"Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Литература" в группах СПО"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Содержание и цели практических работ по литературе.

 

         Практические работы по литературе направлены:

- на анализ структуры произведения

- образной системы эпизода произведения;

- стиля писателя;

- на выявление авторской позиции.

 

         По своей направленности практические работы являются творческими работами проблемно-познавательного характера. Их цель:

- в активном творческом постижении языка произведения;

- авторской модели действительности;

-в формировании и развитии литературно-художественных умений,

что в итоге ведёт к формированию образованного читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_l-ra_spo1.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

              ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        «СОРМОВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

        ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.А.СЕМЁНОВА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ   УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»  в группах СПО

                                                

 2013 г.

Пояснительная записка

Содержание и цели практических работ по литературе.

        Практические работы по литературе направлены:

- на анализ структуры произведения

- образной системы эпизода произведения;

- стиля писателя;

- на выявление авторской позиции.

        По своей направленности практические работы являются творческими работами проблемно-познавательного характера. Их цель:

- в активном творческом постижении языка произведения;

- авторской модели действительности;

-в формировании и развитии литературно-художественных умений,

что в итоге ведёт к формированию образованного читателя.

        Объем  практических работ  определяется  Рабочей Программой  учебной дисциплины «Литература» и календарно-тематическим планированием  по предмету на учебный год – 12 часов (6 работ).

        

Практические работы

по дисциплине «Литература»  в группах СПО

1.Практическая работа №1

по разделу «Русская литература первой половины 19 века».

2.Практическая работа № 2

 по разделу «Русская литература  второй половины 19 века».

3.Практическая работа №3

«Практическая работа по прозе рубежа веков».

4.Практическая работа №4

«Практическая работа по  поэзии «серебряного века».

5.Практическая работа №5

«Практическая работа по поэзии военных лет»

6.Практическая работа №6

«Практическая работа №6 по прозе  50-80-х годов»  

                                                                                                        1

                        Практическая работа №1

        по разделу «Русская литература первой половины 19 века»

Задание №1.Сравните стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк».

Задание 2. Чтение и анализ стихотворений А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и «На холмах Грузии…»

Цели:

- проследить, в чём заключается своеобразие решений темы назначение поэта и поэзии А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым;

- развитие  аналитических и сопоставительных навыков, логического мышления, монологической речи студентов на заданную тему;

        

-формирование  навыков сопоставительного анализа текстов, умения выделять ключевые слова, систематизировать  необходимую информацию, сравнивать и обобщать её.        

Оборудование:

- тексты стихотворений А.С.Пушкина «Пророк»,  «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии»;

- текст стихотворения М.Ю Лермонтова «Пророк»;

- памятка «Средства художественной выразительности»;

- критерии оценки предоставленного материала;

- учебник

Краткие теоретические сведения.

        Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк» (1826г.) завершает период ссылки поэта: именно его он везёт с собой в Москву в сентябре 1826 года. Как раз в это время были наказаны участники декабрьского восстания, многие из которых были друзьями Пушкина. Он знал уже о казни пяти декабристов, о  ссылке «друзей, товарищей, братьев» в Сибирь, но его участь оставалась пока неясной. Пушкину предстояла встреча с новым царём Николаем первым. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий. В нём опальный поэт, несмотря на грозящую ему опасность, осмелился возвести миссию поэта на уровне пророческого служения.

        Жанр стихотворения – духовная ода.  Стихотворение связано с традицией гражданских и философских од Ломоносова и Державина, с поэзией декабристов о поэте-пророке.

                                                                                                        2

Стихотворение  первоначально представляло собой часть цикла из 4-х стихотворений  под названием «Пророк» противоправительственного содержания, посвященного событиям 14 декабря. Остальные  три стихотворения были уничтожены и до нас не дошли.  Первая публикация стихотворения состоялась в «Московском вестнике» (№3) за 1828г.

        Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Пророк» (1841г.) считается одним из последних в его творчестве, оно было напечатано уже после смерти поэта, в 1844г.

        Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» (1825г.) посвящено  Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин увидел её в 1819г. и был очарован её красотой и обаянием. После  этой встречи прошло 6 лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1828г. в  имении Тригорском., во время Михайловской ссылки. Неожиданная встреча всколыхнула в поэте угасшее и забытое чувство.  Стихотворение написано в жанре послания, об этом говорит его название – «К». Оно посвящено возлюбленной,  встреча с которой всколыхнула в лирическом герое всё самое светлое, настоящее, возродило его к жизни.

        Стихотворение «На холмах Грузии» (1829г.) написано во время путешествия Пушкина по Кавказу. Он был тогда безнадежно влюблён в Н.Н.Гончарову, даже не надеясь на брак с ней. Стихотворение наполнено грустью и одновременно  надеждой на светлое будущее, потому что было написано после неудачного сватовства.

                                                                                                        3

Задание №1.  Сравните стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк».

Выразительное чтение стихотворений (преподаватель или заранее подготовленные учащиеся).

1.Какя тема объединяет оба стихотворения?

2.Как выражена эта тема в стихотворениях?

3.Какие отличия стихотворений вы можете назвать?

4.Что вы знаете о библейских источниках, к которым обращались поэты?

5.Составьте словарь ключевых слов текста. Объясните их.

6.Сравните лексический строй  стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

7.В чём сходство главных героев – поэтов-пророков?

8.В чём проявляется существенное различие между ними.

9.Какую роль в стихотворениях играет образ пустыни?

10.Сделайте вывод.

Задание №2. Чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина  «К» (Я помню чудное мгновенье…)

Прочитайте стихотворение (преподаватель или заранее подготовленный ученик). Письменно ответьте на вопросы:

1.Кому посвящено стихотворение?

2.Какая тема раскрывается в этом стихотворении?

3.Найдите  в тексте стихотворения примеры средств художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафору.

Задание №3. Чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии»

Прочитайте стихотворение (преподаватель или заранее подготовленный ученик).Письменно ответьте на вопросы:

1.Опишите внутреннее душевное состояние героя.

