Блажен незлобивый поэт (обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Материалы урока похволяют в занимательной форме проверить знания обучающихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, поставить себя на место героев, развивать навыки работы в группе. Материал может быть использован на занятиях в общеобразовательных учреждениях, НПО и СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«БЛАЖЕН НЕЗЛОБИВЫЙ ПОЭТ»

(Обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя)

ЦЕЛИ:

обобщить знания учащихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, знать основные факты биографии, подвести итоги изучению произведений автора, актуализировать ранее полученные знания;

вырабатывать коммуникативные навыки учащихся, творческие способности, умение работать в группе,

воспитывать уважительное отношение к творчеству писателя как культурному наследию России, повышать интерес к чтению художественных классических произведений, способствовать становлению духовной культуры учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация Microsoft Office Power Point, компьютер, экран.

ВОЗРАСТ: 10 класс, 1 курс СПО/НПО

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний – определение темы урока через решение проблемного вопроса.

Будущий писатель появился на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии в этот весёлый весенний день (по новому стилю). Какой писатель и в какой день?

 (1 апреля 1809 года. (20 марта по старому стилю.) Это был Н.В. Гоголь.)

  1. Основная часть.

  1. Слово учителя:

Главный в Малороссии знаток
Оборотней, Вия и чертей;
Гениальный «Мёртвых душ» урок
Он провёл среди живых людей…
Личность и писатель наших дней.
Ь ------------------------------------

        Правильно, сегодня мы подводим итог изучению творчества Н.В. Гоголя. Мы вспомним все, что вы знаете о жизни и творчестве Гоголя. Вспомним его произведения и их героев. Наш урок пройдет в форме викторины, и ваши оценки будут зависеть от вашей активности на уроке.

И начнем мы с биографии писателя.

Викторина по биографии писателя.

  • Верно ли, что Н.В. Гоголь родился в MDCCCIX году, а умер в MDCCCLII году?

(Да, годы его жизни в арабской записи  1809-1852)

  • Какое учебное заведение закончил Гоголь? (Нежинскую гимназию)
  • После окончания Нежинской гимназии Н.В.Гоголь начал службу в … (департаменте государственного хозяйства и публичных зданий)
  • В начале творческого пути мечтой Гоголя была профессия… (юриста)
  • Смертельно боясь именно этого, Гоголь приказал домашней челяди будить его каждый час, что ухудшило здоровье писателя. Чего же так боялся писатель? (Уснуть летаргическим сном.)

«К таланту Гоголя никто не был равнодушен: его или любили восторженно, или ненавидели». В.Г. Белинский

  • Псевдоним Н.В. Гоголя, под которым он в 1829 г. напечатал свою первую неудачную книгу. (В. Алов  псевдоним Гоголя.)
  • О ком Гоголь говорил: «Ничего не предпринимал я, ничего не писал без его совета»?  (Об А.С. Пушкине.)
  • Сюжеты каких знаменитых произведений Н.В. Гоголя были подарены ему                                  А.С. Пушкиным? (Это сюжеты пьесы «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души». )

2. Слово учителя: А теперь мы попробуем вспомнить изученные произведения Гоголя. Вашему вниманию будут представлены иллюстрации к произведениям, а вы должны будете узнать произведение и дать его краткую характеристику (определить, какой эпизод произведения проиллюстрирован или какой герой изображен, определить тему, проблему произведения), а также дать краткую характеристику его героям. Вам необходимо будет ответить на мои вопросы к произведению.

Работать вы будете в группах, и каждый участник группы будет отвечать, зарабатывая балл для своей группы. Набравшая больше баллов группа станет победителем нашей викторины.

«Ночь перед Рождеством»

  • В какой сборник входит данная повесть? (Вечера на хуторе близь Диканьки)
  • Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька.)
  • Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью.)
  • Кем по профессии был Вакула из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (Кузнецом.)
  • Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полёте в Петербург. (Чёрт.)
  • К какому литературному направлению можно отнести данную повесть? (романтизм)

«Тарас Бульба»

  • Перечислите главных героев повести (Тарас, Остап, Андрий)
  • Назовите содержимое люльки гоголевского Тараса Бульбы. (Табак, люлька – это ещё и курительная трубка.)
  • Почему Тарас убил своего сына Андрия «Я тебя породил, я тебя и убью» (предал козаков)

«Ревизор»

  • Об этом произведении Н.В. Гоголь говорил, что «решил собрать в одну кучу всё дурное, какое... только знал», чтобы … Для чего? («за одним разом» над всем посмеяться.)
  • Какая пословица служит эпиграфом к данному произведению? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»)
  • Что говорил Гоголь о положительном герое комедии «Ревизор»? (Положительным героем этой комедии Гоголь считал смех.)
  • Название какого растения стало фамилией попечителя богоугодного заведения из комедии «Ревизор»? (Земляника.)
  • Этот герой утверждал, что каждый день на балах играет в вист с самим министром иностранных дел, французским, английским и немецким посланниками, «с Пушкиным на дружеской ноге». Как фамилия этого приезжего? (Хлестаков из гоголевского «Ревизора»)
  • Почему городничий и все чиновники поверили в то, что Хлестаков является ревизором? Почему они не замечали той несуразицы, которую произносит Хлестаков? (за ними водились грешки, они боялись ревизора)
  • Какое название получило явление, связанное с «приукрашиванием» своих личных заслуг? (хлестаковщина)

«Мертвые души»

