Урок литературы в 8 классе"Что такое любовь к Родине" (Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»)
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Ромашкина Маргарита Николаевна

На уроке   ученикам предстоит решить, что же такое любовь к родине?  Рассматриваем две точки зрения. Первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая -  родина там, где сытно, дешево и удобно.

В конце урока приходим к выводу, что во все времена поэты любили и прославляли свою Родину и что любим мы Родину не за то, что она хороша, а за то, что она своя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_8_klass1.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе. Тема «Что такое любовь к Родине?» Программа «Школа 2100»

       Тема «Что такое любовь к Родине?» изучается  в действии 2 «Человек чувствующий», картина 3 «Ностальгия» на основе произведений Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»,  Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…». Учебник для 8 класса «Дом без стен», программа «Школа – 2100»

На уроке   ученикам предстоит решить, что же такое любовь к родине?  Рассматриваем две точки зрения. Первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая -  родина там, где сытно, дешево и удобно.

В конце урока приходим к выводу, что во все времена поэты любили и прославляли свою Родину и что любим мы Родину, не за то, что она хороша, а за то, что она своя. Особенно интересным стал этап творческой работы, на котором учащиеся представили свои размышления о родине, о родном крае, поделились мыслями о том, как они понимают, что такое  любовь к Родине.

Тема: 
«Что такое любовь к Родине?»
Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»

- раскрыть своеобразие темы Родины в стихотворениях разных поэтов;

- учить анализу поэтического текста.

Развивающие:

Содействовать развитию:

  • умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы, сравнивать однотематические литературные произведения разных авторов;
  • воображения на основе положительной мотивации через выполнение заданий творческого характера с использованием средств ИКТ;
  • совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала;
  • навыка рефлексивных действий
  • .Воспитательные:
  • воспитание гражданских и патриотических чувств;
  • формирование читательской культуры;

Форма урока: урок – эвристическая беседа.

Технологии: личностно ориентированное обучение (создание личностно значимых ситуаций), использование ИКТ в предметном обучении, технология РКМПЧ. Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Оборудование: Мультимедийная презентация; высказывания известных людей о Родине.

План урока:

  1. Вступление. (Инсценировка)
  1. Актуальность.
  2. Постановка целей и конкретных задач.
  1. Основная часть урока.
  1. Работа с пословицами и высказываниями «великих» людей о любви к Родине.
  2. Работа с текстами художественных произведений.
  • Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»
  • Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
  1. Обсуждение результатов.
  1. Заключение.
  2. Рефлексия. Составление синквейна.

Эпиграф:

«Все думы мои о России, 
судьба моей страны 
является главенствующей темой
в моем творчестве» 
(А.А. Блок)

1. Вступление.

  • Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной « Россия - родина моя»
  • Входят Белый и Рыжий Клоуны.

Инсценировка. (Учебник  «Дом без стен. Литература. 8 класс» стр. 253)

Рыжий клоун. Что это с ними?
Белый клоун. О! Так они проявляют свою любовь к Родине. Это обязательная составляющая человеческой жизни: слезы при разглядывании деревьев родной страны, мурашки по спине при церемонии поднятия государственного флага,  желание кинуться в драку с каждым, кто плохо скажет о стране, где ты родился.

Рыжий клоун. Как ты можешь так об этом говорить! Любовь к Родине – это чувство, возвышающее человека, Объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты чувствовать себя защищенными. В древних цивилизациях у людей существовало самое страшное наказание – изгнание с родины…

Белый клоун. Да брось ты! Родина там, где сытно, дешево и удобно. А всё остальное сантименты. Тысячи людей покинули и покидают родину. Посмотри на них: они любили одну, теперь любят другую. Всё очень просто!

Рыжий клоун. Но это… всё равно что бросить старых немощных родителей и пристроиться к новым – молодым и обеспеченным. У человека есть такая же потребность в родине, в родной речи, как, скажем, в воздухе, воде и пище. И если, не дай бог, человеку приходиться бежать с родины, чтобы спасти свою жизнь или жизнь близких, он заболевает страшной болезнью. Имя ей – ностальгия. Она мучает и разрушает человека, если, конечно, он Человек.

