Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию для 1 курса, гр.17,18
учебно-методический материал по обществознанию

Материалы для выполнения практических работ по обществознанию для 1 курса, гр.17,18

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odb.05_muprobshchestvoznanie_12_kurs.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(включая экономику и право)

(для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена:

15.02.08 «Технология машиностроения»)


Содержание

1. Пояснительная записка                                                                3

2. Методические указания по выполнению практических работ                4

3. Список источников                                                                        21


1. Пояснительная записка.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с локальным актом № 23 Положением об учебно-методическом комплексе  учебной дисциплины в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Промышленно-технологический колледж».

Одним из  средств, используемых на занятиях для активизации познавательной активности обучающихся, является практическая работа – процесс, направленный на усвоение знаний, приобретение умений и формирование навыков, через комплекс методов, осуществляемых приемами, связанными с применением орудий исследовательского труда. Значимость практических работ состоит  в том, что они обеспечивают :

-актуальность тематики, в связи с тем, что затрагиваются общеучебные умения и навыки;

-при сохранении отведенных на изучение темы часов (в т.ч. и на практические работы) появляется возможность углубленного изучения материала;

-творческий подход к преподаванию предмета.

Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические занятия на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

Практические занятия проводятся в учебном кабинете, обязательным этапом является самостоятельная деятельность студентов.

Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе.

Выполнение практических работ предусматривается в рамках практического занятия. В случае если обучающийся имеет задолженности по защите практических работ, то он не допускается к промежуточной аттестации по дисциплине.


2. Методические указания по выполнению практических работ.

Методические указания по выполнению практической работы № 1.

Тема: Самопознание 

Цель работы: охарактеризовать особенности самопознания человека.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

1.Тест "ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ИДИОТИЗМ СОВСЕМ РЯДЫШКОМ"

Отвечайте быстро. Свои ответы - запишите (ибо я не знаю, как сделать скрытую подсказку, поэтому ответы будут в конце)

1. Профессор ложиться спать в 8 часов вечера и ставит будильник на 9 утра. Сколько проспит профессор?

2. Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы?

3. Есть ли 7 ноября в Австралии?

4. У Мамеда было 10 овец. Все, кроме 9, сдохли. Сколько осталось овец?

5. Вы пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя посадками в Алжире. Сколько лет пилоту?

6. Обычно месяц заканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть 28-е число?

7. Вы заходите в малознакомую затемненную комнату, в которой есть две лампы - газовая и бензиновая. Что вы зажжете в первую очередь?

8. Один поезд идет из Москвы в Санкт-Петербург, а другой - из Санкт-Петербурга в Москву. Вышли они одновременно, но скорость первого поезда в три раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент их встречи?

9. Отец с сыном попали в катастрофу. Отец скончался на месте. К сыну в палату заходит хирург и говорит, показывая на него: "Это мой сын". могут ли эти слова быть правдой?

10. Археологи нашли монету, датированную 35 годом до нашей эры. Может ли быть такое?

11. Палку нужно распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов?

12. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

13. В каком количестве взял ной зверей в свой ковчег?

14. Врач прописал больному три укола, по уколу через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы?

15. Сколько цифр "9" в ряду чисел от 1 до 100?

16. Одинокий ночной сторож умер днем. Дадут ли ему пенсию?

17. Горело 7 свечей. Три погасло. Сколько свечей осталось?

18. Кирпич весит 1 кг. плюс еще полкирпича. Сколько весит кирпич?

19. Под каким кустом сидит заяц во время дождя?

Подсчитайте число неправильных ответов и определите, кто вы:
0-1 - гений
2-4 - интеллектуал
5-6 - нормальный человек
7-8 - рядовой идиот
9-10 - рядовой идиот с побочными явлениями
11-13 - абсолютный идиот
14-15 - не способен мыслить
16-19 - необходима изоляция от общества

Правильные ответы:
1. Один час - будильник не разбирает, где утро, а где вечер. 2. Нет, т.к. вдова - та, у которой уже умер муж. 3. Есть. 4. Девять. 5. Столько, сколько вам, потому что вы - пилот самолета. 6. Во всех. 7. Спичку. 8. Одинаково, т.к. на момент их встречи они находятся в одной точке. 9. Да, если хирург - мать мальчика. 10. Нет, т.к. тогда о "нашей эре" еще вообще не знали. 11. 11 распилов. 12. 50. 13. Каждой твари - по паре. 14. 1 час. 15. 20. 16. Нет, он умер. 17. Три, т.к. они погасли ,а остальные сгорели. 18. 1 килограмм. 19. Под мокрым

Тест 2.А. В магазин пришел глухонемой человек, чтобы купить зубную щетку. Жестами он имитирует чистку зубов. Продавец оказался сообразительным и понял, что именно требуется покупателю. Следующим зашел слепой за очками.
Вопрос. Каким образом он сможет сообщить продавцу о том, что ему нужно?

