Доклад "Лабораторные работы на уроках русской литературы"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Васильева Ольга Леонидовна
Материал позволяет познакомиться с инновационной методической разработкой учителя-практика: введением лабораторных работ на уроки литературы в любом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лаборатория на уроках литературы23.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                Лабораторные работы на уроках русской литературы.
                                       Васильева Ольга Леонидовна, Тылгынинская СОШ Вилюйский улус, учительница русского языка и литературы
vasolga10@mail.ru

 Правильно обучать учащихся – значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Именно по этой причине я решила обратиться к лабораторной форме занятий по русской литературе, т.к. она предполагает разнообразие методов и приемов обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности и включает в себя множество видов самостоятельной учебной работы учащихся.  
             Метод организации лабораторной работы на уроках русской литературы считаю для себя экспериментальным, так как вопрос ее методологии  не освещен ни в публикациях, ни в интернете. Наблюдения показывают, что такая форма организации урока создает благоприятные условия  для развития познавательной  и практической активности учащихся.
             Само слово «лаборатория» происходит от латинского слова «Labor»- труд, работа, трудность. Его смысл связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.  Лабораторные занятия интегрируют  теоретико – методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно- исследовательского характера.
             Основной целью моего обращения к форме лабораторной работы являлось стремление  формировать  у своих учеников  навыки самостоятельной «добычи знаний», а также желание  «разговорить» ребят (высказывать  свою точку зрения, аргументировать, доказывать, спорить, сравнивать, сопоставлять, проводить тематические параллели и др.). Этой цели сопутствуют основные задачи  воспитания «внимательного читателя», умеющего связывать прочитанное с реальностью, получать из памятников литературы «жизненные уроки», исходя из которых ребята учились бы выбирать модель поведения по ситуации в настоящей жизни.
              Алгоритм сценария лабораторной работы прост:
1.
Подготовительный этап, который включает в себя или предварительное знакомство с материалом (биографией писателя, поэта, художественным текстом и др.) или установку( информацию о предстоящей работе, поиск нужной  дополнительной литературы, словарей, справочников, памяток и т.д);
2.
Постановка цели.  Чаще всего это проблемный вопрос, требующий ответа или задание, которое выполняется поэтапно. Цель лабораторной работы можно озвучить устно или в письменном виде (если задания отпечатаны и выполняются письменно). Вопрос  может носить частный или обобщающий характер. Иногда тему или вопрос лабораторной работы подсказывают учителю сами дети.  Учитель по своему усмотрению  выбирает наиболее интересный, актуальный вопрос (задание).
3.
Самостоятельная лабораторная работа учащихся (эта часть подразумевает вариативность и разнообразие заданий и форм работы). Следует отметить, что занятия можно проводить как в группах, в целом коллективе, так и индивидуально. Время, отведенное для работы, может определить учитель (в зависимости от темы и объема работы): на весь урок, на часть урока, как домашнее задание.
4.
Обобщение результатов исследования, выводы( самостоятельно или в рабочей группе). Здесь дается возможность высказаться каждому в устной или письменной форме. Письменно ребята подводят итог в виде развернутого ответа на поставленный  в начале лабораторной работы проблемный вопрос.  Обязательна аргументация ответа.
В устной форме хорошо проходит обобщение, подведение итогов, доказательство правильности вывода после коллективных занятий, где каждый имеет возможность отчитаться, высказаться по лично проделанной   работе по своему заданию (задания необходимо распределять, работа ведется как при КСО).
Содержанием лабораторных работ должен быть материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящих перед учащимися  учебно-научные и творческие задачи; обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных ребятам фактов, авторского художественного своеобразия творчества; поиск ответов на проблемные вопросы и др.
           Требования к лабораторным работам просты: - тематика должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами  учебной деятельности;  -цель  проведения лабораторной работы должна быть ясна учащимся; - работа для них  должна быть интересной.
           Лабораторная работа может включать в себя этапы исследования :
- наблюдение за языковым материалом и его изучение с разных сторон;
- выяснение непонятного, подлежащего исследованию;
- выяснение связей изучаемого материала с другими материалами;
- проведение лингвистического эксперимента;
- сравнение и сопоставление;
- «погружение» в материал и т.д.
      Например, в 11 классе с помощью лабораторной работы по произведениюА.Блока
«Двенадцать» ребята искали ответ на вопрос  «Можно ли определить отношение  Блока  к революции через образ «двенадцати»?».  По стихотворению М.Цветаевой «Бабушке»  старались определить художественное своеобразие ранней лирики поэтессы.  Тема лабораторного занятия по стихотворениям С.Есенина была продиктована одним из учащихся : «Городской щеголь или Деревенский хлопец?». Интересно прошли лингвистические эксперименты по стихотворениям С. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и М.Цветаевой «Бабушке»,  интерпретация стихотворения А.Блока «На поле Куликовом»…
         Предлагаю пример лабораторной работы по произведению И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» в 11 классе, когда речь шла о композиции и художественных приемах:
Задача:      проследить, как «работает» в произведении  метод контраста.
1.

