Библиотечный урок «Знакомьтесь: «Герой нашего времени» (внеклассное мероприятие по литературе) для 9-х классов
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Учебный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bibliotechnyy_urok_alimova.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов»

 

Библиотечный урок «Знакомьтесь: «Герой нашего времени»

(внеклассное мероприятие по литературе)

для  9-х классов

Составитель:

Алимова Людмила Андреевна

учитель русского языка и литературы

     

Старый Оскол

2016

Тема: Аннотация книги М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Цель и задачи:

  1. Дать характеристику эпохе, в которой жил и творил Лермонтов.
  2. Раскрыть смысл названия романа.
  3. Проанализировать образ Печорина через систему образов романа, каждый из которых призван проследить за «историей души человеческой».
  4. Сопоставить иллюстрации различных авторов, разных лет с замыслом Лермонтова.
  5. Проанализировать особенности воплощения замысла Лермонтова в киноискусстве.
  6. Актуализировать такое понятие, как тип «лишнего человека».

Оборудование: выставка книг Лермонтова, презентация «М.Ю.Лермонтов»

1.Слово учителя:

Представленная презентация является сопровождением к урокам литературы в 9 классе, связанным с изучением романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Данная работа может быть использована как в ходе изучения романа, так и при рассмотрении отдельных тем

Слайд

Комментарий к слайду

Методический комментарий

1 – 2

Навигационные слайды

Вступительное слово учителя

3.

История создания романа

4.

Даты публикации

5.

Значения слов «фаталист», «Тамань»

6.

Смысл названия

Смысл названия романа. Вопрос о первоначальном названии романа («начало века» - нашего века»). Значение слова «герой».

7.

Значение слова «герой»

8.

Поколение 30-х гг. XIX века

Без понимания того, каким же было поколение Лермонтова и его героя, невозможно полное осмысление романа.  Эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Историческая справка о восстании декабристов.

9.

Восстание декабристов

10.

Полемика вокруг романа

Чем вызваны отзывы литературных критиков о романе? Почему так резок в своей оценке Николай I? Какова реакция Лермонтова на полемику вокруг своего романа?

11.

Реакция на роман Николая I

12.

Композиция романа

Как Лермонтов выстраивает сюжет романа? Восстановите хронологический порядок событий. Почему писатель отказывается от хронологии?  

«История души человеческой» - сюжет произведения

13.

Значение понятий «фабула», «сюжет»

14.

Хронология событий в романе

15.

Смысл отказа от хронологии в романе

16.

Замысел романа

17.

Жанр романа

Изначально Лермонтов не дает четкого определения жанру своего произведения: «записки», «сочинения», «длинная цепь повестей». Почему? Можно ли назвать это собрание повестей романом? Как бы вы определили жанр каждой из повестей? Что общего в них?

18.

Система рассказчиков

Кто рассказывает историю Печорина? С чем связана подобная смена рассказчиков?

19.

Навигационный слайд

20.

Повесть «Бэла». Образ героини.

Когда мы впервые узнаем о Бэле? Портретная характеристика героини. Сопоставление образа Белы в романе с образом, созданным в иллюстрациях различных художников: как раскрывается образ героини в иллюстрациях? В какой момент запечатлена героиня?  Кто из иллюстраторов, на ваш взгляд, наиболее близок авторскому тексту?

21.

Бэла в крепости

Бэла – жертва Печорина, пассивное орудие его желаний. Роман русского офицера с черкешенкой – ситуация весьма банальная. Героиня оказывается в среде, ей чуждой: как Бэла ведет себя в крепости? Каково ее душевное состояние? Отношения с Печориным. Работа с иллюстрациями.

22.

Сцена похищения Бэлы

Финал истории с Бэлой: какой итого подводит Максим Максимыч? («Нет, она хорошо сделала, что умерла…») Как раскрывается характер Максима Максимыча в главе? Считает ли себя Печорин виноватым в истории с Бэлой?

23.

Бэла и Печорин

Почему взаимоотношения Бэлы и Печорина не состоялись? Как раскрывается характер Печорина в этой части романа?

24.

Повесть «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч

Максим Максимыч и Печорин – герои, которых связывает прошлое. Каково отношение героев к этому общему прошлому?

25.

