Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции обучающихся
методическая разработка по литературе по теме

Гудилина Евгения Александровна

 1.  Цели:

·         выявить уровень мотивации  обучающихся с целью повышения их интереса к образовательному процессу;

·         способствовать развитию навыков связной речи.

2. . Задачи:

·         способствовать развитию художественных способностей обучающихся, их языковой и коммуникативной компетенции;

·         выявить уровень влияния технологии лингвистической сказки на качество знаний обучающихся.

3.     Приобретаемые навыки обучающихся: создание высказываний в заданном жанре, редактирование текстов.

4.     Особенности роли педагога дополнительного образования: способность делать материал доступным, наблюдательность и творчество в работе, стимулирование  познавательной деятельности обучающихся; способность организовать обучающихся для выполнения коллективной работы; содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность.

5.     Организация работы на занятии групповая и индивидуальная.

6.     Приложение: сказки, басни, таблица сюжетов и мотивов лингвистической сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация – описание методической разработки

  1. Творческое объединение «Литературная мастерская».
  2. Тема методической разработки «Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции обучающихся».
  3. Цели:
  • выявить уровень мотивации  обучающихся с целью повышения их интереса к образовательному процессу;
  • способствовать развитию навыков связной речи.

  4. Задачи: 

  • способствовать развитию художественных способностей обучающихся, их языковой и коммуникативной компетенции;
  • выявить уровень влияния технологии лингвистической сказки на качество знаний обучающихся.
  1. Приобретаемые навыки обучающихся: создание высказываний в заданном жанре, редактирование текстов.
  2. Особенности роли педагога дополнительного образования: способность делать материал доступным, наблюдательность и творчество в работе, стимулирование  познавательной деятельности обучающихся; способность организовать обучающихся для выполнения коллективной работы; содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность.
  3. Организация работы на занятии групповая и индивидуальная.
  4. Приложение: сказки, басни, таблица сюжетов и мотивов лингвистической сказки.

Методическая разработка

на тему: «Лингвистическая сказка как средство формирования языковой

и коммуникативной компетенции обучающихся»

1. Вступление. Определение значения сказки в творческом учебном процессе

Сказка – это увлекательный мир, зашифрованный в художественных образах, полный таинственных превращений, важных истин. Постичь  этот иносказательный мир порой непросто, но если обучающемуся  удалось его открыть, то он получает ключ к познанию реальной жизни. Что может рассказать, лингвистическая сказка о нашей учебной  реальности?

Город Глаголов

В тридевятом царстве, в невиданном государстве находится страна Русского Языка. Проберемся мысленно туда.

На троне сидит Глагол в Повелительном наклонении, вокруг него стоят слуги короля – лентяи Глаголы в Условном наклонении.

Король приказывает: "Принесите мне мою мантию!" А слуги отвечают: "Принесли бы, да не выспались".

Так и течет время в этом городе.

… Так, в основном, и продолжается вот уже в течение многих лет учебный процесс в наших учебных заведениях,  построенный на глаголах повелительного наклонения со стороны преподавателей  и на глаголах сослагательного наклонения со стороны обучающихся.

Что же такое сказка? Дайте свое определение

Язык - это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи - все, что делает язык живым, призвано вызвать у обучающихся интерес, должно быть предметом рассмотрения на занятиях.

2.Лингвистическая сказка и мотивация обучающихся

Для развития познавательных мотивов обучающихся  могут быть использованы различные методы и приемы, в числе которых лингвистические миниатюры. В них синтезируются и определенная ситуативность (их сюжет), и речевая экспрессивность, повышающая воздействие текста на читателя, так как здесь включаются эмоциональные моменты.

Психологи выделяют ряд стадий - “реакций” на новизну материала: от эмоций любопытства и позднее любознательности, возникающей при столкновении с занимательным материалом, до усидчивого эмоционально - познавательного отношения к предмету. Таким образом, лингвистическая сказка как одна из форм популярного изложения сведений о языке, на наш взгляд, способствует развитию широких познавательных мотивов в подростковом возрасте, так как именно этот возраст, по мнению психологов, является сензитивным, благоприятным для развития познавательных мотивов.

Кроме познавательных, социальных мотивов, психологами выделяются творческие мотивы. Наличие их обозначает, что ученик не только усваивает те приемы и способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми ”.

