Что в сердце нашем самое святое?
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Зарипова Гулюса Ирековна

Интегрированный урок  ( русскийязык, литература, музыка) , предполагающий подготовку к отдельным вопросам ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 1»

Интегрированный урок

« Что в сердце нашем самое святое?»

Цель: готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания учащихся по разделам языкознания: словообразование, морфология, развитие речи; совершенствовать умение анализировать текст любого жанра;
  • Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, память, коммуникабельность, творческие способности.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к нравственным ценностям человечества, любовь к искусству (классической музыке) и слову.
  • Коммуникативные: развивать речь, совершенствовать умение аргументировать свою позицию.

Оборудование:

                            -  мультимедийный  проектор; экран ;

                            - презентация Power Point;

                            - компьютерная программа «1С: Русский язык: сдаем ЕГЭ» ;

                            - компьютеры;

                            -  раздаточный материал:

  • Текст В.П.Астафьева «Последний поклон» для комплексного анализа ( формат А4);
  • Задания части В ЕГЭ по тексту В.П.Астафьева;
  • Дополнительные задания .

            - музыкальные произведения Шуберта «Серенада», « Аве-    Мария», Сен- Санса «Лебедь».

Ход урока

1.Организационный момент

  • Приветствие, знакомство
  • Я хочу внести немного солнца в вашу жизнь: давайте подарим друг другу улыбку…( цепочка комплиментов)

2.Определение темы

Учитель: Что в сердце нашем самое святое? (слайд)

…(после ответов появляются следующие строки, слайд):

Что в сердце нашем самое святое?

                                     Навряд ли надо думать и гадать.

                                     Есть в мире самое простое

            И самое возвышенное –Мать! ( Э.Асадов)

Учитель:  Согласны ли вы с утверждением поэта?

                   Аргументируйте свою позицию.

Учитель: О чем мы будем говорить на уроке?

( О самом святом в жизни каждого человека)

                  Является ли это четверостишие текстом?

                   Определите его стиль и тип.

3. Основная часть

  1. Письмо по памяти:

Учитель: Выучите стихотворение и запишите его по памяти, вставляя пропущенные буквы( в сильном классе заучивают все четверостишие, в слабом- достаточно двух строк, остальное допишут при проверке написанного с доски). Давайте проверим.

Учитель: Расскажите стихотворение, соблюдая авторскую интонацию( 2-3 ученика читают вслух). Вы сможете использовать эти строки наЕГЭ в качестве аргумента из литературы…

Учитель: Подчеркните в нем контекстные антонимы. Что это? (слайд)

Учитель: С какой целью поэт использует лексический повтор? Давайте вспомним некоторые синтаксические выразительные средства…(слайд)

  1. Творческое задание

Учитель: Сегодня вы работаете в группах, помогая друг другу. Я предлагаю вам сочинить 2-4 строки…(слайд)

Учитель: А теперь поделитесь своими творениями...

  1. Физминутка ( шуточная)

  1. Анализ текста

Учитель: Мы говорим сегодня о матери, о самых близких нам людях. Думаю, по- настоящему счастлив только тот человек, которому судьба подарила возможность ощутить материнскую ласку…Я хочу вспомнить В.П.Астафьева, автора известнейших произведений. Так много написано им о детстве, о детстве без матери…Она утонула, когда мальчику было всего 7 лет. Поэтому самое святое в жизни Астафьева – это бабушка, Катерина Петровна,заменившая ему мать. Именно о ней он напишет в автобиографическом произведении « Последний поклон».

Учитель: читает текст под музыку (слайд)

 ( Тексты раздаются в отпечатанном виде )

Последний поклон 
     1)Задами пробрался я к нашему дому.2) Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.

