Творческий отчет по теме «Привитие любви к истории и культуре марийского края»
статья на тему

Богомолова Роза Александровна

Проведенный анализ качества знаний, умений и навыков обучающихся школы обнаружил недостатки в усвоении обучающимися основополагающих понятий, формировании их умений и навыков, недостаточное понимание некоторыми обучающимися практического значения изучаемых ими теоретических знаний, разрыв между их теоретической и практической подготовкой, неумение применять усвоенные теоретические знания в различных ситуациях. Указанные недостатки отрицательно влияют на развитие познавательных интересов обучающихся. Нахождение путей повышения качества знаний школьников, который  приводит к необходимости организации работы коллектива учителей школы над изучением проблемы воспитания любви и чувства патриотизма и определению путей практического решения некоторых вопросов этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет

по теме «Привитие любви к истории и культуре марийского края»

Проведенный анализ качества знаний, умений и навыков обучающихся школы обнаружил недостатки в усвоении обучающимися основополагающих понятий, формировании их умений и навыков, недостаточное понимание некоторыми обучающимися практического значения изучаемых ими теоретических знаний, разрыв между их теоретической и практической подготовкой, неумение применять усвоенные теоретические знания в различных ситуациях. Указанные недостатки отрицательно влияют на развитие познавательных интересов обучающихся. Нахождение путей повышения качества знаний школьников, который  приводит к необходимости организации работы коллектива учителей школы над изучением проблемы воспитания любви и чувства патриотизма и определению путей практического решения некоторых вопросов этой проблемы.

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность  воспитания в процессе преподавания. Приобщение детей к национальной культуре следует начинать с раннего детства. На мой взгляд, школьные учреждения Республики Марий Эл вносят большую лепту в эту работу.

В 1992 г. в обязательный компонент школьной программы был введен предмет «Культура родного края». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения.

Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая во-первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности,  во-вторых, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей

С чего я начала свою работу? С оформления полей тетрадей обучающихся, т. е, знакомила с элементами национальной культуры. В целях интернационального воспитания знакомлю с национальной культурой других народностей: татар, чувашей, восточных мари, показываю марийские, татарские орнаменты, восточно-марийские, марийские костюмы, вышивки. Для освещения вопроса национальной культуры и истории я бы предложила художественным промыслам, фабрике декоративно-прикладного искусства обогатить ассортимент детских товаров на основе национальных марийских мотивов

Стремление к красоте, неисчерпаемое богатство фантазии и тонкость эстетических чувств марийского народа проявились в деревянном зодчестве, резьбе по дереву, красочной национальной вышивке, в песне, танце.

Свою работу по привитию любви я начинаю с рассказов о марийском крае, о его талантливых умельцах, предметах мужской и женской одежды, украшенной национальной вышивкой.

Знакомство с национальной вышивкой начинаю с рассказа о прежней жизни своего народа, о том, что раньше все необходимое люди делали сами: женщины ткали полотно, шили из него одежду и украшали ее вышивкой.

О, женщины марийские!

Как славно

Расшито вами жизни полотно.

Писать вы научились так недавно,

А вышивать умели так давно.

Валентин Колумб.

Знакомя детей с национальной вышивкой, я обращаю внимание на тончайший, почти коврового покрытия орнамент, состоящий из сложного переплетения розеток, ромбов, квадратов, треугольников, полосок, на изысканную цветовую гамму: черный цвет и различные оттенки красного, яркие квадраты и полоски желтого и зеленого… Ученики 8 класса изучили цвета вышивки, назначение вышивки и создали проект, который называется «Страна цветов в марийской вышивке». С этим проектом они выступали в конкурсе, привезли сертификат участника 2 республиканской конференции школьников  «Шаг в будущее».

