Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Зверева Елена Александровна

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8_klass.docx67.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Приложение  к образовательной программе,

введенной в действие приказом №____от «___»_________2015г.

Рассмотрено на заседании кафедры                                                                                                        

 гуманитарного образования                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  Протокол № ____                                                                                                                                    

«__» 09. 2015 г.

Руководитель кафедры _________/И. М. Гудукас/

Согласовано

Зам. директора ________/К. С. Казанцева/

«__» 09. 2015 г.

                                                                                                                                                             

Рабочая программа

по литературе для 8 класса

                                                                                                                                         

Программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Общеобразовательной  программе  по литературе   для общеобразовательных учреждений, авторы-составители: Г.С.Меркин; С.А.Зинин; В.А.Чалмаев, Москва, «Русское слово», 2008 г. Положения  о  рабочей  программе учебного курса, предмета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы п. Пионерский».

     Учебник по литературе  для 8 класса, автор-составитель Г.С. Меркин, Москва, «Русское слово», 2010 год;

Составитель:

Зверева Е.А.,

учитель русского языка и

литературы

2014 год

1.Пояснительная записка

             1.1. Нормативно – правовые документы.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования по литературе. Общеобразовательная  программа  по литературе   для общеобразовательных учреждений, авторы-составители: Г.С.Меркин; С.А.Зинин; В.А.Чалмаев, Москва, «Русское слово», 2008 г. Положение о  рабочей  программе учебного курса, предмета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Пионерский.

Информационно-коммуникационные средства

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических  средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
  • уроки литературы Кирилла и Мефодия;
  • большая детская энциклопедия по литературе;

       - справочник школьника по литературе

Информационные ресурсы в Интернете:

     www.wikipedia.ru  Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»

www.mbricon.ru  Энциклопедия «Рубрикон».

      www.slovari.ru  Электронные словари.

www.gramota.ru  Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».

      www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".

     www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия

 http://www.Lermontov.info/biograf.shtml Лермонтов М. Ю.

     http://www.turgenev.org.ru Тургенев И. С.  и др.

     1.2. Цели и задачи предмета.

                 Целью изучения предмета «Литература» является воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и     потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1.  поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

  2.  обеспечивать освоение основных теоретико-литературных понятий (жанр, портрет, сюжет, композиция);

  3.  развивать чувство языка, умения и навыки связной речи;

  4.  обеспечивать овладение  приёмами работы с текстом, умениями  характеризовать, сравнивать героев, оценивать  

        их  поступки, понимать позицию автора в художественном произведении, развивать читательское воображение;

  1. формировать общеучебные компетенции: коммуникативные, интеллектуальные, информационные,  

      организационные.

2. Общая характеристика учебного предмета

2.1. Роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования  и  современных требований к выпускнику.

               Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
   Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

2.2. Преемственность при изучении данного предмета.

      Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса (1–11-й классы). 

2.3. Акценты в осуществлении связи обучения  по  предмету с практикой и актуальными проблемами современности.

         Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Следует уделить большое внимание тесной связи литературы и русского языка, обеспечить преподавание литературы на уровне, соответствующем потребностям современного общества,  повысить эффективность каждого урока.

         

  2.4. Особенности  построения  курса по конкретному учебно-методическому комплекту.  

             Особенностью курса литературы в 8 классе является наличие «сквозных» персонажей, авторских текстов, проблемных и творческих заданий, что способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, готового к современной действительности. Главные принципы курса – принципы минимакса, кооперации, целостного восприятия художественного произведения, личностно ориентированный, деятельностно ориентированный, культурно ориентированный. Ведущими  технологиями в  учебном процессе являются технология проблемно-диалогического обучения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология личностно-ориентированного обучения, технология проектов. В качестве методов обучения применяются следующие методы:  наблюдение, исследовательский, метод проектов, интерпретация текста, чтение с остановками,  диалог с автором, комментированное чтение, составление плана, работа с ключевыми словами, построение структурной модели текста, словесное рисование, сравнение героев, произведений и т. д.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

            3.1.   Описание места учебного предмета в учебном плане.  