Белый клоун. Ты опять за свое! Не рассказывай мне о рабах привычек и привязанностей. Я говорил о настоящих людях, свободных от всех этих предрассудков. Это они басни рассказывают о ностальгии, чтобы тебя не расстраивать. А поговорить и поплакаться о потерянной родине нынче очень модно…
Рыжий клоун  Нет, я не могу представить себя вне Родины. Чтобы жить, мне нужно держаться корнями за свою родную землю. А что можно за нее отдать – эта мера для каждого своя…

Оценивание представления

– Итак, тема нашего урока «Что такое любовь к Родине?»

– Что мы можем узнать на нашем уроке?

(из чего складывается это понятие)

2. Актуальность

– А надо ли нам это? Почему именно сейчас нам это надо? (Именно сегодня, в XXI веке, особо остро стоит этот вопрос, так как люди, особенно молодежь, думают, прежде всего, о материальном благосостоянии, забыли о Родине, никто служить не хочет в армии,

3. Постановка целей и конкретных задач.
- Какую проблему вы видите в этой теме?

( Что значит для человека – Родина?)
- Какие две точки зрения существуют по данному вопросу? Обратитесь к стр.253 учебника литературы.  Поработайте в парах. Назовите две точки зрения, существующие по  вопросу : Что значит для человека – Родина?

любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая -  родина там, где сытно, дешево и удобно.

2) – Итак, у нас есть две точки зрения (СЛАЙД 5): первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно.

Какую точку зрения будете отстаивать вы?

– Каким образом мы можем доказать свою правоту? (обратимся к высказываниям известных людей, к народной мудрости, к литературе)

- Есть ли в нашей стране, в нашем городе, районе, доме что-то такое, что вам особенно дорого, что для вас является зрительным образом, символом Родины, России или малой Родины?  Перед нами выступят индивидуально подготовившиеся учащиеся с демонстрацией коллажа «Моя Родина». (СЛАЙДЫ 2)

Примечание. Коллаж приготовлен и демонстрируется с помощью компьютерных технологий. Как правило, ребята представляют традиционный набор и вполне объясняют свои зрительные образы: государственная символика и города-символы – Москва и Петербург; люди-символы: Пушкин, Ломоносов, Гагарин и другие; русская природа, берёзка, ромашка; родной город, улица, дом, школа, близкие люди, семья, друзья/

Оценивание представления

- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов  создавать произведения о своем Отечестве? ( Любовь к Родине. Тот, кто любит свою Родину, тот не равнодушен к ее судьбе. Недаром эпиграфом к уроку  являются строки из стихотворения Александра Блока «Все думы мои о России, судьба моей страны 
является главенствующей темой
в моем творчестве»

– Дома вы  подобрали пословицы и  высказывания известных людей о Родине. Поделитесь находками.

II. Основная часть

  1. Первая группа подбирала пословицы, назовите их.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Своя земля и в горести мила. Любовь к родине сильнее смерти. Родина – мать, умей за неё постоять. Человек без родины, что земля без семени.

Вторая группа подбирала высказывания  «великих» людей о любви к Родине.

Нет места милее родного дома. Только отечество заключает в себе то, что дорого всем. ( Марк Тулий Цицерон - древнеримский политик и философ, блестящий оратор.)

  •    Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. ( Луцит Сенека -  древнеримский политический деятель, философ и поэт  )    
  •   Дерзайте отчизну мужеством прославить. ( Михаил Васильевич Ломоносов –русский ученый мирового значения, историк и поэт. 18 век.)
  •  Самое лучшее предназначение есть защищать Отечество. (Гаврила    Романович Державин – русский поэт 18 века)
  • Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. ( Джорж Ноэл Гордон Байрон  - один из величайших английских поэтов-романтиков 19 века)
  • Есть разные страны на свете, а Родина – только одна… (Джек Алтаузен Яков Моисеевич -  русский советский поэт, погибший во время ВОВ).
  • Родина – это огромное, дышащее существо, подобное человеку… (Александр Александрович Блок –русский поэт 20 века.)
    - Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем?
     Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?
    ( Квинт Гораций - древнеримский поэт).

