Праздник интеллекта и творчества, посвященный изучению рассказов о любви И. А. Бунина (урок - творческий отчет).
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Хворова Ольга Владимировна

      Урок "Праздник интеллекта и творчества" - это своеобразное подведение итогов  самостоятельной работы, выполненной учащимися в процессе изучения рассказов о любви И. А. Бунина. Ребята должны увидеть, на что они способны при определенных усилиях, как прекрасен сам творческий процесс, как он преображает будничную жизнь. Вашему вниманию предлагаю конспект урока по литературе для 11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx66 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник интеллекта и творчества,

посвященный изучению рассказов о любви И. А. Бунина.

(урок - творческий отчет)

    Урок «Праздник интеллекта и творчества» – это своеобразное подведение итогов самостоятельной работы, выполненной учащимися в процессе изучения рассказов  И. А. Бунина. Ребята должны увидеть, на что они способны при определенных усилиях, как прекрасен сам творческий процесс, как он преображает будничную жизнь.

Цели урока:

  1. Дать возможность учащимся продемонстрировать свой уровень изучения рассказов о любви И. А. Бунина, степень их понимания. Создать ситуацию, в которой молодые люди смогут раскрыть свой творческий потенциал.
  2. Воспитывать интерес, уважение к писательскому труду, к чтению как процессу сотворчества. Формировать уважение к умственному труду, понимание его значительной роли в жизни человека. Воспитывать уважение к творчеству своих товарищей.
  3. Развивать интеллект, навыки выразительного (смыслового) чтения, театрализации, умение строить свои высказывания.

Тип урока. Обобщение изученного материала, подведение итогов постижения рассказов о любви И. А. Бунина, контроль знаний.

Технология. Личностно ориентированная с модельной методикой.

Вид урока. Творческий отчет в процессе интерактивного общения.

Оборудование: особое оформление кабинета, выставка книг; мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер, слайдовая презентация к конкурсу «Знаток  биографии И. А. Бунина»; распечатанные задания для команд;  медали, подготовленные ребятами; памятные листки; листки-таблицы для жюри.

Подготовительный этап.

    В процессе подготовки учащиеся делятся на две команды, каждая их которых выбирает капитанов. Капитаны будут соревноваться в конкурсе чтецов отрывков из рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание». Они же определят того, кто из команды выполнит творческую работу: иллюстрацию или коллаж к рассказам о любви  И. А. Бунина, будет участвовать в мини-дискуссии.

  Конкурсантам необходимо заранее подготовится к конкурсу «Делаем фильм»: написать сценарий, распределить роли между членами команды (режиссер, оператор,  актер и.т.д.). Необходимо придумать костюмы и музыкальное сопровождение, а также  повторить биографические сведения о писателе.

  Жюри состоит из учащихся, которые хорошо показали себя в процессе изучения творчества И. А. Бунина. (Учитель может привлечь для участия в судействе десятиклассников). Для жюри готовится специальный листок, который поможет оценить работу каждого на уроке, а также командное первенство (Приложение 1).

   Для подготовки и проведения конкурса необходима группа технической продержки. Ее функции: создание символических медалей для награждения победителей, памятных листов (Приложение 2), подготовка раздаточного материала; помощь в оформлении в кабинете выставки книг и организации пространства доски.

11 класс

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя (тезисы).

                     Эпиграф к уроку:  Ищу я в этом мире сочетанья

                                                      Прекрасного и вечного.

                                                      И.А. Бунин

       Сегодня, ребята, у нас несколько необычный урок. Урок –  творческий отчет.  Надеюсь, что этот урок станет для вас не только новой формой проверки ваших знаний, но и возможностью пополнить свои знания, проявить эрудицию.

      У каждого писателя, несмотря на многообразие творчества, есть свои наиболее удачно раскрываемые темы. Такой темой для Ивана Бунина, как и для многих других писателей, стала тема любви.

     Тема любви – ведущая тема в творчестве И.А. Бунина. Его трактовка этого чувства оригинальна, она отличается от привычного, классического понимания. По Бунину, любовь – это всегда вспышка, «мимолетное виденье», которое не имеет будущего, но без которого жизнь не имеет смысла. Любовь в произведениях Бунина драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное, ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар. Любовь — это великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная. На  уроке мы  вместе подведем итоги постижения рассказов о любви И. А. Бунина.

    Для дальнейшей работы предлагаю сейчас разделиться на две команды. Желаю удачи всем участникам сегодняшнего праздника интеллекта и творчества.