   3) Дверь распахнута. 4)Краски на двери и на крыльце почти не осталось.5) Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери.6) Бабушка сидела на скамейке возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки в клубок.
   7)  Я замер у двери.
    8) Буря пролетела над землей! 9) Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так они и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
      10)--Што ж ты стоишь, батюшко, у порога?11) Подойди, подойди!12) Перекрешшу я тебя, милого.13) У меня в ногу стрельнуло...14) Испужаюсь или обрадуюсь -- и стрельнет...
    15) И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в самом деле, отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился, лишку подзадержавшись.
   16)  Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол.     17)Какие маленькие сделались у бабушки руки! 18)Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха.19) Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка.

   20)  Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя.
     21)-- Живой я остался, бабушка, живой!..
     22)-- Молилась, молилась за тебя, -- торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь.23) Она целовала там, где сердце, и все повторяла: -- Молилась, молилась...  
     24)На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды .

     25)-- Устала я, батюшко. 26)Вся устала.27) Восемьдесят шестой годок...28) Работы сделала -- иной артели впору. 29)Тебя все ждала.30) Жданье крепит.31) Теперь пора. 32)Теперь скоро помру.33) Ты уж, батюшко, приедь  похоронить-то меня... 34)Закрой мои глазоньки...
   35) Бабушка ослабела и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами. 36)Я тоже плакал молча и просветленно.
   37)  Вскорости бабушка умерла.
     38)Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. 39)Но меня не отпустили с производства.40) Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:
     -- Не положено. 41)Мать или отца -- другое дело, а бабушек да дедушек...
     42)Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью -- всем, что есть на этом свете дорогого для меня!43) Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого.44) Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.
    45) И живет в сердце вина.46) Гнетущая, тихая, вечная.47) Я знаю, бабушка простила бы меня. 48)Она всегда и все мне прощала.49) Но ее нет.50) И никогда не будет.
    51) И некому прощать...
                                                                                                                                         ( По   В.П.Астафьеву)

Учитель:  Закройте глаза, вдумайтесь, пусть музыка поможет вам услышать писателя…Понравился ли он вам? О чем он?

Исследование текста

Учитель: Определите тип, стиль текста. Обоснуйте свою позицию.

КАРТОЧКИ-ИНФОРМАТОРЫ

Текст- повествование

Он повествует, рассказывает о том, что случилось с героем, что он испытал, пережил; о событиях, участником которых он был. Действия протекают во времени,одно за другим. Последовательность действий показывают слова: сначала, затем, тогда, потом ,снова, еще и т.п. Много глаголов- ведь именно они выражают действие. Схема текста:

  1. Начало действия: место, время.
  2. Развитие действия: сообщение о действующем лице, его действия
  3. Кульминация.
  4. Вывод.

Текст-описание

В нем названы признаки предмета или явления( внешний вид, возраст, характер, цвет, вкус, запах, размер, форма). Описание отвечает на вопрос какой? Поэтому здесь много имен прилагательных. Описанию помогают сравнения со словами как, как будто, словно, точно, похож на и др. Изображение красочное, мало движения. Схема текста:

  1. Представление героя, предмета, явления.
  2. Наиболее характерные его признаки.
  3. Вывод.

Текст- рассуждение

В нем дается объяснение какому-либо событию, явлению, предмету, факту. Используются слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, значит, потому что, следовательно,итак. Схема текста:

  1. Вступление.
  2. Тезис( основная мысль, которая будет доказываться).
  3. Аргументы:

- доводы

-примеры, случаи, факты, цифры

-мнения известных людей, цитаты

          4.  Вывод.

Игровой момент

Учитель:  Предлагаю вам выполнить ряд заданий части В. Работаем в группах, объясняем друг другу. (слайд)

Часть «В»

В1.

  • Из предложений 22-23 выпишите слово, образованное  приставочно- суффиксальным способом.
  • Укажите способ образования слова РАСПАХНУТА ( предложение 3).

В2.

  • Из предложения 6 выпишите все предлоги.
  • Из предложения 43 выпишите все сочинительные союзы.

В3.

  • Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Определите вид подчинительной связи в словосочетании К НАШЕМУ ДОМУ  ( предложение  1).

