Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Войт Наталья Геннадьевна

Рабочая программа по литературе  для 6 класса по учебнику В.Я.Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа для 6 класса90.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Петропавловск - Камчатского городского округа

«Согласовано»                               «Согласовано»                               «Утверждено»

Председатель ШМО          Заместитель директора по УВР        Директор школы

_________/ Карасева И.Л.   ____________/ Костюченко Е.Я.     _________/ Федоров Д.С.

Протокол №_________                                                                     Приказ № _____________

от «___»  ___________ 2015г.   «__» _____________ 2015 г.    от  «__»  __________ 2015 г.

Рабочая программа по литературе

6 (а, б, в) класс

(базовый уровень)

                                                                                                 Войт Наталья Геннадьевна

                                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                        2015-2016 учебный год

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по  литературе составлена на основе компонента  Федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования (2004)  и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008).

Программа ориентирована на использование базового учебника литературы под редакцией В.Я.Коровиной, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Камчатского края.

Концепция программы позволяет реализовать направления по литературе в соответствии с общеобразовательной программы общеобразовательных учреждений.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения:

· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявления в произведениях общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

· формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

· обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

· развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся

Календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

                                         Цель программного обучения:

Формирование у учащихся 6 классов представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров.

                                         Задачи программного обучения:

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения;

- овладение умениями чтения и начального анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории развития литературы.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.

Для реализации Рабочей программы по литературе используется учебно-методический комплект, включающий учебник под редакцией В.Я.Коровиной «Литература. 6 класс» для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011

 Рабочая программа предполагает в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа № 10» преподавание литературы в 6 классе в объеме 105 часов в год (из расчета 3 часа в неделю на 35 учебных недель).

                                          Учебно-тематический план

№ п/п

 

                   Раздел

Кол-во учебного времени

Изучение худож. лит.,  теор. матер.

Развитие речи

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество

3

3

3

Древнерусская литература

1

1

4

Русская литература 18 века

2

2

5

Русская литература 19 века:

42

33

9

- И.А.Крылов

2

2

- А.С.Пушкин

13

9

4

- М.Ю.Лермонтов

4

4

- Н.В.Гоголь

4

4

- И.С.Тургенев

3

2

1

- Ф.И.Тютчев, А.А.Фет

3

2

1

- Н.А.Некрасов

3

2

1

- Н.С.Лесков

6

5

1

- А.П.Чехов

2

2

- Родная природа в стихотворениях русских поэтов

2

1

1

6

Произведения русских писателей 20 века:

34

27

7

- А.С.Грин

2

2

- А.П.Платонов

1

1

- М.М.Пришвин

6

4

2

- Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

2

2

- В.П.Астафьев

6

6

- В.Г.Распутин

5

3

2

- В.М.Шукшин

2

2

- Ф.А.Искандер

3

2

1

- А.А.Блок, С.А.Есенин

3

2

1

- А.А.Ахматова, Н.М.Рубцов

3

2

1

- Стихотворения камчатских поэтов

1

1

7

Литература народов России

2

2

8

Зарубежная литература

15

14

1

9

Итоговый урок

2

2

10

Резервные уроки

3

3

Всего

105

88

17

                             Используемый учебно-методический комплект

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, разные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Форма организации учебного процесса классно-урочная.

Используются следующие технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцирование обучение, развитие исследовательских навыков, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология, арт-технология.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый (за год): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющими начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

                             Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

                                    Тема

По плану

Факт.

Примечание

1

     Введение (1ч.) 

«В дорогу зовущие». Писатели – создатели, хранители и любители книг

1

     Устное народное творчество (3ч.)

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора

1

3

Урок-концерт «Календарно-обрядовые песни»

1

4

Пословицы и поговорки – малые жанры устного народного творчества. Многообразие тем

1

     Древнерусская литература (1ч.)

5

«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий в вымысле

1

     Русская литература 18 века (2ч.)

6

Произведения русских писателей 18 века. Русская басня

1

7

И.И.Дмитриев. Басня «Муха». Противопоставление труда и безделья. Смех над ленью и хвастовством

1

     Русская литература 19 века (33+9р.р.=42ч.)

