Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях С. А.Есенина,  А.А. Блока, А. А. Ахматовой,  Н. М. Рубцова, понять настроение, чувства поэтов  в описании природы, пробудить интерес к поэзии у шестиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства  в изучаемых произведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_6_klasse.doc506.72 КБ
Файл prezentaciya1.pptx2.75 МБ
Файл prezentaciya2.pptx2.9 МБ
Файл prezentaciya3.pptx2.33 МБ
Файл prezentaciya4.pptx2.96 МБ
Файл prezentaciya5.pptx520.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 6 классе

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА 

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях С. А.Есенина,  А.А. Блока, А. А. Ахматовой,  Н. М. Рубцова, понять настроение, чувства поэтов  в описании природы, пробудить интерес к поэзии у шестиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства  в изучаемых произведениях.

Задачи: 

  1. Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;
  2. Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунков;
  3. Воспитание любви к природе, Родине.

Оборудование:  ИКТ - презентация: портреты С.А.Есенина, А.А. Блока, А. А. Ахматовой, Н. М. Рубцова,  рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена года». 
                                                          Ход урока

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

      Ф. И. Тютчев

  1. Мотивация

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок – мы встречаем гостей, рады приветствовать их в нашем уютном классе и готовы к работе.

        - Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

        - Правильно.  Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.        

-  Запишите тему урока в тетрадях (на экране)

  Тема нашего урока…

Цели урока…

Работа по группам в творческих мастерских.  В каждой группе есть литературовед, критик, художник, чтец.

 В течение  урока члены группы заполняют  таблицу.  

Название

Летний вечер

О, как безумно за окном

Мелколесье. Степь и дали

Пороша

Звезда

 полей

Образ

Природа

Буря, дождь

Поэт

Сказочный лес

Звезда

Глаголы

Тревога, тоска, покой летнего вечера, неясность цели

Ревёт, бушует, несутся, льют, замирает, жаль, гонит, бороться, разделяет, изнывает

Восхищение, умиление, нежность, воспоминание о детстве

Спокойствие, восхищение зимним пейзажем

Любовь к Родине, стремление человека к лучшей жизни, к счастью и добру

Краски

Розовый, красный, серый, чёрный

Чёрный, серый, свинцовый

Чёрный, жёлтый, зелёный, белый, серебристый

Белый, серый, чёрный

Белый, серебро, золото

Художественные средства:

Эпитеты

Последний луч, розовая дремота, красный диск луны.

Буря злая, ужасная ночь, холод сырой.

Разливные бубенцы, неприглядная дорога, мёрзлые осины, чахленькая местность, звоны осин.

Серые вороны, бесконечная дорога.

Во мгле заледенелой, на свете белом

Олицетворение

Лучи лежат, трава объята дремотой, замирает песня.

Бушует буря, несутся тучи, сожаления гонят, изнывая ветер.

Юность веселиться, зарыдали бубенцы.

Валит снег, стеллит шаль, дорога убегает, дремлет лес.

Звезда смотрит в полынью,

Сравнение

Белой косынкой подвязалася сосна, поднагнула сь как старушка

Метафора

Под золотом осенним, над зимним серебром

Стихотворения А.Блока передают чувства тревоги, одиночества, тоски, утраты душевного покоя, неясности цели и страха за свою судьбу 

Особая любовь к природе, ярко отражено родство с окружающим миром. 
Мир природы сказочен, необычен. 
Настроение стихотворений близко к фольклору, появляется напевность, задушевность. 

  Создание позитивного настроя.

Звучит музыка. На экране проецируются репродукции картин русских пейзажистов.

 - Какие чувства вызвали музыка и пейзажи русских художников?

   Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике.

   Сегодня на уроке у нас будут  присутствовать русские поэты  20 века. Они нам поведают , какой видели , чувствовали и рисовали в своих произведениях  родную природу.

 Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. Поэтому мы немного  познакомимся и с самими поэтами.

  В XX веке русские поэты по-прежнему вни мательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтиче ский язык заметно изменился: в нем появи лось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнении

 Желаю вам активной работы, хорошего настроения.

