Формирование языковой и коммуникативной компетенций в процессе работы с текстом
материал по русскому языку на тему

Сенчук Вера Николаевна

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык — не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?». Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка языковой и коммуникативной компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенчук Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Березовская школа» Раздольненского района Республики Крым

Формирование языковой и коммуникативной компетенций в процессе работы с текстом

(выступление на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла)

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык — не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?». Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка языковой и коммуникативной компетенций.

По мнению известного лингвиста и психолога А.А.Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Поэтому формирование умений связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности обучающихся.
Практика показывает, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. В педагогической деятельности  учителя русского языка и литературы возникает проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества — развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся  помогает преодолеть вышеназванное противоречие.

Наиболее эффективной формой деятельности на уроке русского языка я считаю работу с текстом. Такая работа - одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст — основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Теоретическая основа работы с текстом на уроках русского языка как средства формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков Ф.И.Буслаева, И.И.Срезневского, Л.П.Федоренко, А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой, П.Я.Гальперина, Л.М.Рыбченковой., О.М.Александровой, Т.Я.Ладыженской, О.В.Соколовой и др.

Научные идеи Л.П.Федоренко посвящены изучению роли речевой среды и способов ее формирования на уроках русского языка, именно ей принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды. Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессоров А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой. Методисты предлагают использовать в работе синтез классической методической традиции и современных новаций: в первую очередь рекомендации Т.М.Пахновой и методику поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую работу с текстом. Затем исполнение операции: анализ текста, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного.

В ведущих дидактических теориях говорится также о формировании коммуникативной компетентности. Интересный подход к данной проблеме мы находим в работах методистов Д.И.Иванова, К.П.Митрофанова, О.В.Соколовой. Главной идеей этих работ становится мысль о том, что работа над коммуникативными навыками возможна на уроках.

В основу работы с текстом на уроках русского языка положены также идеи ученого-методиста Л.С.Выготского (деятельностный подход к обучению). Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется В.А.Болотовым, Г.В.Селевко. Т.А.Ладыженская, М.М.Разумовская разработали систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, их исследования легли в основу действующих программ по русскому языку.

Таким образом, текстоцентрический  подход — необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся языковой и коммуникативной компетенций.

Для реализации поставленной цели-- формирования коммуникативной и языковой  компетенций учащихся через работу с текстом я ставлю перед собой следующие задачи:

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.

Наиболее результативными, по мнению методистов и педагогов-практиков, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»; сочинение-рассуждение; редактирование текста; изложения разных видов; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; составление синквейнов, кластеров к тексту; коммуникативные и игровые ситуации.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, И.А.Бунина, К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, речи, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как вида творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т.п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.

Учебники по русскому языку авторов Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской, А. Г.Нарушевича имеют богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, коммуникативной, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1. Выразительное чтение текста

2. Словарная работа

3. Определить тему текста

4.Сформулировать идею текста

5.  Определить тип текста

6. Определить стиль речи

7.Найти выразительные средства  речи и  объяснить их роль в тексте

На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты.
Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов — это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность и формирование языковой компетенции учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов — это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. 
Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами, как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений.

Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения,навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов.

Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, получить новое знание, сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предлагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: «Вы – экскурсоводы, ведете экскурсию для учащихся младших классов. Постарайтесь описать картину в музее ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится. Постарайтесь вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению. 

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически  правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замените иноязычное слово русским.

Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык  лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т.п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.

Такая работа с текстом требует изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, деловая игра и т.п.) состоит из следующих этапов:
целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания; планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);
исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения); итоговая творческая работа.

На таких уроках происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т.п. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы. Языковой материал предъявляется обучающимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.

На всех видах вышеназванных уроков учителем создается особая образовательная ситуация, когда через общение ученик–учитель, ученик – ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), внеурочных форм организации деятельности.

Одно из важных условий применения опыта работы с текстом на уроках русского языка как средства формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся — переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Происходит переосмысление традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.

Многоаспектная работа с текстом позволяет достичь следующих результатов:
у большинства  обучающихся формируется  положительная мотивация изучения русского языка и литературы; более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется  речевое развитие; повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;
повышается уровень коммуникативной и языковой компетенций. Работа с текстом может использоваться как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков, в средних и старших классах; уместно и эффективно применять работу с текстом и во внеклассной и внешкольной работе.

Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.

Формирование коммуникативной и языковой  компетенций посредством работы с текстом не только помогает подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Можно сделать вывод, что процесс овладения языковым материалом, то есть формирование языковой и коммуникативной компетенций, наиболее эффективно осуществляется через работу над текстом, его анализом, то есть исследованием, через создание собственных текстов.

Работа над текстом активно способствует формированию языковой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка, литературы, если она опирается на изучение и анализ степени обученности работы над текстом; учитывает мотивацию к изучению литературного наследия; используется системно в образовательном процессе.

Подчёркивая актуальность данной технологии, нужно отметить, что язык является обязательным важнейшим средством человеческого общения, формирования личности, её духовного и эстетического развития. Именно такое понимание роли языка в обществе помогает сформулировать конечную цель преподавания русского языка и литературы в школе, понимаемую как обучение свободной речевой деятельности и формирование у обучающихся элементарной языковой и коммуникативной компетенций, их умственное и интеллектуальное развитие, воспитание языковой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...

Педагогический опыт «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»

Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, предметов гуманитарного цикла для развития творческих способностей учащихся.      ...

Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания

В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции обучающихся

1.  Цели:·         выявить уровень мотивации  обучающихся с целью повышения их интереса к образовательному процессу;·...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Язык – это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, - всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, ...