На своих занятиях я знакомлю детей и с другими видами искусства марийского народа, например, с живописью и музыкой. Расширяя знания и представления детей о родном крае, использую в своей работе картины марийских художников: П.Горбунцова - «Шошо», А.В.Григорьева «Пробуждение весны» и др. Картину С.Подмарева «Радуга» показываю,  когда изучаем тему «Цвета марийской вышивки». Изучая тему «Марийская музыка», раскрываю национальный колорит  марийской песни и танца. Поскольку музыка родного народа несет в себе целый мир впечатлений. Она воздействует на душу ребенка. На его эмоции, затрагивает самые тонкие струны его души. Вместе с детьми создали проект «Мой край мари». Проект сопровождает марийская мелодия. Зазывая ребят на поля и луга, где много цветов и ласковый ветер. Также знакомлю детей с танцевальными движениями. Поскольку марийскую землю окружали всегда болота, леса и символом родного края была уточка (может, поэтому женщина мари часто сравнивалась с этой птицей), характерным плясовым движением местного народа считается «утиный шаг». Мужчины сравнивались с селезнем, поэтому в Марийских народных плясках большую популярность имело движение «полет селезня». С ним я знакомлю младших школьников. Обращаю на пластику рук и у девочек.

На уроках читаем произведения поэтов и писателей. Обращаю внимание на богатство оборотов, эпитетов, гиперболу. Также учимся читать выразительно. Мои ребята участвовали в районном конкурсе «Шочмо мландем мый моктен мурем!», посвященный Дню рождения Марий Эл. Ученик 4 класса Иваненко Никита занял 1 место, ученик 9 класса Васин Андрей 3 место.

К юбилею Республики Марий Эл учениками 10 класса был составлен литературно-музыкальный альманах «Царев – город на Кокшаге». С этим альманахом выступили в мероприятии «Неделя марийского языка и истории и культуры народов».

Дети очень любят изучать свою родословную, поэтому сначала в школе провели конкурс «Моя родословная». Победителем стала Ештыганова Снежана, ученица 7 класса. Она защищала честь школы в районном конкурсе краеведческих исследовательских работ «Моя родословная», который проходил 21 февраля 2007 года. За свой труд она получила свидетельство. Еще одна ученица 10 класса Ельмикеева Вероника за участие  в районном празднике «Тукым вожемын патыр енже», посвященный Дню национального героя и 90-летию первого съезда народа мари, получила сертификат участника (24 апреля 2007 года).

Дети любят играть на уроке. Поэтому я подготовила много игр. Прежде всего, эти игры служат несомненным доказательством педагогического таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства. Народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства:

  1. «Пире ден шорык тушка»
  2. «Пурса велын»
  3. «Тылзе, кече»
  4. «Пугыльмо ден маска»
  5. «Куку»
  6. «Пеледыш ылыжеш»
  7. «Йыдал»

Каждый народ, большой или малый, имеет богатое наследие своих предков – устное народное творчество в виде различных жанров: сказок, песен и частушек, легенд и преданий, пословиц и поговорок, загадок и т.п. Про богатство марийского народного творчества выдающийся собиратель фольклора марийского народного творчества, издатель и редактор «Марла календарь» В.М. Васильев писал: «Если мариец хочет добрый совет, у него есть пословицы, поговорки, хочет загадать – загадок много; захочет спеть – песням конца нет; о сказках и говорить нечего – не наслушаешься…». Наблюдается одна закономерность: воздействие сильнее их там, где произведения народного словесного творчества органически  вплетены в живой разговорный язык. Поэтому я в работе с детьми употребляю и пословицы и приметы, поговорки и загадки. Ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам, пусть немного, но начинает их употреблять.

Блестящим примером образности языка является язык марийских народных сказок. Сказки оказывают свое влияние на язык ребенка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитает оно гармонию слов. Детей я знакомлю со всеми разновидностями сказок: сказками о животных, волшебными, мифологическими, бытовыми, новеллистическими.

Нашим детям нравятся сказки о животных. Когда высмеивают глупость о животных – «Сут пире» («Жадный волк»),  за доброту – «Кокша». Дети очень точно определяют и выделяют смысл сказки, что же марийский народ хотел сказать этой сказкой. В сказке «Лудшо Меран» («Трусливый заяц») дети отмечают трусость зайца, при этом учатся обдумывать свои дальнейшие поступки, действия.