    Что общего в этих словах? ( Родина у человека одна, нет для человека роднее места, Родину надо любить и защищать.)

Вывод. Нашли ли вы подтверждение своим мыслям о любви к Родине?

Подбирая пословицы  и  высказывания знаменитых людей мы нашли подтверждение своим мыслям – Любовь к Родине – это чувство, возвышающее человека.

Сегодня на уроке мы посмотрим, какое место занимает Россия в творчестве  Евгения Евтушенко, Федора Тютчева,

3. Работа с текстами художественных произведений.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…». (СЛАЙД 6)

Евгений Александрович Евтушенко – яркий, талантливый поэт.  В этом году 9 января ему исполнилось 80 лет. Стихотворение «Идут белые снеги»- одно из ранних в лирике поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вечных вопросах: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.

1. Посмотрите, пожалуйста, видеоклип, в котором прозвучит песня в исполнении Гелены Великановой на слова Евгения Евтушенко «Идут белые снеги»

2. Анализ стихотворения.

– О чём это стихотворение? (О России ). Стихотворение представляет лирический задушевный монолог с читателем.

Откройте учебник на стр.254. Перечитаем стихотворение.

Чтение 1 части стихотворения.

Идут белые снеги,

как по нитке скользя...

Жить и жить бы на свете,

но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,

растворяясь вдали,

словно белые снеги,

идут в небо с земли.

Идут белые снеги...

И я тоже уйду.

Не печалюсь о смерти

и бессмертья не жду.

я не верую в чудо,

я не снег, не звезда,

и я больше не буду

никогда, никогда.

И я думаю, грешный,

ну, а кем же я был,

что я в жизни поспешной

больше жизни любил?

- Какое настроение передает начало стихотворения?  ( Начало стихотворения грустное)

- А почему? ( Лирический герой рассуждает о вечных вопросах: о жизни и смерти. Нельзя жить вечно, все преходящее, лирический герой тоже уйдет и его уже не будет)  

– Над какими  вопросами  задумывается лирический герой?

Чтение 2 части стихотворения.

А любил я Россию

всею кровью, хребтом -

ее реки в разливе

и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,

дух ее сосняков,

ее Пушкина, Стеньку

и ее стариков.

Если было несладко,

я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно,

для России я жил.

И надеждою маюсь,

(полный тайных тревог)

что хоть малую малость

я России помог.

Пусть она позабудет,

про меня без труда,

только пусть она будет,

навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,

как во все времена,

как при Пушкине, Стеньке

и как после меня,

Идут снеги большие,

аж до боли светлы,

и мои, и чужие

заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,

но надежда моя:

если будет Россия,

значит, буду и я.

-Одинаковое ли настроение в первой и во второй части стихотворения?

( Разное, если в первой части грусть, то во второй части тон меняется, появляется взволнованное воодушевление )

А как вы думаете почему меняется настроение лирического героя?

 ( он начинает говорить о России)

– Какие образы-ассоциации возникают при чтении стихотворения? (Белый снег, зима, природа, деревенские избы, Пушкин, Степан Разин) (СЛАЙД 7)

– Какой словесный образ олицетворяет Россию, становится поэтическим символом России в этом стихотворении?

(«Идут белые снеги» – это поэтический символ России.)

- Эта строчка выполняет в стихотворении роль рефрена, т.е. она является связующим звеном,

- Какие картины связывает эта строка? (связывает в стихотворении картины прошлого и будущего России).

-Эта строка не только связывает картины прошлого и будущего, но и помогает лирическому герою осознать, понять себя.

-Что же осознает лирический герой? ( он не отделим от народа, Родины, он понимает, что необходим Родине. Заявляет, «что для России я жил», «я России помог».

- Какое признание делает лирический герой в кульминационных строках?

Но надежда моя:
Если будет Россия,
Значит буду и я.

