А.С.Пушкин " Татьяна-любимая героиня Пушкина
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

План урока+Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature_v_9_klasse_na_temu.docx25.46 КБ
Office presentation icon ot-tani.ppt1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 9 классе на тему:

«Татьяны милый идеал…»

Цели: рассмотреть своеобразие женского образа в романе: определить место и роль образа Татьяны в произведении; научить анализу текста; развить умение логически мыслить и самостоятельно делать выводы,   развитие критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: урок-исследование образа литературного героя.  

Оборудование:  компьютерная презентация к уроку (использован диск «А.С.Пушкин»), художественные тексты (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»), портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин», фрагмент из оперы П.Чайковского (ария Татьяны).

Опережающие индивидуальные задания к уроку:

•         Задания к уроку (дано учащимся за две недели до урока): исследовательский проект «Изображение женских образов в русской литературе»

•        Подобрать цитаты, характеризующие героиню романа.

Дмитрий Иванович  Писарев  (Сл.1)

...  Татьяна  до  конца  романа  остается тем  самым  рыцарем  печального  образа, каким  мы  видели  ее  в    письме  к  Онегину. Ее  болезненно  развитое  воображение  постоянно  создает  ей  поддельные  чувства,  поддельные  потребности, поддельные  обязанности,  целую  искусственную  программу  жизни,  которую  она  выполняет  с  тем  поразительным  упорством,  которым  обыкновенно  отличаются  люди,  одержимые  какой- нибудь  мономаниею.  Очутившись  замужем,  она  вообразила, что  превращена  в  украшение  генеральского  дома,   сама   смотрит  на  себя  со  стороны  и  любуется  неприкосновенностью  и  твердостью  своего  характера.  Белинский  ставит  Татьяну  на  пьедестал  и  приписывает  ей  такие  высокие  достоинства,  на  которые  она  не  имеет  никакого  права.  

В.Г. Белинский (Сл.2)

Татьяна   воплотила в себе лучшие черты   русской  девушки  и  женщины,   она никогда  не  сможет  быть  счастлива  с  нелюбимым  человеком,  так  как   стала  жертвой  света.  Природа  создала  Татьяну  для  любви,  общество  пересоздало  ее.                                                                                                                                 ... Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы.  Она существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни без всякой примирительной середины.

Ход  урока.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и рада предоставить вам возможность ещё раз прикоснуться к известному тексту романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сегодня мы с вами

будем говорить о … А вот  тему  нашего урока я попрошу определить вас. В этом вам помогут высказывания  критиков Д.И.Писарева и  В.Г.Белинского.

(Учитель зачитывает  высказывания, учащиеся предлагают свои варианты темы).

- Правильно, речь пойдет о Татьяне.   Цель: рассмотреть своеобразие женского образа в романе: определить место и роль образа Татьяны в произведении.

Белинский назвал Татьяну воплощением лучших черт русской девушки, женщины.  Ребята, а как называется в литературе образ, воплотивший в себе лучшие черты? (работа учащихся со словарем: слово «идеал» - подобрать синонимы к слову «идеал» (совершенство, образец, эталон, венец творения) На слайде словарная статья.

(Сл.3)  ИДЕАЛ - (слово французского происхождения ideal), образец, нечто совершенное, высшая форма развития. (Большой энциклопедический словарь).

- Перед вами «Лист размышлений», он поделен пополам, на левой стороне листа напишите слово «ИДЕАЛ», ниже напишите слова, с чем ассоциируется это слово? (чтение 2-3 человек)

(Сл. 4) - Итак, тема нашего урока «Татьяны милый идеал…» (цели урока на доске) Кто из критиков был прав, характеризуя Татьяну, какая же она на самом деле? Идеал ли она?  На этот проблемный вопрос мы и должны дать ответ в конце урока. Я прошу вас записать  в тетрадях число, тему урока, эпиграф.

- Прежде чем мы приступим к работе, давайте проверим, насколько внимательно вы читали роман Пушкина. Ответьте на вопросы небольшой викторины.

1. Не обращаясь к датам, попробуйте определить по тексту, какое произведение было написано раньше: роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»(1823-1831гг.) или комедия Грибоедова «Горе от ума»?(1824г.)

2. Кто из героев романа «Евгений Онегин»

      - «острижен по последней моде, как денди лондонский одет» (Онегин)

­        «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» (Татьяна)

­        «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела» (Ольга)

­        «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (Владимир Ленский)

­        «капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей» (Загорецкий)

­         Каким было отчество Татьяны Лариной? (Дмитриевна)

­        Как звали няню Татьяны? (Филипьевна)

­        Как звали француза, подарившего Татьяне куплет, где «…смело вместо belle Nina поставил belle Tatiana»? (Мсье Трике).

­        Как звали московскую тётку Татьяны Лариной? (Алина).

­        Как, согласно гаданию, должны были звать будущего мужа Татьяны Лариной? (Агафон).

­        Назовите автора сонника, который читала Татьяна? (Мартын Задека)

­        Татьяна ждала несчастья, когда перебегал дорогу ей… (Быстрый заяц)

­        Какой известный русский поэт «подсел» к Татьяне во время бала? (Вяземский)

- Судя по вашим ответам, вы хорошо знаете текст романа, особенно то, что касается главной героини Татьяны.

Наша русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как объект обожания, поклонения, любви, но прежде всего, как личность, не менее значительную, нежели мужчина. Небольшое исследование на эту тему провели Трофимюк О. и Глущенко А. Презентация ученика о женских образах произведений разных литературных направлений.

Ученик:

В   русской литературе   существует много произведений, рассказывающих о женской судьбе. Героини этих произведений жили в  разное  время и находились в несколько разных обстоятельствах. Но есть одно, что их связывает – это то, что с их именами  связаны лучшие страницы русской классической литературы.  Как  же менялся образ женщины в русской литературе? На этот вопрос я и попыталась ответить в своем исследовании.

В замечательном  памятнике  древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” образ Ярославны воспринимается как символ женской верности, жены воина. Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна   искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.

В  классицистической комедии «Недоросль»  характер главной героини Софьи  остается неизменным: она верна Милону, испытывает искреннее почтение к Стародуму и уважает Правдина. Софья  умна, насмешлива, чувствительна и добра. Ее простые чувства человечны: почет и богатство, считает она, должны доставаться трудами, девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать.

 Главная героиня сентименталистской  повести Карамзина «Бедная Лиза»  предельно честна. Кроме того, она до смешного наивна Новшеством Карамзина стала  трактовка женского образа. В восемнадцатом столетии женщина не обладала  свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители. При  таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, не  были частыми. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности.

В  романтической  балладе  «Светлана»  Жуковский  попытался  создать идеальный  национальный  характер, «русскую душу», какой ее видел и понимал. Отличительные черты этого характера  — чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини Жуковский  использовал фольклорные краски, стилизуя ее - в сентиментальном ключе — под девушку из народной песни или сказки.

Характер Софьи Фамусовой в комедии «Горе от ума» сразу  не понять. В её поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями.  Несмотря на то, что воспитана она «недалеким отцом и какою – нибудь мадамою», её идеал противоречит правилам фамусовского общества. Хоть он и возник под влиянием «французских книг», но в нем чувствуется стремление к самостоятельному выбору своей любви и своей судьбы, несогласие с уготовленной участью. Софья готова защитить свою любовь – правда, методами воспитавшего её общества: обманом и сплетнями.  Это проявляется, в отношении Чацкого. Она пускает слух, будто Чацкий сошел с ума, пытаясь этим отомстить ему. Но, узнав, как с ней поступил Молчалин, Софья с презрением его отвергает, велит  завтра же оставить дом, грозя в противном случае, всё открыть отцу.

В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин  создал образ Татьяны Лариной, истинно  русской женщины. Критик  В.Г. Белинский считал это  подвигом поэта. А почему, узнаем на уроке.

- Спасибо. Я думаю, что  ребятами  выполнена большая работа, которую я оцениваю на «пять». Ребята, скажите, пожалуйста, что влияет на становление человека как личности? (Ответы учащихся) (семья, образование, увлечения) - Что  повлияло на формирование характера Татьяны? Обсудите  друг с другом и дайте ответ.

Возможные ответы:

•        общение с природой;

•        уклад жизни в имении Лариных;

•        влияние няни;

•        чтение романов.

Для того, чтобы лучше понять, как происходило становление нашей героини, объяснить, казалось бы необъяснимые поступки Татьяны, я предлагаю вам следующую работу.

(Сл. 5)  Работа в группах.

1 группа «Биографы» – расскажет  о детстве,  семье,  социальной среде героини, проанализирует  круг чтения  Татьяны. Перед вами лист, в который вы внесете ключевые слова (зачитывать отрывки)

 2 группа «Психологи» – сопоставит  образ  Татьяны  из 3- 4 глав (анализ письма)   и из 8 (Татьяна – светская дама) Обратит внимание на средства художественной выразительности.

3 группа  «Иллюстраторы» –  анализ иллюстраций, изображающих Татьяну, какой эпизод иллюстрирует, найти в романе, зачитать. Какой изображена героиня,  ее поза,  портрет в романе (зачитать), какие краски использует.

Всем группам  –  по мере того, какую информацию вы услышите, заносите в свои листы размышлений  в правую  колонку то, что вам поможет ответить на проблемный вопрос. Приготовьтесь записывать черты характера Татьяны.

Защита проекта  каждой  группы.  (Оценивание работы  каждого  руководителем группы, оценивание учителем руководителя группы).

- Мы выяснили, какой была Татьяна в детстве, что читала, какой ее показывает автор в начале и конце романа, какой ее видели художники-иллюстраторы. Какие черты Татьяны вы выписали? (Сл. 6)  (Мечтательность,  нежность, любовь к природе, искренность, близость к народу, увлечение книгами, доверчивость, смелость, ум и воля, благородство, чувство долга, верность).

Упражнение «ПРЕСС». (Сл. 7)

 А теперь я предлагаю, опираясь на предложенную мной схему  упражнения «ПРЕСС», составить монологическое высказывание по одной из сентенций, которые вы видите на экране. Вы вправе выбрать любое мнение исследователя, согласиться или не согласиться с ним.

 Схема ответа из упражнения «ПРЕСС»

1. «Я считаю, что…»

2. «Так как…»

3. «Например…»

4. «Итак…»

«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своём романе поэтически воспроизвёл русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, т. е. мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвёл, в лице Татьяны, русскую женщину».

В.Г.Белинский

«Татьяна душевно богаче Онегина. У неё есть то, что представляет для любимой героини                           А.С. Пушкина непреходящую ценность: родные места, родная природа, дорогие воспоминания».

Т.М. Рудакова

 «Татьяна достойна быть заглавной героиней романа, ибо … она глубже Онегина и, конечно, умнее его».

Ф.М. Достоевский

«Татьяна под конец обнаруживает ещё и способность к сделкам со своей совестью… Она ещё любит втайне Онегина и находится замужем – вот что положительно дурно».

И.Анненков

«Она (Татьяна) отвергла Онегина не потому, что перестала его любить. В её отказе – самоотверженность ради нравственной чистоты, верности долгу, искренности и определённости в отношениях».

Т.М. Рудакова

(Сл. 8) Я думаю, что сейчас у вас достаточно информации, чтобы  сформулировать ответ на проблемный вопрос    «Татьяна милый идеал?», анализируя все услышанное на уроке, опираясь на Лист размышлений учащиеся пишут творческую работу. 2-3 ученика зачитывают свои работы.

Вывод:

Образ самой Татьяны свободен от заданности: она и не воплощение пороков и не «совершенства образец». Татьяна - живой человек и поэтому «милый идеал» автора. В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимой супружеской  верности, так ярко обрисованной в народных сказаниях и песнях. Пушкин так исчерпывающе и глубоко создал ее образ, что мы легко можем представить Татьяну в любой жизненной ситуации.