Знакомлю детей со сказками о богатырях марийского народа. Тут идет не только знакомство, но и непринужденный разговор о наисокровеннейших человеческих добродетелях – о любви к родной земле и долге перед ней. О вере в их торжество – «Нончык патыр», «Онар», «Чоткар», «Кокша – патыр». Еще в детстве моя мама рассказывала мне интересную сказку «Кугыжа пеледыш» («Царский цветок»), и эту сказку часто пересказываю детям. Вкратце: чужеземный садовник вырастил для царя черный цветок, и царь хотел засеять черными цветами всю страну. А вместе с тем искоренить все остальные цветы и с ними пчел, бабочек, птиц… но каждую весну буйно расцветали и ромашки, и колокольчики, и медуницы, и с этим ничего нельзя было поделать. Царь пытался найти и жестоко наказать виновных, но, в конце концов, понял, что «виновата» сама земля, в которой рождаются эти цветы,  в сказке заложена глубокая идея: нельзя искоренить жизнь, красоту, правду, добро – они всегда сильнее жестокости и насилия.

В своей работе я использую пословицы и поговорки. Их называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и  запоминаются.

Пословица – меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

«Поговорка -  общеизвестное выражение, обычно образное, иносказательное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения и не имеющего назидательного смысла».

Использование пословиц и поговорок активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогает лучше понять житейские мудрости. Пословицы и поговорки я отбираю прежде всего с учетом их доступности, по содержанию. Пословицу мы с ребятами не заучиваем, а просто употребляем к месту. С помощью поговорок и пословиц выражаю поощрение («Кугу вудлан кугу пуш» - «Большому кораблю – большое плавание», «Пашаже шерге огыл, моштымашыже шерге» - «Не работа дорога, а умение»), деликатно высказываю порицание («Енын кочушменжат тамле» - «У чужого и редька слаще», «Мом кычалат, тудым муат» - «Что ищешь, то и найдешь»). Иногда пословицы и поговорки использую в дидактических играх и упражнениях «Продолжи пословицу», «Подбери пословицу к картине». ( Пословицы прилагаются).

Пытливый ум человека старался в художественных образах представить себе сущность непонятных явлений. Отголосок такого «познания» сохранился в народных загадках, главным образом, в загадках о природе и ее явлениях. Поэтому многие загадки – это сжатые и короткие мифы, своеобразно отражающие представления наших древних предков.

Загадка – это «иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

 «В сокровищнице народного опыта, заключенного в фольклорном наследстве, примета занимает особое место. Ею пользуются не для красноречия, а для дела, то есть, она имеет более прикладное назначение, чем другие жанры фольклора». «Не примечать, так и хлебушка не видать», «Без примет ходу нет»,- пишет А.Н. Стрижев.

Мариец исстари душою слит с природой. Он был таким наблюдателем и следопытом, прекрасно знал качества и свойства деревьев и трав, зверей и птиц. Доверялся животным и растениям, улавливающим надвигающуюся перемену в погоде. Солнце и луна, звезды и облака тоже предсказывали, каков будет завтрашний день.

Таким образом, мы видим, что в народном  творчестве заключен богатейший воспитательный материал, используя который мы вводим ученика в более широкий мир деятельности  человека, раскрываем жизнь в новых для него чертах и образах.

Анализ результатов деятельности

Работая в средней школе, реализую воспитательные моменты. В своей работе использую также современные образовательные технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка. Применяю исследовательские методы, зачетную систему, игровые методы, информационно-коммуникационные, здоровье-сберегающие технологии.

Активизирую познавательную деятельность обучающихся через творческие задания (создание проектов, презентаций, составление  ребусов, кроссвордов.).

На своих уроках применяю дифференцированный и индивидуальный подход к обучению своих учеников. Веду индивидуальную работу с одаренными детьми: ребята на уроках получают дополнительные задания.    С обучающимися, которые интересуются историей и культурой народов, живущих в Марий Эл, занимаюсь исследовательской деятельностью.