Б. На границе Польши и Германии потерпел крушение самолет. Он упал на нейтральную территорию.
Вопрос. В какой стране следует похоронить оставшихся в живых?

В. Двое отцов и двое сыновей были заядлыми охотниками. Во время охоты они убили по 1 куропатке. Всего было убито 3 куропатки. 
Вопрос. Как такое могло случиться?

Ответы:

А. Незрячему человеку нужно просто сказать: «Я хочу приобрести очки».

Б. Оставшихся в живых не хоронят.

В. Двое отцов и двое сыновей - это сын, отец и дедушка.

Тест 3

1.Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете? 

2.Вы обогнали последнего бегуна, на какой позиции вы теперь находитесь?

3.Имеются две монеты. В сумме они составляют 3 рубля, причем одна из них не 1 рубль. Какие это монеты?

4. Вот еще один вопрос. Ничего не пишите и не используйте калькулятор, и помните – вы должны отвечать быстро. Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось? Ответ? 

5. У отца Мэри есть пять дочерей:

1. Чача 2. Чече 3. Чичи 4. Чочо.

Вопрос: Как зовут пятую дочь? Думайте быстро.

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


Методические указания по выполнению практической работы № 2.

Тема: «Варианты общественного развития»

Цель работы: охарактеризовать механизмы развития общества.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

1. Прочтите [1] 2.4  стр.85

2.Ответьте на вопросы:

Задание:

1. Что понимается под категорией «изменения»? Какие виды изменений вы знаете?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

4. В чём состоят законы диалектики? Приведите подверждающие их примеры.

5. Чем различаются эволюция и революция?

6. Дайте определение прогресса и регресса.

7. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития.

8. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью?

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


Методические указания по выполнению практической работы № 3.

Тема: «Мировые религии».

Цель работы: охарактеризовать мировые религии, заполнитв таблицу.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с учебной литературой

2. Выполнить задание

Задание:

1.Охарактеризуйте роль религии в жизни человека, общества, государства. В чём состоит моральная сила религии?

2.Заполните таблицу:

Мировая религия

Время возникновения

Место возникновения

С чьим именем связано основание

Основные идеи

1.

2.

3.

4.

3.Дайте характеристику общей картины религиозных конфессий в современной России. Сделайте не менее пяти выводов.

4. Что позволяет говорить о том, что основной конфессией в России является православие?

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


Методические указания по выполнению практической работы № 4.

Тема: «Типы экономических систем».

Цель работы: дать характеристику типам экономических систем.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

1. Прочитать параграф

2. Заполнить таблицу

Задание:

На основе предложенной таблицы проанализировать особенности отдельных типов экономических систем и заполнить плюсы и минусы отдельных типов экономических систем в свободных графах:

Типы экономических систем

Традиционная

Командная

Рыночная

Смешанная

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


Методические указания по выполнению практической работы № 5.

Тема: «Налоги».

Цель работы: дать развернутую характеристику понятиям налоги и налоговая система по плану.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

1. Прочитать параграф [3] § 8

2. Ответить на вопросы

Задание 1:

Написать конспект по плану:

-Налоги

-Виды налогов

-Акцизы

-Налогово-бюджетная политика государства

Задание 2:

Ответить на вопросы:

-Может ли государство жить без налогов?

-Могут ли граждане жить без налогов?

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


Методические указания по выполнению практической работы № 6.

Тема: «Глобальные экономические проблемы».

Цель работы: охарактеризовать глобальные экономические проблемы.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

1. Прочитать текст

2. Ответить на вопросы

Задание 1:

Прочтите текст:

Существует абсолютный предел способности Земли поддерживать или выдерживать процесс промышленной деятельности, и есть основания полагать, что мы сейчас приближаемся к этому пределу очень быстро. Это проблемы мировой экономики в целом, или, как её можно иначе назвать, геоэкономики (от латинского «geo» - земля).

