"Терпение святого сердца"
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему

Исследовательская работа

Издревле на Руси человека не от мира сего, чьи мысли и поступки не укладывались в обыденные рамки,  называли блаженными, убогими, юродивыми. Отношение к ним всегда было неодинаковым: от презрительной жалости (а нередко и ненависти) до  глубокого восхищения и даже благоговения. Их образы мы находим в русской литературе, живописи, музыке. Это люди, которые представляются миру безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости.

Такая необычная тема была выбрана нами, потому что совершенно случайно выяснили для себя, что даже сам термин «юродивые» для многих моих ровесников, в том числе и таких, которые являются довольно начитанными и разносторонними людьми, представляется смутным и неясным. Сам же феномен юродства в русской жизни, литературе и искусстве очень интересен учащимся.

Актуальность настоящего исследования определяется прежде всего тем, что в наши дни перед обществом все острее встают проблемы душевной черствости, равнодушия, жестокого отношения к людям. Поэтому мы считаем, что в современном мире просто необходимо говорить о ценности жизни человека, о добре, милосердии и любви к ближнему.

Цель нашей работы: раскрыть  понятие  «юродивый» как самый высокий духовный подвиг в литературном жанре жития через светлые образы святой блаженной Ксении Петербургской и Василия Блаженного и в  русской литературе ХХ века через образ Юшки и Кузи, главных героев художественных произведений А.П.Платонова «Юшка», «Добрый Кузя». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Терпение святого сердца»

(тема юродства ради Христа  как самого высокого духовного подвига на примере героев произведений А.Платонова «Юшка», «Добрый Кузя» и образа святой блаженной Ксении Петербургской, Василия Блаженного).

Введение

Издревле на Руси человека не от мира сего, чьи мысли и поступки не укладывались в обыденные рамки,  называли блаженными, убогими, юродивыми. Отношение к ним всегда было неодинаковым: от презрительной жалости (а нередко и ненависти) до  глубокого восхищения и даже благоговения. Их образы мы находим в русской литературе, живописи, музыке. Это люди, которые представляются миру безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости.

Такая необычная тема была выбрана мной, потому что я совершенно случайно выяснил для себя, что даже сам термин «юродивые» для многих моих ровесников, в том числе и таких, которые являются довольно начитанными и разносторонними людьми, представляется смутным и неясным. Сам же феномен юродства в русской жизни, литературе и искусстве очень интересен учащимся.

Актуальность настоящего исследования определяется прежде всего тем, что в наши дни перед обществом все острее встают проблемы душевной черствости, равнодушия, жестокого отношения к людям. Поэтому мы считаем, что в современном мире просто необходимо говорить о ценности жизни человека, о добре, милосердии и любви к ближнему.

Цель нашей работы: раскрыть  понятие  «юродивый» как самый высокий духовный подвиг в литературном жанре жития через светлые образы святой блаженной Ксении Петербургской и Василия Блаженного и в  русской литературе ХХ века через образ Юшки и Кузи, главных героев художественных произведений А.П.Платонова «Юшка», «Добрый Кузя».

Задачи:

  • изучить материал по данной проблеме;
  • раскрыть образы Юшки, Кузи - главных героев рассказов А.П.Платонова, святой блаженной Ксении Петербургской  и Василия Блаженного как великих представителей самого высокого вида духовного подвига;
  • привлечь внимание сверстников к теме духовности, нравственности, гуманизма.

         Гипотеза: герои – юродивые в произведениях русской литературы ХХ века не художественный вымысел автора, а отображение феномена юродства Христа ради в нашей жизни.

Методы исследования:  работа с первоисточниками и со справочной литературой, обобщение исследуемого материала, анкетирование.

 Предметом исследования является святоотеческая и житийная литература, художественные произведения А.П.Платонова, словари, дополнительная справочная литература.

Объект исследования – образы юродивых и блаженных в жизни и литературе.

Новизна работы заключается в сравнении литературных героев – юродивых со святыми подвижниками юродивыми Христа ради.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что работа может служить пособием для учащихся школ и учителей МХК, русской литературы или как раздаточный материал при изучении духовных тем на факультативных занятиях, тематических классных часах, внеклассных мероприятиях.

