ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Микнис Диана Тугаудасовна


Конспект урока по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubov_i_tvorchestvo_v_romane_m.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

     Эпиграфы:                                                     «Я не писатель, я – мастер».

                                                             «Рукописи не горят».

                                                                                                      «Мастер и Маргарита», М.А.Булгаков

     Оборудование:    портрет писателя, фотография М.Булгакова и его жены Елены Сергеевны, текст романа, песня В. Бутусова  «Прогулки по воде»,  «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

     Словарная работа:    любовь, творчество, писатель.

     Методические приёмы:    работа с текстом, отработка умения выделять главное в эпизодах, работа со словарём,  групповая работа учащихся, просмотр эпизода из х\ф  В. Бортко «Мастер и Маргарита», сопоставление темы данного урока с темами предыдущих уроков, умение проводить параллели с другими произведениями.

     ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ.

     СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

     Хочу начать урок с небольшой истории, которую узнала из рассказа Е.Габриловича «Вещичка»1. В начале 30-х годов Е.Габрилович получил квартиру в Нащокинском переулке, в Москве. Оказалось, что на балкон выходит дверь и из соседней квартиры, в которой жили Булгаковы, Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна. А в те годы Булгаков был в беде, на мели, даже «кристаллизовалось мнение, что он сошёл»2.  «Итак, долгое время я жил бок о бок с крупнейшим писателем, но не замечал этого. Встречаясь с Булгаковым на нашем общем балконе и глядя на крыши сараев со скудной листвой в перспективе, мы обсуждали с ним новости, сплетни, пользу пеших прогулок, лекарств от почек, разводы, измены и свадьбы. И только однажды я спросил его о том, что он пишет. Всего один раз»3.  И знаете, что ответил Булгаков?!  «Пишу кое – что, сказал он, устремив взор с балкона к сараям - Так, вещицу»4.

     Сегодня мы будем говорить об этой «вещице» - замечательном романе М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита».  

     

     СВЯЗЬ С РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

     Тема любви, творчества для русской литературы традиционна. Назовите произведения, в которых раскрывается тема любви? ( «Гроза» Н.Островского, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, «Евгений Онегин» А.Пушкина, «Гранатовый браслет» И.Куприна…)

     Но мы изучаем необычный роман: показана любовь женщины необыкновенной, женщины-ведьмы. Хотя и здесь М.Булгаков опирался на традиции русской литературы. Вспомните, в каком произведении главная героиня – ведьма, полюбившая и отдавшая всю себя этому чувству? (Повесть «Олеся» А.И.Куприна.)

     А ведь и  тема «Любовь и творчество» не нова в нашей литературе. В каком произведении раскрывается данная тема и показывается тонкая взаимосвязь двух понятий – любовь и творчество, влияние их на жизнь человека? ( Роман «Евгений Онегин».  Если бы Ольга любила по-настоящему, то понимала бы чувства поэта-романтика, его переживания, не совершала тех ошибок, которые привели к трагедии. Для этого нужно дышать одним воздухом с любимым, жить мыслями, творчеством того, кого любишь, или хотя бы читать его произведения. Но  «Ленский и писал бы оды,// Да Ольга не читала их»5.  Видимо, поэтому с такой лёгкостью она забывает погибшего на дуэли Ленского и выходит замуж.)

     В произведении Булгакова не так. Это Маргарита назвала его, своего возлюбленного, Мастером, дорожила и восхищалась романом, и, наверное, поэтому Маргарита Николаевна встретила ту любовь, которая  «сильна, как смерть»6.  Прав был А.С.Пушкин,  когда говорил:

                                            Случалось ли поэтам слезным

                                            Читать в глаза своим любезным

                                            Свои творенья? Говорят,

                                            Что в мире выше нет наград.

                                            И впрям, блажен любовник скромный,

                                            Читающий мечты свои

                                            Предмету песен и любви,

                                            Красавице приятно - томной!

                                            Блажен…7

     Итак, тема «Любовь и творчество» традиционна для русской литературы. Как же она раскрывается у Михаила Афанасьевича Булгакова?