Первая из этих проблем – растущая пропасть между богатейшими и беднейшими странами мира . В настоящее время на долю 25 богатейших стран мира (к ним относятся наиболее промышленно развитые страны, а также ближневосточные страны – экспортёры нефти) приходится уже более 80% мирового валютного продукта, а общая численность граждан этих стран составляет лишь 17% населения Земли. При этом масштаб различий в уровнях благосостояния растёт («ножницы неравенства» раздвигаются всё шире), а не сокращается. 

Если воспользоваться критериями, некогда предложенными Эрнстом Энгелем, то можно обнаружить, что беднейшие страны в своём развитии отстали от богатейших примерно на четыре века. Поэтому на планете сосуществуют две цивилизации: одна начинает XXI в., а вторая готовится к вступлению только в XVII в. 

Такое неравенство в уровнях благосостояния становится всё более серьёзной причиной мировой нестабильности. Именно на фоне нищеты рождаются те локальные военные конфликты и войны, которые стали бедствием человечества в конце XX – начале XXI вв. и на ликвидацию которых крупнейшим странам мира приходится тратить всё более крупные средства, отнимая их у собственной экономики. Эта проблема остро ощущается и в России, которой тоже приходится тратить немалые средства, чтобы не допускать разрастания войн в соседних с ней бедных странах, - иначе эти войны грозят перекинуться и на её территорию, а беженцы стали проблемой уже сегодня.

К сожалению, в обозримой перспективе добиться существенного выравнивания уровней благосостояния жителей различных стран не представляется возможным. Для этого, как показывают расчёты, необходимо увеличить сегодняшний уровень потребления ресурсов в 40 раз. Но современная наука не знает технологий, которые способны были бы решить эту задачу. Кроме того, для осуществления такого скачка может не хватить ресурсов планеты просто физически.

Самый наглядный пример тому – обеспеченность человечества пригодной для использования землёй. В незапамятной древности, когда человек жил охотой, для пропитания каждому требовалось примерно 120 кв. км охотничьих угодий. Изобретение земледелия, а затем создание промышленной цивилизации резко сократили эту потребность: сегодня для обеспечения всех нужд человека на него должно приходиться 2 га земельных участков разного типа.

Но человечество растёт быстрее, чем совершенствуются технологии обеспечения его выживания. К 2000 г. численность населения планеты достигла 6 млрд. человек, а общая площадь земель, обеспечивающих нужды человечества, составляет на планете лишь 11 млрд. га. Значит, уже сегодня обеспеченность людей землёй упала ниже критического уровня.

Конечно, ресурсоёмкость производства жизненных благ можно сократить, и возможности здесь огромны. Например, благодаря ресурсосберегающим технологиям на производство 1 доллара ВВП США тратят сейчас воды в 6 раз меньше, чем Россия. Но освоение таких технологий требует огромных инвестиций, а осуществить их невозможно для беднейших стран из-за того «порочного круга слаборазвитости», о котором мы с вами уже говорили.

В XX в. богатейшие страны мира попробовали разорвать «порочный круг слаборазвитости» с помощью одалживания беднейшим странам денежных средств на программы развития. Однако результаты таких программ финансовой помощи оказались не особенно существенными. Зато развивающиеся страны, ко всему прочему, оказались в огромном долгу перед развитыми странами и международными финансовыми организациями – своими кредиторами. Эта проблема самым непосредственным образом затрагивает и Россию. Наша страна унаследовала от СССР права на почти 150 млрд. долларов задолженности со стороны развивающихся стран. Следовательно, почти 11% общей задолженности этих стран – долги перед Россией (которая и сама должна развитым странам мира 100 млрд. долларов).

Наши шансы на получение этой задолженности крайне низки. Дело в том, что все займы, которые мы сейчас не можем вернуть, предоставлялись во времена СССР исключительно на политической основе. Это была так называемая «помощь братским странам», то есть средства одалживались развивающимся странам не под коммерчески окупающиеся проекты развития, а за «выбор социалистического пути развития». Поэтому одолженные СССР деньги не заработали получившим их странам никакой прибыли и возвращать долги не из чего.