  • Как Гоголь определил жанр своего произведения «Мёртвые души»? (Поэма в прозе)
  • Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Гоголь? Какому поэту он подражал структурой своей поэмы? (Он решил написать три тома, в которых можно было бы показать Русь всесторонне. Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение мошенника Чичикова. Но сделать этого ему не удалось. Второй том писателем был сожжён, а из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои вышли жизненно неубедительными.)
  • Великий комбинатор из гоголевских «Мёртвых душ». (Чичиков.)
  • Кому из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» принадлежит книга, всегда раскрытая на 14-й странице? (Манилову.)
  • Хрестоматийный образ русского скряги – это... Кто? (Плюшкин.)
  • Какую фразу Чичикова можно услышать и от картёжника, и от бильярдиста, и от шахматиста? И от любителей шашек, конечно, тоже. («Давненько не брал я в руки!..»)
  • Назовите любимые сказки Павла Ивановича Чичикова. (Ревизские сказки. Именные списки населения России 18 - 1-й пол. 19 вв., составлявшиеся во время ревизий.)
  • Для чего Чичикову были нужны «мертвые души»? (чтобы заложить их в опекунский совет, как живых, и получить потом деньги)
  • Как построено произведение? Что объединяет все главы? (каждая глава посвящена отдельному помещику, объединяет образ Чичикова)

«Шинель»

  • Как звали главного героя? (Акакий Акакиевич Башмачкин)
  • Почему повесть названа «Шинель»? (оказала влияние на жизнь главного героя)
  • Тип какого литературного героя предстает перед нами в данном произведении? (маленького человека)

«Нос»

  • Почему можно сказать, что у Гоголя было два носа? (У Н.В. Гоголя, его собственный и повесть «Нос».)
  •  Какая фамилия была у гоголевского персонажа, потерявшего свой нос? (Ковалёв)
  • В каком месяце нашёлся нос гоголевского майора Ковалёва? (Апрель)

«Невский проспект»

  • Где находится проспект, чьим именем названа повесть? (в Санкт-Петербурге)
  • Почему Гоголь говорит о Невском проспекте «все обман, все не то, что кажется»?
  • Назовите центральную тему данной повести. (столкновение мечты и реальности)

3. Узнайте героя по его ПОРТРЕТУ:

  1. «…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы слишком стар, однако ж и не так чтобы молод». (Чичиков)
  2. «Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». (Плюшкин)
  3. «Молодой человек во фраке и плаще…, застенчивый и робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя». (художник Пискарев)
  4. «В одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже подслеповат, сне большой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…» (Башмачкин)
  5. «…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов». (городничий Сквозник-Дмухановский)

4. Письмо о пользе чтения.

 А теперь я предлагаю вам написать письмо о пользе чтения от имени одного из героев Гоголя (4 группы – 4 литературных героя: Хлестаков, Башмачкин, Чичиков, Тарас Бульба). В письме вы должны отразить манеру речи конкретного героя, его отношение к жизни и книгам (на ваш взгляд).

Представитель группы зачитывает письмо, а другие группы задают вопросы и дают свою оценку работе соперников.

  1. Подведение итогов и выводов.

Вот и подошел к концу наш урок-викторина, посвященный жизни и творчеству великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. А закончить наш разговор о Гоголе я хотела бы стихотворением Игоря Северянина.

Гоголь.

Мог выйти архитектор из него;

Он в стилях знал извилины различий.

Но рассмешил при встречи городничий,

 И смеху отдал он себя всего.

Смех Гоголя нам ценен оттого,-

Смех нутряной, спазмический, язычий,-

Что в смехе кроется обычай:

Высмеивать свое же существо.

В своем бессмертье мертвых душ мы души,

Свиные хари и свиные туши,

И человек, и мертвовекий Вий –

Частица смертного материала…

Вот, чтобы дольше жизнь не замирала,

Нам нужен смех, как двигатель крови…

1926

  1. Домашнее задание: мини-сочинение «Мое отношение к личности (творчеству) Н.В. Гоголя».

Источники

  1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 1. Вечера на хуторе близь Диканьки / [составление и комментарии В.А. Воропаева, И.А. Виноградова] – М.; Русская книга, 1994
  2. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 2. Миргород / [составление и комментарии В.А. Воропаева, И.А. Виноградова] – М.; Русская книга, 1994
  3. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 3. Повести / [составление и комментарии В.А. Воропаева, И.А. Виноградова] – М.; Русская книга, 1994
  4. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 4. Комедии / [составление и комментарии В.А. Воропаева, И.А. Виноградова] – М.; Русская книга, 1994
  5. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 5. Мертвые души: поэма / [составление и комментарии В.А. Воропаева, И.А. Виноградова] – М.; Русская книга, 1994
  6. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006
  7. http://gogol.lit-info.ru/gogol/family/illyustracii.htm - Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя
  8. http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4541028f.pdf - Северянин И. Гоголь.
  9. http://www.fun4child.ru/detskij-mir/viktoriny - Сайт для заботливых родителей.
  10. http://www.gogol.ru/gogol/illyustracii_k_proizvedeniyam_n/ - Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя
  11. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki11.htm - Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на етму "Обобщающий урок по творчеству И.С. Тургенева

данный урок является обобщением знаний по основным этапам жизни и творчества И.С.Тургенева...

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

урок по творчеству Н.В.Гоголя

урок по теме:"Как грустна наша Россия"...

Материал к обобщающему уроку по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Каждый учитель, готовясь к обобщающему уроку по произведению, хочет сделать его интересным и запоминающимся. На подготовку таких уроков, как правило, уходит много времени, которого нам, педагогам, все...

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...

Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Обобщение знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор":1. Опрос учащихся 2. Инсцинирование сценок3. Викторина...