Интеллектуальная игра "Умницы и умники"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Тема игры - комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_umnitsy_i_umniki.doc49 КБ
Microsoft Office document icon polozhenie_uu.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия: «Интеллектуальная игра «Умницы и умники» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цель: Обобщение и систематизация знаний эпизодов комедии и текста, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в комедии.

Задачи:

- Образовательные: формировать внимательное отношение к художественной детали и ее роли в идейно-образной структуре произведения. Формировать умение выявлять понимание учащимися внутреннего мира героев, особенности взаимосвязей персонажей, интерпретировать, анализировать текст.

 - Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво с текстом. Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально. Развивать воображение, память, внимание обучающихся. Развивать умение выделять главное, формулировать выводы. Развивать интеллектуальные способности детей.

 - Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, к чтению через создание ситуаций успеха. Формировать умение преодолевать трудности, формировать культуру совместной деятельности.

Тип мероприятия: интеллектуальная игра

Подготовительная работа: Чтение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

                                              Изучение биографии А.С. Грибоедова.

                                              Группа поддержки заранее готовит театрализованную инсценировку отрывка комедии на выбор продолжительностью 5-7 мин.

                                               За 20 мин. до начала игры агонисты получают тему для выступления в Прологе на конкурсе «Риторика» - «Актуальна ли комедия «Горе от ума» в наше время и почему?»

Оборудование: компьютер, мультимедиа, конторки для агонистов, таймер (можно звуковой, можно, если позволяют технические возможности, поставить второй компьютер с экранным таймером (Программа таймера в Приложении 2), музыкальное сопровождение: Вальс ми-минор А. Грибоедова.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

2. Игра:

Пролог

Агон 1

Агон 2

Агон 3 «Видеовопрос»

Агон 4 «Интерес к деталям»

3. Подведение итогов

Организационный момент:

(слайд 1 «Видеозаставка»)

Ведущий (на фоне Вальса Ми-Минор А.С. Грибоедова) приветствует всех присутствующих, приглашает участников-агонистов. (слайд 2 «Заставка») Представляет членов жюри и объясняет правила игры, регламентированные телеигрой «Умницы и умники»

(слайд 3 «Портрет Грибоедова») Ведущий сообщает участникам, что тема игры – комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Выбор данной темы обусловлен, во-первых юбилеем со дня рождения писателя и дипломата, а во-вторых – годом Литературы, объявленным в стране.

Ход игры:

Пролог.

Ведущий: Прежде чем начать игру на дорожках, нашим агонистам предстоит выполнить задания Пролога. По итогам трех конкурсов: «Орфография», «Блиц-опрос» и «Риторика» - жюри определит победителя, которому отдаст право первым выбрать дорожку. Игрок, получивший второй результат, выбирает дорожку для игры вторым. Последнему игроку достается оставшаяся дорожка.

   Преимущества дорожек в следующем: зеленая дорожка самая длинная, состоит из 4 этапов, но на ней можно дважды ошибиться; на зеленой дорожке 3 этапа и можно ошибиться один раз; красная дорожка самая короткая, 2 этапа, но на ней ошибаться нельзя.

    При правильном ответе игрок переходит на следующий этап. Если игрок переходит со штрафным балом или сходит с дорожки, вопрос уходит зрителям. Тот из зрителей, кто правильно ответит, получает орден. После игры ордена можно будет обменять на «пятерки» по литературе.

  Итак, первый конкурс Пролога – «Орфография»

Агонистам раздаются  листочки с деформированными предложениями, предложения также выводятся на экран (слайд 4). В течение 30 секунд игроки работают с листочками. По истечении времени листочки отдаются жюри. Для облегчения работы жюри, а также для проверки самих себя, исправленный текст также выводится на экран (слайд 5)

 

Второй конкурс Пролога «Блиц-опрос». Игрокам задаются по одному вопросу по известным фактам биографии Грибоедова. На вопросы нужно отвечать сразу, время на раздумье не дается.

Вопросы:

1. В каком городе в Персии служил дипломатом А.С. Грибоедов? (В Тегеране)

2. О каком важном факте биографии А.С. Грибоедова спорят его биографы? (точно не известен год рождения писателя: 1790 или 1795)

3. По каким признакам было опознано тело А.С. Грибоедова после его гибели? (по простреленной во время дуэли кисти руки: отсутствие мизинца)

Третий конкурс «Риторика». Агонистам нужно за 20 секунд дать ответ-размышление на предложенную тему. «Актуальна ли комедия «Горе от ума» в наше время и почему?»

 Агонисты выступают по-очереди.

После трех конкурсов жюри подводит итоги Пролога. Пока жюри подсчитывает результаты, группа поддержки любого участника показывает свою инсценировку отрывка комедии.

После объявления  итогов агонисты выбирают дорожки для игры и становятся на старте.

Агон 1 (слайд 6)

Игрокам поочередно, начиная с зеленой дорожки, задаются  вопросы по содержанию романа (на раздумье дается 20 секунд).