Уже сегодня прирост производства продуктов питания отстаёт от прироста населения. Говоря о дальнейшем развитии нашей страны, очевидно, что нам не стоит рассчитывать на крупномасштабную иностранную помощь – как в виде государственных кредитов из развитых стран мира, так и частных инвестиций. Развитым странам мира сегодня не до России – у них слишком много других, не менее острых проблем.

Поэтому восстановление российской экономики и обеспечение устойчивого экономического роста – задачи, которые придётся решать совершенно самостоятельно и за счёт внутренних ресурсов. Если не сумеем этого сделать, то Россия как единое государство в XXI в. может просто исчезнуть, как исчезла в XX в. такая некогда могущественная империя, как Австро-Венгрия.

Это даже не будет связано с войнами. Просто отдельные регионы Российской Федерации будут всё больше экономически срастаться с ближайшими развитыми зарубежными соседями. При таком развитии событий можно прогнозировать, например, срастание Восточной Сибири и Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Западной Сибири – с Китаем, Северо-Запада России – со странами Скандинавии, центральной и западной части России – со странами Европейского Союза, южных регионов – со странами Восточной Европы и частично с Турцией. Со временем такое экономическое объединение, если будет нужно, приобретёт и политические формы.

Для того чтобы подобные пессимистические прогнозы остались только на бумаге, необходимо политическое согласие в стране, осознание её гражданами своих долгосрочных экономических интересов и ускорение на этой основе процесса создания новой современной хозяйственной системы. Вероятнее всего, это должна быть экономическая система смешанного типа, основанная на рыночных механизмах и широком участии государства в решении социальных, а на протяжении первого периода – и экономических проблем развития страны.

Задание2:

Ответьте на вопросы:

- В чём состоит глобальная проблема экономического неравенства?

- Почему разрядка международной напряжённости и разоружение имеют сегодня столь большое экономическое значение?

- В силу каких причин Россия должна будет искать ресурсы для своего развития самостоятельно?

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.

Методические указания по выполнению практической работы № 7.

Тема: «Межнациональные отношения»

Цель работы: Охарактеризовать основные особенности и трудности межнациональных отношений и конфликтов.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

Ознакомиться с [1] 5.3 «Этнические общности и ответить на вопросы:

- В чём проявляются межнациональные отношения?

- В чём состоят причины межнациональных конфликтов? Приведите примеры таких конфликтов.

- Какую роль должно играть государство в преодолении национальных противоречий?

- В чём сходство и различие национализма и патриотизма?

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


Методические указания по выполнению практической работы № 8.

Тема: «Типы политической власти. Политические режимы». 

Цель работы: дать развернутую характеристику политических режимов.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

1. Прочитать материалы учебника  [3] § 21 стр.179

2. Заполнить таблицу

3.Ответить на вопросы

Задание 1:

Прочитать параграф

Задание 2:

Заполнить таблицу:

Политические режимы

Основные черты

Исторические примеры

Демократия

Тоталитаризм

Авторитарный режим

Задание 3:

Выписать из Конституции РФ положения, которые с вашей точки зрения отражают демократический характер политического режима России.

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


Методические указания по выполнению практической работы № 9.

Тема: «Борьба с коррупцией: исторический аспект».

Цель работы: описать основные этапы борьбы с коррупцией.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

1.Прочитать материал

2. Письменно ответить на вопросы

Задание 1:

Прочитать историческую справку:

Первым на Руси наказывать за взяточничество стал Иван III.  Его внук, Иван Грозный, ввел смертную казнь в качестве наказания за «чрезмерное мздоимство» (переводя на современный язык: «взяточничество в особо крупных размерах»).

На Руси первым бороться с коррупцией на государственном уровне начал Петр I. 23 декабря 1714 он издал Указ "О запрещении лицам, состоящим на службе, брать посулы и подряды" с предписанием довольствоваться положенным жалованием. В соответствии с этим указом, взятка стала субъектом полицейского преследования. В те времена, виновными считались все участники процесса - и те, кто получали, и те, кто давали, и (что самое важное!) те, кто не доносили. По ряду причин, данная система не была очень эффективной. Как водится, на местах данный указ был спущен на тормозах. Петр предпринял попытку создать Контрольно-ревизионную палату из гвардейских сержантов и солдат, но и это не помогло.  При Петре I бескомпромиссность борьбы с коррупцией иллюстрируют следующие случаи. После длительного следствия был разоблачен в коррупции и казнен сибирский губернатор Гагарин; а обер-прокурор Нестеров был четвертован за взятки. При Петре I взяточничество достигло неимоверных размеров. Хотя за мздоимство клеймили, били батогами и ссылали на каторгу, это не останавливало продажных чиновников. Тем более что приказом царя вешали только особо крупных взяточников.