             Данный     курс реализуется за счет федерального компонента  учебного плана. В соответствии с учебным планом на учащегося Сухицкого Семена  на изучение данного курса отводится 70 часов – по 2 часа в неделю в соответствии с годовым календарным планом школы на 35 недель.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Литература»

          4.1. Описание важности учебного курса

         Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

       4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета

    Изучение литературы способствует формированию гражданской идентичности,  идеалов ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейных ценностей, трудовой этики, патриотизма, национального согласия. Основными учебными целями становятся формирование личностного отношения к прочитанному и осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

 4.3. Особенности обучающихся.

                  Программа предназначена для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, 8  класс. Ученик  обладает   учебными возможностями ниже средних. Учащийся  инициативен;  любит творить, задавать вопросы.. Следует учитывать и разный темп работы, и разный уровень знаний по раздела учебного предмета, дифференцируя задания. В качестве ведущих методов  на уроках применяются метод проблемного изложения,  частично-поисковый (эвристический),  исследовательский метод.  При реализации методов используются такие формы работы, как индивидуальные, традиционные (беседа, самостоятельная работа), нетрадиционные (игра,  соревнование и т. д.). Выбранные технологии, формы и методы работы соответствуют индивидуальным особенностям ребенка.

               

         

5. Содержание учебного курса

8 класс (70 ч)

Введение (1ч.)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества (3ч.)

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы (3ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из литературы ХVIII века (3 ч.)

.

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа»  (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

 Из литературы ХIХ века (30 ч.)

Поэты пушкинского круга.

Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».

К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).

Н.М. Языков. «Пловец».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала ХIХ века».

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов

«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

«Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка».  Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини. 

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

Стихи и песни о родине и родной природе поэтов  XIX века

А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.

А.Н.Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки» А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество»  (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из литературы ХХ века (21 ч.)

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».  Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.

О серьезном — с улыбкой

(сатира начала ХХ века)

Н.А. Тэффи. «Сон и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

А. Грин

Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.

Теория литературы: романтическое движение в повести.

Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.

Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского:  А.Т.Твардовского: «За далью-даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.      

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы (8ч.)

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Э.Т.А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».
Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана в музыке П.И. Чайковского и современном мультипликационном искусстве.

Дж. Г. Байрон

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» , Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из литературы ХIХ века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей»; В.А.Жуковский. «Кубок»; К.Ф. Рылеев. «Державин»; П.А.Вяземский. «Тройка»; Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»; А.С. Пушкин. «Муза, 3олото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад», Н.В. Гоголь. «Портрет»; И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»; Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка»; А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо»; Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из литературы ХХ века 

М. Горький. «Сказки об Италии»; А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...»; М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года»; С.А. Есенин. «Письмо матери»; Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»; А. Грин. «Бегущая по волнам»;  В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель»; Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида»; В. Шаламов. «Детский сад»; В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки»; В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши»; Д.С. Лихачев. «3аметки о русском».

Из зарубежной литературы

В. Гюго. «Девяносто третий год».

6. Учебно-тематическое планирование

Название раздела, темы

Количество часов

1

Введение

1

2.

Из устного народного творчества

3

3.

Из древнерусской литературы

3

4.

Из литературы ХVIII века

3

5.

Из литературы ХIХ века

30

6.

Из литературы ХХ века

22

7.

Из зарубежной литературы

8

 

                              Итого:                                           

  1. часов

7.Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Учебник литературы для 8 класса, автор-составитель Г.С. Меркин, Москва, «Русское слово», 2010 год;

Планирование и материалы к курсу «Литература. 8 класс», авторы-составители: Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, Москва, «Русское слово», 2007 год;

Ф.Е. Соловьёва. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 8 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин).Методическое пособие под редакцией Г.С. Меркина, Москва, «Русское слово», 2010 год.