     БЕСЕДА ПО ТЕМЕ, СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

     Давайте выясним, как вы понимаете слова «любовь», «творчество». (Пока класс даёт толкование словам, один учащийся получает индивидуальное задание: найти в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова данные слова, выписать  и оформить формулировки на доске.)

     ЛЮБОВЬ – 1.чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; 2.склонность, пристрастие к чему-либо.

     Какие герои связаны  с темой любви? Ответ обоснуйте.

     ТВОРЧЕСТВО – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

     Тема творчества связана с главным героем, но необходимо уточнить его профессию, дать толкование слову «писатель».

     ПИСАТЕЛЬ – человек, который  занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

     Какие ещё герои помогают раскрыть тему творчества? ( Поэты Иван Бездомный, Рюхин, критики Латунский, Ариман, Лаврович, редактор М.А. Берлиоз.)

     АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ИЗ 28 ГЛАВЫ СО СЛОВ «ВАШИ УДОСТОВЕРЕНИЯ?»  ДО «ИЛИ В ЭТОЙ ГОЛОВЕ?».

     Какова тема эпизода? Что хотел сказать Булгаков, ведь фрагмент значимый: за курьёзностью ситуации скрывается авторское отношение? Кого называют писателем?

     РЕАЛИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГо  ЗАДАНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ (групповая работа).

     АНАЛИЗ  ОБРАЗОВ.

     Иван Николаевич Бездомный (1 группа).

     Примерный план.

                                   1.Каким видим  при первой встрече данного персонажа?

                                   2.Тема беседы с Берлиозом.

                                   3.Образование.

                                   4.Как ведёт себя во время разговора с Воландом?

                                   5.Прозрение в доме душевнобольных.

                                   6.Как расстаётся со своей профессией?

     Поэт Рюхин (2 группа).

     Примерный план.

                                  1.Кто такой, род занятий.

                                  2.Что узнаём о Рюхине из уст Ивана в сумасшедшем доме?

                                  3.Анализ эпизода «У памятника Пушкину».

                                  4.К какому выводу приходит Рюхин о своём назначении?

     СОПОСТАВЛЕНИЕ 2-Х ОБРАЗОВ.

     Для чего автор сталкивает этих двух героев? Рюхин появляется на нескольких страницах романа, но персонаж необходим. Почему? (Здесь звучит традиционный  для русских писателей мотив двойничества. Сравните, сколько лет поэтам, что они думают о своём творчестве?)

     СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

     Вспомним Пушкина, который в романе «Евгений Онегин» говорил, что у Ленского есть два пути:

Быть может, он для блага мира                                               А может быть и то: поэта

Иль хоть для славы был рожден;                                            Обыкновенный ждал удел.                                                                                                    

Его умолкнувшая лира                                                               Прошли бы юношества лета:

Гремучий, непрерывный звон                                                 В нем пыл души бы охладел.

В веках поднять могла… 8                                                          Во многом он бы изменился,

                                                                                                          Расстался б с музами…9

     Как Бездомный не прочитал в своё время  «Мефистофеля» Гёте, так и Рюхин плохо изучал творчество своего великого тёзки, и именно поэтому у памятника звучат слова: «Не понимаю!»

     Литература – искусство, призванное воздействовать на умы, воспитывать, направлять. В произведениях художники выражают свои взгляды, дают оценку. Это всегда знали и использовали люди власти. Но только истинные творения становятся классикой, т. к. проверены временем, читателями. Не все, увы, это осознают. Иванушка понял и отказался от «стихоплётства», но есть люди другого толка, которые страшнее бездарного поэта   Рюхина, наивного Бездомного.

     Михаил Александрович Берлиоз (3 группа).

     Примерный план.

                                   1.Первая встреча.

                                   2.Род занятий.

                                   3.Разговор с Бездомным в 1 главе.

                                    4.Верит ли сам тому, о чём говорит Ивану.

     ВЫВОДЫ ПО ОБРАЗАМ.