Все это обусловливает актуальность темы “Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции обучающихся».

3. Научное обоснование работы с лингвистическими сказками

Если системно использовать лингвистические сказки, то это позволит путем творческой адаптации теоретического материала сделать процесс обучения осознанным, эффективным и продуктивным, а также будет способствовать трансформации безличностных знаний, полученных репродуктивным путем, в знания личностные, осознанные, проверенные в “речевом действии”.

Такая методика позволяет решить следующие задачи:

  • развивать художественные способности обучающихся, их языковую и коммуникативную компетенцию;
  • выявить уровень влияния технологии лингвистической сказки на качество знаний обучающихся;
  • откорректировать предложенную систему занятий творческого объединения «Литературная мастерская» по лингвистической сказке, дать ее научно-методическое обоснование и способствовать ее дальнейшему внедрению.

Об уместности использования лингвистических сказок для творческой адаптации лингвистического материала  пишет в своих статьях И.М. Подгаецкая, однако она не предлагает системы работы.

Работа в системе  позволят перейти с репродуктивного уровня освоения лингвистических понятий на уровень языковой и коммуникативной компетенции.

В этом принципиальная новизна предложенного педагогического изобретения.

4. Основные положения методики работы по обучению сочинениям в жанре лингвистической сказки (ЛС)

Сочинение в жанре ЛС - это творческая деятельность, под ней мы понимаем такую деятельность человека, “которая создает нечто новое”.

Отечественный психолог Л.С. Выготский считает, что вся деятельность человека состоит из двух ее видов:

  1. воспроизводящей, репродуктивной (эта деятельность не создает ничего нового, ее основой является более или менее точное повторение того, что было);
  2. комбинирующей, творческой (создание новых образов или действий).

Сочинение обучающихся в жанре ЛС - продукт воображения и художественного творчества, где можно выделить 3 основных этапа: “замысел, превращение замысла в обдуманный план, воплощение плана в материальную форму”.

Выбор ЛС как средства развития художественного творчества не случаен, так как “первой и самой низкой ступенью воображения следует считать сказочное воображение”, которое характеризуется склонностью к чудесному и исключительному. Целью такого творчества является удовлетворение нравственного идеала и, конечно же, воплощение научного материала в поэтический образ (воплощение грамматического материала). Таким образом, сказочное творчество в максимальной степени соотносится с психологическими и возрастными особенностями детей.

С педагогической точки зрения, ЛС - это эффективный прием сообщения, обобщения и систематизации знаний по определенной грамматической теме. Благодаря ЛС, грамматика и фантазия  оказываются совместными, а такая форма работы, как сочинения на лингвистические темы, в частности в жанре ЛС, по мнению многих учителей и методистов (И.М. Погаецкой, Н.В Ломановой, Л.В. Бурмистровой и других), с точки зрения психологии и методики преподавания  имеет ряд достоинств:

  1. сочинения подобного типа помогают выявить уровень мотивации обучающегося, что имеет огромное значение в процессе учения;
  2. ЛС повышают интерес обучающихся к учебному процессу, развивают творческие способности обучающихся, навыки связной речи;
  3. работа над созданием ЛС помогает активизировать образное и логическое мышление обучающихся; помогает отбирать, составлять анализировать факты языка;

Итак, ЛС как продукт творческого воображения углубляет и расширяет эмоциональную жизнь ребенка; она позволяет обучающемуся, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть “человеческой речью, этим тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, чувств, внутреннего мира”, способствует развитию связной речи, развивает в дальнейшем их языковую и коммуникативную компетенции.

Проблема развития речи обучающихся является одной из самых актуальных проблем методической науки и должна решаться как во время уроков, так и во внеурочное время.

Вспомните, какие известны вам речевые жанры?

Речевые жанры отличаются крайней разнородностью ЛС - это тоже жанр речи, возникший в практике преподавания русского языка, и использование этого жанра позволяет сблизить между собой урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Система занятий  по обучению написания ЛС основана на жанровом принципе.

Коммуникативные намерения автора ЛС состоят в следующем: дать некоторый круг теоретических сведений о русском языке в иносказательной форме, увлечь слушателя, пробудить в нем интерес к предмету. С точки зрения коммуникативной установки ЛС выполняет следующие функции:

  • познавательную;
  • мотивационную;
  • эстетическую.