2.Какова роль  пейзажа в стихотворении?

                                

                                                                                                        4

Эталон ответа к  практической работе №1

«Практическая работа по  литературе  первой половины 19 века»

Задание №1. Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк».

1. Какая тема объединяет оба стихотворения?

Тема поэта и поэзии и назначения поэзии.

2. Как выражена эта тема в стихотворениях?

И в том и в другом есть образ поэта, наделённого сверхъестественным даром. Основа стихотворений – библейские источники. Библейская лексика. Образ  пустыни. Лермонтов продолжает «пушкинскую тему».

3. Какие отличия стихотворений вы можете назвать?

Это разные сюжеты. Пушкинский – это становление пророка. Лермонтовский – это жизнь поэта, ставшего пророком.

4.Что вы знаете о библейских источниках, к которым обращались поэты?

Пушкин обратился к книге пророка Исайи. А Лермонтов – к Плачу Иеремии.Стихотворение А.С.Пушкина сложилось под непосредственным впечатлением от службы в церкви. Готовность к жертве, выраженная в библейской «Книги Исайи» служит  поэту примером. Вживаясь в образ пророка,  Пушкин почти текстуально следует за теми главами «Книги Исайи», где Исайя рассказывает, как обыкновенный человек превращается в пророка.

Подтвердим  прямую связь пушкинского и библейского пророка текстуально:

Библия:  

И послан бысть по мне един от

Серафимов…  .

И прикоснулся к устам моим и рече:

Се прикоснулся   сие устам

Твоим, и … беззакония твоя, и

Грехи твоя очистит.

В руце своей имаше угль горяшь…  ъ

О, окаянный аз, яко…

И рече: или, рцы сим.

У Пушкина:

Глаголом жги сердца! Сим…

И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился…

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый…

И угль, пылающий огнём…

Как труп в пустыне я лежал.

                                                                                                        5

Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.

5. Составьте словарь ключевых слов текста. Объясните их.

Пророк- в религиозно-мистическом представлении – провозвестник, истолкователь воли Бога.

Вещий – т.е. предвидящий и предсказывающий будущее.

Серафим – («огненный», «сжигающий») это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.

Ангел – по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо, действующее по воле Бога.

Перст – палец.

Зеница – зрачок глаза.

Десница – правая рука.

Горний – прилагательное горний происходит от существительного гора и обозначает «происходящий в вышине». «Горний ангелов полёт» (на большой высоте летают ангелы).

Глагол – слово, речь.

Отверзлись – открылись (открылись глаза, предсказывающие будущее).

Прозябати – прорастать (в долине прорастает лоза).

6. Сравните лексический строй  стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

В пушкинском стихотворении преобладает архаичная лексика (церковнославянизмы), отсюда торжественный тон, приобщение к  великой тайне. В лермонтовском стихотворении  церковно-славянская лексика уступает современному языку, это переносит в настоящее, лишает торжественности.

7. В чём сходство главных героев – поэтов-пророков?

Главный герой наделён сверхъестественным даром – «даром провидения». В обоих стихотворениях прослеживается связь с жизнеописанием библейских пророков: у Пушкина -  Исайи, у Лермонтова – Иеремии.        

8. В чём проявляется существенное различие между ними?        

Пушкинский пророк преображается духовно, он выглядит величественно и торжественно. У Лермонтова –  суров, это трагический образ. Есть портрет этого пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие:

…Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все  его.

У Пушкина пророк – посланец Бога. За подаренную божественную искру таланта поэт-пророк должен посвятить жизнь людям. Ему открылась гармония мира. Он готов к встрече с людьми, готов «глаголом жечь сердца».                                                                6

У Лермонтова стихотворение наполнено отчаянием и бессилием.  Лермонтовский пророк увидел «страницы злобы и порока»: он не принят людьми. Попытки донести в мир красоту и гармонию оказываются тщетными, «божий посредник» осмеян, унижен и изгнан:

«В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья…»

Но пророческий дар поэта нужен и в этом обществе, так  как сверхъестественные способности позволили ему увидеть не только «страницы злобы и порока», но и гармонию мира. Не случайно природа -  творение Бога – откликается на духовный зов поэта.

9. Какую роль в стихотворениях играет образ пустыни?

По-разному обыгрывают образ пустыни поэты. В стихотворении Пушкина пустыня – символ бездуховности. У Лермонтова пустыня – это символ единения с Богом, с природой. Но и символ одиночества поэта.

10. Сделайте вывод.

Лермонтов полностью разделяет представления Пушкина о пророческом назначении поэта. Пушкин указал путь, по которому должен следовать поэт, а Лермонтов описал, насколько он может быть сложен и трагичен. Два «Пророка» Пушкина и Лермонтова – яркий пример того, насколько по-разному может быть решена одна и та же тема в творчестве больших поэтов, живущих в разное время, наделённых разным мироощущением. И хотя образ поэта-пророка у Пушкина и Лермонтова представлены совершенно по-иному, оба они доказали верность избранному пути. Их мощный талант сквозь столетия продолжает «жечь сердца людей».

Если за Пушкиным утвердилось определение «солнце русской поэзии», то Лермонтова, по определению Д.С.Мережковского, стали называть «ночным светилом русской поэзии», «поэтом сверхчеловечности».  Но оба гения заложили основу того понимания искусства и места поэта, которые отличают русскую литературу. «Поэт в России – больше, чем поэт». Он – пророк.

Задание №2. Чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «К» («Я помню чудное мгновенье»).

1. Кому посвящено стихотворение?

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Анне Петровне Керн.

2.Какая тема раскрывается в этом стихотворении?

 Это любовная лирика.

3.Найдите в тексте стихотворения примеры средств художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры.

Сравнения: «как мимолётное виденье», «как гений чистой красоты».        7

 Эпитеты: «чудное мгновенье»,  «мимолётное виденье», «чистая красота», «грусть безнадёжная», «шумная суета»,  «голос нежный», «небесные черты», «милые черты».