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча

Проанализируйте эпизод встречи героев. Каково психологическое состояние персонажей? При помощи каких художественных средств оно передаётся? Почему Печорин не стремится встретиться с Максимом Максимычем?

26.

Образ Максима Максимыча

Анализ последнего эпизода (после отъезда Печорина). Как повлиял Печорин на Максима Максимыча?

27.

Повесть «Тамань». Пейзажные зарисовки в повести.

Анализ пейзажных зарисовок в главе. Работа с иллюстрациями. Почему рассказчик в повести – это сам герой?

28.

Слепой мальчик и Ундина

Характеристики, данные Печориным мальчику и Ундине: как оценки героям раскрывают характер Печорина.

Финал главы: как уточняется характер Печорина? Какова его позиция по отношению к окружающим?

29.

Отношение Печорина к героям повести «Тамань»

30.

Образ Печорина в повести «Тамань»

31.

Повесть «Княжна Мери»

32.

Печорин и «водяное» общество

33.

Грушницкий – карикатура на Печорина

Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как характеризуют Печорина отношения с Грушницким? Вернером?

34.

Сцена у колодца

35.

Размышления Печорина перед дуэлью

Анализ размышления Печорина о самом себе. Работа с иллюстрациями и отрывками из х/ф «Княжна Мери»        И. Анненского и фильмом-спектаклем А. Эфроса «Страницы журнала Печорина»: что общего, что различного в воплощении образа Печорина на экране, в иллюстрациях? Над чем расставляют акценты авторы этих произведений? Кто, на ваш взгляд, наиболее близок к замыслу Лермонтова?

36.

Дуэль Печорина и Грушницкого

37.

Вернер – «двойник» Печорина

Каков Печорин в дружбе? Могут ли Печорин и Вернер в действительности быть друзьями?

38.

Печорин и Мери

Любовь в жизни Печорина. Для чего герой добивался любви Мери? Анализ исповеди Печорина Мери. Почему из всех женщин он выделял все же Веру? Как раскрывается характер Печорина в сцене погони за Верой. Зеркальность этой сцены и сцены скачки Казбича с Бэлой на руках. Сопоставление эпизодов.  

39.

Вера и Печорин

40.

Сцена погони за Верой

41.

Повесть «Фаталист»

Почему именно этой повестью завершает роман Лермонтов? Отношение к судьбе у героев повести. Смысл названия главы. К кому из героев повести отнесено это название?  

42.

Понятие «интертекстуальности»

43.

Вулич и Печорин

44.

Тема судьбы в повести «Фаталист»

45.

Печорин и Онегин

Без сопоставления Печорина и Онегина, думается, невозможно составить цельный потрет Печорина. Почему Печорин, как и Онегин, является «лишним человеком»?

46.

Отличия Печорина от Онегина

47.

Тип «лишнего человека»

48.

Авторский слайд

     2. Беседа по просмотренному материалу  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по "Герою нашего времени" Лермонтова

Открытый урок  "Максим Максимыч - маленький человек?" Театрализованная дискуссия и другие интерактивные формы работы...

Урок мужества «Бросок в бессмертие» (внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов)

Ведение школьной библиотекой работы по патриотическому воспитанию позволяет лучше узнать историю страны и родного края. Участвуя в мероприятиях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и тру...

Презентация к уроку-коммуникации "Герой нашего времени. Эволюция?.."ч.1

Материал ч.1 Презентации  включет зрительный ряд литературных образов русской классики....

Презентация(ч.2) к уроку-коммуникации "Герой нашего времени. Эволюция? " По новейшей литературе(Гр.Данской. В гостиничном номере" 11 класс)

ч.2 презентации урока-коммуникации, цель которого рассмотреть развитие типа  "герой нашего времени" во времени (19-20вв) , сопровождает этап-историкоисследовательской, литературнообзорной, музыка...

SOS СПАСИТЕ НАШУ ЗЕМЛЮ.Внеклассное мероприятие для учащихся 7-9 классов

SOS СПАСИТЕ НАШУ ЗЕМЛЮ.Внеклассное мероприятие для учащихся 7-9 классов...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...

Урок мужества "Герой нашего времени"

Цели и задачи урока: воспитывать у подрастающего поколения чувство любви к Родине, гордости за свою страну,уважительное отношение к государственным и общественным ценностям. Воспитывать чувство уважен...