С точки зрения ситуативно-тематической отнесенности для ЛС характерно наличие фактуальной и подтекстовой информаций.

Содержательнено-фактуальная информация (СФИ) содержит сообщение о фактах и событиях, лежит на поверхности ЛС, обнаруживается на уровне сказочного сюжета.

5. Практические задания

Вашему вниманию предлагаются задания-темы, продолжите данный ряд:

1) задания – темы:

1.Сказочное путешествие по королевству Синтаксиса.

2.Сказка о Грамматике Бал у принцессы Морфологии.

3.Как части речи на рыбалку ходили.

4. Как я подружился с частями речи и так далее.

2) задание игровое -  придумать сказку по цепочке.

Предлагаются сказки: сказка-спор ("Служебные и самостоятельные слова"), сказка о добром помощнике ("Сказка о девочке Люсе и безударных гласных"), сказка-проделка ("Проделки местоимений"), сказка-ссора ("Сказка про шипящие"), сказка-история ("Предки"), сказка-задание ("Вот так родственники"). В результате рождается многообразие сюжетов, характерных для лингвистической сказки, и комбинации мотивов, связанных с тем или иным сказочным сюжетом.

3) Работа по редактированию лингвистической сказки с целью устранения лишней информации и дополнения её недостающими мотивами.

4) Редактирование сказок: перевод из одного стиля речи в другой (см. приложение).

5) Одним из эффективных типов занятий,  бесспорно, является ролевая игра. Она позволяет учитывать возрастные особенности обучающихся, их интересы: расширяет контекст деятельности, выступает как средство создания мотива к диалогическому общению. Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на занятии к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения, актуализируя как вербальные, так и невербальные средства общения.

6. Анализ лингвистических сказок

Для анализа ученических работ  целесообразным следует избрать следующие критерии:

  • соответствие сюжета содержанию ЛС;
  • количество структурных компонентов ЛС;
  • количество образных средств.

Данные критерии дают представление о том, насколько обучающиеся понимают назначение ЛС, ее основные функции, владеют ее жанрово-композиционными элементами, а также дают представление об уровне литературного творчества детей, об их умении образно, связно излагать свои мысли в письменной форме (коммуникативная компетенция).

7. Заключение

Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Этот процесс направлен на формирование умения полноценно общаться: усвоение грамматической структуры языка, формирование грамматических операций и действий обучающихся должно находить непосредственный выход в речь, осуществляемую на основе усвоения системы грамматических представлений и понятий и выступающую как речевое действие. На практике мы видим иное: при усвоении обучающимися знаний о единицах языка эти знания остаются невостребованными в плане совершенствования грамматического строя речи обучающихся. Разрешению проблемы - формированию коммуникативной и языковой компетенции обучающихся - может служить научный текст, являющийся, по мнению методистов, основной дидактической единицей.

Особенно результативно это при усвоении обучающимися материала о стилях речи, что видно по прилагаемому дидактическому материалу.
Необходимость адаптировать научный текст с учетом возраста и привела к идее использования жанра сказки.
С позиции современной методики обучения связной речи (формирования языковой и коммуникативной компетенции) эффективным является подход к обучению речи на основе речевых жанров. Целесообразность такого подхода отмечается в работах  Т. А. Ладыженской и подтверждается практикой. С помощью слова осуществляется акт творческого, поэтического осмысления действительности, соединяется то, что на уроках русского языка существует в изолированном виде: грамматика и фантазия.

Приложение 1

Птица – кура обыкновенная по прозвищу Ряба

Однажды биолог – дед решил узнать: кто такая курочка? Птица или млекопитающее? Купил куру – гриль первого класса. Не подошла. Не несет яйца и не несет! Купил живую курочку. И снесла она ему яичко. Но, как подтвердила научная экспертиза, яичко было золотое. Тут, как назло, приехала с работы биолог-бабка. Посмотрела на яичко и говорит: «Оно, наверное, двухжелтковое, давай съедим его? Или сделаем яичницу?» а дед ей отвечает: «У нас же кура гриль есть!». пошли они на кухню. Куры нет. Все кот-лаборант съел. Делать нечего, пришлось яичко кушать. Дед его и молотком, и топором, и пилой! Не бьется яичко! Тут дед созвонился с крысой подопытной, позвал ее, она нашла нужный ракурс, махнула хвостом,… и яичко разбилось. А оттуда цыпленок выбегает и говорит: «Как я вас всех люблю!» биолог -дед и биолог-бабка в обморок упали! с тех пор их дом экспонатом государственным стал.