Подтвердите фразами из текста все доводы, необходимые для  путешествия каждого члена описываемой семьи:

Господин из Сан-Франциско

Его жена

Их  дочь

2. Опираясь на текст, распишите распорядок дня пассажиров на борту парохода  «Атлантида»:

Утро

День

вечер

 3. Приведите примеры описания внешности героев    (подчеркните эмоционально окрашенные причастия):

Господин из Сан-Франциско

Его жена

Его дочь

4.Проследите за картинами природы в повествовании, выпишите в последовательности те фразы и словосочетания, которые  несут определенную смысловую нагрузку (определите –  какую):____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________   .

5.Какие факты помогают понять всю фальшь описанной на пароходе  жизни?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Найдите в тексте слова, характеризующие  отношение господина из  С-Ф  к другим людям:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Найдите в тексте (в изображении внешности, поступков, взглядов героев) неожиданные, яркие метафоры:_______________________________________________________________________________________,эпитеты__________________________________________________________________, другие средства выразительности_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
8. Приведите примеры описания людей из «высшего»  общества и простых людей: в чем разница? ______________________________________________________________________________________________________________________________
8.Какие темы вы можете выделить в  рассказе?    1)_______________________________                                     2)_______________________________________________

3)_______________________________________________
9. Какие контрасты, противопоставления вы увидели в тексте? Подтвердите примерами из текста:____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
10.Рассказ построен по принципу ___________________________________ композиции.
Приведите примеры из текста, подтверждающие это:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Какое впечатление произвел на вас рассказ Бунина?   (Дайте развернутый ответ)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Опрос среди учащихся на выявление в лабораторных занятиях положительной мотивации дал положительный результат, мониторинг показал повышение качества обучения по  литературе  и русскому языку, значительно возрос интерес к изучению русской литературы.
Таким образом, исходя из практического и экспериментального опыта, можно прийти к выводу, что лабораторные работы на уроках русской литературы должны обрести свою концепцию и иметь свое определенное самостоятельное место в методике преподавания русской литературы, так как заключают в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и могут применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе изучения нового материала.
       Считаю, что лабораторные работы создают благоприятные условия для развития познавательной и практической активности учащихся , а также могут являться одним из эффективных методов подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
                            Использованная литература:
1. Толковый словарь русского языка.  С.П., 2010;
2. Васильева Н.В «Новые активные формы в проведении уроков русского языка»(контрольная работа).  Омск, 2007;
3. Гельдиева С.  «Лингводидактическое исследование методики проведения лабораторных занятий по морфологии  СРЯ»(диссертация). М., 2002.


                 МБОУ «Тылгынинская  СОШ им. И.Н.Ханды», Вилюйский улус


Автор:  
Васильева Ольга Леонидовна,  учительница русского языка и литературы, педстаж 15 лет
Электронный адрес:  
vasolga10@mail.ru
домашний телефон: 8(41132)29165

             
Тезисы к докладу «Лабораторные уроки на уроках русской литературы в 11 классе»
                                    (для сборника статей «XVI Алексеевские чтения»)

 1.  Цель исследования – разработка методики  проведения лабораторных работ на уроках русской литературы  с целью развития у обучающихся способности самостоятельно добывать знания.
2. Актуальность в том, что данный метод предполагает в себе множество форм и приемов работы, значительно помогает и облегчает подготовку учащихся к сдаче экзаменов как по литературе, так и по русскому языку. Тема лабораторий на уроках русской литературы не освещена в публикациях и Интернете, чем представляет новизну, эксперимент.
3. Алгоритм сценария лабораторной работы и требования к ней просты и зависят от желания и способностей учителя и обучающихся. Содержанием лабораторных работ может быть самый разнообразный материал. Этапы исследования также предполагают широкий выбор.
4. К практической части предложен примерная разработка лабораторной работы по произведению И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» в 11 классе.
5. На практике  наблюдается положительная динамика в обучении, развитие познавательного интереса
и развитие речи у обучающихся.
6. Исходя из имеющегося опыта, можно считать, что лабораторные работы на уроках русской литературы  в школе должны обрести свою концепцию и получить определенное самостоятельное место в методике преподавания литературы, так как заключают в себе огромный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Обобщение педагогического опыта «Словарная работа на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы

Обобщение педагогического опыта«Словарная работа на уроках русского языка»учителя русского языка и литературы...