Метафора: «звучал голос», «порыв рассеял мечты», «бурь порыв»,    «во мраке заточенья», «душе настало пробужденье», №бьётся в упоенье»

Задание №3.Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «На холмах Грузии» и письменно ответьте на вопросы.

1.Опишите внутреннее душевное состояние лирического героя стихотворения.

Стихотворение волнует не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено тонкой и светлой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло, чарующе, музыкально.

Все слова и выражения в стихотворении просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. Печаль светла, потому что источник этой печали – любовь, а любовь у Пушкина – это жизнеутверждающее чувство.

2.Какова роль пейзажа в стихотворении?

Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. Пейзаж создаёт лирическое настроение и тем самым подготавливает читателя к восприятию последующих строк, эмоционально мотивирует появление основной темы – любовной.

         

Критерии оценки:  критерии оценки анализа  текста (см. приложение №2)

                                                                                                        8

Практическая работа № 2.

                «Русская литература второй половины  19 века»

Цели:

- развитие исследовательских навыков учащихся в работе с текстом;

- формирование навыков сопоставительного анализа текстов, умения выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, обобщать её, сравнивать.

Оснащение:

- текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (Х глава);

- текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир» ( т.2, ч.4, гл.?);

- текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

(карточка №1);

- текст пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» ( карточки  1-2).

Краткие теоретические сведения

                Содержание работы

1.Прочитайте первый абзац Х главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

По этому фрагменту  заполните таблицу «Отношение к Базарову окружающих»

Павел Петрович Кирсанов

Николай  Петрович Кирсанов

Слуги

Дуняша

Пётр

Фенечка

Дворовые мальчишки

Прокофьич

Все привыкли к нему

9 примеров

2.Прочитайте эпизод «Пляска у дядюшки» (т.2, ч.4,гл.7) из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

        - Какой мы видим Наташу Ростову в этом эпизоде?        

        - какую черту характера героини особенно выделяет Л.Н.Толстой?

3. Прочитайте  фрагмент романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

- С помощью какой художественной детали Достоевский передаёт в этом эпизоде, что Соня стыдится своего положения? Выпишите цитаты.

- Какими сравнениями Соня передаёт своё эмоциональное отношение к Катерине Ивановне и её неприспособленность к жизни? Выпишите цитаты.

- Каким словосочетанием в этом фрагменте автор передаёт главную душевную потребность Сони        , смысл её жизни. Выпишите цитаты.

- Каким повторяющимся эпитетом характеризует Соня Катерину Ивановну. Выпишите цитаты.

4.Прочитайте фрагменты из пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад».

        - В какой обстановке воспитывались Гаев и Раневская?

(по карточкам 1,2)

- Как привык жить Гаев? Что он любил? Каковы привычки Раневской?

(по карточке 3)

- Из карточки 5 выпишите цитату, наиболее полно и правдиво рассказывающую о судьбе Раневской.

- Какие недостатки видит в себе Гаев? Раневская? (по карточке 6)

- Каковы черты характера Гаева? Раневской? (по карточкам 3, 4, 6, 7)

Эталон ответа практической работы № 2

1.Прочитайте первый абзац Х главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». По этому фрагменту заполните таблицу «Отношение Базарова к окружающим»

Павел Петрович Кирсанов

 Возненавидел

Николай Петрович Кирсанов

Побаивался, но охотно слушал

Слуги

Привязались к нему

Дуняша

Охотно хихикала с ним

Пётр

Улыбался и светлел

Фенечка

Освоилась с ним

Прокофьич

Не любил его

Дворовые мальчишки

Бегали за ним как собачонки

Все привыкли к нему

9 примеров

2.Прочитайте эпизод «Пояска у дядюшки» (т.2, ч.4, гл.7) из романа Л.Н.Толстого Война и мир»

        А) Какой мы видим Наташу Ростову в этом эпизоде?

Мы видим Наташу обаятельной, естественной, простой. Она стремится всё делать сама, чувствовать за всех, всё видеть, во всём участвовать.

        Б) Какую черту характера героини особенно выделяет Л.Н.Толстой?

Близость Наташи к простому народу, к природе.

3.Прочитайте фрагмент романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

        А) С помощью какой художественной детали  Достоевский передаёт в этом эпизоде, что соня стыдится своего положения. Выпишите цитаты.

Руки: «Соня проговорила это точно в отчаянии, волнуясь, «страдая и ломая руки.» «Соня даже руки ломала,говоря, от боли воспоминания».

        Б) Какими сравнениями соня передаёт своё эмоциональное отношение к Катерине Ивановне и её неприспособленность к жизни? Выпишите цитаты.

«Как ребёнок»,  «как маленькая».

        В) Каким словосочетанием в этом фрагменте автор передаёт главную душевную потребность Сони, смысл её жизни? Выпишите цитату.

«Ненасытимое сострадание»

Г).Каким повторяющимся эпитетом характеризует Соня Катерину Ивановну? Выпишите цитаты.   «Справедливая».

4.Прочитайте фрагменты из пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад».

        А) В какой обстановке воспитывались Гаев и Раневская?

(по карточкам 1,2).

Гаев и Раневская воспитывались в достатке и любви.

        Б) Как привык жить Гаев? Что он любит? Каковы привычки Раневской? (по карточке 3)

Гаев привык, чтобы за ним ухаживали. Любит играть в биллиард, дорогие запахи, дорогие духи, деликатесы, леденцы, рестораны, развлечения. Привык только тратить деньги.

Раневская похожа на него бездельем, мотовством, привычкой к роскоши (дорогие наряды, изысканные блюда), к развлечениям.

Оба они привыкли  жить «на чужой счёт», не рассчитывая на свои силы, а только на помощь извне.

В)Из карточки 5 выпишите цитату, наиболее полно и правдиво рассказывающую о судьбе Раневской.

«…Вышла за человека, который делал только долги».

«Мой муж умер от шампанского... я полюбила другого…»

«…Тут на реке утонул мой мальчик, и я уехала за границу…, а он за мной…»

«…Когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, а там он обобрал меня, бросил…, я пробовала отравиться…»

        Г) Какие недостатки видит в себе Гаев? Раневская? (по карточке 6)

Гаев – неисправим, транжира.

Раневская – транжира, ничего не понимает в этой жизни.

        Д) Каковы черты характера Гаева? Раневской? (по карточкам 3,4,6,7)

Гаев   беспомощен, бездеятелен, беспечен, болтлив. Нежное обращение его с племянницей и сестрой сочетается у него с пренебрежением к Лопахину и  презрительно-брезгливым отношением к слугам.

Раневская показана в пьесе доброй, ласковой, но легкомысленной, порой равнодушной и небрежной по отношению к людям. Она умна и сердечна, но праздная жизнь развратила её, лишила воли, превратила в  беспомощное существо.

Итого: 12 правильных ответов.

Критерии оценки: критерии оценки  анализа текста  (см. приложение № 2).

Практическая работа № 3

«Практическая работа по прозе на рубеже веков»

Цели:

-  проверить знания учащихся о тенденциях развития русской литературы на рубеже веков (к.19 – н.20в.);

Оснащение:

- задания в тестовой форме;

- критерии оценки предоставленного материала.

Краткие теоретические сведения

Русская литература на рубеже  к.19 – н. 20 вв., ставшая  отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933г. Н.А.Оцупом. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков».

        Ощущение кризисности эпохи было всеобщим. Это время проходило под знаком «переоценки ценностей» - как в науке, так и в искусстве. Небывалый подъем во всех сферах духовной жизни России, обострившийся интерес к философским вопросам был обусловлен рядом обстоятельств:

социально-экономический кризис требовал поисков оптимального выхода из него; научные открытия и технические  изобретения рубежа веков привели к переосмыслению взглядов на мир.

В литературе это отражалось по-разному. На рубеже веков  по-прежнему популярны традиции реалистической литературы. В русле реалистического метода творят такие известные авторы, как Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, В.В.Вересаев, а также молодые писатели И.А.Бунин, А.И.Куприн. Однако в реализме того времени появляются и новые тенденции, получившие название неоромантических. Писатели-неоромантики отвергали «прозаическое существование» обывателей и воспевали мужество, подвиг и героику приключений в необычайной обстановке. Именно такие произведения, созданные в 90-х гг., принесли известность молодому М.Горькому, хотя более поздние его сочинения написаны в рамках  традиционного реализма.

В связи с развитием марксизма в России возникла направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы: «пролетарские поэты».

Понятие «серебряный век» связано прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм (от фр. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого. Его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Самыми влиятельными среди  модернистских течений были символизм, акмеизм и футуризм.                                                                1

Содержание работы

1.Укажите годы жизни А.П.Чехова:

        А)1824-1890        

В)1854-1902

Б)1860-1904        

Г)1836-1901

2.В каком городе родился А.П.Чехов?

        А) Таганроге

        В) Петербурге

Б) Москве                

Г )Орле

3.Определите жанр пьесы «Вишнёвый сад»

        А)трагикомедия                

Б)трагедия

        В)драма                        

Г)лирическая комедия

4.Укажите основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад»

А) конфликт между поколениями (Раневская – Аня, Петя Трофимов)

Б) нет внешней интриги, борьбы

В) борьба вокруг продажи имения

Г) столкновение между различными социальными группами (помещики-купцы)

5.Кому из русских писателей  начала 20 века была присуждена Нобелевская премия?

        А) А.А.Блоку                

Б) А.И.Куприну        

В) А.П.Чехову        

Г) И.А.Бунину

6.В каких произведениях русских писателей мы встречались с темой «маленького человека»? Перечислите героев этих произведений. Можно ли отнести к этой же проблематике рассказ «Гранатовый браслет» и почему?

7.Узнайте персонаж рассказа А.И.Куприна по портретному описанию:

«…Оригинальную красоту её лица…нельзя было позабыть.... Прелесть его (лица) заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности…»

8.Укажите годы жизни М.Горького

        А) 1868-1936                

Б) 1890-1940

        В) 1870-1931                

Г) 1895-1925

9.Какое образование получил М.Горький:        

А) учился в гимназии

        Б) закончил Казанский университет

        В) получил домашнее образование

        Г) не получил никакого систематического образования

                                                                                                        2

10.Как относился  М.Горький к революционным событиям 1905 г.?

        А) сочувствовал
        Б) активно поддерживал, помогал материально

В) настороженно

Г) отрицательно

11.Основоположником какого направления в литературе явился М.Горький?

        А) романтизм

        Б) критический реализм

        В) социалистический реализм

12.К какому литературному направлению следует отнести такие рассказы М.Горького, как «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»?

        А) классицизм

        Б) модернизм

        В) романтизм

        Г) реализм

13.Кого из персонажей ранних рассказов М.Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя выше других?

        А) Лойко Зобара        

        Б) Данко

        В) Лара

        Г) МакарЧудра

14.По портретным характеристикам определите героев рассказов М.Горького:

А) »Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно и хрустел…»

Б) «… юноша, красивый и сильный, … глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силён, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу.»

В) «… о ней словами не скажешь ничего. Может быть, её красоту можно было на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает…»

Г) «…старый травленный волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий вор…  Он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся  походкой, плавной и покойной с виду,  но внутренне возбуждённой и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал.»

        А) Челкаш

        Б) старуха  Изергиль

        В) Лара

        Г) Рада

15.Укажите, какой новый тип героя ввёл М.Горький в свои произведения?

        А) романтический герой
        Б) лишний человек

        В новые люди

        Г) босяк

16. Определите жанр пьесы М.Горького «На дне»:

        А) бытовая драма

        Б) социально-философская драма                                                                3

        В) трагедия

        Г) мелодрама

17.Укажите основной драматургический конфликт пьесы М.Горького «На дне»:

        А) социальный (между Костылёвым и ночлежниками)

        Б) идеологический (между Лукой и ночлежниками)

        В) любовный (между Василисой, Пеплом и Наташей)

Г) внутренний (в осознании ночлежниками своего поведения и  невозможности с этим смириться)

18.Кто из персонажей пьесы М.Горького «На дне» не хочет примириться с жизнью «на дне» и заявляет: «Я – рабочий человек… я с малых лет работаю…. Вылезу. Кожу сдеру, а вылезу»?

