Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» (с применением технологии исследовательской деятельности)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Томина Юлия Валерьевна

Особенно актуально применение технологии исследовательской деятельности в свете реализации ФГОС. Использование возможностей такой современной развивающей технологии позволяет обеспечить формирование у учащихся базовых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности

Учитель: Томина Ю.В.

Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»

Предмет:  литература

Класс: 6

Тема и номер урока в теме: 1

Базовый учебник: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П.: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. ФГОС. Просвещение. 2017.

Цель  урока:  выявить роль изобразительно-выразительных  средств языка в создании образа природы в стихотворениях С.А. Есенина,  А.А. Блока, А.А. Ахматовой,  Н. М. Рубцова, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами,  пробудить интерес к изучению поэзии.

Формируемые предметные результаты

  1. Определение композиции произведения, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии образа родной природы.
  2. Выявление и интерпретация авторской позиции, определение своего к ней отношения.
  3. Истолкование произведения, аргументированное формулирование своего отношения к прочитанному.
  4. Сопоставление произведения словесного искусства (образ родной природы) и его воплощения в других видах искусствах (изобразительное искусство, музыка).

Формируемые метапредметные результаты (основные):

-регулятивные УУД

  • Планирование деятельности
  • Самоконтроль, взаимоконтроль

Навыки работы с информацией:

  • Навык чтения.
  • Выделение главной мысли текста.
  • Извлечение информации.
  • Интерпретация информации.

- познавательные УДД

Наблюдение, сравнение, обобщение, классификация.

- коммуникативные УДД

  • Навыки сотрудничества
  • Умение задавать вопросы
  • Навыки учебного диалога

Тип урока                               комбинированный

Формы работы учащихся   индивидуальная и фронтальная формы работы,                            

                                                  работа в группах (творческих мастерских)

Необходимое техническое оборудование:  

                                               ПК, проектор для демонстрации презентации

Структура и ход урока

Этап урока,

временные затраты

Планируемые действия учителя

Планируемые действия учащихся

Планируемые результаты в формировании УУД

1

Организационный момент

Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Задачи: 

проверить готовность к уроку;

-создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.

2 минуты

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся

Приветствие учителя

Подготовка рабочих мест

Личностные:

отношение к учебной деятельности,

установление связи между учебной деятельностью и мотивом

2

Проверка выполнения домашнего задания  (1 вариант)

Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция.

Задачи:

проверить правильность выполнения домашнего задания;

выявить пробелы и наметить пути их устранения.

2 минуты

Показатели достижения результата: проверены и скорректированы опорные знания учащихся.

3

Актуализация знаний  и целеполагание (2 вариант)

Цель: актуализация опорных знаний учащихся необходимых для освоения новой темы, обеспечение мотивации и принятия учащимися цели  учебно-познавательной деятельности

Задачи:

актуализировать опыт учащихся, подготовить к изучению нового материала;

зафиксировать затруднения учащихся в пробном учебном действии;

определить границы знания и незнания;

актуализировать опорные знания и изученные способы действий.

3  минуты

Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока.

Организация при необходимости диалога в виде мозгового штурма или предложение к выполнению ряда заданий по ранее изученному материалу («Родная природа в поэзии 19 века»).

Составление плана по достижению цели урока, самостоятельных планов

действий выбора способов и средств решения учебной задачи.

Работа по группам в творческих мастерских.

Составление плана (алгоритма) работы.

Извлечение фактов, сведений из разных источников.

Определение  жанра литературного текста.

Нахождение в тексте информации, подтверждающей высказанную мысль (закончить высказывания литературных критиков).

Нахождение информации в тексте для краткого ответа на вопрос.

Личностные УУД:

формирование нравственно- эстетических ценностей (бережное отношение к родной природе)

Регулятивные УУД: 

преобразование практической задачи в познавательную;

планирование и решение учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)

Коммуникативные УУД:

составлять и задавать вопросы по содержанию текста произведения

Показатели достижения результата: актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы;

выполнено пробное учебное действие, с фиксацией затруднений.

4

Организация и проведение исследовательской деятельности учащихся.

Применение теоретических положений при выполнения заданий.

Цель: создание условий для включения учащихся в индивидуальную или групповую исследовательскую, проектную деятельность по решению проблемы.

17 минут

Обеспечение учащихся необходимым методическим обеспечением, оборудованием для проведения исследования;

распределение учащихся на группы,  предъявление критерий оценки выполнения работ;

обеспечение высокой степени самостоятельности учащихся при выполнении исследования;

обеспечение  по мере необходимости консультацией учащихся по ходу выполнения работы.

Объяснение материала (использование презентации), фронтальный опрос, беседа.

Использование технологий: проблемный диалог; информационно-коммуникативные технологии; исследовательская деятельность.

Проектные задания по темам исследовательских проектов:

«Роль метафор в поэзии С.А. Есенина».

«Образ ночи в поэзии А.А. Блока».

Концепт «весна» в поэтическом мире А.А. Ахматовой.

Интонационное своеобразие стихотворений Н.М. Рубцова в раскрытии чувства любви к Родине.

Символика цвета в раскрытии образа родной природы в произведениях С.А. Есенина.

«Югра литературная» (подготовка экскурсионного проекта, виртуальной экскурсии).

Чтение художественных произведений.

Определение  темы и главной мысли текста.

Выдвижение версий в ходе решения проектных задач.

Интерпретация информации.

Работа с тезисами, конспектом.

Формулировка проблемы.

Сравнение изобразительно-выразительных средств для создания образа родной природы в разных поэтических тексах.

Осуществление межпредметных связей.

Выполнение примерных заданий:

Начало работы над составлением словаря метафор (вариант: иллюстрированный словарь метафор).

Подбирать цитаты из текста к иллюстрациям (репродукциям картин).

Выяснять значение незнакомых (устаревших) слов для понимания авторской позиции.

Определять характер взаимоотношения человека с природой (на примере стихотворений русских поэтов 20 века).

Составлять перечень использованных источников. 

Регулятивные УУД:  находить наиболее рациональные способы выполнения задания Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

сравнивать различные объекты, сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках;

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные:

находить в тексте аргументы, подтверждающие выводы;

дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; составлять небольшие устные монологические высказывания, убедительно излагать свои мысли в устной форме, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства, планировать общие способы взаимодействия, понимать точку зрения собеседника

5

Динамическая пауза

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся (зрительного напряжения).

Задачи: 

создать условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания;

обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время занятия;

 обеспечить соблюдение гигиенических требований к проведению физкультминутки с применением ИКТ.

1 минута

Способы организации переключения внимания  уч-ся

Ожидаемый результат: проведена обеспечен кратковременный активный отдых для учащихся во время занятия; в физкультминутке вовлечены все учащиеся; восстановлен тонус для дальнейшей работы.

6

Творческое использование сформированных умений и навыков

(решение практических задач).

Презентация выполненных заданий, проектов

Цель: организация презентации учащимися выполненных работ.

Задачи:

организовать презентацию учащимися выполненных работ с аргументированием своей позиции (позиции группы)

5 минут

Оценить (вместе с детьми) качество выполнения работ, выставить баллы, учитывая степень активности каждого учащегося;

организовать обсуждение полученных результатов.

Формирование логических умений: выдвижение гипотез и их обоснование;

построение цепочек рассуждений.

Индивидуальная

работа: самостоятельный поиск решения с использованием различных источников.

Творческая письменная работа

Требования к презентации в качестве итогового продукта проектной деятельности

1.Композиция (заявление проблемы, подача событий и фактов);

2.Качество информации (достоверность, ее полнота и ссылки на литературные источник с обоснованиями, однозначность, определенность, современность, правильно выбранные пропорции информационных блоков, научность, логичность, завершенность);

3.Оформление (наглядность, соответствие информации законам восприятия, грамотность и доступность подачи, наличие иллюстраций, корректное использование ссылок.

 Познавательные УУД:

высказывать предположения,

выявлять  известное и неизвестное;

использовать знаково-символические средства (модели и схемы) для решения задач

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Ожидаемый результат: организована презентация выполненных продуктов каждой группой;

оценен труд каждого участника группы, степень активности в выполнении заданий и др.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: формирование целостной системы ключевых знаний по теме, дать анализ и оценку  успешности  достижения цели и наметить перспективу последующей работы,

обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задачи:

закрепить изученный учебный материал;

сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

проверить понимание  выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности;

побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся.

Цель: 5 минуты

Подведение  итога совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельности.

сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

- произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;

- объявлены критерии оценки домашнего задания.

Регулятивные: 

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

оценивать результаты деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия результатов требованиям задачи

8

Рефлексия, подведение итога

Цель: осуществить анализ и оценку успешности достижения цели, планируемого результата, осознание учащимися своей учебной деятельности, подведение итога урока; мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения); усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Задачи:

организовать рефлексию и самооценку учащихся;

установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;

подвести итог урока, выставить оценки с комментированием выставления.

 5 минут

Создание ситуации успеха

Оценивание своей деятельности на уроке (самооценка деятельности по заранее оговорённым критериям), определение причин затруднения.

.

Регулятивные УУД: 

Рефлексия деятельности

Коммуникативные УУД:

формулировать выводы

Ожидаемый результат:  подведен итог урока;

проведена рефлексия учебной деятельности;

проведен анализ достижения цели урока;

получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов.

Самоанализ проведенного урока.

Считаю, что дидактическая и воспитательная задачи урока в основном  достигнуты.

Задания, используемые на разных этапах урока, способствовали активизации познавательной деятельности школьников.

Однако некоторые виды заданий, хотя и учитывались индивидуальные возможности детей, необходимо было либо упростить, либо более конкретизировать (разработать более подробную инструкцию для учащихся с более низкими учебными возможностями).

На этапе создания проблемной ситуации были использованы приемы и средства для включения учащихся в процесс целеполагания; организована деятельность по приему целей учащимися; осознана проблема, поставлена учебная задача; сформулирована учащимися тема, цель, задачи урока; спланированы действия по достижению результатов.

Выбор темпа урока был также обоснован уровнем подготовленности большинства учащихся.

Осуществлялась связь теории с практикой. Учащиеся подтвердили умение  применять теорию на практике. На уроке применялись  информационно-коммуникационные технологии обучения.

После проведения урока поняла, что целесообразнее было бы исключить из структуры данного урока элемент «Актуализация знаний» (оставить только целеполагание), поскольку  это время необходимо было уделить, на мой взгляд, на выполнение практических заданий по новой теме. В целом время, как мне показалось, было использовано рационально, хотя на выполнение самостоятельной работы учащимися времени всегда катастрофически не хватает.  Думаю, что объем заданий все-таки можно было уменьшить: не предлагать разные задания по разным темам проектов, например, а построить варианты исследований в рамках одного-двух  проектов.

Ответственное отношение учащихся к выполнению заданий стимулировало желание быть полезным в группе в процессе решения практических задач.

Работу на уроке оценивали сами учащиеся. Оценивание деятельности класса подтвердило то, что отношения между учащимися, между учителем и учащимися были доброжелательные. На этапе рефлексии учащиеся подчеркивали, что больше всего им понравилось выполнять задания практической направленности, что способствовало  активизации познавательной деятельности учащихся в процессе наблюдений за текстом, подтверждения версий, поиска ответа на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о...

Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...

Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"

На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...

разработка по литературе 6 класс"Родная природа в стихотворениях поэта 20 века"

В данной теме рассматривается анилиз стихотворений А. Блока и С. Есенина...

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...