Изучение и внедрение в свою практику ИКТ, продуманная индивидуальная работа с обучающимися, руководство самостоятельной работой школьников, развитие их творческих способностей и талантов позволили добиться хороших результатов. Они представлены в таблицах и диаграммах.

Средний балл

Качество

знаний

успеваемость

2005-2006

4,3

89%

100%

2006-2007

4,4

90%

100%

2007-2008

4,4

90%

100%

 Мои выпускники успешно сдают экзамен по истории культуры и народов:

Средний балл

Качество знаний

Успеваемость

2005-2006

4,2

100%

2007-2008

4,3

89%

!00%

    Мои ученики принимают участие в олимпиадах и конкурсах:

Учебный год

Результат

Ф.И. обучающихся

2005-2006

3 место в районной олимпиаде

Сергеева Ольга, 9 класс

Я являюсь руководителем школьной краеведческой работы. Мои ребята подготовили литературно-музыкальный альманах «Царев город на Кокшаге», показали перед учащимися 7-8 классов. Разрабатывают и готовят  работы по теме «Моя родословная». Ештыганова Снежана участвовала в районном конкурсе краеведческих исследовательских работ «Моя  родословная». За свою работу отмечена свидетельством от Детского дома творчества. Ельмикеева Вероника за участие на районном празднике «Тукым вожемын патыр енже». Она подготовила материал о своем дедушке.  Слюняев Игорь разработал проект о нашем кирпичном заводе. Муштараули Станислав занимался музыкальным оформлением. Он же подготовил презентацию по ликероводочному заводу. У них планы большие, собирают материал и по другим предприятиям.

Работая в сотрудничестве с учителями других предметов, я не только использую необходимые знания из других наук, но  хочу провести интегрированные уроки с педагогами своей школы английского языка в ближайшее время.

В 2007 году мой урок «Средства массовой информации» для 9-го класса вошел в выпущенную методическую брошюру по теме «Интегрированные уроки в средней школе». Рецензент: Н.Н. Мокосеева, заведующая районным методическим кабинетом отдела образования МО «Советский муниципальный район».

В 2008 году я провела открытый урок, где представила свой интегрированный урок с использованием ИКТ с марийским языком «Яйцо, как символ жизни. Обычаи и традиции, связанные с яйцом» для  3-го класса. Урок выставлен на сайте http://sovetskiyroo.narod.ru/kopilka/2007-11-12-sov_pot_4/bokomoloba/index.htm.

 

Проектная часть

Основным элементом проектирования предполагаю расширять творческую группу обучающихся нашей школы для более полной реализаций своих способностей, способствующих систематизации знаний обучающихся, выработке у них умений и навыков.  Это позволит продолжить работу по накоплению медиатеки, распространению опыта не только в районе, но и Республике и России.

4,24

4,26

4,28

4,3

4,32

4,34

4,36

4,38

4,4

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Средний балл

Качество знаний

88%

89%

89%

89%

89%

89%

90%

90%

90%

90%

2005-2006

2006-2007

2007-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

Образовательная программа «Привитие любви к истории и культу-ре марийского народа»

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. Одним из приоритетных направлений развития школ в республике являетс...

Конспект внеклассного мероприятия в рамках предмета "История и культура мордовского края". Тема "Праздничные традиции Рождества"

Тема внеклассного мероприятия в рамках предмета "История и культура мордовского края"  - "Праздничные традиции Рождества"...

Презентация по теме: «История и культура мордовского края»

Презентация по теме:«История и культурамордовского края»...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»

Выступление на педсовете на тему:  «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»...

Творческий отчет на тему: «Реализация технологии личностно – ориентированного обучения учащихся на уроках истории»

Актуальность применения технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, как одного из средств реализации концептуальных идей гуманной педагогики...

Презентация для урока "История и культура родного края" в 7 классе школы 8 вида на тему "Воронеж в годы ВОВ"

Данная презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала на уроках истории (изучение истории родного края) в рамках программы 7 класса школы 8 вида (для детей с ОВЗ)...