        А) Сатин

        Б) Барон

        В) Клещ

        Г) Бубнов

19.Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?

        А) Сатину

        Б) Луке

        В) Актёру

        Г) Бубнову

        

                                                                                                        4

Эталон ответа практической работы № 3

«Практическая работа по прозе на рубеже веков»

1.  Б (1860-1904гг.)  

2. А (в Таганроге)

3. А (трагикомедия)

4. Б (нет внешней интриги, борьбы)

5. Г (И.А.Бунину)

6. А.С.Пушкин .Поэма «Медный всадник» (Евгений),

- рассказ «Станционный смотритель» (Самсон Вырин),

- Н.В.Гоголь. Рассказ  «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин)

Ответ на вопрос.

Образ мелкого чиновника Желткова связан с проблемой жертвенной  любви, настоящего, сильного чувства. Этот герой принимает свою любовь к Вере Николаевне Шеиной как божий дар. Желтков знал, что никогда его возлюбленная не будет рядом с ним. Слишком велика разница в их общественном положении, воспитании, образовании. Но ему этого и не нужно. Ведь его любовь всегда с ним.

Желтков – образ не маленького, жалкого, побеждённого любовью, нищего духом человека. Нет, уходя из жизни, он остаётся сильным и самоотверженно любящим. Он оставляет за собой право выбора, защищает своё человеческое достоинство. Незаметный чиновник, «маленький человек» со смешной фамилией Желтков, совершил подвиг самопожертвования во имя счастья и спокойствия любимой женщины. Это была любовь, на которую способны только избранные.

7. Олеся. Рассказ А.И.Куприна «Олеся».

8. А (1868-1936)

9. Г (не получил никакого систематического образования)

10. Б (активно поддерживал, помогал материально)

11. В (социалистический реализм)

12. В (романтизм)

13. В (Лару)

14. А-Б (старуха Изергиль)

      Б-В (Лара)

      В-Г (Рада)

      Г-А (Челкаш)

15.Г (босяк)

16. Б (социально-философская драма)

17. Г – внутренний (в осознании ночлежников своего поведения и невозможности с этим смириться)

18. В (Клещ)

19. А (Сатин)

Задания № 1-5, 7-13, 15-19  - оцениваются по 1 баллу

Задание № 6 :  3 б.

- автор произведения – 1б.

- название произведения – 1б.

- ответ на вопрос – 1б.        

Задание №14 :  

-по 1 баллу за каждый правильный ответ -  4б.  

Общее количество баллов: 24 б.

Критерии оценки: критерии оценки тестовых работ (см.приложение №1)

                                                                                                        5

Практическая работа № 5

«Практическая работа по поэзии военной поры.

 Чтение и анализ стихотворений Д.С.Самойлова «Сороковые, роковые…», К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Цели:

- познакомить учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны;

- развивать мыслительные способности, выразительное чтение, обогащать словарный запас;

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к  Родине, интерес к поэтическому творчеству.

Оборудование:

- презентация на тему «Поэзия Великой Отечественной войны»;

- текст стихотворения Д.С.Самойлова «Сороковые, роковые»;

- текст стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»;

- памятка «Средства художественной выразительности»;

- критерии оценки предоставленного материала;

- учебник

Краткие сведения

        Д.С.Самойлов (1920-1990гг.) – поэт фронтового поколения. В 1941г. со студенческой скамьи добровольцем ушёл на фронт, был разведчиком, получил серьёзное ранение. Печататься начал с 1941г. За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

        К.М.Симонов (1915-1979гг.) с начала войны призван в армию, работал в газете « Боевое знамя». В 1942г. присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943г. – подполковника, после войны – подполковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в газете «Красная звезда». В годы войны написал пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «Война», «С тобой и без тебя», стихотворение «Жди меня», ставшее лирическим  гимном Великой  отечественной войны.

                                                                                                        1

                                                                                                                        Содержание работы

Задание №1. Чтение и анализ стихотворения Д.С.Самойлова «Сороковые, роковые…»

Выразительное чтение стихотворения  (преподаватель или заранее подготовленный учащийся).

        1.Какими словами поэт рисует картину войны?

        2.Как меняется настроение поэта. Когда он вспоминает себя на войне?

        3.Какие чувства испытывает поэт, вспоминая свою юность?

2.Чтение и анализ стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Выразительное чтение стихотворения  (преподаватель или заранее подготовленный учащийся).

        1.Сколько частей в стихотворении?

        2.К кому обращается Симонов?

3.Какие картины возникают в вашем воображении после прочтения  первой части стихотворения?

4.Найдите в первой части стихотворения  эпитеты, которые передают настроение поэта.

5.Что такое Родина, по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?

6.Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения?

7.Найдите примеры олицетворения во второй части стихотворения.

8.Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта? Процитируйте.

9.как меняется образ солдата к концу стихотворения?

10.Чей образ предстаёт в последней строфе?

11.Какую проблему открывает нам автор?

12.Какие чувства  вызывает у вас это стихотворение?

                                                                                                2

                                                                                                

Эталон ответа к практической работе № 5

«Практическая работа по поэзии  военной поры»

Задание №1.Чтение и анализ стихотворения Д.С.Самойлова «Сороковые, роковые…»

Словарная работа.

- Роковые  (годы)- здесь: приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

- «в … замурзанной ушанке» (просторечное) – в грязной, истрёпанной зимней солдатской шапке;

-  уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу;

- кисет – маленький мешочек для табака;

- мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу;

- балагурить (разговорное) –здесь: весело, с шутками болтать;

- паёк (просторечное) – здесь: кусок хлеба, выданный по военной норме.