В8.

  • Какие выразительные средства языка использует автор в 45-46 предложениях ________ ; в первой части 9 предложения_______ ; в предложении 18 ________ ; в предложении 44________

     ( «последний поклон») .

  1. Ряды однородных членов
  2. Эпитет
  3. Аллегория
  4. Метафора
  5. Сравнение
  6. Парцелляция
  7. Литота
  8. Антонимы

Аргументируйте свои ответы. Успехов!!!

 Учитель: Давайте проверим ( по 1 баллу за верный ответ, считают, представляют свою команду и называют результат).

Мониторинг

Учитель: Часть учащихся выполняет тестовые задания за компьютером ( по 2 человека от команды), остальные выполняют тестовые задания за партой.

                                              Дополнительные задания

( по тексту В.П.Астафьева «Последний поклон»)

  1. Выпишите 7-10 существительных, образованных суффиксальным способом. Обоснуйте свой ответ.
  2. Какие части речи могут иметь краткую форму? Подберите  примеры из данного текста.
  3. Вспомните определительные местоимения. Выпишите его (их) из предложений 43-51.
  4. Из предложения 9 выпишите подчинительные словосочетания с разными видами связи.

Ассоциации

Учитель: С какими словами ассоциируется  у вас прилагательное «святое»? ( на доске рисуют солнце из слов-ассоциаций).

День Победы

Учитель: Слово мать в творчестве многих писателей и поэтов ассоциируется с Родиной . Мы с вами граждане великой державы. Нам есть чем гордится. Скоро мы будем праздновать 65-летие Победы в ВОВ. Это были трудные годы в жизни страны, многие отдали жизни ради нашего счастья и благополучия. Наш с вами долг- помнить о них, о самых близких, о матерях…О самом святом в жизни каждого человека…

Помните! (слайд)

Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,-

Помните!

Итоги урока

Учитель: нарисуйте свои эмоции, полученные на уроке.

Учитель: Спасибо. Запишите

Домашнее задание(слайд)

 Выбери свой уровень сложности и выполни.

 

* Словообразование. Выписать 15 – 20 слов из романа А.Фадеева «Разгром»,        определить, каким способом они образованы.

* * Часть В.  Составить тестовые задания к части «В» , используя текст романа        А.Фадеева «Разгром».

* * * Развитие речи. Написать эссе на тему «Что в сердце нашем самое святое?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что в сердце нашем самое святое?

Слайд 2

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире самое простое И самое возвышенное - Мать! (Э.Асадов)

Слайд 3

Письмо по памяти Что… Навряд ли… Есть… И самое…

Слайд 4

Контекстные антонимы - слова, выступающие в роли противоположных только в данном тексте: тесная - свободная (обувь)

Слайд 5

Выразительные средства языка Лексический повтор- повтор значимого для автора слова: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Парцелляция - намеренное нарушение границ предложения: Это была «Волга». Пепельная. С московским номером.

Слайд 6

Творческое задание Что в сердце нашем самое святое?

Слайд 7

Виктор Петрович Астафьев Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска.Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Слайд 8