8

И.А.Крылов. Басня «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественных благ

1

9

Басни Крылова «Листы и корни», «Ларчик». Нравственный смысл басен

1

10

А.С.Пушкин. Лицейская лирика. Влияние лицейской лирики на формирование Пушкина как поэта

1

11

Стихотворение А.С.Пушкина «Узник». Вольнолюби- вые устремления поэта

1

12

Мотивы единства  красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Стихотворение «Зимнее утро»

1

13

Р.р. Двусложные размеры стиха. Анализ лирического произведения

1

14

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания романа. Троекуров и Дубровский – представители дворянства

1

15

Характеристика Троекурова и Дубровского-старшего. Изображение русского барства в романе

1

16

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян

1

17

Учитель-франццуз, новые черты в характеристике героя. Взаимоотношения Троекурова и его дочери Маши

1

18

Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям

1

19

20

Р.р. Подготовка и написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

2

21

Вн.чт. А.С.Пушкин «Повести Белкина». Мастерство Пушкина как прозаика

1

22

Р.р. Отзыв о прочитанной книге

1

23

М.Ю.Лермонтов. Ученические годы поэта.  «Тучи». Чувство одиночества и тоски

1

24

Тема красоты гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике поэта

1

25

Разнообразие тематики лирики М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Утес», «На севере диком», «Три пальмы»

1

26

«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Роль эпитетов. Мастерство поэта в создании живописных картин

1

27

Н.В.Гоголь «Вечера…». Юмор повестей, отражение в них фантастического мира народных легенд. Роль рассказчика

1

28

«Майская ночь…». Сказочность повести; яркие картины народной жизни и украинской природы

1

29

Поэтизация чистой и светлой любви. Ироническое изображение власти (пана Головы)

1

30

Вн.чт. «Ночь перед Рождеством». Праздничность и поэзия народной жизни

1

31

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос

1

32

«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора

1

33

Р.р. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Портреты героев как средство изображения их характеров

1

34

Ф.И.Тютчев. Лирика поэта. Передача переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта

1

35

А.А.Фет. Жизнеутверждающее начало в лирике поэта. Гармоничность и музыкальность поэтической речи

1

36

Р.р. Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1

37

Н.А.Некрасов. Жизнь поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии

1

38

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Своеобразие композиции стихотворения

1

39

Р.р. Стихотворные размеры. Диалог. Строфа

1

40

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество писателя. Сказ как форма повествования

1

41

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм

1

42

Судьба мастера в России

1

43

Горькое чувство от угнетенности и бесправия народа. Насмешка над царскими чиновниками

1

44

Р.р. Характеристика литературного героя (на примере произведения Н.С.Лескова «Левша»)

1

45

Особенности языка произведения. Сказовая форма повествования

1

46

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе.  «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора

1

47

Вн.чт. Природа смешного в рассказах Чехова

1

48

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

1

49

Р.р. Частичный анализ лирического произведения

1

Русская литература 20 века (27+7р.р.=34ч.)

50

А.С.Грин. Рассказ о писателе.  «Алые паруса». Образ главной героини

1

51

Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги «Алые паруса»

1

52

А.П.Платонов. Слово о писателе.  «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас

1

53

М.М.Пришвин. Слово о писателе.  Сказка-быль «Кладовая солнца»

1

54

Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Труд в жизни детей

1

55

Значение истории Травки для понимания идеи произведения. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев

1

56

Жанр произведения. Смысл названия. Пейзаж и его роль в сказке-были «Кладовая солнца»

1

57

58

Р.р. Сочинение по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

2

59

60

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов, Д.С.Самойлов.  Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

2

61

В.П.Астафьев. Жизнь и творчество писателя. Автобиографический характер рассказа «Конь с розовой гривой»

1

62

Картины жизни и быта сибирской деревни  в предвоенные годы, самобытность героев рассказа

1

63

Формирование главного героя под влиянием жизненных обстоятельств и окружающих людей

1

64

Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой». Особенности  использования народной речи в художественном произведении

1

65

Вн.чт. В.П.Астафьев.  Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя.