III.   Конкурсная программа.

  1. Конкурс  «Знаток  биографии И. А. Бунина».  Две команды  отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл. Вопросы  и ответы к ним демонстрируются на слайде.

Вопросы:

  1. В каком году родился И. А. Бунин?

а) в 1870;   б) в 1891;   в) в 1901.

         2. Современный буниновед О. Михайлов считает,  что фамилия  «Бунин» произведена от слова «буня». Что означает это слово?

          а) мудрый человек;     б) чуткий человек;    в) спесивый человек.

    3. Какой рассказ писатель опубликовал в 1895 году?

а) «Господин из Сан-Франциско»; б)  «Грамматика любви»: в) «На край света».

   4. В каком году И. А. Бунин впервые посетил Петербург?

               а) в 1878;      б) в 1895;          в) в 1903.

  5. Какое событие происходит в жизни И. А. Бунина в 1898 году?

а) публикует повесть «Деревня»;  б) женится на Анне Цакни;  в) создает литературный кружок «Парнас».

  6. За какие заслуги в 1903 году Академия наук награждает Бунина Пушкинской премией?

а) за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайвате» американского поэта Г. Лонгфелло; б) за рассказ «Антоновские яблоки»; в) за роман «Жизнь Арсеньева».

7. Когда читаешь произведения И. А. Бунина, от какого вопроса нельзя освободиться?

                 а) когда?            б) почему?             в) где?

8. Какое потрясение пережил писатель в 1905 году?

            а) развод;               б) смерть отца;                 в) смерть сына.

9. С кем подарил встречу-судьбу Бунину 1906-й год?

а) с З. Гиппиус;  б) с В. Муромцевой;  в) с А. Ахматовой.

10. Какую повесть, принесшую писателю широкую читательскую известность, создал Бунин в 1910 году?

а) «Деревня»;  б) «Митина любовь»;   в) «Неизвестный друг».

11. В каком году Иван Алексеевич навсегда покинул Россию?

                      а) в 1917;           б)  в 1918;             в) 1920.

12. Как называется дневник Бунина, в котором были отражены причины, заставившие писателя покинуть Россию?

а) «Господин из Сан-Франциско»; б) «Суходол»; в) «Окаянные дни».

13.  Какой жанр литературы был наиболее близок писателю?

          а) роман;                б) миниатюра;                        в) повесть.

14. Какое произведение называют «жемчужиной бунинской прозы»?

а) «Легкое дыхание»;  б) «Музыка»;  в) «Подснежник».

15. О каком своем произведении позднего периода И. А. Бунин говорил: «Я тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) писал об одном и том же?

а) «Темные аллеи»;  б) «Жизнь Арсеньева»; в) «Антоновские яблоки».

16).  Что происходит в жизни писателя в 1933 году?

а) присуждена Нобелевская премия; б) возвращается на Родину; в) женится.

17. В каком возрасте Бунин называет себя «стариком»?

                         а) в 20 лет;             б) в 50 лет;            в) в 70 лет.

18. Как называется литературно-философское исследование, которое Бунин посвятил Л. Н. Толстому?

а) «Толстой – великий художник»; б) «Освобождение Толстого»; в) «Памяти Толстого».

19. В каком году умер писатель?

      а) в 1936;                 б) в 1953;                     в) в 1962.

20. Где похоронен Бунин?

               а) в Париже;         б) в России;              в) в Америке.

21. Кому принадлежит высказывание о писателе: «Бунин – художник строгий и серьезный, сосредоточенный на своих излюбленных мотивах и мыслях, всякий         раз решающий для самого себя некую задачу, а не приходящий к читателю с готовыми и облегченными построениями подобий жизни.  Сосредоточенный и глубоко думающий художник…»

                а) Л. Толстому;  б) А. Чехову; в) А. Твардовскому.

22. Кому принадлежит высказывание о писателе: «Талант, красивый, как матовое серебро…»?

                  а)  М. Горькому; б)  А. Чехову; в)  А. Блоку.

Ключ к вопросам: 1а), 2 в), 3 в), 4 б), 5 б), 6 а), 7 б), 8 в), 9 б), 10 а), 11 в), 12 в), 13 б),  14 а),  15 а), 16 а), 17 б), 18 б), 19 б), 20 а,) 21 в,) 22 а.

