Урок по литературе для 6 класса.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Житникова Надежда Викторовна

Урок с разнообразными видами работы, которые позволяют проявить креативность и детям, и учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_uroki_frantsuzskogo.pptx856.35 КБ
Файл urok_v.g._rasputina.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хлебороб (высок). Крестьянин, земледелец. (По С.И. Ожегову)

Слайд 2

« Каждый твой поступок, учитель, отражается на других людях: не забывай , что рядом с тобой человек ». В.А.Сухомлинский « Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя». Ф.М.Достоевский

Слайд 10

Работа в группах: закончите вопросы и ответьте на них 1-я гр. Почему Лидия Михайловна…? 2-я гр. Почему мальчик …? 3-я гр. Какие черты…? 4-я гр. Совершила ли учительница…?

Слайд 11

Учитель глазами мальчика Учитель о себе Глаза «Учительница – так что другой человек» Голос «Человек стареет не тогда, когда доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком» Запах Одежда Вывод: «человек необыкновенный»

Слайд 12

Чингиз Айтматов « Первый…» … «Песчаная учительница» В.Г. Распутин «Уроки французского»

Слайд 13

« Истинное добро не требует награды, оно бескорыстно». В.Г. Распутин

Слайд 14

Дом. задание : подготовьте речь директора и Лидии Михайловны на педсовете заполните таблицу по произведениям внеклассного чтения запишите воспоминания родителей о ярком школьном эпизоде в их жизни

Слайд 15

Советуем прочитать: Василь Быков «Обелиск »



Предварительный просмотр:

ФИО автора:  Житникова Надежда Викторовна

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 93 Советского района Волгограда»

В.Г. Распутин «Уроки французского»

Тема: «Душевная щедрость (доброта) учителя. Его роль в жизни мальчика»

Педагогические задачи: продолжить формировать представления о В.Г. Распутине как писателе – прозаике, мастере изображения цельных характеров, раскрывающих их красоту, показать роль произведений В.Г. Распутина, способствующих  приобретению духовного и нравственного опыта читателям.

Планируемые результаты:

Познавательная сфера: уметь строить свои рассуждения о жизни и творчестве писателя – прозаика на основе полученных и добытых знаний, анализировать произведения в единстве содержания и формы.

Личностно – ориентированная сфера: формировать свою позицию к поступкам героев, оценивать мнения одноклассников, приобщаться к духовно – нравственным ценностям русской литературы

Коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками диалогового чтения, инсценировать эпизоды произведения, уметь контактировать друг с другом

Эстетическая сфера: понимать роль изобразительно – выразительных средств языка в произведении

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, работа с тестом и текстом), индивидуальная, групповая (инсценирование, практическая работа)

Оборудование: портрет В.Г.Распутина, презентация учителя, презентации учеников, карточки со словами и цветами, выставка книг Б.Екимова и семейные фото В.Г.Распутина

План урока

1.  Орг. момент. Актуализация опорных знаний.

Постановка целей и задач урока.

Учитель. Мы продолжим знакомство с произведением В.Г. Распутина

« Уроки французского».

- Посмотрите на доску, Вы видите прикрепленные карточки, давайте перевернем их:

врач

учитель

хлебороб

мама

- Это основные профессии, которые определяют нашу жизнь. Так сказал известный наш земляк и писатель – Борис Петрович Екимов. Эти профессии служат людям.

 - Почему «мама» находится в этом логически, на первый взгляд, не соответствующем ряду?

Профессии первые две Вам, конечно же, знакомы. А что Вам известно о «хлеборобе»?

Справка: хлебороб (высок.). Крестьянин, земледелец.

 (По С.И. Ожегову)

- Находят ли данные слова отражение в произведении?

Ученики. (Учитель – Лидия Михайловна, дядя Ваня на полуторке хлеб возил в райцентр, мама главного героя, материнские чувства присущи и Лидии Михайловне).

Учитель.

- Перед Вами цветовые карточки (белый, красный, голубой, зелёный, желтый), соотнесите их с данными словами и объясните свои возникшие ассоциации?

- А теперь соотнесите карточки со словами:

великодушие, доброта, трудолюбие, забота, внимание, душевность.

