Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Шевченко Эльвира Анатольевна

Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениями поэтов 20 века и картинами русских художников, объединенных темой природы и любви к родному краю. Работая в группах, учащиеся имеют возможность не только проанализировать стихотворение, но и выбрать к нему репродукции картин русских художников и создать свою иллюстрацию, отражающую свое понимание литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevchenko_plan-konspekt_uroka_mmosh.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 6 классе

Курс «Литература и живопись»

Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениями поэтов 20 века и картинами русских художников, объединенных темой природы и любви к родному краю.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Совместное целеполагание. Сообщение детям темы, плана работы.
  3. Подготовительная работа в группах.
  4. Выступления участников групп.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Столы расставлены так, чтобы можно было работать в группах. На каждом столе кисти, краски, цветные карандаши, пастельные мелки, чистые листы бумаги. На отдельном столе расположены листы с репродукциями картин известных русских художников-пейзажистов: А.Г.Венецианов «На жатве», А.И.Куинджи «Жатва», А.К.Саврасов «Ночка», В.В.Кандинский «Лунная ночь», П.С.Уткин «Ночь. Ветер», Н.А.Клодт фон Юргенсбург «Зимний пейзаж с мостиком и санями», К.Ф.Юон «Волшебница-зима», Н.П.Крымов
«Розовая зима», С.Ю.Жуковский «Зима», В.М.Васнецов «Зимний сон»,

И.И.Левитан «Ранняя весна», И.Э.Грабарь «Мартовский снег».

  1. Совместное целеполагание. Сообщение детям темы, плана работы.

Учитель раздает каждой группе листы с заданиями по анализу следующих стихотворений: А.А.Блок «Летний вечер», А.А.Блок «О, как безумно за окном…», С.А.Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

Вопросы для обсуждения каждой группе (на примере стихотворения А.А.Блока «Летний вечер»):

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.
  2. Подберите к нему иллюстрацию.
  3. Поразмышляйте над вопросами:
  • О чем говорится в этом стихотворении? (Определить тему).
  • Какие приметы летнего вечера нарисовал Блок и изобразил художник?
  • Какими средствами художественной выразительности пользуется поэт (найдите эпитеты, олицетворения, метафоры)? Зачем поэт их использует? Какие средства использует художник в обрисовке летнего вечера (цвета, колорит, композиция картины, детали пейзажа)?
  • К чему призывает поэт? Почему? (Определить основную мысль стихотворения).
  1. Нарисуйте свою иллюстрацию к стихотворению поэта (или свое настроение, которое появилось после прочтения стихотворения).
  2. Выслушав ответ другой группы, задайте им вопрос.

  1. Подготовительная работа в группах.

В течение 5-10 минут дети работают в группах: читают и анализируют стихотворение, выбирают картину, которая наиболее подходит теме и основной мысли стихотворения, рисуют свою иллюстрацию или настроение, которое возникло благодаря прочтению стихотворения.

  1. Выступления участников групп.

Участники групп выступают, защищая свое прочтение и видение стихотворения, объясняют выбор иллюстрации и свою версию иллюстрации к стихотворению.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Общие вопросы:

1. Понравились вам стихотворения русских поэтов 20 века? Чем понравились?

2. Чем похожи эти стихотворения? Что их роднит, сближает с картинами русских художников?

3. Испытывали ли вы когда-нибудь такие же настроения и чувства, когда видели родную природу? Расскажите о них.

4. Что нового вы узнали на уроке? Что сегодня добавили в копилку своего жизненного опыта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о...

Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...

Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"

На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...

Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"

Данная методическая разработка ( конспект)  имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать  музыку дождя,  пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...

разработка по литературе 6 класс"Родная природа в стихотворениях поэта 20 века"

В данной теме рассматривается анилиз стихотворений А. Блока и С. Есенина...

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...