Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по истории и обществознанию
материал по теме

Методические рекомендации для  обучающихся  по выполнению практических работ по истории и обществознанию,
Работа с источниками, учебной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_5_pamyatka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

1. Понять, как построена книга, ее структуру.

2. Отобрать самое важное, основное из содержания книги.

3. Работу с книгой желательно строить в три этапа:

  1. первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;
  2. второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;
  3. третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.
  4. Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

Составление плана:

Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на частные. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением краткого наименования каждой части.

План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделяются на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизировать внимание.

Составление тезисов

Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.

Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:

  1. извлечение авторских тезисов из текста;
  2. формулирование основных положений своими словами и понятиями.

Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.

Выписки представляют собою факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением текста.

Конспектирование:

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.

Конспект может быть тематическим, т.е. составленным по нескольким произведениям, работам, текстам и т.п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов.

Для составления тематического конспекта следует:

  1. осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и иных учебных материалов;
  2. составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;
  3. дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ПО КОНСПЕКТИРОВАНИЮ

  1. Заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом.
  2. Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.
  3. На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.
  4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.
  5. Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.
  6. Каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».
  7. Тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 96).
  8. Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.
  9. В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.
  10. Следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА О ВОЙНАХ

1.        Причина и характер войны:

  1. основные противоречия, приведшие к войне;
  2. подготовка к войне, соотношение сил.
  3. планы сторон.

2.        Ход войны (основные этапы):

  1. повод к войне и ее начало;
  2. основные этапы и главные сражения.
  3. окончание войны, условия мира, итоги.

3.        Значение войны

(экономические, политические, социальные и др. последствия войны).

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

  1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
  2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
  3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?
  4. Значение его личных качеств.
  5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА ПО РЕВОЛЮЦИИ

  1. Причины революции.
  2. Задачи революции («зеркально» причинам).
  3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
  4. Класс-гегемон (класс - руководитель данной революции).
  5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
  6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
  7. Итоги революции.
  8. Значение: а) международное; б) внутреннее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории в 9 классе

Материал для выполнения практических работ по истории в 9 классе...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию в 9 классе

Материал для выполнения практических работ по обществознанию в 9 классе...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории для 1,2 курса

Материалы выполнения практических работ по истории для 1,2 курса...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию для 1 курса, гр.17,18

Материалы для выполнения практических работ по обществознанию для 1 курса, гр.17,18...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории 1 курс гр.17,18

Материалы для выполнения практических работ по истории 1 гр.17,18...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории 27,28 гр.

Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории 27,28 гр....

Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории

    Настоящие методические рекомендации составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) рабочей программы по истории и предназначены для орг...


 

Комментарии

Сасина Елена Николаевна

Наталья Владимировна, спасибо за памятки, замечательные. Мне очень пригодятся для работы.