Обучающийся

Колобок – предприниматель

Однажды в 20 веке жила-была старая семейная пара: дедка и бабка. В связи с денежной реформой денег у них было очень мало, но дедка, профессор в отставке, придумал испечь питательное  блюдо «Колобок». Он послал бабку, пенсионерку со стажем, обследовать амбар на предмет «Мука высшего сорта». День выдался на славу, бабка нашла ровно один килограмм двести грамм муки. Она быстро замесила тесто, слепила колобок и поставила его в универсальную микроволновую печь «Домна 2010».

Колобок получился румяный и горячий. Бабка поставила колобок на окошко, чтобы понизить температуру ядра колобка.

Внезапно в колобке обнаружились признаки жизни, он прыгнул с окна и покатился в неизвестном направлении, издавая из себя странные звуки на манер древнерусской песни «Я от родителей ушел».

Где - то через 40 километров он встретил серого волка. …

Обучающийся

Колобок

Итак, начнем.

Колобок – хлебобулочное изделие, изготовленное шеф-поваром бабкой. После усердной работы нарубания дров лесоруб-дед, занявший первое место, прибыл в избу в связи с усталостью и голодом. От него к шеф-повару бабке поступила заявка посетителя.

В заявке сказано:

«Уважаемая бабка, в связи с усталостью и голодом прошу подать на столик номер один колобок.

С уважением, чемпион лесорубов»

Взглянув на данный документ, бабка решила подзаработать на новую шубу и пошла в амбар. К сожалению, муки не было. Пришлось бабке усердно поработать и наскрести  по сусекам то, что удастся, не пропадать же заработку, а, следовательно, и шубе.

Что ж, попытки шеф – повара оправдались. Наскребла она, что было, и принесла в избу. За свой труд она решила взять с деда предоплату и предъявила требование.

Дед согласился. Но в глубине души он понял, что это беспредел.

Повар – бабка,  перешагнув свои не могу и не хочу стала готовить хлебобулочное изделие по народным рецептам.

Долго ли коротко ли, а  колобок запекался, и пришло время извлечения творения. Извлекла бабка колобок да остудить надо. В остудительном процессе заключенный колобок решил сбежать. В связи с рассеянностью бабки-повара ему это удалось (она заснула).

Колобок бежал по лесной тропе и тут из кустов вылетел волк в отпугивающей позе для того, чтобы тот, кого напугали, не убежал, а оцепенел от страха. И тут колобок отвернулся, достал, откуда ни возьмись вставную челюсть. Что ж, не было даже надежды на то, что волк придёт в себя от нервного потрясения. Колобок благополучно напугал Михаила Потапыча. И тут хлебобулочное творение по народному рецепту встретил лису – красавицу. Она была из богатого рода, и во время вечерней прогулки лиса встретила колобка. Лиса попросила спеть колобка его любимую песню. Колобок так и сделал. Лиса объяснила колобку, что лучше петь на ее носе, и наивный колобок был….съеден.

Обучающийся

Приложение 2

Лисица и волк

Басня

Лиса, укравши рыбы с полведра,

Задумала поесть от Волка втихаря.

И вдруг, откуда ни возьмись,

бежит навстречу волк

и молвит: «Кумушка, ты что несешь?

Никак рыбешку ты грызешь?

Давай, делись, а то тебя саму я счас сгрызу!»

Кума в ответ: «Да что ты говоришь?

Никак рыбешки хочешь поглодать?

Умаялась я очень.

Рыбешки здесь лишь на один зубок.

А ты, мой куманек. Поди же, налови,

Со мной поделишься, ведь мы с тобой друзья!»

И волк отправился к реке.

А мы пословицу лишь вспомним,

что без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Обучающийся

Новая шапочка и старая шляпа

Басня

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму историй слышим,

Но мы истории не пишем,

А вот о том, как в Баснях говорят.

Однажды в жаркий день купили новую шапчонку.

И положили рядом

Со старенькою шляпой.

Шапчонку видит та, на пакости стремится,

Но делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «как смеешь ты, нахалка, нечистым мехом

Здесь чистую пылить лежаночку мою?