Виктор Петрович Астафьев

Слайд 9

Исследование текста Последний поклон 1)Задами пробрался я к нашему дому.2) Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей. 3) Дверь распахнута. 4)Краски на двери и на крыльце почти не осталось.5) Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери.6) Бабушка сидела на скамейке возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки в клубок. 7) Я замер у двери. 8) Буря пролетела над землей! 9) Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так они и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках. 10)--Што ж ты стоишь, батюшко, у порога?11) Подойди, подойди!12) Перекрешшу я тебя, милого.13) У меня в ногу стрельнуло...14) Испужаюсь или обрадуюсь -- и стрельнет... 15) И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в самом деле, отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился, лишку подзадержавшись. 16) Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. 17)Какие маленькие сделались у бабушки руки! 18)Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха.19) Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. 20) Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя. 21)-- Живой я остался, бабушка, живой!.. 22)-- Молилась, молилась за тебя, -- торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь.23) Она целовала там, где сердце, и все повторяла: -- Молилась, молилась... 24)На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды . 25)-- Устала я, батюшко. 26)Вся устала.27) Восемьдесят шестой годок...28) Работы сделала -- иной артели впору. 29)Тебя все ждала.30) Жданье крепит.31) Теперь пора. 32)Теперь скоро помру.33) Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня... 34)Закрой мои глазоньки... 35) Бабушка ослабела и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами. 36)Я тоже плакал молча и просветленно. 37) Вскорости бабушка умерла. 38)Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. 39)Но меня не отпустили с производства.40) Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал: -- Не положено. 41)Мать или отца -- другое дело, а бабушек да дедушек... 42)Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью -- всем, что есть на этом свете дорогого для меня!43) Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого.44) Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон. 45) И живет в сердце вина.46) Гнетущая, тихая, вечная.47) Я знаю, бабушка простила бы меня. 48)Она всегда и все мне прощала.49) Но ее нет.50) И никогда не будет. 51) И некому прощать... ( По В.П.Астафьеву)

Слайд 11

Часть «В» в ЕГЭ В1. Из предложений 22-23 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом . В1. Укажите способ образования слова распахнута.

Слайд 12

В2 Из предложения 6 выпишите все предлоги . Из предложения 43 выпишите сочинительные союзы .

Слайд 13

В3 Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Определите вид подчинительной связи в словосочетании К НАШЕМУ ДОМУ.

Слайд 14

Проверим! В1. 1) По -птичь и 2)Суффиксальный ( распахну т а- распахнуть) В2. 1) на, возле, в 2) и, да, а В3. 1) на щеке ее 2) согласование В8. 6, 8, 5, 4

Слайд 15

У вас 8 баллов? Поздравляем!

Слайд 16

Не забывайте слов благодаренья, Старайтесь скромно, не крикливо жить. За боль и радости мгновенья,- За всё, за всё благодарить!

Слайд 17

Домашнее задание * Выпишите 15-20 слов из романа А.Фадеева «Разгром», определите, каким способом они образованы. ** Составьте тестовые задания части «В», Подобрав примеры из романа А.Фадеева. *** Напишите эссе «Что в сердце нашем самое святое?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАША ШКОЛА САМАЯ ЛУЧШАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НАША! (8А класс в цифрах и фактах - 2012/13 учебный год)

НАША ШКОЛА САМАЯ ЛУЧШАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НАША!(8А класс в цифрах и фактах - 2012/13 учебный год)    Со своим классом я уже 4 года и все эти годы наша жизнь была интересной и насыщенной. ...

Сценарий праздника "Наши мамы самые-самые красивые"

привитие уважительного отношение к маме;развитие творческих способностей учащихся;содействие воспитанию у детей интереса к совместной деятельности и результатам коллективного творчества....

Тукай в сердцах наших, Тукай безнен йорэклэрдэ

"Тукай безнен йорэклэрдэ" исемле класстан тыш чара Г.Тукайнын ижатына багышлана. Бу чараны бэйге итеп тэ, Тукай атналыгында чара итеп тэ уткэререп була. Чарага Г. Тукайнын башка эсэрлэрен сэхнэлэштере...

внеклассное мероприятие "Наши самые, самые...мамы" для учащихся 7 класса и их родителей

Разработка содержит сценарий, презентацию, приглашения, медали, грамоты,открытки для мам, тексты песен, фотографии о проведенном мероприятии. Материал частично взят с сайта "Фестиваль педагогических и...

Самого главного глазами не увидишь: зорко только сердце

Статья содержит материал с рекомендациями по проведению уроков литературы с использованием средств кинематографа....

Сценарий внеклассного мероприятия в 5 классе «Наши самые – самые мамы»

Цель: воспитывать чувство любви к своим мамам.Задачи: 1.     расширять словарный запас;2.     показать важность материнства;3.     развивать...

Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;

Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду...