Для тех, кто сдает литературу.12 класс.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) по теме

Грачева Светлана Ивановна

Проверь себя!Материал для сдачи выпускного экзамена по литературе в 12(11) классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_no1.docx21.67 КБ
Файл variant_no2.docx21.39 КБ
Файл variant_no3.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Мёртвые души» Н.В. Гоголь 

Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!

Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах... Нет равного ему в силе — он Бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1)

Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента («вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»)?

2)

Укажите термин, которым обозначают повтор слова или группы слов в начале соседних фраз («Счастлив путник... Счастлив писатель...»).

3)

Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности («скучной дороги», «пылкие сердца» и т.п.)?

4)

Укажите вид тропа, в основе которого — перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»).

5)

В данном фрагменте противопоставлены два типа писателей. Каким термином обозначается такое противопоставление предметов, явлений или персонажей в художественном произведении?

6)

Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: «...парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими».

7)

Назовите авторское определение жанра «Мёртвых душ».

 8) 

Как в приведенном отрывке раскрывается проблема взаимоотношений

художника и толпы?

9)

Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения

художественного творчества и в чём их позиция созвучна размышлениям

автора «Мёртвых душ»

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14;

«Мы теперь уходим понемногу» С.А. Есенин

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

 

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

 

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь!

 

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

 

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

 

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле...

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

1924

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр..

10)Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия)..

11)В стихотворении С.А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приема.

12)В четвертой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое начало:

Много дум я в тишине продумал, /Много песен про себя сложил,

Как называется эта стилистическая фигура?

13)Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?

14) Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу...» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

Часть 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1, 17.2, 17.3).

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

17.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» представлен романтический конфликт

мечты и действительности?

17.2 Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А.Н.

Островского «Гроза»).

17.3 Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема «настоящей, верной, вечной

любви»? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).

Ответы

1

реализм

2

повтор

3

эпитет

4

метафора

5

антитеза или контраст

6

сравнение

7

поэма

10

элегия

11

олицетворение

12

анафора

13

эпитет

14

хорей



Предварительный просмотр:

Вариант 2

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

ЯВЛЕНИЕ 6

Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович.

Наталья Дмитриевна

Вот мой Платон Михайлыч.

Чацкий

Ба!

Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!

Платон Михайлович

Здорово, Чацкий, брат!

Чацкий

Платон любезный, славно.

Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.

Платон Михайлович

Как видишь, брат:

Московский житель и женат.

Чацкий

Забыт шум лагерный, товарищи и братья?

Спокоен и ленив?

Платон Михайлович

Нет, есть-таки занятья:

На флейте я твержу дуэт

А-мольный...

Чацкий

Что твердил назад тому пять лет?

Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!

Платон Михайлович

Брат, женишься, тогда меня вспомянь!

От скуки будешь ты свистеть одно и то же.

Чацкий

От скуки! как? уж ей ты платишь дань?

Наталья Дмитриевна

Платон Михайлыч мой к занятьям склонен разным,

Которых нет теперь - к ученьям и смотрам,

К манежу.... Иногда скучает по утрам.

Чацкий

А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным?

В полк, эскадрон дадут. Ты обер или штаб?

Наталья Дмитриевна

Платон Михайлыч мой здоровьем очень слаб.

Чацкий

Здоровьем слаб! Давно ли?

Наталья Дмитриевна

Все рюматизм и головные боли.

Чацкий

Движенья более. В деревню, в тёплый край.

Будь чаще на коне. Деревня летом - рай.

Наталья Дмитриевна

Платон Михайлыч город любит,

Москву; за что в глуши он дни свои погубит!

Чацкий

Москву и город... Ты чудак! А помнишь прежнее?

Платон Михайлович

Да, брат, теперь не так...

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1)

Назовите литературный род, к которому относится произведение А. С. Грибоедова.

2)

Назовите жанр, к которому относится пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума».

3)

Реплики героев А.С. Грибоедова разошлись на цитаты («Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!»; «Брат, женишься, тогда меня вспомянь! / От скуки будешь ты свистеть одно и то же»). Укажите термин, которым называют меткие образные выражения.

4)

На бал в доме Фамусова собирается множество гостей. Установите соответствие между персонажами и цитатами, характеризующими их истинное отношение к балу.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ЦИТАТЫ

А) Чацкий

1) «Бал вещь хорошая, неволя-то горька...»

Б) Платон Михайлович

2) «Признайся, весело у Фамусовых было».

В) Наталья Дмитриевна

3) «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать».

4) «Да, мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков, Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков».

5 )

Чацкий в разговоре с Платоном Михайловичем вспоминает холостяцкую жизнь, чем вызывает неудовольствие жены Горича. Как в литературоведении называется столкновение характеров и обстоятельств, лежащее в основе развития действия?

6)

Данный фрагмент содержит обмен репликами между персонажами пьесы Чацким и супругами Горичами. Укажите термин, обозначающий в литературоведении разговор между двумя и более лицами.

7)

Фамилия Платона Михайловича является средством его характеристики. Как называют в литературоведении такую фамилию (ответ запишите в именительном падеже)? 

8)

Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу?

9)

В каких произведениях русских писателей изображены герои-антиподы и в

чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от

ума»?

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14

«Есть в осени первоначальной» Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр.

10 )

Как называется разновидность лирики, в основе которой изображение картин природы?

11)

Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот прием?

12)

Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф.

13)

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

1) Гипербола

2) Анафора

3) Метафора

4) Эпитет

5) Звукопись

14)

В первых двух строках стихотворения использован непрямой порядок слов. Как называется такой прием?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1, 17.2, 17.3).

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

17.1 Как раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа»

Татьяны?

17.2 Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»? (По роману

И. С. Тургенева «Отцы и дети».)

17.3 Как в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» выражен гуманистический

протест писателя против бесчеловечности войны?

Ответы

1

драма

2

комедия

3

афоризм

4

412

5

конфликт

6

диалог

7

говорящая

10

пейзажная

11

антитеза

12

третья

13

345

14

инверсия



Предварительный просмотр:

Вариант 3

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и потому они не читают предисловий. А жаль, что это так, особенно у нас. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она ещё не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает своё правительство в пользу взаимной нежнейшей дружбы.

Эта книга испытала на себе ещё недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что всё в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурён, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не от-того ли, что в нём больше правды, нежели бы вы того желали?..

Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить — это уж бог знает!

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов..

1)

В предисловии к «Герою нашего времени» автор называет своё произведение «книгой». Укажите жанр, к которому относится эта «книга».

2)

Говоря о читательской публике, автор замечает, что «она ещё не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места». Как называется данный приём, усиливающий смысл высказывания?

3)

Одна из фраз предисловия завершается вопросом: «…отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» Как называются подобные вопросы, заключающие в себе скрытое утверждение?

4)

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в приведенном фрагменте, и их действиями, данными в романе. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ДЕЙСТВИЯ

А) Максим Максимыч

1) заключит с Печориным необычное пари

Б) Грушницкий

2) выступит секундантом Печорина на дуэли

В) Вулич

3) организует заговор против Печорина

4) вынужденно примирится с похищением Бэлы

5)

В предисловии к «Герою нашего времени» позиция автора противопоставлена мнению читающей публики. Каким термином обозначаются подобные противопоставления?

6)

Данное предисловие является неотъемлемой частью «Героя нашего времени». Как называется общая структура произведения, расположение и взаимосвязь его частей?

7)

Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во второй полови-не XIX века и принципы которого, наравне с принципами романтизма, нашли своё воплощение в «Герое нашего времени». 

8)

О какой «болезни» говорит автор в конце своего предисловия?

9)

В каких произведениях русской литературы авторы рассуждают о своих героях

и в чём эти произведения можно сопоставить с лермонтовским «Героем

нашего времени»?

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14;

«Весенняя гроза» Ф.И. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

 

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр

10)

Изображая первый гром, Тютчев пишет, что он грохочет «резвяся и играя». Укажите название этого приема иносказательной выразительности.

11)

Как называется прием, использованный Тютчевым для создания настроения и ритмического рисунка стихотворения: «В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный...»?

12)

Определите размер, которым написано стихотворение.

13)

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

1) Анафора

2) Метафора

3) Ирония

4) Эпитет

5) Звукопись

14)

Как называется рифма, объединяющая первую и третью строки в каждой строфе стихотворения?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1, 17.2, 17.3).

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

17.1 Является ли Чацкий романтическим героем? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе

от ума»)

17.2 Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого? (По

роману Л.H. Толстого «Война и мир»)

17.3 Как соотносится значение слова «судьба» («предопределение», «рок») с

содержанием рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?

Ответы

1

роман

2

повтор

3

риторический

4

431

5

антитеза или контраст

6

композиция

7

реализм

10

олицетворение

11

повтор

12

ямб

13

245

14

перекрёстная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...