     Каждый человек волен выбрать свой путь, каждый писатель самостоятельно определяется с тем, что  и как писать. Вспомните жизнь М.А.Булгакова. Почему его не печатали, что равносильно смерти для любого художника? ( В 1935 – 1937 годах  создаёт произведения,  в которых явна авторская оценка современной действительности. Так, в пьесе  «Иван Васильевич» Милославский произносит: «Простите, ваше величество, за откровенность, но опричники ваши просто бандиты»10.  И это накануне 1937года…)

     В результате, по воспоминаниям Е.С.Булгаковой, «находились люди, которые советовали покаяться, написать какое-то письмо с отказом от своих произведений и с обещанием писать какие-то новые. Эти советы вызывали у него всегда только улыбку… к такой трусости… Он только решил для себя уйти из Художественного театра…  И ушёл. И оказался в безвоздушном пространстве»11. Мысль знакомая – « безвоздушное пространство». Когда, на каком уроке звучала подобная мысль? (Речь  А.Блока о Пушкине: «И Пушкина тоже убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. Поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем»12.) Тяжело было Пушкину. И Блоку…  И Горькому… И Булгакову…  С чем это связано? ( Творческие люди всегда относятся к происходящему вокруг  с обострённым чувством справедливости, ищут правду, говорят вслух о ней, «глаголом жгут сердца людей»).

ОБРАЗ МАСТЕРА.

     БЕСЕДА.

     Мастер – писатель. Мы выяснили лексическое значение слова «писатель». Вспомните  и зачитайте эпизод, как представился Ивану таинственный посетитель. Почему произнесены слова: «Я не писатель, я – мастер»?

     РЕАЛИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

     1.Расскажите историю жизни Мастера.

     2.Дайте характеристику главному герою.

     Образом центрального персонажа Булгаков поставил очень серьёзную проблему, связанную с творчеством – ответственности творца за талант. Бездомный, например, отказался от своих стихов, его теперь интересует история о Пилате. ( Кстати, здесь мотив двойничества продолжается: Бездомный становится двойником  Мастера.)

     ВЫВОД.

     Каково истинное назначение писателя, создающего произведения, которые должны остаться в памяти человечества? И вновь обращаемся к лексическому значению слова «творчество». (Только гений способен спасти людей от беспамятства, вернуть возможность творить добро, на что способен даже лукавый. Обратите внимание на эпиграф романа.)

     Итак, центральный герой несёт важную идейную нагрузку, связанную с темой творчества. Мастер для Булгакова больше, чем писатель.

     РОМАН МАСТЕРА О ПОНТИИ ПИЛАТЕ.

     В произведении Булгакова 2 героя пишут об одном и том же: Мастер и Иван. Почему творение Мастера вызвало такую ярость критики, а И.Бездомному Берлиоз даже помогает? ( Связано с постановкой проблемы.  У Ивана поэма, выполненная на заказ: «…редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму»13.  Мастер же, обращаясь к прошлому, поднимает важные нравственные проблемы, темы, т.е. говорит о том, о чём забыли в современной Мастеру действительности.)   Какие проблемы, темы?

     Объясните, зачем Мастеру говорить об этом? Написал бы что-нибудь современное, получил бы хороший гонорар, ведь он человек талантливый? ( В том-то и дело, что талантливые, творческие люди лучше видят пороки общества, пытаются указать на них, заставить мир задуматься о смысле жизни…)

     А сегодня эти темы важны нам, людям 21 века? Помним ли мы о главном? ( Звучит фрагмент песни В.Бутусова «Прогулки по воде».)

     Но почему сломлен герой, ведь он осознаёт значимость творения? ( Потерял веру в себя, в свой роман. Вера – то, что всегда должно быть у человека, иначе он  заплутает в лабиринте жизни. Неслучайно звучат слова в романе:  «Каждому  будет дано по его вере».)

     Во что верит автор, М.А.Булгаков? ( Обращаясь к прошлому, говорит об Иешуа.  Нельзя предавать свою веру.  Иначе ты трус.  А трусость самый тяжкий грех…)

     ОБРАЗ МАРГАРИТЫ.  