1

66

Вн.чт. Картины родной природы в рассказе Астафьева «Васюткино озеро»

1

67

В.Г.Распутин. Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского»

1

68

Герой рассказа и его сверстники. Самовоспитание героя в нелегких условиях жизни

1

69

Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Роль учительницы в жизни мальчика

1

70

Р.р. Подготовка к сочинению по рассказам В.П.Астафьева и В.Г.Распутина

1

71

Р.р. Контрольное сочинение по произведениям В.П.Астафьева и В.Г.Распутина

1

72

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Образ «странного» героя в творчестве писателя

1

73

Вн.чт. рассказы В.М.Шукшина. Своеобразие творчества писателя

1

74

Ф.А.Искандер. Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

75

Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе

1

76

Р.р. Творческая работа по рассказу Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

77

А.А.Блок. Поэтизация родной природы в стихотворениях «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

1

78

С.А.Есенин. Чувство любви к родной природе и Родине в стихотворениях «Пороша», «Мелколесье. Степь и дали…»

1

79

Р.р. Анализ стихотворений А.Блока и С.Есенина

1

80

А.А.Ахматова. Образ лирического героя в стихотворении «Перед весной бывают дни такие…»

1

81

Н.М.Рубцов. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике

1

82

Р.р. Анализ стихотворений А.Ахматовой и Н.Рубцова

1

83

Вн.чт. Родная природа в стихотворениях камчатских поэтов

1

Литература народов России (2ч.)

84

Г.Тукай. Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека

1

85

К.Кулиев. Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации

1

Зарубежная литература (14+1р.р.=15ч.)

86

 Мифы Древней Греции.  «Подвиги Геракла». Понятие о мифе

1

87

Геродот. Слово о писателе. Легенда об Арионе. Влияние античных образов на литературу

1

88

Героический эпос в поэме Гомера «Илиада».

1

89

Гомер. Поэма «Одиссея». Приключения Одиссея и его спутников; жажда странствий, познания нового

1

90

Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея»

1

91

М.Сервантес. Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Проблемы истинных и ложных идеалов.

1

92

Образы благородного рыцаря и его верного слуги

1

93

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы

1

94

Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

1

95

П.Мериме. Жизнь и творчество писателя. Новелла «Маттео Фальконе»

1

96

Образ главного героя новеллы. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества

1

97

А. де Сент-Экзюпери. Жизнь и творчество писателя.  «Маленький принц» как философская сказка-притча

1

98

Маленький принц, его друзья и враги. Символическое значение образа маленького принца

1

99

Иносказательный смысл сказки. Роль метафоры и аллегории в произведении

1

100

Р.р. Творческая работа по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

101

Итоговое тестирование

1

102

Заключительный урок. Что прочитать летом?

1

Резервные уроки № 103, 104, № 105

3

                                Содержание учебного курса (105ч.)

                 Введение (1ч.)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

                Устное народное творчество (3ч.)

    Обрядовый фольклор

 Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

    Пословицы и поговорки – малые жанры устного народного  творчества.     Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория. Обрядовый фольклор (начальное представление). Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

                Из древнерусской литературы (1ч.)

Русская летопись.  «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий в вымысле, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

              Из  литературы 18 века (2ч.)

Русские басни. И.И.Дмитриев. Басня «Муха». Противопоставление труда и безделья.  Особенности литературного языка 18 века.

Теория. Мораль в басне, аллегория, иносказание.

             Из русской литературы 19 века (42ч.)

     И.А.Крылов (2ч.)  Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».

Теория. Басня, аллегория (развитие представлений).

     А.С.Пушкин (13ч.) Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Стихотворения «Узник», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Зимняя дорога».

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга Повестей Повествование от вымышленного автора как художественный прием.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

     М.Ю.Лермонтов (4ч.)  Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. Стихотворения «Тучи», «Парус», «Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория. Антитеза, двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, анапест, амфибрахий) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

     Н.В.Гоголь(4ч.)  О писателе.  «Вечера на хуторе близ Диканьки». 

Повести «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством». Сказочность повестей. Поэтизация чистой, светлой любви. Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.

Теория. Понятие о юморе.

     И.С.Тургенев (3ч.) Рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.  

«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.  Народные верования и предания. Юмор автора. Роль картин природы в рассказе. Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

     Ф.И.Тютчев (1ч.)  Рассказ о поэте.  