  1. Конкурс «Историческая справка».  За каждый правильный ответ команды получают 1 балл. Ответы даются по очереди.
  1. Впервые этот сборник вышел в 1943 году в Нью-Йорке, в количестве 600 экземпляров, а вошло в него лишь 11 рассказов.  В полном составе эта книга вышла в 1946 году в Париже. Она единственная в своем роде в русской литературе. Тридцать восемь новелл этого сборника  дают великое разнообразие незабываемых женских типов. О каком сборнике идет речь?
  2. Есть у Ивана Алексеевича Бунина рассказ, название которого для современного читателя звучит несколько непривычно и странно. Создан этот шедевр русской прозы в начале 1915 года и занимает в творческой биографии писателя видное место. Именно в нем впервые отчетливо и сильно прозвучали мотивы, которые потом найдут еще большее развитие в рассказах «Дело корнета Елагина», «Солнечный удар», в цикле «Темные аллеи».  Что это за рассказ?  
  3. Данный  рассказ  входит в цикл «Тёмные аллеи». Он был создан 3 мая 1944 года. Этот рассказ заметно выделяется среди других.  Писатель писал о нем: «Очень самого трогает…».  О каком рассказе идет речь?
  4. Этот рассказ создан писателем в 1925 году. По тематике и стилевым особенностям  примыкает к сборнику «Темные аллеи».  Автор утверждал в нем: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». О каком рассказе идет речь?
  5. Эту новеллу, написанную в 1916 году, задолго до появления на свет сборника «Тёмные аллеи»,  можно без преувеличения назвать одной из жемчужин творчества И. Бунина. Она  рассказывает о прекрасной молодой девушке и её трагической судьбе.  О каком произведении идет речь?
  6. Над этим произведением  писатель работает на юге Франции - в Грасе, куда переселяется с женой с середины мая 1923 года. Рассказ создан в 1925 году. Некоторые исследователи творчества И. А. Бунина относят данное произведение к  лирико-философской повести. О каком произведении идет речь?    

Ключ к заданию: «Темные аллеи», «Грамматика любви», «Холодная осень», «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Митина любовь».

  1. Конкурс  «Литературоведческий». Командам необходимо отгадать «литературоведческие загадки» и определить жанр произведения. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл. 

Вопросы команде №1:

  • Отгадайте «литературоведческую загадку».  Какой вид заглавия  использует И. А. Бунин в рассказе «Солнечный удар»?  
  • Определите жанр произведения:  а) «Окаянные дни»     б)  «Легкое дыхание»  в) «Деревня».
  • Продолжите фразу: Антитеза – это…

Ключ к заданию: 

  1. В основу рассказа «Солнечный удар» положено заглавие-метафора. Заглавие-метафора выражает авторское понимание любви как внезапного  сильного чувства, способного перевернуть всю жизнь человека.  2.  а) дневник; б) рассказ; в)  повесть.  3. Антитеза – это противопоставление понятий, положений, образов.

Вопросы команде №2:

  • Отгадайте «литературоведческую загадку».   Какой смысл писатель вкладывает в эпитет «солнечный» в рассказе «Солнечный удар»?

  • Определите жанр произведения: а) «Господин из Сан-Франциско»    б)  «Чистый понедельник »  в) «Антоновские яблоки».
  • Продолжите фразу: Метафора – это…

Ключ к заданию:  1. Бунин имеет в виду внезапность, стихийность, могучую силу и мимолетность любви.  2. а) повесть; б) рассказ; в)  рассказ. 3. Метафора – это  установление связи по сходству; перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании общего признака.

4.Конкурс «Декламаторы». Предварительное задание к уроку: подготовить капитанам команды выразительное чтение отрывка из рассказа «Легкое дыхание» И. А. Бунина.  Жюри оценивает данный конкурс по 5-ой системе.

5. Конкурс «Самый внимательный читатель». Предлагается заполнить таблицу: узнать произведение автора. 

Задание: Распределите (названия произведений) в предлагаемой таблице: «Легкое дыхание»,  «Митина любовь», «Солнечный удар»,  «Грамматика любви», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи».

                                                                                        Таблица 1.

