Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на основе проектной деятельности.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Бучма Ирина Олеговна

В статье представлен опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_kompetentsiy.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на основе проектной деятельности.

И. О. Бучма, учитель русского языка и литературы МОУ «Икейская СОШ»

Всякое знание превращать в деяние.

В. Н. Сорока-Росинский.

        В своей педагогической деятельности широко применяю проекты, как в урочное, так и не в урочное время.

После изучения романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина появилась идея создать творческий проект – альбом «По следам Пушкина». Учащиеся, опираясь на текст романа, обобщили информацию по темам: танцы, развлечения, чтение, кухня 20-х годов XIX века. Поместив в альбом свои «исследования», ребята сопроводили их фотографиями. Вот что пишет девятиклассник Баранков С.: «Танцы в 20-х годах XIX века имели очень широкое распространение. Ни один светский бал не обходился без них. Танцы сопровождались обильной трапезой.

Военные всегда были в парадной форме и имели при себе сабли. Дамы старались одеваться по последнему писку моды. Перед балом они надевали длинные платья, потуже затягивали корсеты, наводили прически. Перед самым танцем дамы образовывали группы, где вели беседы об одежде, обсуждали мужчин и говорили о других, привычным всем, делам.

Мужчины же  расходились по два-три человека и обсуждали «дела давно минувших дней» или случаи из своей жизни.

Самыми распространенными танцами были вальс и мазурка, хотя последний стал больше походить на вальс, и лишь в деревнях оставалось прежним – стучать каблуками во время этого танца».

 Данный проект позволил углубиться в текст, создать собственные высказывания, а также публично представить свой творческий проект. Эта работа формирует самостоятельность в суждениях, дает почувствовать успех и значимость общего дела.

 Проект «Герб писателя» особенно привлекает моих учеников. Данный проект представляет собой словесно-изобразительное сочинение. Он требует активного восприятия и осмысления творчества того или иного поэта, писателя. Ребятам даю установку: используя слово, «изобразить» что и как будет расположено на «гербе». Какие  предметы, образы будут ведущими,  в каком цвете видятся они. Те обучающиеся, которые владеют не только пером, но и кистью, представляют на общий суд изображенные гербы. Так ребятами были созданы гербы Маяковского, Пушкина, Лермонтова, Есенина.

        При изучении творчества того или иного  писателя предлагаю обучающимся

информационные проекты, направленные на изучение определенного вопроса, выходящего за рамки программы. Наиболее удачными были такие работы, как «Последние дни Пушкина. Дуэль» (задачи: исследовать литературу, посвященную последним дням Пушкина, определить главные причины дуэли,восстановить основные события последних дней поэта), «Поэтическое новаторство В. Маяковского», «Понимание любви в произведениях И. Бунина и А. Куприна». Первый проект был представлен в виде презентации, результат последних был обобщен в таблице. Надо заметить, что проект «Последние дни Пушкина. Дуэль» перерос позднее в творческий проект. Ребята, конечно же с моей помощью, создали сценарий с одноименным названием. В рамках литературной гостиной ученический опыт был представлен. Хочу заметить, что радости ребят не было предела, все без исключения испытали чувство удовлетворения.

 На уроках русского языка также обучаю ребят проектной деятельности. Создание собственных текстов, тестов, игр, ребусов, сказок – вот те основные «продукты» самостоятельной ученической деятельности. Хочу обратить внимание, что ученики составляют тесты по тем темам, по которым испытывают затруднения. Для меня важно, чтобы перед ребенком стояла проблема, а проблемой в данном случае является пробел в знаниях. Чтобы составить тест, необходимо внимательно изучить тему, тем самым устранить пробелы в знаниях.

После занятия «Язык и композиция рекламы» учащиеся предложили создать шуточный журнал «Реклама школьных будней». Вот один из примеров: « Лучший урок – урок физкультуры!

Вам нужны сила, здоровье, крепкий  сон? Тогда вы по адресу! Спешите на урок физкультуры, и Вы приобретете все, что вашему телу угодно!  Урок физкультуры - самый популярный урок!».