Основная часть

Мы изучили историю происхождения юродства и узнали, что оно изначально не было русским явлением, получило некоторое распространение в Византии. Однако к XIV в. упоминания о юродстве в Византии постепенно сходят на нет. С этого времени юродство становится специфически русским. Юродивыми на Руси называли блаженных, отказавшихся «Христа ради» от земных благ. Юродивые вели нищенский образ жизни, ходили в рубищах. В период с XIV по XVI в. юродивые пользовались особым почитанием: многие из них были канонизированы как святые. Им приписывали дар провидения, под маской безумия они бесстрашно обличали сильных мира.

Обычно полагают, что юродство тесно связано с телесными или душевными недостатками или болезнями (убожеством). Это широко распространенное заблуждение. Многие юродивые были весьма образованными людьми своего времени, но часть своей жизни посвятили подвигу юродства. Наедине с собой или с доверенным человеком ночью юродивый совсем не был безумен. Он или молился в одиночестве, или помогал другим.

        Из всего выше написанного мы сделали вывод, что религиозный смысл юродства заключался в том, чтобы максимально отречься от самого себя и таким образом приблизиться к Богу.

Мы не ставили перед собой задачу рассмотреть сложнейшее явление юродства во всей его полноте и не предполагаем в рамках данной работы проследить его эволюцию от произведений древнерусской литературы к произведениям ХХ века. В нашем исследовании мы обращаемся к юродству как к уже сложившемуся типу. Мы стремимся дать обоснование подтверждения выдвигаемому нами тезису: герои – юродивые в произведениях русской литературы ХХ века не художественный вымысел автора, а отображение феномена юродства Христа ради в нашей жизни.

Юродивые являются героями многих произведений русской литературы. Этот художественный тип был создан А.С.Пушкиным в «Борисе Годунове», Л.Н.Толстым в трилогии «Детство», Ф.М.Достоевским в романе «Идиот», В.П.Астафьевым в рассказе «На закате дня», Н.С.Лесковым в «Очарованном страннике».

На наш взгляд, русская литература явилась звеном, позволяющим осознать типологическую общность русского подвижничества и юродства как литературного феномена ХХ века. А.Платонов изобразил Юшку, юродивого подвижника, страдальцем, и  непростая жизнь была ему не в тягость. Герой  убежден, что раз он «жить родителями поставлен, по закону рожден», значит, «без меня тоже нельзя». Гнев Юшки – момент кульминационный в произведении, на него следует обратить особое внимание. И о настоящих  святых угодниках  Божьих  юродивых ради Христа можно найти такие сведения из житийной литературы, например, из жития Ксении Петербургской, которые  свидетельствуют о том, что они могли и гневаться на обидчиков своих, правда, очень редко.  Этот факт в святоотеческой литературе не скрывается намеренно для того, чтобы показать читателям, что святые были обычными грешниками, простыми людьми, и ничто человеческое им не чуждо. Но путем стяжания, духовного возрастания достигли святости и духовного совершенства.

Хочется привести слова Ф.М.Достоевского: «Красота спасет мир». Что же подразумевал писатель под словом «красота»? Несомненно, душу, ее духовную красоту.  А  что же спасет мир? А  вернее  «кто» спасет мир?  Это человек с красивой душой, с красивыми поступками и добрым сердцем, человек с большой буквы, тот, кто спешит творить добро. Герой рассказа «Добрый Кузя» является одним из таких людей. Кузя спасает душу чиновника, который в конце рассказа (после того как Кузя умирает) произносит такие слова: «Кому Кузя мешал? Он, может, не дурачок, а умнейший человек был, только оказать себя перед людьми стыдился, потому что у него сердце такое болящее было…»

Одну из глав нашего исследования мы посвятили описанию жизни и подвигам святой блаженной Ксении Петербургской и Василия Блаженного. В прошлом веке жила Блаженная Ксения Петербургская. Она с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Считается, Ксения Петербургская помогает людям в бытовых вопросах современной жизни. благосклонна она к детям  и старикам. (Приложение 1) Василий Блаженный, живший в первой половине ХVI века,  был одним из любимых московских святых. В продолжение всей своей подвижнической жизни он не носил никакого одеяния, пожелал быть всегда нагим, как бы уже предстоящим перед судом Божьим. В нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды. (Приложение 2)

Рассмотрев образы юродивых в русской литературе (на примере рассказов А.П.Платонова «Юшка» и «Добрый Кузя») и образы святой блаженной Ксении Петербургской и Василия Блаженного и проведя их сопоставительный анализ (Приложение 3), мы приходим к выводу, что в поведении и образе жизни подвижников очень много общего. Все это дает нам возможность утверждать, что герои – юродивые в произведениях русской литературы ХХ века не художественный вымысел автора, а отображение феномена юродства Христа ради в нашей жизни.

