Авторская программа спецкурса "Сказки народов Сибири"
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Коледа Ольга Сергеевна

Разработка программы по Литературе Восточной Сибири

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

                  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32»

УТВЕРЖДАЮ

от «___» ________ 200__г.

№ _________

Директор МОУ «СОШ №32»

_______________________

                    Куличенко Н.Г..

РЕКОМЕНДОВАНО

методическим советом ГИМНЦа г. Братска

от «___» ________ 200__г.

№ _____________

_______________________

Директор Беспалова А.А.

           

      Сказки народов Восточной Сибири

                 программа спецкурса для 5 класса

образовательная область: филология

Автор:

Коледа Ольга Сергеевна,

учитель русского языка

и литературы

МОУ «СОШ № 32»

        

                                                        Братск, 2009 г.

                                            Пояснительная записка

Программа спецкурса «Сказки народов Восточной Сибири» предназначена для обеспечения курса регионального компонента школьного плана основной школы и ориентирована на учащихся 5 классов.

Программа является предметно-ориентированной, так как углубляет знания по курсу «Литература Восточной Сибири» основной школы, на изучение которого отводится всего один час в неделю. Этого недостаточно, так как учащиеся не могут в полном объёме познакомиться с творчеством поэтов и писателей родного края, постичь традиции коренных народов Восточной Сибири,  особенности восприятия ими окружающего мира. Именно на уроках литературы можно привить детям любовь к малой родине, расширить их представление о быте, нравах, отношении к природе, к миру. Программа рассчитана на 34 часа. Построена в основном на углублённом изучении литературного наследия родного края.

Программа включает в себя:

1.теоретический материал;

2. вопросы и задания творческого характера;

3. вопросы и задания исследовательского характера.

Курс предполагает знакомство со сказками Восточной Сибири. Уникальность курса в том, что изучением и сбором народных  сказок в сёлах Восточной Сибири, расположенных в бассейне реки Лены, междуречье Лены и Ангары, по Нижней Тунгуске, а также в северных районах Якутии занимались фольклорные экспедиции Иркутского государственного педагогического института.  Собранный ими  материал глубоко научный, он тесно связан не только с фольклорным творчеством народа, но и с этнографией.

Сказочное богатство Восточной Сибири неисчерпаемо. Сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, изложенная в свободных мифических образах и в  художественной форме. Эти философские ответы вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально-духовной лаборатории. Поэтому данный курс  призван донести до сознания школьников всё богатство, самобытность и неповторимость творческого наследия коренных народов Сибири, показать их отношение к счастью и горю, к  правде и лжи, к добру и злу, определить, в чём для них заключён смысл жизни. Именно в этом заключена актуальность данного курса.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу литературы, так как прорабатываются вопросы теории литературы (сказка, виды сказок, особенности построения сказок, постоянные эпитеты, сказочные формулы).

 Данный курс будет способствовать совершенствованию и  развитию коммуникативных умений учащихся, даст возможность раскрыться творчески каждому ученику.

Цель курса:

  • формирование  знаний и ценностного отношения, учащихся к природному и культурному наследию родного края через изучение сказок народов Восточной Сибири

Задачи курса:

  • углубление знаний о традициях, обычаях народов Восточной Сибири;
  • ознакомление с литературным наследием коренного населения родного    края;
  • обогащение эмоционально-ценностной сферы учащихся за счёт непосредственного взаимодействия с объектами природного и культурного наследия;

Прогнозируемый результат

К концу изучения курса учащиеся должны:

  • иметь представление о традициях, обычаях коренных народов Восточной Сибири;
  • знать характеристики основных жанров сказок;
  • обладать навыками переработки информации, связанной с творчеством народов Восточной Сибири;
  • создавать самостоятельные высказывания на основе прочитанных текстов.

Программа состоит из трёх тематических блоков. Изучение каждого блока начинается с беседы, далее ученики вместе с учителем разбирают, анализируют представленные в каждом блоке сказки. Возможны и разные формы индивидуальной, парной и групповой формы работы на занятиях. Изучение каждого блока завершается творческим отчётом или презентацией.

Для организации занятий будут использоваться традиционные формы: беседа, дискуссия, защита индивидуальных и групповых работ по результатам собственной деятельности, поисковой деятельности по текстам, книгам, а также создание собственных высказываний и текстов с опорой на полученные сведения.

Выполнение заданий предполагает приёмы активных наблюдений и исследования соответствий сказок народов Восточной Сибири и русских народных сказок.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов.

Для оценки результатов достижений учащихся используется зачётная система. Зачёт выставляется по каждому разделу курса на основании личного участия обучающегося в семинарских занятиях, в творческих отчётах, дискуссиях.

Формой итогового контроля по каждому блоку является творческая защита выбранной темы или же презентация, а также промежуточное тестирование.  

Для организации эффективной работы необходимы следующие средства обучения:

  • Сборник сказок «Байкала-озера сказки»
  • Сборник «Хвастун, которой хотел быть самым хитрым. Сказки народов Сибири»
  • Сборник «Кто самый сильный»
  • Видеофильмы «Животный мир Байкала и Восточной Сибири», «Нерпа – загадка Байкала»
  • Фотографии обрядов, праздников народов Восточной Сибири;
  • Фотографии пейзажей родного края;
  • Плакаты, выполненные учащимися.

                           

              Учебно-тематический план

      №

раздела

                        Название раздела

                       

Количество часов

Введение «Волшебная сила сказки»

1 час

2.

«Небесные олени» (сказки о животных)

10 часов

3.

«Счастье и горе» (социальные сказки)

11 часов

4.

«Солнце Подлеморья»

11 часов

5.

  Итоговое занятие

   1 час

                                                                               

   34 часа

                                            Учебно- тематический план

   Название тем курса

Всего часов

Формы и методы обучения

Формы контроля

                                    Раздел 1. Вводное занятие - 1 час

     1.

Волшебная сила сказки

    1

      

Беседа с опорой на уже известные сведения о сказках

Сочинение-миниатюра «Чему может научить сказка?»

   

                  Раздел 2.  «Небесные олени»  (сказки о животных) – 10 часов

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Отношение коренных народов Севера к животным

Бурятские сказки о животных

Вероломство и зазнайство в сказках «Девочка Чуткость», «Медведь и бурундук», «Медведь и сорока» 

Тема  жадности и упрямства в

сказках «Лисичка и птица», «Лиса и рысь», «Волк»

Тофаларские сказки о животных. Высмеивание человеческих пороков в сказках  «Заяц-врун», «Снег и заяц»

Тема дружбы и предательства в сказке «Лесной воробей и серая мышь»

Якутские сказки о животных. Роль животных в жизни человека в сказке «Бобровая речка»

Человек и природа в сказках «Как перевелись чёрные гуси», «Как журавли стали небесными оленями»

Эвенкийские сказки о животных. Тема труда и лени в сказках «Будэнэ и журавль», «Дятел-труженик»

Тема мирного сосуществования человека и животных в сказках «Волк и старик», «Как был спасён огонь»

Сходства и различия сказок о животных северных народов

Особенности быта и взаимоотношений народов Восточной Сибири.

Тема межнационального общения в  сказке «Цыган и чёрт»

Тема взаимопомощи в сказке «Солдат и его дочь»

Бедные и богатые в сказке «Анютка»

Трудолюбие и безделье в  сказке «Как пастух Тархас проучил хана – бездельника»

Образ мудреца в сказке. Тема взаимовыручки в сказке «Наран Сэсэк»

Тема справедливости и честности в сказке «Две сумки»

Тема жадности в сказке «Скупой поп и работник»

Тема семьи в сказке «Как внук деда спас»

 Скупость и жадность в сказке «Мудрая дочь»

Воспитательная сила сказок

Современное восприятие мира северными народами

 Тема любви, счастья в сказке «Счастье и горе»

Человек и природа в сказке «Кто самый сильный?»

Тема дружбы в сказке «Собаки и человек»

Тема войны и мира в сказке «Как старый Тока эвенков помирил»

Образование и учёба в сказке « Как люди из темноты вышли»

Роль образования в жизни человека в сказке «Дурачок»

Тема правды, справедливости в сказке «Кривда и Правда»

«Сочини сказку» о правде и лжи

 «Небылицы деда Ивана» - особенности небылиц как жанра

Тема счастья в сказке  «Ключ от счастья»

Защита творческих работ

 

1

1.

1.

1.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Слово учителя, сообщения учащихся, видеоматериал «Животные Восточной Сибири»

 Выделение основных мотивов сказок

Беседа по содержанию сказки, сообщения учащихся

Эвристическая беседа

 

Идейно-тематический анализ сказки, беседа об истинной и мнимой дружбе

Беседа по содержанию сказки, сообщения учащихся

Эвристическая беседа, анализ структуры сказки

Беседа по содержанию сказки, сообщения учащихся

Слово учителя, беседа

Эвристическая беседа, сопоставительный анализ сказок

 

Слово учителя, сообщения учащихся

Сказочные формулы, беседа по содержанию сказки

Эвристическая беседа, сопоставительный анализ сказки

Идейно-тематический анализ сказки, беседа

Беседа по содержанию сказки, лингвистический анализ сказки

Эвристическая беседа

Анализ содержания  сказки, беседа по прочитанному

Эвристическая беседа

Идейно-тематический анализ сказки, беседа

Эвристическая беседа, сопоставительный анализ сказки

Сообщения учащихся

Сообщения учащихся, беседа

Эвристическая беседа

 Беседа по содержанию сказки

Эвристическая беседа

Сообщения учащихся, беседа

Анализ художественных особенностей сказки

Эвристическая беседа

Сообщения учащихся, беседа

Индивидуальная работа

Сообщения учащихся, анализ сказки

Анализ сказки, беседа

Творческий отчёт

Составление словаря «Животные нашего края»

Подобрать эпитеты, характеризующие медведя

Индивидуальные задания (подготовить пересказ эпизода)

 

Продумать вопросы по сказкам (работа в парах)

Творческое задание на выбор (Сочинение-рассуждение, составление сказки по данному сюжету)

Письменно ответить на вопрос: «Какие речки называются бобровыми почему?»

Сочинение-рассуждение «Что значит быть не таким как все?»

Работа в парах (определение основной темы данных сказок)

Индивидуальные задания (продумать вопросы для группы)

Творческий отчёт групп «Чьи сказки мне близки и почему?»

Составление таблицы по обычаям коренных народов Восточной Сибири

Индивидуальные задания (характеристика героев)

Художественный пересказ сказки

Составить вопросы по данным сказкам

Характеристика пастуха, хана

Индивидуальные задания (иллюстрация к сказке)

Письменно ответить на вопрос «Как изображаются богатые и бедные в сказках северных народов?»

Сходства и различия со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» - исследовательская работа

Индивидуальные задания (вопросы для группы)

Характеристика героев сказки, общие темы с русской народной сказкой

Мини-сочинение «Каким должен быть человек, чтобы называться Человеком?»

Работа в группе – составление карточек с вопросами.

Пересказ эпизода сказки

Ответить на вопрос «Как изображается природа в сказке?»

Работа в парах (определение основной темы данных сказок)

Письменно ответить на вопрос «Что значит для вас жить в мире»

Работа в парах (иллюстрации к сказке)

Пересказ эпизодов сказки

Мини сочинение «Почему одушевляются правда и кривда?»

Защита сказки

Работа в парах (определение основной темы данных сказок)

Пересказ сказки, иллюстрации

Защита работ

                   

             

                   

                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                           Раздел 1. Вводное занятие -  2 ч.

 

Волшебная сила сказки. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок Восточной Сибири (обзор)

   

      Раздел 2. «Небесные олени» (сказки о животных)  - 10 часов

Отношение народов Севера к животным. Особенности климата Восточной Сибири, виды животных, обитающих на территории Восточной Сибири. Роль животных в жизни коренных народов Севера.

Бурятские сказки о животных

 «Девочка Чуткость», «Медведь и бурундук», «Медведь и сорока». Основные образы бурятских сказок, отношение к вероломству, зазнайству, силе.

 «Лисичка и птица», «Лиса и рысь», «Волк» - народные представления о хитрости, жадности, упрямстве в сказках северных народов.

Тофаларские сказки о животных.

 «Заяц-врун», «Снег и заяц». Отношение тофалар к животным. Основные образы и мотивы сказок. Народная мораль в сказках – пороки всегда наказываются. Изобразительный характер формул сказки. Сравнение, олицетворение (начальные представления)

 «Лесной воробей и серая мышь». Характер и поступки героев. Высмеивание зазнайства. Отношение тофалар к дружбе, предательству, взаимопомощи.

Якутские сказки о животных.

 «Бобровая речка». Отношение якутов к животным, особенности восприятия мира животных в якутских сказках. Роль животных в жизни человека, объяснение народных примет, связанных с определёнными местами.

 «Как перевелись чёрные гуси», «Как журавли стали небесными оленями». Разнообразие животного мира Восточной Сибири.  Человек и природа. Объяснение изменений, происходящих в животном мире, с помощью сказок.

Эвенкийские сказки о животных.

 «Будэнэ и журавль», «Дятел-труженик» Отношение эвенков к природе и окружающему миру. Основные темы эвенкийских сказок о животных. Восхваление трудолюбия, дружбы и взаимопомощи, осмеяние лени, трусости.

 «Волк и старик», «Как был спасён огонь» Взаимовыручка, возможность мирного сосуществования животных и людей. Тема мирного  сосуществования животных и людей

Сходства и различия сказок о животных северных народов

  Исследовательская работа на выявление общих тем, мотивов, образов в сказках о животных северных народов.

       

          Раздел 3   «Счастье и горе» (социальные сказки)    11 часов

Особенности быта и взаимоотношений народов Восточной Сибири. Отношение коренных народов Сибири к трусости, предательству, жадности, бедным и богатым. Особенности восприятия мира северными народами.

 «Цыган и чёрт». Отношение к нечистой силе, взаимосвязь с русскими народными сказками. Представления народами Восточной Сибири о справедливости, добре и зле

 «Солдат и его дочь». Взаимоотношения людей, быт и обычаи в сказке. Сходство с русскими солдатскими сказками. Своеобразие бытовых (новеллистических) сказок.

