Творчество М.Пришвина
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Соловьева Наталья Викторовна

Презентация к уроку по творчеству М.Пришвина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prishvin.pptx2.14 МБ
Файл m._prishvin.docx14.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954)

Слайд 2

Михаил Михайлович Пришвин — русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.

Слайд 3

Родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Переехав в Тюмень, в 1893 году поступил в Рижский политехникум. В 1897 году был арестован за революционную деятельность и выслан на родину. В 1900 году уехал в Германию .

Слайд 4

Вернувшись в Россию работал агрономом, служил секретарем у крупного петербургского чиновника, затем до Октябрьской революции корреспондент в газетах « Русские ведомости » , « Речь » , « Утро России » , « День » и др.

Слайд 5

Во время Первой мировой войны Михаил Пришвин отправился на фронт в качестве санитара и военного корреспондента. После Октябрьской революции совмещал краеведческую работу с работой агронома и учителя .

Слайд 6

Первый рассказ « Сашок » был напечатан в 1906 году. Первая книга « В краю непуганых птиц» и здана в 1907 году.

Слайд 7

Произведения М.Пришвина « Лисичкин хлеб» «Журка» «Золотой луг» «Этажи леса» «Говорящий грач» «Хромка» «Изобретатель» «Ребята и утята» «Синий лапоть» «Медведь» «Лоси» «Глоток молока» «Как Ромка переходил ручей» «Наш сад» «Остров спасения» «Лесной хозяин» «Кладовая солнца»

Слайд 8

Умер М. М. Пришвин 16 января 1954 в Москве.

Слайд 9

Музей-усадьба Михаила Пришвина расположен в 50 км от Москвы в деревне Дунино на живописном берегу Москвы-реки.



Предварительный просмотр:

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».

Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.

Михаила  Пришвина можно назвать  истинным певцом природы. В  глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки. Он писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой  в природе: природа-это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».

Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. События, изложенные в сказке, имеют реальную основу. Особенность сказки-были в том ,что она написана от первого лица.

-Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства он вкладывает в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке».

-Где и когда происходит действие в произведении Пришвина «Кладовая солнца»?

-Как дети относились друг к другу? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

-Куда решили направиться дети за клюквой? Почему их мнения разделились?

-Перескажите своими словами сцену спора Насти и Митраши.  Обратите внимание ,как ведет себя природа. Можно ли определить, на чьей стороне автор?

-Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?

-Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне?

-Какую смысловую нагрузку несут старый лесник Антипыч и его собака Травка? (Старый охотник  Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через собаку Травку.)

Антипыч  подшучивает над  самоуверенностью, желанием все легко получить из жизни из чужих рук, над неумением понимать природу. На примере своего отношения с Травкой старик показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком  и животным. Даже после смерти лесника Антипыча Травка следует тем же  правилам, которые ей внушили.

Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа, так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.

Показывая  взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу, который создается природой: злой ветер рванул, деревья, прокалывая друг друга, зарычали, завыли, застонали.

Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его вглубь своего царства, вороны каркают, чуя близкую добычу.

Автор все время напоминает, что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Жизнь и творчество М.М.Пришвина"

Презентация к докладу по теме "Жизнь и творчество М.М.Пришвина ученика 5 класса Голованова Андрея....

"Я пишу о природе" (Жизнь и творчество М. М. Пришвина). 6 класс

Урок литературы с элементами экологизации по творчеству М. М. Пришвина, 6 класс....

Открытый урок литературы в 6 классе по творчеству М.М.Пришвина

Материалы к уроку и презентация. Урок называется Здесь мало увидеть,здесь надо вглядеться......

Урок по творчеству М.М.Пришвина. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Тема урока «Главные герои сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца. Митраша и Настя»....

Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, А.П.Чехова, М. Пришвина

в этой папке представлен проверочный материал по литературе в 6 классе...

Контрольная работа по творчеству А. Платонова, А. Грина, М. Пришвина. 6 класс

Контрольная работа по литературе с ответами. Данная работа предполагает знание текстов "Алые паруса", "Неизвестный цветок", "Кладовая солнца", стихотворений К. Симонова....