Далее мы провели опрос среди учащихся 8-9 классов нашей школы  (Приложение 4). Всего было опрошено 76 человек. По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

1) о подвиге юродства Христа ради знают более 80% опрошенных, но назвать имена хотя бы некоторых из них смогли всего лишь 28%;

3) привести пример образа юродивого в русской литературе смогли почти все опрошенные (это связано с тем, что произведения Платонова входят в школьную программу);

2) на вопрос о том, хотели бы они подробнее изучить сведения о  святых подвижниках юродивых  Христа ради, более 87% ответили утвердительно.

Среди основных черт, качеств личности блаженных 80% опрошенных назвали доброту, 74% - милосердие. Ребята также назвали скромность, бескорыстность, отзывчивость, умение любить. А на вопрос о том, как мы должны относиться к таким людям, ответили так: с уважением, как к остальным людям, с пониманием, должны заботиться, помогать. (Приложение 5)

Так нужны ли в нашем непростом мире подвижники Христа ради? Думаем, что да, чтобы своим присутствием освящать землю и просвещать людей, чтобы люди замечали свои недостатки и становились лучше. Зачем же миру нужны Христа ради юродивые? Подвиг юродства – самый высокий среди духовных подвигов. По словам Серафима Саровского, надо спасаться самому, и вокруг тебя спасутся многие другие, ведь светло не там, где есть освещение, а там, где есть «светлые», то есть просвещенные Духом Святым люди.

И святые праведники, и литературные герои - юродивые – яркие личности, достойные представители самого высокого духовного подвига юродства Христа ради. Они вместе знали, зачем страдали, во Чье имя несли свой крест.

Заключение

В исследовательской нашей работе мы проследили историю развития юродства как на Руси, так и частично за рубежом. Раскрыли  понятие  «юродивый» в через светлые образы святой блаженной Ксении Петербургской и Василия Блаженного и через образ Юшки и Кузи, провели их сопоставительный анализ. Пришли к выводу, что герои – юродивые в произведениях русской литературы ХХ века не художественный вымысел автора, а отображение феномена юродства Христа ради в нашей жизни. По тому, как общество относится к непохожим на нас людям, оценивается и само общество, а значит, и конкретный, отдельно взятый человек, поэтому надо стараться как можно позитивнее относиться к этим людям, так как в этом проявляется работа нашего сердца, то есть нашей души.

Наш исследовательский труд по изучению духовного подвига, бесспорно, имеет перспективность в плане его дальнейшего изучения.

Список литературы

  1. Акафисты святым: ОАО «Печатный двор» им. М.Горького, г.С.- Петербург, 2010г.
  2. Гранин А.В. «Православный календарь», ООО «Онега Н», г. Москва, 2009г.
  3. Юродство о Христе и Христа ради юродивые. – М.,2009.
  4. http://www.pravmir.ru/
  5. Коровина В.Я. Литература в 7 классе. Методические советы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010г.
  6. Коровина В.Я. Литература в 8 классе. Методические советы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010г.
  7. Платонов А.П. Рассказы и сказки. – М: Детская литература, 2009г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клеймёнова Л.Ю. "Урок терпения, насточивости и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

Урок терпения, насточивости и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского» был проведён в 6 классе. Посвящён урок 75-летию со дня рождения В.Г. Распутина.На уроке учащиеся познакомились с нек...

"Храм Христа Спасителя. Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов"Презентация

проект "Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов. Храм Христа Спасителя". Презентация рассказывает о строительстве Храма Христа Спасителя в честь победы русских войск над Наполеоном....

Терпение Классный час

Классный час в форме беседы с элементами групповой и индивидуальной работы. Цель: научить ребят такому качеству как терпение....

Вы, странники, терпенье!

Анализ пьесы М.А Булгакова "Бег"...

Игра "Влюблённые сердца", посвящённая Дню Святого Валентина

Игра для старшеклассников по типу телевизионной игры "Любовь с первого взгляда"...

Притча о терпении

родителям на заметку...

Что в сердце нашем самое святое?

Интегрированный урок  ( русскийязык, литература, музыка) , предполагающий подготовку к отдельным вопросам ЕГЭ...