Более результативными были способы борьбы при Екатерине II. Произошло смещение акцентов - взяткодатель стал считаться потерпевшей стороной. Если, дав взятку, он немедленно доносил на берущего, то получал возмещение взятки в двойном или в тройном размере. Взятка возмещалась за счет взяточника.

Но до 18 века обычный служащий без таких подношений и не мог существовать. Оклад был только у московских чиновников, остальные жили за счет «одаривания». И только Екатерина Великая серьезно подошла к решению этой проблемы. Она назначила служащим жалованье и стала требовать честного исполнения своих обязанностей. Однако алчность русских чиновников не знала границ. И после проверки в судах, возмущенная императрица выпустила специальный указ для увещевания своих продажных подданных. К 19 веку взяточничество и вовсе стало формой управления государством. Искоренить этот недуг не удалось и после смены политического режима.

Задание 2:

Ответить на вопросы:

-Дайте определение, коррупция- это…

-Есть ли способ, борьбы с коррупцией в России? Или это невозможно?

-Какой вред наносит коррупция экономике страны, конкретному человеку?

-Что, по-вашему хуже: давать взятку или брать взятку?

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


Методические указания по выполнению практической работы № 10.

Тема: «Политический лидер».

Цель работы: перечислить черты политического лидера, привести примеры.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

1.Изучить материалы СМИ и др. источников.

2. Выполнить работу, соблюдая алгоритм.

Задание:

По материалам СМИ о политических лидерах всех времён и народов,

напишите конспект-тезисы об одном из них, придерживаясь примерного плана:

-Биографическая справка

-Сфера деятельности

-Принципы

-Достигнутые результаты

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


Методические указания по выполнению практической работы № 11.

Тема: «Гражданское общество в РФ».

Цель работы: охарактеризовать гражданское общество в РФ.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

Задание 1:

Прочитать материал

Гражданское общество - совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.

Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера. 

Современное гражданское общество отличает:

· Высокий уровень политической культуры

· Повышение активности общественных объединений в жизни социума

· Распространение политических знаний, информации, развитие свободных  средств массовой информации.

Главная цель функционирования гражданского общества – обеспечение прав человека, жизни, достойной для свободного развития личности. Институты гражданского общества, в отличие от государственных, возникают снизу. К ним, со временем может переходить и часть функций государства. 

Задание 2:

Перенести таблицу в тетрадь для конспектов


Таблица: Основы гражданского общества.

экономическая

социальная

политическая

духовная

Частная собственность  гарантирована законами и выступает в качестве экономической основы независимости лисности; экономическая свобода производителя и потребителя;

Зрелая рыночная экономика и конкурентная среда.

Основу экономики составляет широкий слой мелких собственников, деятельность монополий ограничивается государством.

Сложившийся и осознавший свои интересы средний класс, выступающий в качестве фундамента общества;

Выскокий уровень жизни значительной части населения, некритический уровень социального расслоения в обществе (разрыв между богатыми и бедными слоями не превышает 5-6 раз);

Действует система социального партнерства.

Демократические традиции, парламентаризм, политический плюрализм и конкурентная среда, свободная и независимая пресса, гарантированные права оппозиции, ее доступ к СМИ;

Реальная многопартийность;

Разделение и независимость властей;

Система сдержек и противовесов между центрами силы;

Реальная ответственность власти перед обществом, антикоррупционная среда.

Свободный доступ к образованию и культуре у широких слоев населения;

Формирование гуманистических традиций образования, возможность выбора образовательной траектории;

Высокий уровеь общей, политической и правовой культуры;

Утверждение ценностей ненасилия, поликультурности;

Уважения к традициям разных народов и вероисповеданий.

Задание 3:

Подготовиться к устному ответу

Предпосылки и условия развития гражданского общества в РФ:

- достаточно высокий образовательный потенциал;

- интерес граждан к общественной жизни;

- осознание своих интересов, отличных от интересов властей;

- контакты россиян с мировым сообществом, в современном мире невозможно развиваться изолированно от магистральных тенденций развитии.