 Автор неоднократно говорит о своей любви к Татьяне, дает ей самые сердечные характеристики, тревожится за ее судьбу, жалеет ее. Татьяна для него не просто героиня, она живое воплощение пушкинского идеала.

Рефлексия

(Сл.9) Закончи предложения.

Сегодня на уроке

•        я узнал(а) ……

•        я задумался(лась)  о ….

Выставление отметок (взимооценивание)?

(Сл.10) На выбор задание 1 или 2.

1.        Ребята, как вы думаете,  есть ли место героине романа в нашем мире? Подумайте над этим вопросом дома и на следующем уроке поделитесь своими размышлениями.

2.        Составить цитатный план-характеристику образа Татьяны.

3.        Индивидуальное задание.  Лирические отступления в романе. Определить тематику лирических отступлений, их значение  в романе. 2 чел. с 1 по 4 главу, 2 чел. с 5 по 8 главу.

(Сл.11) Благодарю за внимание.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Донгарон»

муниципального образования – Пригородный район

Республики Северная Осетия – Алания

Открытый урок по литературе в 9 классе

на тему:

«Татьяны милый идеал…»

Учитель:

Царакова З.Т.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Татьяна Ларина - любимая героиня Пушкина

Слайд 2

Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, самый поэтичный женский образ русской литературы. Пушкин с любовью описывают ее внешность, «милую простоту», силу ее чувств, характер, образ мыслей.

Слайд 3

Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива… Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

Слайд 4

Природа – это мир, бесконечно близкий Татьяне. В этом мире она свободна от непонимания окружающих. Деревья, ручьи, цветы – это ее друзья, которым можно доверить свои тайны, раскрыть им свою душу.

Слайд 5

Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.

Слайд 6

Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод.

Слайд 7

Татьяна почувствовала непохожесть Онегина на других, почувствовала, что это именно тот, кто ей нужен, тот, кого она так долго ждала и была уже влюблена в этот образ.

Слайд 9

Ах, няня, няня, я тоскую, Мне тошно, милая моя!

Слайд 10

Облокотясь, Татьяна пишет, И все Евгений на уме, И в необдуманном письме Любовь невинной девы дышит. Письмо готово, сложено... Татьяна! для кого ж оно?

Слайд 11

Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня.

Слайд 12

Минуты две они молчали, Но к ней Онегин подошел И молвил: "Вы ко мне писали, Не отпирайтесь. Я прочел...

Слайд 13

Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет.

Слайд 14

Увы, Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит! Ничто ее не занимает, Ее души не шевелит.

Слайд 16

И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее – слава богу – Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной: Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?..Уж не пародия ли он?

Слайд 17

Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою..

Слайд 18

Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора, наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней.

Слайд 19

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Слайд 20

Татьяны милый идеал...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Татьяна - любимая героиня Пушкина

разработка урока по литературе...

Урок – исследование Неизвестная Наталья Николаевна Пушкина (письма Н.Н. Пушкиной брату Д.Н. Гончарову)

Высказывание Б.С. Мейлаха: «Опубликованные письма жены Пушкина к брату вызвали большой интерес почитателей поэта. Понятно и естественное стремление некоторых исследователей решительно порвать с привыч...

Дополнительный материал к уроку литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. Стихотворение"Няне» «Няня Пушкина Арина Родионовна»

Это дополнительный материал для учителя при изучении темы "Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" Всем известно, что именно няня привила Александру Сергеевичу Пушкину любовь к русс...

Разработка внеклассного мероприятия "Мир А.С. Пушкина" (Праздник по творчеству Пушкина)

Мероприятие проводится среди параллели 5-ых или 6-ых классов, каждый класс выдвигает от себя команду на участие в конкурсах.Цели и задачи:Приобщать учащихся к творчеству А.С. Пушкина, учить понимать е...