№ п/п

Эпизоды из произведений И. А. Бунина

Название произведения

1

1

«… И  прохладную  тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще  сада,  голоса  да  гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна  дорога  к  большому  шалашу,  усыпанная соломой, и самый шалаш,  около  которого  мещане  обзавелись   за   лето   целым хозяйством.  Всюду  сильно  пахнет яблоками, тут - особенно…»

2

2

«… В  холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и  изрезанной многими черными колеями,  к длинной  избе,  в  одной  связи  которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно  было  отдохнуть или  переночевать,  пообедать  или  спросить  самовар, подкатил закиданный  грязью  тарантас  с  полуподнятым  верхом,   тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах  тарантаса  сидел  крепкий  мужик  …  с  редкой  смоляной  бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик - военный  в  большом  картузе  и  в  николаевской серой шинели с бобровым стоячим  воротником,  еще  чернобровый,  но  с  белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у  него  был  пробрит…»

3

3

«… Улица была совершенно пуста. Дома были все одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, с большими садами, и казалось, что в них нет ни души; белая густая пыль лежала на мостовой; и все это слепило, все было залито жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным солнцем. Вдали улица поднималась, горбилась и упиралась в безоблачный, сероватый, с отблеском небосклон. В этом было что-то южное, напоминающее Севастополь, Керчь... Анапу. Это было особенно нестерпимо. И поручик, с опущенной головой, щурясь от света, сосредоточенно глядя себе под ноги, шатаясь, спотыкаясь, цепляясь шпорой за шпору, зашагал назад…»

4

4

«… Девочкой  она  ничем  не  выделялась  в  толпе  коричневых гимназических платьиц: что можно  было  сказать  о  ней,  кроме того,  что  она  из  числа  хорошеньких,  богатых  и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к  тем наставлениям,  которые ей делает классная дама? Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам…»

5

5

«… Все можно было объяснить. Начались весенние женские заботы, покупки, заказы, бесконечные переделки то того, то другого, и Кате действительно приходилось часто бывать с матерью у портних; кроме того, у нее впереди был экзамен в той частной театральной школе, где училась она. Вполне естественной поэтому могла быть ее озабоченность, рассеянность…»

6

6

«… И, открыв шкатулку, Ивлев увидел заношенный шнурок, снизку дешевеньких голубых шариков, похожих на каменные. И такое волнение овладело им при взгляде на эти шарики, некогда лежавшие на шее той, которой суждено было быть столь любимой и чей смутный образ уже не мог не быть прекрасным, что зарябило в глазах от сердцебиения. Насмотревшись, Ивлев осторожно поставил шкатулку на место; потом взялся за книжечку. Это была крохотная, прелестно изданная почти сто лет тому назад «Грамматика любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым…»

Ключ к таблице:  1. «Антоновские яблоки»; 2. «Темные аллеи»; 3.  «Солнечный удар»; 4. «Легкое дыхание»; 5. «Митина любовь»; 6. «Грамматика любви».

6. Конкурс «Рассуждалки».  Командам задаются проблемные вопросы. Учащиеся высказывают свои мнения, аргументировано защищают свои позиции.  За активное участие в мини-дискуссии команды получают  от 1 до 10 баллов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Возможна ли человеческая жизнь без любви? 
  2. Что же за человек этот Хвощинский – действительно сумасшедший или тот, кому выпал талант любить?
  3. Почему так часто в произведениях И. А. Бунина любовь несет боль и страдания?
  4. Чем отличаются женское и мужское понимание любви в рассказах Бунина?
  5. Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью?
  6. Всегда ли настоящая любовь трагична? 

7. Конкурс  на лучшую  иллюстрацию или коллаж к рассказам о любви  И. А. Бунина. Предварительное задание к уроку: выполнить творческую  работу (в командах).  Защита творческих работ.

8. Конкурс «Делаем фильм». Предварительное задание к уроку: написать сценарий «Делаем фильм». Режиссеры каждой из команд читают сценарий, операторы рассказывают о том, как они будут снимать эту сцену, актеры говорят об особенностях характеров героев, мотивируют их поведение в данной сцене.

Пауза: «Это интересно!»

 Перечитывая Мопассана, Бунин заметил в дневнике 3 августа 1917 года: «Он единственный, посмевший без конца говорить, что жизнь человеческая вся под властью женщины». Натура эмоциональная, страстная, Бунин за свою жизнь пережил несколько глубоких потрясений. Можно сказать, что четыре музы сопровождали его, вдохновляли, давали огромную радость, мучение и возбуждали жажду  творчества. Каждая из них в жизни Бунина представляет особенную эпоху. Это Варвара Пащенко, Анна Цакни, Вера Николаевна Муромцева-Бунина и Галина Кузнецова (портреты муз  в ходе рассказа появляются на слайде).

9. Конкурс «Творческий». Задание:  предложите грамотно сформулированные темы для сочинений-исследований  (по творчеству писателя). За каждую творческую грамотно предложенную тему – 2 балла.