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…»,  «С поляны коршун поднялся…».

     А.А.Фет (2ч.) Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной  лирике.

Теория. Пейзажная лирика (развитие понятий).

     Н.А.Некрасов (3ч.)  Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии.  

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория. Стихотворные размеры (закрепление понятий). Диалог. Строфа (начальные представления).

     Н.С.Лесков (6ч.) О писателе.  

 «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправности. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория. Сказ как форма повествования. Ирония (начальные представления).

     А.П.Чехов (2ч.)  Рассказ о писателе.

 «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория. Юмор (закрепление понятия).

     Родная природа в стихотворениях русских поэтов (2ч.)

     Я.П.Полонский.  «По горам две хмурых тучи…»,  «Посмотри, какая мгла…».

     Е.А.Баратынский.   «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…».

     А.К.Толстой.  «Где гнутся над омутом лозы…».  Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

                        Произведения русских писателей  20 века (34ч.)

      А.С.Грин (2ч.)  Рассказ о писателе.  

«Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги.  Авторская позиция в произведении.

     А.П.Платонов (1ч.)  Слово о писателе.  

«Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. Ни на кого не похожие герои А.П.Платонова.

     М.М.Пришвин (6ч.)  О писателе.  

«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были. Анализ эпизодов. Особенности композиции и смысл названия сказки-были.

     К.М.Симонов (1ч.)   «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

     Д.С.Самойлов (1ч.)  «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

     В.П.Астафьев (6ч.)  Слово о писателе.  

«Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Самобытность героев рассказа, нравственные проблемы, юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

      В.Г.Распутин (5ч.)  О писателе.  

«Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

     В.М.Шукшин (2ч.)  Слово о писателе.

Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

     Ф.А.Искандер (3ч.)  О писателе.

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».  Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

     А.А.Блок (1ч.)  Слово о поэте.  «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

     С.А.Есенин (2ч.) О поэте.  «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике поэта.

     А.А.Ахматова (1ч.)  Слово о поэтессе.  «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу стихотворения.

     Н.М.Рубцов (2ч.)  О поэте.  «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Родная природа в стихотворениях камчатских авторов (1ч.)

                           Из литературы народов России (2ч.)

     Г.Тукай (1ч.)  Слово о поэте.  «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

     К.Кулиев (1ч.)  Слово о поэте.  «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

                           Из зарубежной литературы (15ч.)

     Мифы Древней Греции (1ч.) Подвиги Геракла. Понятие о мифе.

     Геродот (1ч.)  Слово о писателе и историке. Легенда об Арионе. Отличие мифа от сказки.

     Гомер (3ч.)  Слово о Гомере.  «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

     Мигель де Сервантес Сааведра (3ч.)  Слово о писателе.  

«Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.  «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

     Ф.Шиллер (1ч.)  Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

     П.Мериме (2ч.) Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

     Антуан де Сент-Экзюпери (4ч.) Слово о писателе.  

«Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми.  Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

Итоговое тестирование (1ч.)

Заключительный урок. Что прочитать летом?(1ч.)

Резервные уроки (3ч.)

                                 Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор,  жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды  литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интепретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

                            Учебно-методическое обеспечение

  1. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ Авторы: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Рабочие программы по литературе. 5-9 классы (по программе под редакцией В.Я.Коровиной). Методическое пособие/ Составитель Г.М.Вялкова; под ред. Л.Н.Савиной. – М.: Планета, 2011 (Образовательный стандарт).
  3. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2012.
  4. Тесты по литературе см у Кологойды
  5. Клюкина И.В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: ВАКО, 2009.
  6. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010

                                                Приложение

Входная контрольная работа по литературе в 6 классе

Вариант I

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

2. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:

а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;

б) они были друзьями;

в) она оценила его доброту, в знак благодарности;

3. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) Басня

б) Загадка

в) Прибаутка

4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»

5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»

а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».

а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

в) Н.А. Некрасов «На Волге»

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».

а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».

а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»

б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

в) А.П. Чехов «Хирургия»

11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) А.П. Чехов «Хирургия»

в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.А. Некрасов «На Волге»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

… Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) В.А. Жуковский «Кубок»

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в)  Д. Дефо «Робинзон Крузо»

16. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.

