные мероприятия 

Презентация учителя.
Обсуждение вопросов. Распределение обязанностей
Сбор материалов. Оценка собранных материалов. Обсуждение, обмен мнениями.
Обсуждение  возможной своей темы проекта, анализ тем других участников. Авторское право. Опрос.
Добавление в собственную визитку темы проекта.
Правила оформления источников. Работа над проектом, обсуждение промежуточных работ, ответы на вопросы.
Подготовка к защите проекта. Оценка готовности проекта.
Защита проекта.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) 

Работа с проблемными учениками требует дополнительного времени. Поэтому с данной категорией учащихся будут организованы дополнительные консультации, ход работы будет отслеживаться в дневниках, журналах и корректироваться по мере надобности. Да и сами задания большей частью будут адаптированы под таких учеников.

Одаренный ученик 

Одаренный ученик помимо того, что должен собрать материал, провести исследовательскую работу, должен и правильно и грамотно её оформить. Основная масса работы по проведению проекта ложится на плечи таких детей: анализ собранного материала, сравнение и вычленение главного, формулировка проблемы и способов её решения, выводы.

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Технологии - цифровые устройства: (Отметьте флажками необходимые элементы)

Компьютеры
Интернет

 Принтер
Проектор
Сканер


Другие

Печатные материалы 
Словари, руководства, справочные материалы и т.д.

Литература .9 класс. Автор – составитель В.Я.Коровина и др.М., 2006

Литературно – исторический альманах. Вып. 3-Козельск,2008г
Русская литература 18 века. Справочные материалы. М.: «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995.

Никонов В. «Его стихов пленительная сладость». М.,1980

В.Г.Белинский. Полное собрание сочинений. Т.7, изд.АНСССР,1955. Стр. 190

П.Басистов «Очерки жизни и сочинений Жуковского»

Н.А.Миронов Тематическое и поурочное  планирование к учебнику – хрестоматии»Литература.9 класс. Автор – составитель В.Я.Коровина и др.М., 2006

Интернет-ресурсы 
Ссылки (URLs) на нужные для проекта ресурсы 

http://www.silverage.ru/
http://www.literrat.ru/
www.7travel.ru/
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/c/c4/1012445.htm
http://russia.rin.ru/guides/11117.html

Другие ресурсы 
Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители и т.д. 

Учащиеся старших классов, учителя, родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический творческий проект «Книга другу своими руками»

Данный проект долгосрочный. Первая "изюменка" проекта -дети самостоятельны в выборе жанра,героев для своих произведений. Педагог лишь помогает скорректировать уже написанную мысль автора, подобрать ка...

Социальный проект "Беспородный друг - лучший друг"

В данном отчете содержится почти полная информация о работе, проделанной командой учащихся 9-х классов для решения социальной проблемы бездомных животных в обществе. В отчете представлены этапы работы...

Проект "Книга - лучший друг ребят"

Познавательно-творческий проект. Приобщение ребенка дошкольного возраста к чтению книг посредсвом посещения Детской библиотеки им. А. Ахматовой....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ДРУГ – ТЕАТР»

Проект направлен на повышение мотивации дошкольников к обучению грамоте через организацию театральной деятельности....

Проект "Книга - мой лучший друг!"

Разработка и реализация проекта "Книга - мой лучший друг!" в группе раннего возраста. Изучение данной темы, адаптация методов реализации проекта к условиям работы с детьми раннего возраста....