В 2008-2010 году под моим руководством реализовывался практико-ориентированный проект – литературная газета «Зеленая лампа». Он имел школьный масштаб и объединял учащихся разных классов. Мы с ребятами придумали постоянные рубрики в нашей газете: интервью месяца, интересные факты, мудрые говорили, «Голос», афоризм номера. Каждый номер был посвящен определенной теме, например: здоровье, проблема наркомании, СПИДа, новогодние традиции и др. Материал для рубрик готовили дети по желанию. Много информации самостоятельно черпали из недр библиотеки, Интернета. Интервью ребята брали у педагогов, после писали статью и приносили мне для корректировки. Рубрика «Голос» состояла из собственных стихов учащихся. Эта работа направлена на  формирование не только речевой компетенции учащихся, но и имеет большое воспитательное значение, создает «ситуацию успеха», приобщает к школьной жизни.

Стихотворение «Наркотик» из рубрики «Голос», написанное Гориной Надеждой, ученицей

7-го класса.

Наркотик - это страх.

Наркотик – это горе.

От него погибает

Все в мире живое.

И царя никакого,

Он бушует по свету.

Не тронь, не гонись,

Соблюдай примету эту.

Мать твоя

Не знает страха

И не ведает печали.

Чтобы ты не заболел,

Все она уж примечает.

Говорят тебе:

«Ты – трус!

На, попробуй раз,

Что стоит?»…

Откажись, не забывай,

Ведь наркотик – это горе.

Вижу необходимым обучение проектной деятельности с пятого-шестого класса, поэтому после изучения темы «Лексика» в шестом классе был организован информационно-исследовательский проект «Профессионализмы нашего села». Данный проект имел практический выход – словарь с таким же названием.

Успешно мои ученики выступают на районной научно-практической конференции с исследовательскими проектами. Так, завершив работу над долгосрочным проектом «Стилистически сниженная лексика в отечественных и зарубежных мультфильмах», мы выяснили, что в отечественных мультфильмах, созданных чуть менее 10 лет назад,  бранных слов, обзывательств и вообще стилистически сниженной  лексики не встречается, в современных отечественных мультфильмах такие слова  есть, но они не  настолько грубы и даже пошлы, как в зарубежных  мультфильмах  (работа Мусаевой А., 8 класс, III место на районной НПК).

Не могу не сказать о творческих проектах, которые направлены на развитие не только речевых умений, но и творческих способностей. Результатом такого проекта является собственный текст, форма выбирается учеником самостоятельно. Это может быть лимерик, цзацуань, хокку, синквейн, стихотворчество, стилизация и др.

Стихотворчество

Жил в Греции Древней        

Герой молодец.

Он подвиги лихо вершил.

Конюшни почистил, льва задушил

И чудные яблоки хитро добыл.

Сапега С., 6 кл.

Хокку

Был мороз в груди,

 хотя на улице жара.

Я шел не с другом.

Мусаева А., 7 кл.

Синквейн

Бобчинский

Резвый, любопытный

Привирает, подслушивает, сплетничает

Городской болтун

Трещотка

Евсеенко Т., 8 кл.

Цзацуань

Смешно

когда врет Хлестаков,

когда все строится на сплетнях,

когда приезжает настоящий   ревизор.

Васильцова А., 8 кл.

Кратко описанные формы – лишь часть опыта, направленного на формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций. Я как учитель русского языка и литературы опираюсь в своей работе на метод проектов. Этот метод позволяет вовлечь в работу как можно больше обучающихся, формирует определенные умения и навыки, развивает самостоятельность, активность, способность работать в группе, сообща. Мои ученики видят свои результаты, работа приносит им успех и удовлетворение. Значит, я на верном пути.

        Использованная литература:

1.С. М. Вовк. Профессионализмы в речи членов моей семьи. – М.: Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 18, 2010.

2.  С. В. Кульневич. Современный урок. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.

3. И. В. Сосновская. Склоняя душу к мысли: Некоторые проблемы литературного образования школьников в пятых-шестых классах. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос. пед. ун-та, 2001.

4. И. Г. Юдина. Исследовательская деятельность учащихся в сельской школе. – М.: Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 14, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках географии на основе проектной деятельности."

“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынк...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...

Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания

В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...

Формирование языковой и коммуникативной компетенций в процессе работы с текстом

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык — не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национ...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции обучающихся

1.  Цели:·         выявить уровень мотивации  обучающихся с целью повышения их интереса к образовательному процессу;·...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Язык – это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, - всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, ...

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....