а) А.С. Пушкин

б) М.Ю. Лермонтов

в) М.В. Ломоносов

17. Автором стихотворения «На Волге» является:                                                                                                             а) Пушкин А. С.;                                                                                                                                                                             б) Жуковский В. А.;                                                                                                                                                                                                                      в) Некрасов Н. А.;                                                                                                                                                                              

18. Кто автор произведения «О чем говорят цветы»

       а) Г.Х.Андерсен

       б) Д.Дефо  

       в) Ж.Санд

19.  Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединённых Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:

       а) пиратами Карибского моря;

       б) разбойниками Шервудского леса;

       в) вождями индейского племени.

20. Как маленький охотник Киш  расправлялся с медведями в рассказе Д.Лондона?

       а) убивал их из ружья

       б) убивал их копьём

       в) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса.

Критерии оценки:

Количество правильных ответов

Оценка

Менее 13 ответов

2 (неудовлетворительно)

13-14

3(удовлетворительно)

15-18

4(хорошо)

19-20

5 (отлично)

Входная контрольная работа по литературе в 6 классе

Вариант II

1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) Сказка

б) Роман

в) Пословица

2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?

а) добро – зло;

б) жизнь – смерть;

в) природа – цивилизация.

3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»

4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Не могу же я писать и думать в одно и то же время».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

в) В.М. Гаршин «Attalea princes»

5. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

в) «Царевна-лягушка»

6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».

а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».

а) Саша Чёрный «Кавказский пленник»

б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».

а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

10. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

а) Ярослав

б) Елисей

в) Алексей

11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений».

а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»

б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.А. Некрасов «На Волге»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) А.П. Чехов «Хирургия»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».

а) А.П. Платонов «Никита»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Унылый, сумрачный бурлак!

Каким тебя я в детстве знал,

Таким и ныне увидал:

Всё ту же песню ты поёшь,

Всё ту же лямку ты несёшь,

В чертах усталого лица

Всё та ж покорность без конца…

а) Н.А. Некрасов «На Волге»

б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

в) Н.М. Рубцов «Родная деревня»

17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки».

а) В.М. Гаршин «Attalea princeps»

б) А.П. Платонов «Никита»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

18. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться.

а) М.В. Ломоносов

б) М.Ю. Лермонтов

в) В.А. Жуковский

19.   К истории какой страны обращается Р.Л.Стивенсон в своем произведении "Вересковый мед"?

  а) Англия

  б) Шотландия

  в) Дания

20.   Сколько лет было Д.Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?

  а) 60

  б) 50

  в) 70

Критерии оценки:

Количество правильных ответов

Оценка

Менее 13 ответов

2 (неудовлетворительно)

13-14

3(удовлетворительно)

15-18

4(хорошо)

19-20

5 (отлично)

           Полугодовая контрольная работа по литературе (6 класс)

                                                    Вариант 1

А1. Что произошло с Мизгирем после того, как растаяла снегурочка?

а) ушел и страны берендеев

б) бросился в озеро

в) взял в жены Радушку

г) остался одиноким навсегда

А2.  Наставником и воспитателем какого русского царя был В.А.Жуковский?

а) Николая 1

б) Александра 1

в) Александра 2

г) Николая 2

А3.  Какой художественный прием использует С.Т.Аксаков в следующей фразе?

… из которых дым вылетал, как из пушки при выстреле…

        а) антитезу

        б) гиперболу

        в) сравнение

        г) олицетворение

           А4. Какой способ организации художественной речи персонажей использовал      И.А.Крылов в басне «Волк и ягненок»?

                 а) монолог

                б) диалог

                в) внутренний монолог

                г) эпилог

           А5. Что в произведении В.Ф.Одоевского папа подарил Маше в день ее десятилетия?

             а) книгу

             б) набор шоколадных конфет

            в) чернильницу с колокольчиком

            г) плюшевого медвежонка

В1. Закончите фразу.

               В Лицее процветал культ...

В2. Какой художник является автором картины «На севере диком…»?

В3. Как называется охотничья сумка для дичи (по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»)?

В4. Как называется жанр лирики, произведение, написанное в форме обращения к какому-либо лицу или нескольким лицам?