     Кто же помог Мастеру в трудную минуту, кто поддержал? (Маргарита).  Почему появляется этот персонаж, какова функция героини? ( Маргарита дорожит романом больше, чем главный герой. Силой свой любви спасает любимого, который обретает покой.)

     Многое в произведении является нереальным, фантастическим. Скажите, а история любви-вымысел автора? (Связь с биографией Булгакова - история любви Михаила Афанасьевича и Елены Сергеевны.) Всё необычно в романе: герои, сюжет, любовь. И необычна эта любовь с самого начала (просмотр эпизода из х/ф В.Бортко «Мастер и Маргарита» -  «Встреча 2 одиноких людей»).

Что об этой встрече рассказывает Мастер? (Анализ эпизода, обращаем внимание на метафоричность языка.)

     Попытаемся понять назначение образа Маргариты. Послушаем стихотворение, написанное Александром Степанюком, учеником 11 класса.

В том, в чём никто не может быть уверен,

В той жизни, чей сюжет похож на сон,

Где сатаной на прочность мир проверен,

Безумно влюблены Она и Он.

Она, что за любовь на всё согласна,

Чьё сердце для него всегда открыто.

Она умна, красива и опасна,

Она - великий символ- Маргарита.

Он - Мастер, он аскет, почти монах.

Он облачён в больничное тряпьё.

Он тот, что со слезами  на глазах

Ушёл, чтоб было лучше для неё.

Она готова с ним несчастной жить.

Он - без неё, чтоб счастлива была.

Какие есть…  Не нам с тобой судить,

Что за любовь фортуна им дала.

Ведь  что такое в сущности любовь?..

Когда для дорогого человека,

Какая бы ни встретилась помеха,

Не пожалеешь свою душу, плоть и кровь!

     Символом  чего является героиня? (Символом вечной жертвенной любви, дарующей веру и надежду…)

     Чем жертвует Маргарита ради любви? (Всем, даже своей душой, так как продает ее дьяволу.)

     Да, любовь способна на многое. Что совершает любовь женщины в романе? (Спасает Мастера, роман о Понтии Пилате, где поставлены острые вопросы, актуальные всегда.)

      Скажите, а такая любовь –выдумка автора или возможна  на нашей грешной земле?

  (Вспомните жен декабристов  - княгиня Волконская, … Отрывок из к/ф «Звезда пленительного счастья»)

      Выводы по теме.

      Выступая защитницей Мастера, чему противостоит Маргарита? (Злу…)

     ВЫВОД ПО ТЕМЕ «ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО».

     Почему Мастер обращается к такому необычному сюжету?

     Что приходится преодолеть Маргарите?

      Таким образом, любовь и творчество – вот то, что может противостоять вечно существующему злу. Связаны с любовью  и творчеством и понятие добра, прощения, понимания, истины, именно поэтому название данного произведения – «Мастер и Маргарита».

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Невозможно не провести параллели между автором и Мастером. У них много общего, но и много отличий… Е.С.Булгакова вспоминала: «Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только концы или начала слов. Был случай… он дал понять, что ему что-то нужно… Спросила: «Твои вещи?»  Он кивнул…  Я сказала: «Мастер и Маргарита?» Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали»14.

     И мы действительно узнали об этой «вещице», благодаря стараниям  Елены Сергеевны Булгаковой, «Маргариты»  писателя, которая,  «несмотря  на то, что бывали моменты чёрные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью»15,  не считала свою судьбу трагической:  «Счастливее женщины, какой я тогда была, не было…»16 

     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

     Письменно ответить на вопрос:  В чём сила и слабость Мастера?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...

«Их воскресила любовь?» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Разработка урока литературы в 11 классе   (2 часа)...

"Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

     Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии....

Урок литературы,11 класс ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Конспект урока с презентацией. В ходе подготовки к уроку учащимися был разработан и проведен социологический опрос. Итогом урока стали творческие проекты....

Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" "Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" "Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...