К наиболее активным отрядам граждан можно отнести движение пенсионеров, студенческие движения, весьма организованно действуют педагоги, врачи, активизировались в преддверие реформы науки ученые и преподаватели вузов.

Достаточно серьезная критика непродуманных, и вследствие этого, весьма непредсказуемых, реформ в области социальной сферы проводится как раз общественными организациями.

Значительный потенциал имеется и у предпринимательских сообществ. Несмотря на достаточно сложные объективные условия формирования основ гражданского общества, процесс этот, безусловно, в нашей стране идет. Действует ряд организаций, обладающих признаками гражданского общества – инициатива, осознанный интерес, критика официальных властей, стремление отстаивать свои интересы. В демократическом обществе народ контролирует три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную – при помощи разветвленной сети специальных институтов, которые предают всеобщей гласности неправедные или незаконные поступки государственных служащих, критикуют принимаемые решения.

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


Методические указания по выполнению практической работы № 12.

Тема: «СМИ в политической жизни общества».

Цель работы: охарактеризовать роль СМИ в политической жизни общества.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

1. Прочитать [1] § 29 стр.348

2.Ответить на вопросы

Задание 1:

Ответить на вопросы:

-Дать определение СМИ

-Перечислить функции СМИ

-В чём задача журналистских расследований- только ли скандалы или разоблачение?

-Что такое пропаганда и какова её роль в избирательных технологиях?

-Почему и за счёт чего именно телевидению отводится первое место в формировании массового сознания наших современников?

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


Методические указания по выполнению практической работы № 13.

Тема: «Конституция РФ».

Цель работы: ознакомиться с Конституцией РФ, перечислить гражданские права и обязанности человека.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с Конституций РФ гл.1-2

2. Заполнить таблицу

Права, свободы и обязанности граждан РФ

Политические прав и свободы граждан РФ

Экономические права и свободы граждан РФ

Социальные права граждан РФ

Обязанности граждан РФ

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


Методические указания по выполнению практической работы № 14.

Тема: «Трудовое право».

Цель работы: перечислить и дать характеристику основным функциям государства.

Оборудование: учебник, методические указания, тетрадь для практических работ.

Порядок выполнения работы:

1.Прочитать § 38-39 стр.310

2. Выполнить задания 1-5

Задание 1:

Дать определение трудового права и трудовых правоотношений.

Задание 2:

-Перенести в тетрадь для конспектов схему «Права и обязанности работника».

Задание 3:

-Перенести в тетрадь для конспектов схему «Права и обязанности работодателя».

Задание 4:

Перечислить, что должно быть указано в трудовом договоре.

Назвать документы, которые работник должен предоставить работодателю при приёме на работу.

Задание 5:

Подготовиться к устному ответу.

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.


3. Список источников.

Основные источники:

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн., ест.-науч .,гуманитарных профилей :учебник для СПО/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-432с.

Дополнительные источники:

2. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техн.,ест.-науч. гуманитарных профилей. Практикум :учебное пособие  для СПО/А.Г.Важенин.-7-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-192с.

3. Важенин,А.Г.Обществознание для профессий и специальностей техн.,ест.-науч .,гуманитарных профилей. Контрольные задания : учебное пособие  для НПО и  СПО /А.Г.Важенин.-7-е изд., стер.-М.:ИЦ Академия,2014.-128с.

4. Конституция Российской Федерации (с гимном России).-;М.:Проспект,2014.-32с.

5. Шкатулла , В.И. Основы права :учебное пособие для НПО и СПО/В.И. Шкатула В.В. Надвикова,М.В.Сытнинская.-11-е изд.,испр.-М.:ИЦ Академия,2013.-288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине "География" для студентов 1 курса

Обучение географии включает обязательное выполнение и практических работ. Широкое использование практических работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Математика для студентов 1 курса

Всесторонняя подготовка специалистов – это не только приобретение знаний, но и выработка умений применять знания на практике и в жизни. Особенно важными являются умения по специальностям. Однако специ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию в 9 классе

Материал для выполнения практических работ по обществознанию в 9 классе...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории для 1,2 курса

Материалы выполнения практических работ по истории для 1,2 курса...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию 1,2 курс

Материалы для выполнения практических работ по обществознанию 1,2 курс...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории 1 курс гр.17,18

Материалы для выполнения практических работ по истории 1 гр.17,18...