Вывод: следовательно, по праву, мы можем сказать о важности, а может, даже и исключительности данных профессий.

- Сегодня мы с Вами на уроке будем литературоведами, актерами и зрителями, слушателями и оппонентами.

Итак, вступим в лабораторию литературы.

Перед Вами таблица (таблица-конструктор из дидактики), повторим литературоведческие понятия:

(назвать 9)- эпиграф.

- Обратимся к нашему слайду и прочитаем эпиграфы к нашему уроку:

Каждый твой поступок, учитель, отражается на других людях:

не забывай, что рядом с тобой человек.

                                                                                  В.А.Сухомлинский

                         Кто легко склонен терять уважение к другим,

                           тот прежде всего не уважает себя.

                                                                                                    Ф.М.Достоевский

- Что объединяет эти две цитаты?

- Опережающее домашнее задание было - найти высказывания, связанные с данными словами.

- Так как Вы полагаете, о ком сегодня будет строиться разговор?

- Какую связь имеет с нашим рассказом?

Давайте сформулируем тему урока, цель урока, используя данные ранее слова и определения.

Ученики высказывают свои предположения.

 Затем появляется следующий слайд: Тема урока: « Душевная щедрость учительницы. Её роль в жизни мальчика» (По рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

Цель: раскрыть красоту характера молодого учителя.

Учитель.

1. Самая благородная профессия –  профессия Учитель. Так было принято общественным мнением ещё в 19 веке. ( Справка о писателях – учителях в форме презентации – поисковая работа учеников) – индив. зад.учеников.

Учитель.

2. Как относились к учителю в разные времена («Песчаный учитель» и «Первый учитель»)- коллективная работа  (произведения давались для опережающего чтения)

3. Каков долг учителя был перед детьми и общественностью.

Изучение нового материала

4. Итак, обратимся к рассказу. Какой нам  представляет учительницу Распутин? Какие композиционные средства помогают в этом (вновь к таблице обращаемся – портрет, пейзаж, диалог). Посмотрим, как диалог раскрывает главных героев?

Инсценирование.

- Сценка1. – опережающее задание

- Дайте название этому эпизоду. Что отражается в заглавии? (Тема. Идея)

Вновь обращаемся к таблице – конструктору. Находим правильные ответы.

 (Посылка. История с посылкой)

Сформулируйте вопросы для обсуждения по этому эпизоду.

- А было ли продолжение с посылкой?

Вывод:

Сценка 2. Как озаглавим этот эпизод? (Игра…)

Работа в группах (предлагается закончить вопросы и дать на них ответы)

Вывод:

5. Работа с таблицей и текстом произведения.  Восприятие учителя.

Что поможет нам построить ответ на вопрос (см. конструктор – цитаты)

Учитель глазами мальчика

Самим учителем

По праву классного руководителя интересовалась нами больше других учителей

Внимательно осматривала…

Глаза косили и смотрели словно мимо; при взгляде её косящих внимательных глаз

Голос был мелким и легким…

Аккуратная вся, умная и красивая, запах духов

Не смея поднять глаза на неё, я не посмел и обмануть её

В домашнем платье, в мягких войлочных туфлях – не мог поверить, что сижу у неё в доме

Садиться за один стол с Лидией Михайловной.  Нет! Нет!

Как же я  с вами буду играть?

Вы же учительница?

Учительница – так другой человек…

Учительница называется! …она трогала монету

Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком.

Итог: сложите фразу из слов.

« Истинное добро не требует награды, оно бескорыстно», - писал В.Г. Распутин.

Рефлексия

Какой урок оказался самым важным в жизни мальчика: урок французского или …?

Изменилась ли роль учителя в жизни ученика с течением времени?

А ученик?

Трудно ли быть Учителем?

Дом. задание:

подготовьте речь директора и Лидии Михайловны на педсовете

заполнить таблицу  по произведениям внеклассного чтения

записать воспоминания родителей о ярком школьном эпизоде в их жизни (по выбору выполняется)

Рубрика:

 Советуем почитать: Василь Быков «Обелиск»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)

Это был проблемный урок, урок-выбор, если можно так его назвать. Основной вопрос - может ли человечество развиваться без революций. 1917 год, конечно, стал г...

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...