С1. Что в литературном произведении называется портретом?

С2. Почему стихотворение «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова можно отнести к жанру баллады?

 Ответы: А-3,2,3,3,2,3 В- дружбы, И.И.Шишкин, ягдташ, послание.

                                     

                                                    Вариант 2

А1. Кому отдает свое сердце Купава в финале пьесы-сказки «Снегурочка»?

     а) Мизгирю

     б) Берендею

     в) Лелю

     г) Бермяте

А2. Кому из поэтов принадлежат эти слова о В.А.Жуковском?

       Его стихов пленительная сладость

       Пройдет веков завистливую даль…

      а)И.А.Крылову

      б)А.С.Пушкину

      в) М.Ю.Лермонтову

      г) И.А.Бунину

А3. В чем заключается «тайна очарования сказки» (по повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»)?

     а) в жажде приключений

    б) в страсти к чудесному

    в) в желании рассказать о прочитанном

     г) в стремлении к волшебным превращениям

А4. Какой художественный прием использует  И.А.Крылов в предложении?

        Сенюша, знаешь ли, покамест, как баранов,

       Опять нас не погнали в класс…

     а)аллитерацию

     б)антитезу

    в) сравнение

     г) олицетворение

А5. Какие чувства испытывала Маша, героиня произведения В.Ф.Одоевского , когда получила подарки от маменьки и папеньки?

    а) была равнодушна

    б) осталась недовольна подарками

    в) была очень рада

    г) обиделась на родителей

В1. Один из журналов, выпускавшихся в Царскосельском лицее, назывался «Юные…»?

В2. Какова тема стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес»?

В3. Назовите имя персонажа рассказа И.С.Тургенева, о котором автор сказал: «Что за славный мальчик!»

В4. Кто автор иллюстраций к рассказу «Бежин луг»?

С1. Какова основная тема стихотворений А.С.Пушкина- лицеиста?

С2.Что такое пейзаж в литературном произведении? Для чего он служит?

Ответы: А-2,3,2,2,3,3 В-пловцы, одиночество, Павлуша, Е.М. Бём.

 ИТОГОВАЯ  КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ   ( 6 класс)

                                                  ВАРИАНТ 1

  1. Пословица – это :

1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3.выражение насмешки.

  1. Какой из этих размеров стиха является двусложным:

1)дактиль, 2) ямб, 3) анапест?

  1. Назовите имя русского баснописца:
  1. М.В.Ломоносов
  2. В.А.Жуковский
  3. И.И.Дмитриев
  4. А.П.Платонов
  1. Произведение  А.С.Пушкина «Дубровский»:
  1. Это повесть
  2. Это рассказ
  3. Это роман
  4. Это новелла
  1. Тема рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» :

1.встреча одноклассников

2.неравноправие людей

3.приспособленчество

  1. Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова:
  1. «Зимнее утро»
  2. «Узник»
  3. «И.И.Пущину»
  4. «Три пальмы.»
  1. От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:
  1. От лица самого Тургенева
  2. От лица охотника
  3. От лица крестьян
  4. От лица помещиков.
  1. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
  1. Автор, который повествует о событиях
  2. Крестьянские дети
  3. Взрослые крепостные крестьяне
  4. Помещики
  1. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:
  1. А.А.Фет
  2. Ф.И.Тютчев
  3. А.С.Пушкин
  4. М.Ю.Лермонтов.
  1. Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:
  1. Дубровский и Маша
  2. Сильвио и графиня Б..
  3. Грей и Ассоль
  4. Ромео и Джульетта

11.        Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1)П. Мериме                          а) « Железная дорога»

2) В.Г. Распутин                   б) «Уроки французского»

3) А.С. Пушкин                     в) «Барышня-крестьянка»

4) Н.А.Некрасов                     г) «Маттео Фальконе»

12.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»

13.          Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Марья Кириловна          а) «Дубровский»

2) Грэй                                б) «Кладовая солнца»

3) Настя и Митраша          в) «Алые паруса»

4)  Лидия Михайловна      г) «Уроки французского»

14.        Какой художественный приём использует автор:

Неохотно и несмело

Солнце СМОТРИТ на поля…..( Ф.И.Тютчев)

15. Какой художественный приём использует автор:

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)

16.        Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1-        «Уроки французского»

2-        «Кладовая солнца»

3-        «Тринадцатый подвиг Геракла»

4-        «Срезал.»