 7.1. Учебное и учебно-методическое обеспечение

  Дополнительные пособия:

-  Бунеев Р. Н,. Бунеева Е. В. Программа по литературе – М:Баласс, 2008;

-  Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература. 8 класс, 3 книги, М: Баласс, 2013;

-  Егорова Е. С. Уроки литературы в8 классе по учебнику «Год после детства»: методические    

   рекомендации для учителя.- М: Баласс, 2008;

-  Мещерякова И. Литература в таблицах и схемах.- М: Айрис, 2009

-  Меркин Г. С. и др. Развитие речи.- М: Русское слово, 2009;

- Архипова Н. П. Уроки литературы с применением информационных технологий.  Методическое пособие. М: Планета, 2010;

-  Оглоблина К. Н. Тесты по литературе. 5-11 классы [Текст] / П. Н. Оглоблина. - М.: ACT: Астрель, 2009;

-  Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста [Текст]: кн. для учителя / П. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2009;

-  Тодоров, Л. В. Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 [Текст] / Л. В. Тодоров, А. В. Фёдоров. - М.: Просвещение, 2011; -  Меркин Г. С. , Зыбина Т. М. Выразительные средства художественной речи. Москва, Русское слово, 2009;

 -  Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва, Просвещение, 2009.

7.2.Информационно-коммуникационные средства

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических  средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
  • уроки литературы Кирилла и Мефодия;
  • большая детская энциклопедия по литературе;

       - справочник школьника по литературе

Информационные ресурсы в Интернете:

     www.wikipedia.ru  Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»

www.mbricon.ru  Энциклопедия «Рубрикон».

      www.slovari.ru  Электронные словари.

www.gramota.ru  Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».

      www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".

     www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия

 http://www.Lermontov.info/biograf.shtml Лермонтов М. Ю.

     http://www.turgenev.org.ru Тургенев И. С.  и др.

7.3.  Технические средства обучения

       Данная программа реализуется на базе  учебного кабинета 307, который оборудован мультимедийной аппаратурой, интерактивной доской и достаточным количеством  цифровых образовательных ресурсов.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Устно

 Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

 Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Основные   виды деятельности по освоению литературных  произведений

-  Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

9. Поурочное календарно-тематическое планирование

№ урока

№ урока  по теме

Тема урока

Тип урока

Планируемая дата проведения  урока

Фактическая дата проведения урока

1 четверть

1

1

Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

Урок объяснения нового  материала (ОНМ)

2

1

Из устного народного творчества. Исторические песни: « Иван Грозный молится по сыне».                                                                                      Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

ОНМ

3

1

Исторические песни : « Возвращение Филарета», « Разин и девка- астраханка». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.

ОНМ

4

2

Исторические песни:  «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Орешек». Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче.

ОНМ

5

1

5.

Из древнерусской литературы «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

3

1

ОНМ

6

2

«Слово о погибели  Русской земли». Тема добра и зла в произведениях

ОНМ

7

3

Административная контрольная работа (тестирование) по теме «Повторение изученного в 7 классе»

Контроль знаний

8

4

«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

ОНМ

9

1

Из литературы 18 века Державин Г.Р. Поэт и государственный  чиновник.  Стихотворение «Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии.

ОНМ

10

2

Карамзин Н.М.  «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

ОНМ

11

3

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы

ОНМ

12

1

Из литературы 19 векаПоэты пушкинского круга: Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище»; Батюшков К.Н. «Судьба Одиссея»,«Мой гений»,  основные темы, мотивы

ОНМ

13

2

Баратынский Е.А.  «Чудный град порой сольётся», «Муза»;  Дельвиг А. «Русская песня». Система образно-выразительных средств

ОНМ

14

3

Поэты  пушкинского круга: Языков Н.М. «Пловец».  Рылеев К.Ф. «Иван Сусанин». Основные темы, мотивы

ОНМ

15

4

Вн.чт. «Песни и романсы на стихи поэтов начала 19 века»

Урок внеклассного чтения

16

5

А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».