1.Какими словами поэт рисует картину войны?

Суровое лицо войны рисуется поэтом при помощи таких картин, как извещения похоронные, перестуки эшелонные, погорельцы. В первых двух строках картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на букву «Р»: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «просторно», «погорельцы». Эти слова вызывают чувство тревоги, непоправимой беды, горя.

2. Как меняется настроение стихотворения, когда поэт вспоминает себя на войне?

Сначала автор изображает страшные годы войны, беду, ужас,  но потом он начинает вспоминать себя в это время, и настроение меняется. Он вспоминает себя, каким он был в то время: веселым, задорным.

3. Какие чувства испытывает поэт, вспоминая свою юность?

Чувство горечи, печали. Война разрушила всё: юношеские мечты, желания, надежды. Автор говорит о несовместимости, противоположности юности и войны. Юность – прекрасная пора жизни, и война – ужасная, кровопролитная.

                                                                                                        3

2.Чтение и анализ стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

1.Сколько частей в стихотворении?

        Две части.

2.К кому обращается Симонов?

К другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны. Алеша – это  Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, автор известной песни «Землянка».

3.Какие картины возникают в вашем воображении после прочтения первой части стихотворения?

Печальная картина страданий народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.

4.Найдите в первой части стихотворения эпитеты, которые передают настроение поэта.

«Бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «дорожной тоской», «со вдовьей слезой».

5.Что такое родина, по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?

        Ответ на этот вопрос поэт даёт строками (выписать):

        «…всё-таки родина –

        Не дом городской, где я празднично жил,

        А эти просёлки, что дедами пройдены…

        Это… деревни, деревни с погостами,

        Как будто на них вся Россия сошлась».

6.Чем отличается по построению вторая часть стихотворения?

Появляется лейтмотив стихотворения: «мы вас подождём». И хотя  стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.

7.Найдите примеры олицетворения во второй части стихотворения.

        «Мы вас подождём»,- говорили нам пахоти,

        «Мы вас подождём», - говорили леса

8.Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта? Процитируйте:

«…Седая старуха в салопчике плисовом», «весь в белом, как насмерть одетый старик»,  «русская женщина».

                                                                                                        4

9.Как меняется образ солдата к концу стихотворения?

Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага:

        «На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди»

10.Чей образ предстаёт в последней строфе стихотворения?

Это образ русской женщины. Он сливается с образом  Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.

11.Какую проблему открывает нам автор?

        Как тяжело оказаться на дороге войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких. И это ещё тяжелее, чем воевать. Как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает враг. И верить в Победу. И поколение фронтовиков доказало свою любовь к Родине Победой.

12.Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

(Сострадание, тревогу, радость, страх, восхищение, горе, боль, сочувствие, тяжесть испытаний).

Критерии оценки: критерии  оценки анализа текста (см.приложение №2)

                                                                                                        5

                        Практическая работа № 6

«Практическая работа по прозе 50-80-х годов.

Чтение и анализ рассказа В.М.Шукшина «Чудик»,

Цели:

- дать понятие о традициях русской классической литературы в творчестве В.М.Шукшина;

- развивать навыки идейно-художественного анализа литературного произведения;

- воспитывать внимательное отношение к окружающим;
- развивать логику мышления, навыки устной речи.

Оборудование:

- презентация  «Деревенская проза В.Шукшина»;

- текст рассказа В.М.Шукшина «Чудик»;

-  Толковый словарь Ожегова ;

- критерии оценки предоставленного материала;

- учебник

Краткие сведения

        Деревенская проза – направление в  русской литературе (1960-1980гг.). осмысляющее драматическую судьбу русской деревни в 20 веке, отмеченное обострённым вниманием к вопросам нравственности. Взаимопониманию человека и природы. Яркими представителями этого направления считаются: Ф.А.Абрамов, В.И.Белов, В.Г.Распутин, В.Астафьев, Б.Можаев, Е.Носов.

        Рассказы В.М.Шукшина отличаются от того, что писали в рамках «деревенской прозы» другие писатели. Шукшин не восторгался природой, не любовался народом и деревенской жизнью. Его короткие рассказы – это эпизоды, выхваченные из жизни, короткие сценки, где драматическое   существует с комическим.

        Герои Шукшина – простые деревенские жители, представляющие тип современного «маленького человека». Его деревенские мужики не хотят подчиняться ложным городским устоям, мгновенно чувствуют фальшь, остаются собой. Героев Шукшина можно разделить на «чудиков» и «чужаков». Автор рисует два разных мира. Во всех его рассказах происходит столкновение лживой морали приспособленчества городских жителей и прямого, честного отношения к миру жителей села.

        Писателя интересовали, прежде всего, характеры героев. Он хотел показать, что в обычной жизни, когда, кажется, не происходит ничего примечательного, есть великий смысл, подвиг самой жизни.

                                                                                                        1

Содержание работы.

1.Чтение и анализ рассказа В.М.Шукшина «Чудик».

1.Словарная работа. Выяснить лексическое значение слова «чудик».

2.Каким мы видим главного героя рассказа?

Чем  Чудик выделяется из своей среды?

3.Приведите примеры из текста рассказа о его происшествиях и оплошностях. Заполните таблицу.

Ситуация

Поведение Чудика

Отношение окружающих

4.Как он сам воспринимает свои поступки?

5.Каково соотношение внешнего и внутреннего мира героя?

6.Почему  автор сообщает биографические данные героя  в конце рассказа?

7.Как вы считаете, для чего служит юмор в рассказе?

8.Прототипом каких героев русской литературы является  Чудик?

                                                                                                        

                                                                                        2

Эталон ответов   практической работы № 6

«Практическая работа по прозе 50-80гг.

Чтение и анализ рассказа В.М.Шукшина «Чудик».

1.Словарная работа.  Выяснить лексическое значение слова «чудик».

Слово «чудик» образовано от слова «чудо». Чудо – нечто небывалое, поразительное, выдающееся, поразительное, удивляющее своей необычностью.

2.Каким вы увидели главного героя?

Чем  Чудик выделяется из своей среды?

Прежде всего «с ним постоянно что-нибудь случалось», «он  то и дело влипал в какие-нибудь истории». Это не были общественно значимые поступки или авантюрные приключения. «Чудик» страдал от мелких происшествий, вызванных его собственными оплошностями.

3.Приведите примеры таких происшествий и оплошностей. Заполните таблицу.

Ситуация

Поведение Чудика

 Отношение окружающих

Потеря денег

Стеснительный, совестливый, рассеянный

Жена назвала его ничтожеством, даже ударила

Поведение в поезде

Рассказ  о «грубом, бестактном поведении «пьяного дурака» из деревни за рекой, которому не поверил  интеллигентный товарищ. Пытается завести разговоры с незнакомыми людьми.

Попутчик отвернулся, не разговаривает.

Поведение в самолёте (история с  поисками челюсти)

Желание помочь, по-доброму пошутить.

Попутчик раздражается, кричит, удивляется

Телеграмма жене

Пишет телеграмму с весёлым текстом

Строгая, сухая женщина, не понимает его

Встреча со снохой

Желание сделать приятное, радость

Злость, непонимание со стороны  жены брата.

4.Как он сам воспринимает  свои поступки?

Его стремление сделать жизнь «повеселеее» наталкивается на непонимание окружающих. Его недовольство всегда обращается на самого себя, а не на жизнь, которую он не в силах переделать.

-«Он не хотел этого, страдал»…

-«Чудик, убитый своим ничтожеством…»

-«Да почему же я такой есть-то?»

-«Он совсем не умел спорить…».

                                                                                                        3

5.Каково соотношение внешнего и внутреннего мира героя?

Герой рассказа взят из деревенской среды, потому что, считает Шукшин, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Ему больше всех присуща та искренность, доброта и наивность, которой так не хватает современным людям, изуродованным прогрессом и цивилизацией.

Чудик совершает добрые поступки, не отвечая на зло злом. Он хочет, чтобы всё было хорошо, все были счастливы. Он не обижается, не злобствует – он добр и честен перед собой и  всеми людьми, и порой жутко раздражает их своей доверчивостью, желанием помочь и наивным пониманием всего происходящего.        

6.Почему автор сообщает биографические данные героя в конце рассказа: фамилия, имя, отчество, возраст, кем работает, что любит?

Несмотря на то, что ему 39 лет, он бежит по траве, радуясь как ребёнок «парному дождику», счастливый, что вырвался на свободу, где никто не показывает на тебя пальцем.

«Обожал собак» - по своей природной доброте и потому, что с их стороны чувствовал привязанность и благодарность.

«Обожал сыщиков» - по своей полной неспособности быть похожим на них.

Таким образом, автор показывает, что  Чудик сумел сохранить детство в своей душе: способность радоваться, удивляться, жалеть слабых, быть добрым.

7.Как вы считаете, для чего служит юмор в рассказе?

        Варианты ответа:- осуждение героя;

                        -осмеяние героя;

                        -проявление любви и симпатии к герою.

8.Прототипом каких героев русской литературы является Чудик?

Герой русских народных сказок Иванушка-дурачок, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Платон Каратаев. Подобно им , он становится олицетворением всего русского, доброго, воплощением

неизменно повторяющегося в национальной истории типа чудака и фантазёра, несущего в себе искру добра и радости жизни.

Критерии оценки: критерии оценки анализа текста (см.приложение №2)

                                                                                4

Практическая работа № 4

«Практическая работа по поэзии Серебряного века»

Цели:

- проверить умения учащихся ориентироваться  в литературоведческих понятиях и терминах, связанных с поэзией модернизма;

- раскрыть взаимодействие традиций и новаторства поэтов  Серебряного века разных  литературных течений;

- расширить кругозор учащихся, повысить интерес к поэтическому творчеству;

- формирование навыков сопоставительного анализа, умение выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, обобщать её, сравнивать.

Обоснование содержания работы.  ?

Оснащение:

-презентация «Поэты Серебряного века»;

- текст стихотворения В.В. Маяковского «О дряни»;

- текст стихотворения С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»;

- памятка «Средства художественной выразительности»;

- учебник

Краткие теоретические сведения.

Литература рубежа веков и начала ХХ века получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933г. Н.А.Оцупом.

  В литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми , модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, футуризмом, «неокрестьянской» поэзией.

Модернизм (от франц. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого. Его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства. Модернизм объединял целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием является символ .

В основу поэзии символистов положены  многие художественные и философские идеи философа В.С.Соловьева. Теоретические основы                  1  символизма дал Д.С Мережковский. Наиболее яркими представителями этого течения  были В.Брюсов, А,Блок, К.Бальмонт, И.Анненский, А.Белый.

Акмеизм – модернистское течение (от греч. акме – острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество),  декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно-чувственных проявлениях. Гуманистический смысл  этого течения – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.  Представители: Н.Гумилев, В.Иванов, С.Городецкий, А.Ахматова (раннее творчество), О.Мандельштам.

Футуризм – авангардистское течение, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради  слияния его с ускоренным жизненным процессом. Первая  декларация  футуристов называлась «Пощёчина общественному вкусу» (1912г.) Представители: В.Хлебников,  Н.Бурлюк, В.Маяковский (раннее творчество), И.Северянин.

                                                                                                        2

Содержание работы

1.Какой период развития русской литературы принято называть Серебряным веком?

        А)1900-1910 гг.

        Б) 1917-1921гг.

        В) 1890-1917гг.

        Г) 1860-1905гг.

2.Кто ввёл определение «Серебряный век»?

        А) Н.Бердяев

        Б) Н.Оцуп

        В) А.Блок

        Г) Вл.Соловьёв

3.Как назывался период русской литературы, предшествующий Серебряному веку?

        А) золотой век

        Б) бронзовый век

        В) медный век

        Г) нет правильного ответа

4.Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века?