 «Анютка». Бедность  и богатство в сказках. Отношение между людьми, готовность помочь попавшему в беду, тема взаимовыручки.

 «Как пастух Тархас проучил хана – бездельника». Взаимоотношения людей, принадлежащих разным сословиям. Вероломство, жадность одних и мудрость, смекалка других. Народная мораль в сказке: справедливость торжествует, вероломство наказывается.

 «Наран Сэсэк». Образ мудреца в сказках народов Восточной Сибири. Взаимовыручка в пути, помощь тому, кто попал в беду.

 «Две сумки». Бедные и богатые, отношение к ним коренных народов Сибири. Доброта, справедливость, честность – основные мерила для северных народов.

 «Скупой поп и работник». Общие мотивы со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Народные представления о справедливости, заслугах и наказании.

 «Как внук деда спас». Отношения близких людей, готовность пожертвовать собой ради спасения близкого человека. Семейные отношения и ценности в жизни  северных народов.

 «Мудрая дочь». Сходство с русской народной сказкой «Мудрая дева». Жадность, скупость, предательство в сказках, отношение к ним северных народов.

Воспитательная сила сказок.

Чему учат сказки? В чём заключена воспитательная сила сказок. Какие черты характера осуждаются коренными народами Восточной Сибири?

               

                Раздел 4 «Солнце Подлеморья»   11 часов.

Современное восприятие мира северными народами.

Отношение северных народов к войне и миру, к образованию, знаниям. Понятие счастья для коренных народов Севера. Отношение к правде, честности, лжи.

«Счастье и горе». Представление народов Севера о счастье, достатке, любви, верности. Представление о горе и несчастии. Тема стойкости, выдержки в преодолении жизненных неудач.

 «Кто самый сильный?».  Жизнь северных народов зимой и летом.  Человек и природа. Тема единения человека и природы, роль человека в природном цикле.

«Собаки и человек». Отношение между людьми, способность сосуществовать вместе, неповторимость каждого живого существа.

 «Как старый Тока эвенков помирил». Необходимость мирного сосуществования, неприятие войн, насилия во всех проявлениях. Тема мира и войны в сказках народов Восточной Сибири.

 « Как люди из темноты вышли» Образование и знания в жизни северных народов. Необходимость получать образование, чтобы не остаться в «темноте»

 «Дурачок». Учёба и образование, их роль в жизни современного человека.

 «Кривда и Правда». Отношения коренных народов Севера к правде, лжи, обману. Осуждение лживых людей.

«Сочини сказку» о правде и лжи

Самостоятельная творческая работа с опорой на известные сказки. Соблюдение всех особенностей бытовых сказок.

 «Небылицы деда Ивана». Небылица как жанр УНТ, особенности небылиц.  Основные мотивы предложенных небылиц.

  «Ключ от счастья». Понятие счастья северными народами. Ключи от счастья достаются не  каждому, главное – суметь ими воспользоваться.

                          Раздел 5. Итоговое занятие – 1 час.

Защита творческих работ (презентации) на выбор учащихся

   

\

                    ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Есипенюк Н.И. Байкала-озера сказки: Сборник сказок народов Восточной Сибири. -  Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1998
  2. Ильин Иван, Духовный смысл сказки// Литература в школе.- 1992 год.-№1
  3. Шастина Е.И. Русские сказки Восточной Сибири. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985
  4.  Шастина Е.И., Сказки Дмитрия Асламова: Сборник. – Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991
  5. Шахерова О.Н. Писатели Восточной Сибири: Методические рекомендации для учителей. -  Иркутск: ВостСибкнига, 2007

  1. http//school-collection.edu.ru
  2. http://school.iot.ru
  3. http://www.edu.ru
  4. http:it-n.ru

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

                                                                                                                                                      

1. Видеофильмы «Животный мир Байкала», «Глаза в глаза с байкальской нерпой»

 2. Географические атласы животного и растительного мира Байкала, Восточной Сибири.

3. Кто самый сильный? Сказки народов Сибири. – Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1975

4. Стародумов В.П. Омулёвая бочка. Байкальские сказки. – Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979

5. Хвастун, который хотел быть самым хитрым. Сборник народов Сибири. – Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1976

 

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"

Авторская программа  регионального курса  «Этнография коренных народов Ханты-Ман­сийского автономного округа - Югры»   ...

Авторская программа "Искусство народов Северо-Востока"

Программа для учащихся 5-8 классов включает в себя сведения о культуре,искусстве,вероисповеданиях, предметах быта, жилище народов Северо- Востока. Рассчитана на 17 часов/0,5 часа в неделю....

Авторская программа "Культура народов РТ"

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, и мы являемся ...

авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"

Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...