17        Кто автор «Илиады»:

1-        Гомер

2-        Софокл

3-        Еврипид

4-        Аристофан

18. Выберите определение, соответствующее понятию  «Аллегория»:

1)  построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

               ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА   ПО   ЛИТЕРАТУРЕ   ( 6 класс)

ВАРИАНТ 2

1. Поговорка- это

             1.меткое , яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2.вид художественного произведения

3.сказания, передающие представления древних народов о мире.

2. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

    1.хорей    2.  амфибрахий     3. Ямб

3. . Определите жанр произведения Н.С.Лескова «Левша»:

          1.Сказка,                   3. сказ

          2. притча, ,                4. рассказ.

4.Тема стихотворения « Железная дорога»

Н.А. Некрасова:

            1.любовь к Родине

            2. быт и нравы крестьян при крепостном праве

            3.тяжелый труд крепостных

5.Назовите имя русского баснописца:

1-        И.И.Дмитриев

2-        В.А.Жуковский

3-        А.А.Блок

4-        В.М.Шукшин

6. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1-        «Тринадцатый подвиг Геракла»

2-        «Маленький принц»

3-        «Уроки французского»

4-        «Срезал»

7.Повествование в произведении « Кладовая солнца» ведется от лица:

           1. Митраши                           3.Насти

           2.геологов                             4.жителей деревни

8.Произведение Грина «Алые паруса» относится:

1-        К романтическим произведениям

2-        К реалистическим произведениям

3-        К фантастическим произведениям

4-        К приключенческим произведениям.

9. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.П.Чехов                           а. «Дубровский»

2.А.С.Пушкин                       б. « Толстый и тонкий»

3. В.М.Шукшин                     в. « Бежин луг»

4. И.С.Тургенев                     г. « Срезал»

10. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»

3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».

11.        Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

1-        А.С.Пушкин

2-        А.А.Фет

3-        Ф.И.Тютчев

4-        М.Ю.Лермонтов.

12.        Главные герои произведения А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»:

1-        Дубровский и Маша

2-        Алексей и Лиза

3-        Ромео и Джульетта

4-        Грей и Ассоль

13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1)Платов                            а) «Левша»        

2) Ассоль                          б) «Конь  с розовой гривой»

3) Санька                           в)«Дубровский»                                                                                  

4)Троекуров                      г) «Алые паруса»

 14. Какой художественный прием использует автор:

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)

15. Какой художественный приём использует автор:

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

                               ( М.Ю. Лермонтов)

16. Назовите стихотворение А.А.Фета:

1. «Зимнее утро»

2. «Листья»

3. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

4. «Утес»

17.        Кто автор «Одиссея»:

1-        Еврипид

2-        Софокл

3-        Гомер

4-        Аристофан

18. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

  1. выражение , употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.
  2. противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
  3. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим

                            Ключи к итоговой работе по литературе 6 класс

Вариант 1        

1.        1

2.        2

3.        3

4.        3

5.        3

6.        4

7.        2

8.        2

9.        1

10.        3

11.        1-г  , 2-б,     3-в,     4-а

12.        1- Митраша ( Пришвин « Кладовая солнца)

2. Левша ( Лесков « Левша»)

3. Троекуров – старший ( Кирила Петрович)

( Пушкин « Дубровский»)

13.        1-а,    2  -в,    3- б,   4-г

14.        Олицетворение

15.        Сравнение

16.        3

17.        1

             18.        3

Вариант 2

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 3
  5. 1
  6. 1
  7. 2
  8. 1
  9. 1-б, 2-а, 3-г, 4-в
  10.     1.  Настя ( Пришвин « кладовая солнца»)

      2.  Лидия Михайловна – учительница фр.языка ( Распутин « Уроки фр.языка»)

      3.  Владимир Дубровский  ( Пушкин « Дубровский»)

  1. 2
  2. 2
  3. 1-а,  2-г,  3-б,  4-в.
  4. Эпитет
  5. Олицетворение
  6. 3
  7. 3
  8. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...