ОНМ

17

6

Пушкин А.С.  «Маленькие трагедии». (обзор, содержание одного произведения по выбору). Тематика и система образов.

ОНМ

18

7

А.С .Пушкин «Пиковая дама» (обзор). Основная проблематика произведения

ОНМ

Итого: 18 часов

ОНМ

2 четверть

19

8

А.С. Пушкин. Повесть  «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.

ОНМ

20

9

А.С. Пушкин.  Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести

ОНМ

21

10

А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Отношение писателя к событиям и героям повести

ОНМ

22

11

А.С.  Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Новый тип исторической прозы

ОНМ

23

12

Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок развития речи

24

13

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и в творчестве

ОНМ

25

14

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость. Сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри» - любимый идеал поэта»- В. Белинский

ОНМ

26

15

Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь

ОНМ

27

16

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Творческая  и сценическая история комедии

ОНМ

28

17

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

ОНМ

29

18

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Основной конфликт и способы его разрешения

ОНМ

30

19

Р.Р. Классное сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Урок развития речи

31

20

И.С. Тургенев. Повесть «Ася»: возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев

ОНМ

32

21

И.С. Тургенев. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини

ОНМ

Итого: 14 часов

ОНМ

3 четверть

33

22

Н.А. Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворениях Некрасова.

ОНМ

34

23

А.А. Фет. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

ОНМ

35

24

Вт.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза»,

Урок внеклассного чтения

36

25

А.Н. Островский.  Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета.   Связь с мифологическими  и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки

ОНМ

37

26

А.Н. Островский. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

ОНМ

38

27

Л.Н. Толстой. «Отрочество». Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

ОНМ

39

28

Л.Н. Толстой. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест.

ОНМ

40

29

Л.Н. Толстой. «После бала». Приёмы создания образов.  Истинная и ложная  красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа.

ОНМ

41

30

Р.Р. классное сочинение  по произведениям Л.Н. Толстого

Урок развития речи

42

1

Из литературы 20 века М. Горький. Свобода и сила духа в изображении Горького. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности

ОНМ

43

2

М. Горький. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа

ОНМ

44

3

Художественное своеобразие ранней прозы Горького

ОНМ

45

4

В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»

ОНМ

46

5

Н.А. Тэффи. «Свои и чужие».  Большие проблемы «маленьких» людей

ОНМ

47

6

Д.Б. Кедрин. Стихотворение «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть. Основные мотивы.

ОНМ

48

7

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

ОНМ

49

8

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта

ОНМ

50

9

Н.А .Заболоцкий. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

ОНМ

51

10

Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)

Урок развития речи

52

11

А. Грин. Вопросы любви, добра, человечности в повести «Алые паруса».

ОНМ

Итого: 20 часов

4 четверть

53

12

Астафьев В.П.  Человек и война, литература и история в творчестве писателя

ОНМ

54

13

Астафьев В.П.  Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти

ОНМ

55

14

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

ОНМ

56

15

Вн.Чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне)

Урок внеклассного чтения

57

16

Твардовский А.Т.  Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».

ОНМ

58

17

Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.  Художественное своеобразие изученных глав

ОНМ

59

18

Вн.Чт. «Судьба Отчизны» (стихи о ВОВ)

Урок внеклассного чтения

60

19

Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести

ОНМ

61

20

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости

ОНМ

62

21

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Мотивы милосердия, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

ОНМ

63

1

Из зарубежной литературы Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.

ОНМ

64

2

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы. «Ромео Джульетта» на русской сцене

ОНМ

65

3

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Проблема отцов и детей

ОНМ

66

4

Сервантес М. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота.

ОНМ

67

5

Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

ОНМ

68

6

Р.Р.  Сочинение  по произведениям зарубежной литературы

Урок развития речи

69

7

Вн.Чт.  Перечитывая любимые страницы ( по произведениям зарубежной литературы)

Урок внеклассного чтения

70

8

Повторение изученного в 8 классе

Урок повторения

Итого: 18 часов

70 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...