Поэт говорит о том, что все, в сущности, преходящее, кроме родины; пока она будет, будет и он. «Белые снеги» - это нечто такое, что заметает наши следы на земле, и вместе с тем – символизируют бессмертие России. (СЛАЙД 8)

Вывод: Что для Евтушенко любовь к Родине? Единение с Родиной, с её природой, с её историей.

– Евгений Евтушенко – наш современник, нам близка и понятна его позиция

.: А теперь обратимся к поэзии 19 века. Ф.И. Тютчев в 1866 году написал: Умом Россию не понять…


1. Выразительное чтение стихотворения. (ХОРОМ)

Коллективный анализ стихотворения «Умом Россию не понять…».


Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить.

  • Каким чувством проникнуто стихотворение? ( чувством патриотизма, гордости)
  • О чём это стихотворение? (Стихотворение о Родине, о России.)

Прокомментируем слово «умом»

Как вы понимаете значение слова «ум»?

Ум(ом) – способность человека, развитая в высокой степени; высокое развитие интеллекта.

-А какое значение имеет это слово в данном произведении – невозможность, даже имея такую способность, познать Россию. Это то, что находится за гранью человеческих возможностей, способностей. Отсюда сила, мощь России,

Прокомментируем слово «аршин».

Аршин – это мера длины, равная 0,71 см. Это широкий шаг.

Какое определение это слово имеет в стихотворении  («общим») ,

- Как вы это понимаете? ( то есть если все (весь народ) сделают этот широкий шаг, то всё равно не смогут измерить всё пространство России, так оно велико. Нет границ..)

Стать – стержень, характер, внутренний склад;

-С каким определением сочетается   существительное «стать»  ( с определением «особенная»)  -На какое значение выводит  это сочетание (на значение «красивая, с чувством собственного достоинства, обладающая внутренней красотой, силой характера».)


3 В чем сходно и чем отличается отношение к России лирических героев Ф. Тютчева, и Е. Евтушенко. 

Лирические герои любят свою Родину – Россию и верят в нее.

А чем отличается отношение к России лирических героев Ф. Тютчева, и Е. Евтушенко. 

 Для Евтушенко любовь к Родине -  единение с Родиной, с её природой, с её историей., а для Тютчева Россия -  это гордость –  сильная, мощная, безграничная Россия.

III. Заключение

– Ребята, а из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине? В чём вы видите её истоки?

Истоки её – в уважении, трепетном отношении к месту, где родился, вырос, к отчему дому, к людям, воспитавшим нас, к своей истории. Мы не должны вырасти Иванами, не помнящими родства.

-Что делает нас всех русским народом? Общая жизнь на родной земле, общие беды и радости, общая любовь к своей Родине и к своему языку – всё это делает нас русским народом. )

Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев незадолго до смерти написал знаменитое стихотворение в прозе «Русский язык» (чтение стихотворения) Стр.258 Слайд

Вывод. НЕ может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть ВЕЛИКИМ. А если народ велик, то и будущее у народа должно быть великим.

  • А что вы можете сказать о России?

IV. Творческая работа. Составление синквейна о Родине.

(СЛАЙД 18) (Во время написания синквейна звучит музыка).

Родина.
Добра, сильна, справедлива.
Надо любить и защищать.
Край, где мы живём.
Отчизна.

Россия.
Сильная, великая, огромная.
Любим и гордимся.
Земля отцов и дедов.
Отчизна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Разработка урока "Идут белые снеги..."

Тема нашего урока – зимняя. «Идут белые снеги…» Холодная тема. Зима , снег, синь, бел...

Стихотворение Ф.И.Тютчева "Умом Россию не понять..."

Учебный материал к уроку изучения творчества Ф.И.Тютчева представлен в виде презентации с использованием интегративного культурологического комментария художественного текста.Опорные моменты урока:1....

Урок литературы. 9 класс. М.Ю.Лермонтов - певец родины и свободы

Цели урока: прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Ю.Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободн...

Урок по литературе в 8 классе по теме "Что такое любовь к Родине?"

Презентация к уроку по литературе в 8 классе по теме "Что такое любовь к Родине?"на примерах стихотворений Е. Евтушенко, А.Блока, Ф.Тютчева...