Например, ответы команд: 1. Рутина существования и радость жизни в рассказах Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Легкое дыхание». 2. «Лики любви» в цикле рассказов Бунина «Темные аллеи». 3. «Солнечный удар» (внезапность и красота любви в рассказах И. А. Бунина).  4. «Любовь многолика и часто необъяснима (по рассказам Бунина)». 5. «И первый стих, и первая любовь пришли ко мне с могилой и весною...» (любовь и смерть в прозе Бунина).

10.Конкурс «SMS  И. А. Бунину». За каждое сообщение писателю команды получают 1 балл. Задание:  написать сообщение писателю по предложенным конструкциям:  1. Я понял (а), что…   2.  Мне понравилось…. 3.  Меня удивило…

  IV.   Подведение итогов.  Выставление оценок с комментариями лучше провести на следующем урок, прежде поставив на голосование следующий вопрос: «понравился ли вам урок - творческий отчет?». Затем уместно обсудить все «за» и «против».

Домашнее задание (по выбору): 1.Написать мини-сочинение  на тему: «Современен ли сегодня рассказ  И. А. Бунина?». 2.  Написать сочинение рассуждение на тему: «Любовь в жизни человека: награда  или  наказание?»

Список литературы:

1. Литература.5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков/авт.-сост. Е. Н. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 298с.

2. Мартемьянова И. К. Как избежать «мильон терзаний» (литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов к. XIX-XX века),11 класс.- Волгоград: ООО «Экстремиум», 2005. –  208с.

                                                                                                                 Приложение 1.

                                                                       Листок жюри

Участвуют команды: 1, 2.

Конкурс 1

(за каждый правильный ответ команды получают 1 балл)

Конкурс  «Знаток  биографии И. А. Бунина»

Награда-медаль «Знатоки биографии И. А. Бунина».

Конкурс 2

(за каждый правильный ответ команды получают 1 балл)

Конкурс «Историческая справка»

Награда-медаль «

Конкурс 3

(за каждый правильный ответ команды получают 1 балл)

Конкурс  «Литературоведческий»

Награда-медаль «Лучший литературовед».

Конкурс 4

(5 баллов)

Конкурс «Декламаторы»

Награда-медаль «Мастер художественного слова».

Конкурс 5

(за каждый правильный ответ команды получают 1 балл)

Конкурс

«Самый внимательный читатель»

Награда-медаль «Самый внимательный читатель».

Конкурс 6

(10 баллов)

Конкурс «Рассуждалки»

Награда-медаль « Самый лучший оппонент»

Награда-медаль «За эффективное групповое взаимодействие»

Награда-медаль «За активность и инициативу»

Конкурс 7

(10 баллов)

Конкурс  на лучшую  иллюстрацию или коллаж к рассказам о любви  И. А. Бунина.

Награда-медаль «Лучший художник»

Конкурс 8

(10 баллов)

Конкурс «Делаем фильм»

Награда-медаль «Лучший сценарий»

Конкурс 9

(за каждую творческую грамотно предложенную тему – 2 балла)

Конкурс «Творческий»

Награда-медаль «Самый талантливый читатель»

                                                                               

                                                                                                         Приложение 2.                                                                              

Памятный листок об участии в праздничном уроке

 Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен, и                                      нам все-таки страстно хочется быть счастливыми и любить друг друга. Дарите людям радость, берегите себя и своих близких!

                                                                                                         И..А. Бунин

http://i.obozrevatel.ua/8/328022/409386_image_large.jpg

Участнику праздничного урока, посвященного изучению

рассказов о любви И. А. Бунина

20___год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Творческий отчет по теме «Привитие любви к истории и культуре марийского края»

Проведенный анализ качества знаний, умений и навыков обучающихся школы обнаружил недостатки в усвоении обучающимися основополагающих понятий, формировании их умений и навыков, недостаточное понимание ...

«Подготовка к сочинению по рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени» на тему «Что такое счастье?»»

Урок-полилог подготовка к сочинению-рассуждению. Характер урока ориентирован на расширение представлений восьмиклассников  о творчестве И. Бунина, А. Чехова и А. Куприна, особенно...

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....

Тест по рассказам А.П. Чехова «О любви», И.А. Бунина «Кавказ», А.И. Куприна «Куст сирени» 8 класс, учебно-методический материал

Тест по рассказам А.П. Чехова «О любви», И.А. Бунина «Кавказ», А.И. Куприна «Куст сирени» 8 класс,  учебно-методический материал...