За дерзость такову я бантики с тебя сорву».-

- «Когда светлейшая позволит,

Осмелюсь я донесть, что только куплена и чиста

Пылить ее лежаночку никак я не могу» -

«Поэтому я лгу!

Слыхана ль такая дерзость в свете!

Мне здесь же как то нагрубила:

Я этого приятельница не забыла!»

«Помилуй, мне и отроду нет году»-

Шапчонка говорит. «Так это был твой брат!»

«нет  братьев у меня»-

Так это кум иль сват. И словом кто-нибудь из вашего же рода.

Вы сами. Ваши братья, ваши сестры,

Вы все мне зла хотите

И если можете, то мне всегда вредите,

но я с тобой за их разведаюсь грехи!

Ах! Я чем виновата!?-

молчи, устала слушать,

досуг мне разбирать твоей вины, тряпье!

Ты виновата тем, что хочется мне мести»

Сказала – и столкнула шапку на пол.

Обучающийся

Приложение 3

Таблица сюжетов и мотивов лингвистической сказки

Название сюжетов

Мотивы

Сказка - спор

Житие - бытие героев - зарождение спора, выяснение отношений "кто же главнее" - мотив вмешательства в спор старшего – мотив разрешения спора

Сказки - проделки

Мотив сговора - мотив вредительства, переманивания - мотив вмешательства старшего с целью пресечь безобразия (лингвистическое правило) – мотив покаяния, признание своей вины.

Сказки о добрых помощниках

Ошибки в работах учеников - появление доброго помощника - исправление ошибок

Сказка - чудесное знакомство

Мотив встречи - путешествие - жалоба на свою судьбу - нахождение родителей или друга (чудесное знакомство) - мотив удачно сложившейся судьбы

Сказка о рождении и взрослении ее героя

Мотив рождения - получения подарков (каких - то качеств, признаков) взросление - герой набирается житейской мудрости - мотив самостоятельной жизни

Сказки - неожиданные события

Житие - бытие героев (описание города, его жителей) - мотив ссоры (разделение героев на "положительных" и "отрицательных") - неожиданное (неприятное) происшествие - мотив победы над противником – примирение

Сказка -ссора

Житие героев - мотив дружбы - совместная деятельность (игра) - мотив обмана - ссора - не примирение

Сказка -жалоба

Житие - бытие героев - мотив обиды - мотив жалобы

Сказка-путешествие (сон)

Рассказчик во сне попадает в неведомую страну - мотив знакомства - путешествия - мотив прощания - возвращение в реальный мир

Сказки - задания

Знакомство читателей с жителями той или иной страны - мотив путешествия героев либо заблудились, либо забыли о своих обязанностях - мотив задания

Сказка - чудесное превращение

Характеристика героя - превращения - значение героя.

Литература

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.2.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996.
  3. Арнаудов М. Психология литературного творчества. – М.: Прогресс, 1970 – 653с.
  4. Бабанский Ю.К., Поташник Н.Н. Оптимизация педагогического процесса. – Киев: Радяньска школа, 1984.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991 – 93с.
  6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981 – 137с.
  7. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1990 –176с.
  8. Кривин Ф. Принцесса грамматика, или Потомки древнего глагола. – Ужгород: Карпати, 1981 – 256с.
  9. Ломанова Н.Г. Шестиклассники пишут сочинения на лингвистические темы. // Русский язык в школе, 1988. №3 – с. 48-50.
  10.  Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978 – 126с.
  11.  Лисенкер О.А. Сочинения на языковые темы. // Русский язык в школе, 1974 №3 – с.66-68.
  12.  Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М., 1985.
  13.  Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся: 4-5 кл. – М.,1985.
  14.  Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.:   Просвещение, 1980

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический комментарий как средство совершенствования языковой и коммуникативной компетенции учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации.

Исторический комментарий как средство совершенствования языковой и коммуникативной компетенции учащихся в ходе подготовки  к итоговой аттестации....

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания

В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...

Формирование языковой и коммуникативной компетенций в процессе работы с текстом

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык — не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национ...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Язык – это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, - всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, ...

Метод проектов на уроках иностранного языка как средство формирования социокультурной и коммуникативной компетенций обучающихся.

Неотъемлемой частью любой образовательной системы является воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, ответственность за нее, желание работать на её благо, сохранять и п...