3. Первым нашим гостем будет

Александр  Александрович  Блок

1880 – 1921

    ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне! 

«Зимний вечер» напоминает простую пейзажную зарисовку, в ко торой лирически передается смена дня вечером и приближение ночи. Но в стихотворении встреча ются необычные эпитеты — «дремотой розовой», «красный диск луны». Они в большей степени касаются не зрительного восприятия поэта, а его душевных переживаний. Ведь «дремота» не име ет цвета. Эпитет «розовый» означает умиротво ренность, спокойствие, мечтательность, возвы шенный строй чувств. Сочетание «красный диск луны» — не столько обозначение цвета луны, сколько ощущение тревоги дня, отраженной в этом цвете. Значит, Блок пишет стихотворение о том, что день с его тревогой, беспокойством, суе той отошел и уступил место высоким чувствам и мыслям, высокому спокойствию души, когда она может думать о вечном, нетленном. Здесь не остается места заботам, печалям, повседневной, обыденной жизни. Все это ушло, как исчезли все практические цели и интересы, которые одолева ли человека днем. Вечером и особенно ночью он вольно отдается размышлениям и чувствам, вы соким настроениям и переживаниям о великом и бесценном.

Впрочем, Блок знает и другую ночь («О, как безумно за окном...»), не щадящую бездомных, лишенных крова страдальцев, которых треплет бушующий ветер. Это не столько обычный, всем знакомый ветер, сколько ветер метафорический. Он заставляет страдать несчастных и сам же со чувствует им, изнывая в своих нескончаемых стонах. 
                 О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя...

 О, как безумно за окном

 Бушует ветер, изнывая!

- В чем смысл стихотворения? Какое настроение передает нам автор?

В стихотворении Блок — «О, как безумно за окном...» — описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.

                Сергей Александрович Есенин

                                1896 - 1925

                              Разбуди меня завтра рано,
                                            Засвети в нашей горнице свет,
                                            Говорят, что я скоро стану
                                            Знаменитый русский поэт
 

                                                                                                                              С. Есенин

- Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум?          Без умения видеть мир по-своему, без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы.

   В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие.            Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. «Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни.

   Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным.                                          

  - Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам.

Ученик: Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна,  вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

    Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой.

     В пять лет Сергей научился читать.. Первые стихи начал писать с 8-9 лет. Получив образование , уезжает в Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню (показ фотографий)

     Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно чувствуем переживания поэта (звучит романс).

      Бывший деревенский мальчик добился своей цели - «стал знаменитым русским поэтом» благодаря своей пытливости, памяти, таланту.

       К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало      Стихи Есенина зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.

   Учитель: Роль природы в стихотворениях русских поэ тов всегда заключалась в том, чтобы очищать ду ши. Перед лицом природы пропадает все нечис тое, все скверное, все мелкое . Эту вра чующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша». 
     

   Ученик:                           Мелколесье. Степь и дали.

                                             Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень...

Сл. работа:  с венкой - с двухрядной гармонью

- Какой видит Есенин окружающую природу в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали…

В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски:                   

    В стихотворении «Мелколесье. Степь и да ли...» Есенин пишет о простом и даже «неприглядном» пейзаже, чуж дом ярких красок, но вечно родном и любимом. С русской природой его роднит крестьянское происхождение — как всякий русский человек, он любит быструю езду зимой на санях, сделан ных из осины, не стесняется признаться в любви каждой березке и всей «чахленькой местности». Его до слез трогает веселье деревенской молоде жи. Во всем этом проявляется сила духа и нрав ственное здоровье народа. И сам поэт становится лучше и чище, забывая обо всем суетном и по стороннем ему как человеку.

- Какие изобразительные средства  использует поэт?

    Поэт использует различные изобразительные средства:  олицетворение (бубенцы зарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»).

   Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.

   В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...».

Переходим к следующему стихотворению С.Есенина.

 Чтение стихотворения  « ПОРОША»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

— Какие общие черты имеет это стихотворение с предыдущим? (монотонная, бесконечная зимняя дорога, простор, даль) — Послушайте музыку Чайковского, есть ли в ней созвучие со стихотворением С.Есенина? 

- Какое настроение передается поэтом в стихотворении «Пороша»?

- Какие картины помогают нарисовать русский пейзаж, неприхотливый,  не роскошный и в то же время близкий и родной?

В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое.

В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны.

Во втором четверостишии начинается сказка:


Заколдован невидимкой, (метафора)

Дремлет лес под сказку сна, (
олицетворение, метафора)

Словно белою косынкой, (
сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)

Подвязалася сосна (
метафора).

В третьей
 строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение:

 
Понагнулась, как старушка, (сравнение) 

Оперлася на клюку, (метафора) 

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)

  В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).
  Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.

 Физминутка под музыку Антонио Вивальди «времена года.Весна».  Антонио Вивальди ( 1678— 1741) — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза.

Анна Андреевна Ахматова

1889 – 1966

Учитель: На стыке веков рождаются и творят гении. Одним из них является Анна Андреевна Ахматова. Сегодня на уроке мы приоткроем завесу над частью её жизни, попытаемся проникнуть в её художественный мир.

 Анна Ахматова родилась в один год с Чарли Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии –1889 год. В ночь её рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня.

Анна Ахматова была великим поэтом. Она прожила тяжелую жизнь. Счастливым у неё было только детство.

В период с 1911 по 1917 год в лирике А. Ахматовой настойчиво проявляется тема природы с удивительной нежностью и любовью.

Об обновлении человека она по-иному сказала в стихотворении «Перед весной бывают дни та кие...»

 Перед весной бывают дни такие:

 Под плотным снегом отдыхает луг,

 Шумят деревья весело-сухие,

 И теплый ветер нежен и упруг.

 И легкости своей дивится тело,

 И дома своего не узнаешь,

А песню ту, что прежде надоела,

                                        Как  новую, с волнением поешь. 

- Какие чувства вызвало стихотворение?

Ученик: Стихотворение состоит состоит из 8 строк. Наступает весна — и все на свете меняется: «Шумят деревья весело-су хие, и теплый ветер нежен и упруг». То, что, ка залось бы, каждый день перед глазами — дом, песня, — обновлено дыханием весны, мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится легким и неузнаваемым.

-  Какие художественные средства использует  автор?

Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» описывает приближение, предчувствие весны. Поэтесса использует различные художественные средства: олицетворение («отдыхает луг», «ветер нежен и упруг»), эпитеты («под плотным снегом», «деревья весело-сухие», «теплый ветер»). Три  строчки начинаются с союза «и». Этот прием называется анафорой.
Во втором четверостишии автор рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Для этого поэтесса использует глаголы второго лица единственного числа:

                        ...И дома своего не узнаешь,

                                        И  песню ту, что прежде надоела,

                                        Как новую, с волнением
поешь.

Запись ключевых слов композиционных частей в тетради:

1часть:                   2 часть:

Снег                         тело

Луг                           душа

Дерево                      дом

Ветер                      песня)


    Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.
  Учтем, что стихотворение написано в 1915 году, когда Ахматовой было 26 лет.
Показать ученикам репродукцию известного портрета Анны Андреевны, написанного в 1914 году Н. И. Альтманом (хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).

Николай Михайлович Рубцов

                   1936-1971

В целительную силу и мощь поэзии верят все русские поэты. Многие из них признаются, что только природа придает им бодрость и мирит их с тревожной и тяжелой жизнью. Н. М. Рубцов в стихотворении «Звезда полей» называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей». Она с высоты небес ной приветливо смотрит на людей, города, деревни и льет духовный свет на всю жизнь, делая ее осмысленной и желанной.

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

 Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

 Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит под золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

 Она восходит ярче и полней.

 И счастлив я, пока на свете белом

 Горит, горит звезда моих полей...

   -Каким чувством проникнуто стихотворение Н. Рубцова?

     Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова «Звезда полей». Рубцов не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.
 