        А) акмеизм

        Б) футуризм

        В) имажинизм

        Г) символизм

5.Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

        А) акмеизм

        Б) футуризм

        В) имажинизм

        Г) символизм

6.Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»?

        А) акмеизм
        Б) футуризм

        В) имажинизм

        Г) символизм

7.Кто из поэтов не являлся представителем акмеизма?

        А) В.Брюсов

        Б) Н.Гумилёв

        В) А.Ахматова

        Г) О.Мандельштам

8.Кто из поэтов  является  представителем имажинизма?

        А) В.Маяковский

        Б) З.Гипиус

        В) С.Есенин

        Г) А.Белый

                                                                                                        3

9.Кто из поэтов является представителем  футуризма?

        А) В.Маяковский

        Б) А.Блок

        В) М.Цветаева

        Г) А.Ахматова

10.»Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - это призыв:

        А) акмеистов

        Б) имажинистов

        В) футуристов

        Г) символистов

11.Кто является автором поэтического сборника «Вечер»?

        А) М.Цветаева

        Б) З.Гипиус

        В) А.Ахматова

        Г) Н.Гумилёв

12.Назовите настоящую фамилию А.Ахматовой.

13.Назовите настоящую фамилию И.Северянина.

14.Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?

        А) С.Есенина

        Б) В.Иванова

        В) К.Бальмонта

        Г) И.Северянина

15.К какому жанру относится стихотворение А.Блока «Скифы»?

        А) лирическое стихотворение

        Б) цикл поэм

        В) статья

        Г) лирическая драма

16.Какое из произведений не принадлежит В.Маяковскому?

        А) «Люблю»

        Б) «Возмездие»

        В) «Флейта-позвоночник»

        Г) «Во весь голос»

        

17.Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении А.Ахматовой:

        «Из ребра твоего сотворённая,

Как могу я тебя не любить?»

18.Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении А.Блока:

        «А Непрядва убралась туманом,

        Что княжна фатой»

                                                                                                        4

19.Приведите примеры сниженной лексики в стихотворении В.Маяковского «О дряни», которые автор использует для сатирического изображения мещанства.

(См. текст стихотворения).

20.Какая тематика раскрывается в стихотворении С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»? (см. текст стихотворения)

        А) любовная

        Б) философская

        В) тема поэта и поэзии

        Г) тема Родины

Проанализируйте это стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности. Приведите примеры:

- эпитетов

- метафор

- сравнения.

                                                                                                        

                                                                                                        5

Эталон ответа к практической работе №4

        «Практическая работа по поэзии Серебряного века»

1 – в

2 – б

3 – а

4 – г

5 - б

6 – а

7 – а

8 – в

9 – а

10 –в

11 –в

12 – Горенко

13 – Лотарев

14 – а

15 – а

16 – б

17 – риторический вопрос

18 – сравнение

19 – ( «мурло мещанина», «намозолив  от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники», «мразь», «тихоокеанские галифища», «Маркс орёт», «фигурять»)   6 примеров

20 – б (философская)

Сравнения: «всё пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я  весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне» - 2 примера

Эпитеты: «я не буду больше молодым»,  сердце, тронутое холодком», «утраченная свежесть»,  «весенней гулкой ранью»,  на розовом коне»- 6 

Метафоры: «увяданье золота», «листьев медь», «страна берёзового ситца», «пламень уст»,  «буйство глаз», «половодье чувств» - 6 примеров.

Задания: № 1 – 18  оцениваются по 1б.- 18б.

Задание № 19   - по 1б. за каждый пример  - 6б.

Задание № 20 -  ответ – 1 б. + по 1б. за каждый  пример – 15б.

Всего: 37б.

Критерии оценки: критерии оценки тестовых работ (см. приложение №1)

                                                                                                        6

Критерии оценки практических работ по литературе

1.Критерии оценки  тестовых работ  (Приложение № 1)

При оценке тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - выполнено 90-100%

«4» - выполнено 75-89%

«3» - выполнено 60-74%

«2» - выполнено  менее 60%

2. Критерии оценки практических работ с анализом текста.(Приложение № 2)

Отметка «5» ставится:

- содержание работы полностью соответствует теме, демонстрирует отличное знание текста литературного произведения;

- фактические ошибки отсутствуют;

- содержание излагается последовательно;

- работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических  конструкций, точностью словоупотребления;

(допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта).

Отметка «4» ставится:

-содержание работы в целом соответствует теме

(имеются незначительные отклонения от темы);

- содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

- имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

- лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

- стиль речи отличается единством, достаточной выразительностью;

(в целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов).

Отметка «3» ставится:

- в работе допущены существенные отклонения от темы;

- работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности;

- обнаружена односторонность или неполнота в раскрытии темы, недостаточность цитатного материала и аргументации;

- допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

- встречается неправильное словоупотребление;

- работа не отличается единством стиля, речь недостаточно выразительна;

(в целом в работе допускается не более 4-х недочётов в содержании и 5-ти речевых  недочётов).

Отметка «2» ставится:

- работа не соответствует теме;

- в работе заметно  тяготение к пересказу, а не анализу;

- обнаруживается незнание литературного текста и критического материала;

- допущено много фактических неточностей текста;

- нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними;

- крайне беден словарь, работа написана короткими, однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними,  много примеров неправильного словоупотребления;

- нарушено стилевое единство текста;

(в целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7-ми  речевых недочётов).

Отметка «1» не ставится.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по истории и обществознанию

Методические рекомендации для  обучающихся  по выполнению практических работ по истории и обществознанию,Работа с источниками, учебной литературой...

Методические рекомендации выполнения практических работ «Работа в СУБД Access"

Методические рекомендации по проведению практических работ   профессионального модуля ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации. Учебная практика», отражают раздел «Работа в среде системы ...

Методические рекомендации выполнения практических работ в программе 1С Управление кадрами

Разработаны методические рекомендации по выполнению работ в программе 1С Управление кадрами...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МДК.03.01 Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МДК.03.01 Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий ...