Зачетный урок по роману И.А. Гончарова "Обломов" (анализ 9 главы)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Дябкин Игорь Анатольевич

Зачетный урок по роману И.А. Гончарова "Обломов" (анализ 9 главы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachyotnyy_urok_goncharov_oblomov_9_glava.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачётный урок

 «Есть Земля Обетованная….»

(анализ 9 главы романа И.А. Гончарова «Обломов»)

  Цели:   1.  Выработать  методологию и навыки анализа эпизода

               2. Повторить систему образов, черты поэтики и художественное своеобразие стиля  И.А. Гончарова          

               3. Рассмотреть истоки складывания характера Обломова на основе    анализа 9 главы

               4.  Охарактеризовать патриархальный мир Обломовки

               5. Развивать навыки устной монологической речи

                           Методические приёмы: работа с текстом, работа с учебником, тест

                            Оборудование: карточка с заданиями (тестом)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Вопросы к классу:
  1. Вспомним, каким мы видим Обломова в начале романа? (Обломов предстаёт перед нами лежащим на диване, у него скучающий, рассеянный, гуляющий по комнате взгляд, ничто его не беспокоит и не тревожит; в его движениях чувствуется лень, полная апатия ко всему происходящему вокруг)

2.  Какова комната Обломова? Привести примеры из текста (Комната Обломова «казалась хорошо убранной» на первый взгляд, но «по стенам, около  картин, лепилась в виде фестонов  паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы  служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память.Ковры  были  в  пятнах.  На диване  лежало забытое полотенце; на  столе  редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с  обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.  Если  б  не  эта тарелка,  да не  прислоненная  к  постели  только  что выкуренная трубка, или не  сам  хозяин,  лежащий на  ней, то  можно  было бы подумать, что тут никто  не  живет -  так все запылилось,  полиняло и вообще лишено было  живых  следов  человеческого присутствия»).

3. Какие две детали неразрывно связаны с образом Обломова? (диван и восточный халат (шлафрок)

II. Анализ 9 главы романа «Сон Обломова»

  1. Рассказать о таком виде письменной работы, как анализ эпизода
  2. Записать план анализа: 1) Вступление

                                             2) Место и значимость данного эпизода в тексте

                                             3) Основная часть (анализ мотивно-образного комплекса, символика художественных деталей, речи персонажей, лирических отступлений и т.д.)

                                            4)Заключение (вывод)

3. Вопросы к классу:

1. Обратимся к 9 главе романа «Сон Обломова». Что тревожит Обломова перед сном? (Обломова встревожило письмо от старосты из родового имения, в котором он сообщил ему неприятные вести)

    2. Какой вопрос задаёт себе Обломов перед сном? («Отчего я такой?»)

    3.  Опишите мир Обломовки. (Автор описывает Обломовку как царство патриархального бытия; здесь господствует мир и покой, всё объято сном и ленью; обломовцы наивны и суеверны, сон и еда для превратились для них а некий культ, ритуал). Чтение  классом текста с описанием жизненного уклада Обломовки

   4. Можно ли сказать, что такой жизненный уклад повлиял на становление характера будущего Ильи Ильича? (Да, безусловно.  Обломов с детства был изнежен и развращён чрезмерным беспокойством и родительским вниманием; уже тогда он был окружён «сотней Захаров и нянек», поэтому чувство всяческой ответственности и самостоятельности было ему чуждо)

5. Какой герой в анализируемом эпизоде выступает как антипод Обломова? (Это Андрей Штольц, его школьный товарищ, который жил в соседней деревне Верхлёво)

6. Опишите характер Штольца (В Штольце смешалось две крови: немецкая (от отца) и русская (от матери). Отец воспитывал сына очень строго, мать, наоборот, пыталась оградить его лаской и нежностью. Однако воспитание отца пересилило материнскую заботу. Однажды, будучи ребёнком, Штольц убежал из дома и отсутствовал несколько дней. Вернувшись, он был изгнан отцом, который приказал ему выполнить перевод текста немецкого автора и разучить гаммы.   Мать вскоре умерла, маленького Андрея воспитывал отец).

III. Работа с учебником. Чтение 5 главы (стр. 139-140)

Вопросы к классу:

  1. Почему авторы сравнивают мир Обломовки с Эдемом (Патриархальный уклад Обломовки, действительно, позволяет провести ассоциации с библейской мифологемой Эдема и горьковским образом «Земли Обетованной»: всё было в изобилии, жителей ничего не тревожило, везде господствовал покой и тишина. Следовательно, гончаров вплетает в роман известные мифологические сюжеты. Такой приём использование и переосмысление мифологем активно разовьётся на рубеже XIX-XX вв. и выльется в отдельное направление, которое получит название неомифологизм)
  2. Давайте поразмыслим над поэтикой имени персонажа. Почему И.А. Гончаров даёт своему герою такое имя  - Илья Ильич Обломов? (Илья (греч. «Мой Бог», Обломов (обломок рая, Эдема)
  1. Карточка с заданиями (тестом)

                                                                      Вариант –I

1. «Он весь составлен из костей, мускулов, нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений у него лишних не было…»                                           (Штольц)

2. Как называлась деревня (имение) Ильи Ильича Обломова?  (Обломовка)

3. «…не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребёнка…Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками – нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полочки, которые редко лежали симметрично…»

                                                                                         (Ольга Ильинская)

4. «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала…»              (Обломов)

5. «Хозяйственная часть в её доме процветала….на столе у неё всегда стояла телятина первого сорта, янтарная осетрина, белые рябчики…. Но Оломов видел только её белоснежные локти в полуотворённую дверь…»

                                                                                                        (Пшеницына)

6. «Он беспрестанно в движении: понадобится ли обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его, нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – Бог весть».               (Штольц)

7. «Цвет лица у него был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что он как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а, может быть, того и другого».                                                                    (Обломов)

8. Как называлась деревня  Штольлца?                                             (Верхлёво) 

Вариант-II

1. «Пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждый стало бы на три бороды».       (Захар)

2.«Как шёл домашний костюм к покойным чертам его и к его изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что он мог дважды завернуться в него».       (Обломов)

3. Чей это кабинет: «По стенам, около паутин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания  на них, по пыли, каких-нибудь записок на память»                                                    (Обломов)

4. «Она пела много арий и романсов по указанию Штольца;  в одних выражалось страдание с неясным предчувствием счастья, в других радость… Ходила она с наклоненной немного вперёд головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»                                                  (Ольга Ильинская)

5. Как называется место, на которое переехал Обломов с Гороховой улицы?                                                                                 (Выборгская сторона)

6. «Мастер был только говорить; на словах он решал всё ясно и легко, особенно что касалось других; но как только нужно было двинуть пальцем, тронуть с места – словом, применять им же созданную теорию к делу и дать ему практический ход… был ума бойкого и хитрого, никто  лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела…»                                                                          (Тарантьев)  

7. Кто был тем нищим, которого встретил в финале романа Штольц и его знакомый литератор?                                                                               (Захар) 

8. Как звали сына Обломова и Агафьи Матвеевны Пшеницыной?    (Андрей)

IV. Домашнее задание (написать анализ эпизода по выбору учащегося: 9 глава («Сон Обломова») либо эпилог романа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный урок "Сложение и вычитание натуральных чисел"

Урок- сказка, урок обобщения  и систематизации изученного материала по теме"Сложение и вычитание натуральных чисел", 5 класс....

материал для проведения зачетного урока по разделу синтаксис

индивидуальные разноуровневые карточкидля 5 класса, включающие 3 задания: 1. теоретический вопрос, 2. синтаксический и пунктуационный разбор предложения, 3. составление предложения по предложенной схе...

Зачетная работа по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Работа проводится с целью проверки знания материала и усвоения романа....

Урок физики в 10 классе. Зачетный урок по теме «Жидкость и пар. Твердое тело»

Повторить обозначения физических величин, основные понятия и формулы, изученные по теме «Жидкость и пар. Твердое тело» для успешного выполнения контрольной работы. ...

«Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский» (главы 5-10)».

Цель урока: Продолжить изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Выявить, по какой причине Дубровский стал разбойником.Задачи урока:Проанализировать образ учителя в романе.Понять, какое в...