В первой строфе мы видим конкретную картину: морозная ночь, двенадцать часов, зима. Страна спит. Звезда (олицетворение) смотрит в полынью.
 
Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда — и «под золотом осенним», «над зимним серебром» (метафоры).
  В  третьей строфе картина словно бы расширяется, и мы видим не одно поле и речку с полыньей, а всю страну и даже планету: Звезда полей горит, не угасая,/ Для всех тревожных жителей земли…

- Почему стихотворение Рубцова «Звезда полей» так на звано? Что вдохновляет поэта?

                       УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

     Элементы интонации

Главнейшими элементами речевой интонации являются фразовые ударения, паузы и мелодика речи.

Ударения, выделяющие в потоке речи от дельные опорные слова, называются фразовыми ударениями. Место, количество и сила ударений зависят от многих причин: от содержания мыс ли, грамматического строения, положения слова во фразе или ее отдельной части, различных пси хологических моментов.

Различаются паузы логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, и паузы психологические, мотивированные переживаниями говорящего.

Мелодике речи — повышениям и пониже ниям тона голоса — принадлежит едва ли не основная роль. В сочетании с ударениями и пауза ми мелодика фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их в выражения связной мысли или последова тельности мыслей. Мелодика различает повество вательное и вопросительное значение фраз, в зна чительной мере является выразителем эмоцио нального состояния говорящего. Наконец, она во многих случаях служит средством образной выра зительности речи.

Г. В. Артоболевский

Дома:

     1. Вы прочитали стихотворения А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Рубцова. Эти стихотворения вы бу дете учиться читать выразительно вслух, а некото рые из них — наизусть. Обратите внимание на советы Г. В. Артоболевского.

    2. Подумайте, как правильно расставить ударения, опре делить место паузам, найти верную мелодику, интона цию для каждого стихотворения.



ни и льет духовный свет на всю жизнь, делая ее осмысленной и желанной.

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит под золотом осенним, Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней. И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей...

7. О чем рассказывается в стихотворении А. Блока «Лет ний вечер»? Как можно назвать настроение, кото рым оно пронизано: тишина, умиротворение, покой, вечерняя дремота? Может быть, у вас будет свой ва риант названия этого настроения? Как вы понимаете выражения: «дремотой розовой объята», «и замира ет песня жницы»? Какие литературные приемы помо гают создать это удивительное настроение летнего ве чера?

2. Постарайтесь сами сформулировать вопросы к стихо творению «О, как безумно за окном...», затем проком ментировать, в чем смысл стихотворения. Какое на строение передает нам автор?

3, Какой видит Есенин окружающую природу в стихотво рении «Мелколесье. Степь и дали...»? Как поэт себя на зывает? Как вы понимаете строки: «Неприглядная до рога, да любимая навек...», «...тот почти березке каж дой ножку рад поцеловать», «в стынь и звень»? Какие слова, словосочетания вы назвали бы истинно есенин скими?

Какое настроение передается поэтом в стихотворении «Пороша»? Какие картины помогают нарисовать рус ский пейзаж, неприхотливый, не роскошный (пока жите это на примерах) и в то же время близкий и род ной поэту. Подтвердите это примерами из стихотворе ния.

  1. В чем смысл стихотворения Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...»? Почему так меняется весной взгляд на все привычные приметы окружающей нас природы?
  2. Почему стихотворение Рубцова «Звезда полей» так на звано? Что вдохновляет поэта?
  3. Подготовьте вечер, посвященный родной природе в сти хотворениях русских поэтов XIX и XX веков. Составьте программу, выберите чтецов, «критиков», «литературо ведов», которые расскажут о поэтах, произведения ко торых будут звучать на школьном вечере.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Элементы интонации

Главнейшими элементами речевой интонации являются фразовые ударения, паузы и мелодика речи.

Ударения, выделяющие в потоке речи от дельные опорные слова, называются фразовыми ударениями. Место, количество и сила ударений зависят от многих причин: от содержания мыс ли, грамматического строения, положения слова во фразе или ее отдельной части, различных пси хологических момен

Разработка урока литературы с применением ИКТ по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века. Н.Рубцов"

Лазарева Любовь Владимировнаучитель русского языка

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы


Цели:
Обучающая: создать целостный образ природы в стихотворениях Н.Рубцова; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;
Развивающая: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности ;искать и отбирать материал; 
Воспитывающая: пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века

Презентация

Ход урока

С каждой избою  и  тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую   самую   жгучую, 
Самую   смертную     связь.
Н.Рубцов

I. Объявление темы, цели урока
Новый материал

1 слайд

1) Слово учителя 
Мы возвращаемся  к теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия XX века. Обратимся к творчеству поэта  Николая Рубцова.

2 слайд

3 слайд

Поэт, о котором пойдет речь, родился  не в конце прошлого литературного и даже не в начале нынешнего, блоковского, века, а в самом разгаре Советской  эпохи. Популярность поэзии Николая Рубцова возникла почти сразу же после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Астафьев сказал: " Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…"

Николай Рубцов -  поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности.

Поэт знал природу не по её внешним поэтическим атрибутам, а по законам жизни. В его стихи естественно входили практические, мы бы сказали, специфические знания. Он был предельно наделён тончайшим ощущением природы, Родины, которую  беспредельно любил, обладал каким-то чувственно-телесным зрением. Природа – это вечный образ вечности: не случайно она одного корня со словами род, родить, Родина. Это не «часть земли» и не предмет простого любования: это мир, Вселенная, в которой живёт человек и частью которой он является. Поэт сопричастен «душе» своего народа, его прошлому, настоящему, будущему и через это – главным человеческого бытия, вопросам, волнующим человечество.

О чём  пишутся его стихи?   Рубцов писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало. Сразу, с маху охватывать самую суть, существо, самый нерв – нужна честность. Поэзия – это служба непосредственности, это всегда выход на правду. Это можно сделать, только обладая огромной непосредственностью.

Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Обратимся к некоторым стихотворениям поэта.

4 слайд

II. Чтение и анализ стихотворений.
«Звезда полей»

5 слайд

Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова,  тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия… Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду.  Со звездой поэт связывает судьбу человека:

Нет, меня не порадует – что ты!-
Одинокая странствий звезда…

Душа связана со звездой, она следит за каждым твоим действием:

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

  Звезда – вся Земля, всё человечество:

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей  земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Торжество восхищения пред умением так рассказать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновенье, равное вечности, увидеть полёт звезды , прикоснуться к её  движению.
Все эти значения образуют в его поэзии гармоническое единство и вызывают неповторимое чувство.

  • Каким чувством проникнуто стихотворение?

 В стихотворении звучат и восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.

  • Какие художественные приёмы помогают автору предать взволнованность и любовь к родине и природе? 

6 слайд

1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осен него золота, неугасимый свет звезды. 
2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется пять раз, включая заглавие; этот образ открывает сти хотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света. 
3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветли вым». 
4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осен ним», «горит над зимним серебром». 
5. Олицетворения: «звезда... остано вившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым». Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения. Многоточия, создающие ин тонацию недосказанности, тишины, образ вечности.)

  • Какое значение имеет название стихотворения?

 Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старает ся идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звез ды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон роди ны. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».

Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». Это стихо творение положено на музыку и стало песней.

Если есть возможность, послушать в записи песню. Можно вырази тельно прочитать это стихотворение.

7 слайд

 Стихотворение «Тихая моя Родина»

  • Какие образы природы создаёт поэт?
    Река, ива, соловьи
  •  Какое стихотворение Есенина напоминает нам «Тихая моя Родина»?
  • Какие чувства выражает лирический герой?
    Чувство гордости за свою родину, восхищение родной природой, её тайнами
  • Какова интонация стихотворения?
    Торжественная, величественная.
  • Какие  приёмы использует поэт для создания прекрасных картин природы?
    Эпитеты, метафоры, олицетворения…

8 слайд

III. Особенности поэзии Н.Рубцова
 1. Звуковые образы
В поэзии Рубцова почти всякий «объект» как бы превращается в субъект, то есть в то, что способно вести диалог с лирическим героем. Слово его высказывается его состоянием. Поэт имеет дело с природой, когда для него в ней есть «душа» и «язык».В основе звуковых образов его поэзии – одушевление, единство звуков природы и звуков человеческой речи. Например, ветер может «свистеть, всхлипывать и стонать», буря -  «реветь и выть», метель – «кричать и голосить», берёза – «тяжело вздыхать», звезда – «плакать», а ливень «жаловаться крышам».

9 слайд

2.  Формы наделения природы человеческими способностями
Природа у Рубцова наделена человеческими способностями: она страдает, радуется, печалится, негодует, мстит.  Отметим звуковую палитру: шум, стоны, молитвы, шёпот.

10 слайд

3. Символические образы
Несут значения печали, горя, тоски

11 слайд

4. Формы наделения природы человеческими способностями
Дерево у него –  человек, а листья – платье, опадание –  разлука.   С пониманием   этого символического смысла приходит и подлинное эстетическое наслаждение шедевром рубцовской лирики…

Но его грусть светлеет, когда «на окне стоят цветы герани», когда «цветут цветы», он отдыхает душой.

Эти образы имеют определённый смысл: в них связывается радость, веселье с образами цветенья, расцвета, а увядание – с горем и смертью.

12 слайд

5.Сравнительная характеристика образов в творчестве  Сергея  Есенина и Николая Рубцова
Анализируя стихотворения С.Есенина и Н.Рубцова о природе, мы пришли к выводу, что они различаются образами , например, у Есенина берёза – девушка, а у Рубцова это растение наделено новым смыслом: берёза -  старая матушка Русь.

13 слайд

6. Цветовая палитра
Цветовая палитра в его стихах соответствует значениям, распространённым в лирической народной песне. Например, белый цвет символизирует чистоту, чёрный – печаль, красный – любовь, зелёный – молодость, синий – святость.

14 слайд

 7. Символы стихий
В лирике Н. Рубцова  мы отмечаем  символы стихий: ветра, снега, тумана, дождя, дня и ночи. Он знает ночные ветры, «сводящие с ума», жалобные, призывные стоны вьюги над крышей, «избы в снегах», ужасы ночи, подступающие к «живым глазам» человека. Его лирический герой, зная свою судьбу, идет «в обнимку с ветром», пророчит: 

Меня ведь свалят с ног
Снега,
Сведут с ума ночные ветры!

15 слайд

8. Сравнение стихии ветра  в творчестве  Александра Блока и Николая Рубцова
В стихотворениях поэтов  ветер – это одухотворенная творческая сила, которая выступает в противоположность обывательскому застою.

16 слайд

9. Символы пространств
Символику пространств земли и воды народно – поэтического творчества Рубцов также не изменил, а взял ее целиком в свою символическую образную систему. Так, дорога – это и судьба,  и жизнь, не только личная, но и всеобщая; герой его понимает, что

Все мы почти под кюветом
Несемся все дальше стрелой,
И есть соответствие в этом
С характером жизни самой!

17 слайд

10. Природа, Вселенная, небесные святила…
Природа, Вселенная, небесные светила…. Поэт сравнивает людей и их душевные переживания с солнцем, месяцем, звездою. Небесные светила у него связаны со счастьем, с чистотой:

Вечерняя заря да потухать стала,
А полуночная звезда да высоко взошла.
Светлая, утренняя заря да, братцы, 
Занимается,
Из-под зорюшки-то красное солнышко да Выкатается…

Солнце у поэта – это чистота, красота и счастье: «Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы». А закат – горе, смерть:

Как будто солнце,
Красное над снегом, 
Огромное,
Погасло навсегда…

Обратимся к стихотворению «Осенняя луна». Луна, возможно, символизирует надежду. Может быть ,это мечта о прекрасном будущем:

Так зачем, проявляя участье,
Между тем проносилась луна
И светилась во мраке ненастья,
Словно отблеск весеннего счастья,
В красоте неизменной она?

Многие стихи поэта положены на музыку и стали песнями.

IY. Прослушивание записей песен на стихи Н.Рубцова
«В горнице моей светло», «Под звуки музыки…» в исполнении трио   «Меридиан».
«Букет» в исполнении А.Барыкина.
«Звезда полей» в исполнении А.Градского.

Итог урока
Вывод: мы, современные люди, не интересуемся  природой, не пытаемся понять человека, нам не до этого: в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на деревьях распускаются. И Николай Рубцов открывает для нас эти тайны жизни, зовёт к раздумьям и действию, настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт нас его поэзия к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира:

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
 

 Осмысление эпиграфа

Здесь в центре внимания сама природа. Благодаря олицетворениям и сравнениям, природа видится нам живой, одухотворённой, ведь “В НЕЙ ЕСТЬ ДУША, В НЕЙ ЕСТЬ СВОБОДА, В НЕЙ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, В НЕЙ ЕСТЬ ЯЗЫК”.

Домашнее задание:

  1. Выберите наиболее понравившееся стихотворение о природе, обоснуйте свой выбор.
  2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, проанализируйте его. 

тов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Открытый урок литературы в 6 А классе МКОУ СОШ№10 Учитель: Шевченко О. Н. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века

Слайд 3

В тебе величье моего народа, Его души бескрайние поля, Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя. Р. Рождественский

Слайд 5

А.А.Блок 1880 - 1921 О, я хочу безумно жить: Все сущее – увековечить, Безличное– вочеловечить , Несбывшееся – воплотить!

Слайд 6

С.А.Есенин 1895 -1925 Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет, Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт

Слайд 7

«Тихая моя Родина» Природа – это вечный образ вечности, мир, Вселенная, в которой живёт человек и частью которой он является; Поэт сопричастен «душе» своего народа, его прошлому, настоящему, будущему и через это – главным человеческого бытия, вопросам, волнующим человечество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины красной , Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной

Слайд 3

Чарли Чаплин

Слайд 4

Эйфелевая башня

Слайд 5

100-летие падения Бастилии

Слайд 6

23 июня – Иванова ночь Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица.

Слайд 7

Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины красной , Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной

Слайд 10

Звезда полей Взволнованность, любовь к природе, Родине Образ звезды - вечность Нежность, грусть элегия Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит под золотом осенним, Она горит над зимним серебром

Слайд 11

Художественные приёмы антитеза повторы эпитеты метафоры олицетворения

Слайд 12

Формы наделения природы человеческими способностями страдает радуется негодует мстит

Слайд 13

белый – чистота чёрный – печаль красный- любовь зелёный – молодость синий – святость


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символы стихий ветер снег туман дождь ночь

Слайд 2

Природа, Вселенная, небесные святила… Солнце – чистота, красота, счастье Звезда- судьба человека Закат- горе, смерть

Слайд 3

Саврасов Алексей Кондратьевич Осень. Деревушка у ручья. Лес в инее.

Слайд 4

Шишкин Иван Иванович Осенний лес Зимой

Слайд 5

Поленов Василий Дмитриевич Золотая осень Первый снег

Слайд 6

Вид Пятигорска. Акварель М. Ю. Лермонтова

Слайд 7

Архип Иванович Куинджи Закат.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Максим Никифорович Воробьёв Дуб, раздробленный молнией

Слайд 2

Задание: Выучите наизусть понравившееся стихотворение о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...

Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"

На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...

разработка по литературе 6 класс"Родная природа в стихотворениях поэта 20 века"

В данной теме рассматривается анилиз стихотворений А. Блока и С. Есенина...

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» (с применением технологии исследовательской деятельности)

Особенно актуально применение технологии исследовательской деятельности в свете реализации ФГОС. Использование возможностей такой современной развивающей технологии позволяет обеспечить формирование у...

Урок литературы (творческий проект) в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»

Развитие общекультурной компетентности учащихся; систематизация знаний, умений, навыков учащихся о творчестве поэтов 19 века (А.К. Толстого, Е.А. Баратынского, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, Я.П. Полонс...