1. Сколько лет было Софии, когда Чацкий уехал из Москвы? (На момент описываемых в комедии событий Софии 17 лет. Чацкий уехал из Москвы 3 года назад. Значит, когда Чацкий уехал из Москвы, Софии было 14 лет )

2. Процитируйте, кто и кого в комедии Грибоедова называет прелестным? Почему автор ставит их в один ряд? (Наталья Дмитриевна Горич говорит о муже: «Мой муж, прелестный муж, вот он сейчас войдет» и Молчалин говорит о собаке графини Хлестовой: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка», таким образом автор подчеркивает, что для дам фамусовского общества важным было наличие предметных доказательств их успешности, неважно, что или кто это: новый наряд, собака или муж)

3. Кто, по мнению Чацкого, не умрет в Молчалине? («В нем Загорецкий не умрет», то есть плут и мошенник, который готов на подлость для достижения своей цели)

Агон 2 (слайд7)

Вопросы агонистам:

1. Известно, что действующие лица в афише классической комедии располагаются в определенном порядке, согласно канонам. Однако Грибоедов сознательно нарушает канон. Укажите на это нарушение и объясните, с какой целью автор это сделал. (слайд 8 афиша комедии) (В афише любой классицистической комедии все герои располагаются в соответствии с их социальным положением. Если представлена семья, то сначала указывается супруг, а затем супруга. В афише комедии «Горе от ума» автор, указывая Горичей, сначала называет Наталью Дмитриеву, молодую даму, а потом Платона Михайловича, мужа ее. Таким образом, Грибоедов намекает на «подкаблучный» характер супруга.)

 2. Известно, что в классицистических комедиях через речь слуг дается нелицеприятная характеристика нравов высшего общества. Например, в комедии Мольера Тартюф говорит: «В проступке нет вреда, в огласке только вред». (слайд 9) Процитируйте фразу Лизы, которая почти дословно повторяет слова Тартюфа? («Грех – не беда, молва нехороша»)

3. В путеводителе по Москве от 1826 года сказано (слайд 10): «От самого начала сей улицы, то есть от Лубянки до Петровки, вы видите направо и налево сплошной ряд магазинов с различными товарами и большею частью с дамскими уборами… С раннего утра до позднего вечера видите вы здесь множество экипажей, и редкий какой из них поедет, не обклав себя покупками». О какой улице, упомянутой и в комедии Грибоедова Фамусовым, говорится в путеводителе? (улица Кузнецкий Мост. «А все Кузнецкий мост, и вечные французы…»)

Агон 3 (слайд 11) «Видеовопрос». Вопросы задаются после просмотра видеоотрывков до определенных слов. После данных ответов досматривает видеоотрывок с правильным ответом.

  1. (слайд 12) Первый отрывок просматривается до слов Фамусова «… одно не к чести служит ей…». Вопрос: «Каким плохим качеством, по мнению Фамусова, обладала прежняя кормилица Софии мадам Розье?» Ответ: «За лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими разрешила»
  2. (слайд 13) Второй отрывок просматривается до слов Чацкого «У Вас?..» Вопрос: «Какими талантами, по собственному мнению, обладает Молчалин?» Ответ: «Два-с: Умеренность и аккуратность.»
  3. (слайд 14) Третий отрывок до слов графини Хлестовой: «Мошенник, вор, Я от него было и двери на запор…» Вопрос: «Почему графиня Хлесстова привечает в своем доме плута и вора Загорецкого?» Ответ: «Да мастер услужить»

Агон 4 (слайд 15) «Интерес к деталям»

Вопросы агонистам:

1. Перед вами деталь женского туалета первой половины XIX века, которая называется «тюрлюрлю». Это вид накидки без рукавов. (слайд 16) Из какого материала был изготовлен тюрлюрлю Натальи Дмитриевны Горич? (Из атласа. «Нет, видели б мой тюрлюрлю атласный»)

2. Рассмотрите внимательно предметы (слайд 17). Что эти предметы объединяет и есть ли среди них лишние? (Этими предметами туалета завлекал Лизу Молчалин: «Есть у меня вещицы три: Есть туалет, прехитрая работа – Снаружи зеркальцо и зеркальцо внутри, Кругом все прорезь, позолота. Подушечка, из бисера узор, И перламутровый прибор: Игольничек и ножинки, так милы; Жемчужинки, растертые в белилы. Помада есть для губ и для других причин, С духами скляночка – резеда и жасмин» Лишними на слайде являются серьги и брошь)

3. Свечи, стол, щетки и мел. Что объединяет эти предметы? (слайд 18) (Это предметы для игры в карты за ломберным столом, который покрывался зеленым сукном. При помощи свечей освещали комнату, мелом на сукне стола записывали счет, а щетками этот счет после игры стирали)

3. Подведение итогов (слайд 19)

Пока жюри подводит итог и подписывает дипломы, зрителям представляются театральные инсценировки отрывков из комедии, подготовленные группами поддержки участников.

Жюри награждает агонистов, а также зрителей, набравших больше всего орденов, дипломами и памятными призами.

Также можно наградить грамотами и участников групп поддержки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Вылковская средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

Утверждаю                              

 директор

МБОУ Вылковской СОШ

Коломеец Л.В.__________

Положение

Об окружной интеллектуальной игре «Умники и умницы»

    Организаторами окружной интеллектуальной игры «Умники и умницы» выступает МБОУ Вылковская СОШ Тюменцевского района Алтайского края. Для участия в игре приглашаются учащиеся 9–х классов МКОУ Королевской СОШ и МКОУ Черемшанской СОШ Тюменцевского района Алтайского края.

Тема интеллектуальной игры – «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

I. Цели и задачи конкурса

1.      Создание условий, обеспечивающих предметное, интеллектуальное,

  творческое и личностное развитие одаренных детей.

2.      Повышение интереса учащихся к литературе.

3.    Раскрытие творческих способностей учащихся.

II. Порядок и время проведения игры.

1.      Игра «Умники и умницы» проводится  19 ноября 2015 г. в 17-00 ч. в актовом зале МБОУ Вылковской СОШ по адресу: с. Вылково, пер. Центральный, 10.

2.      Для участия в конкурсе необходимо подать заявку до 18 ноября включительно. Заявки направлять по электронной почте wilkowo2007@yandex.ru с пометкой «Умники и умницы», или по телефону 2-63-19

3. В игре принимает участие один учащийся 9 класса от школы, а также группа поддержки участника, не ограниченная по количеству и возрасту.

4. Группа поддержки от каждой школы представляет театрализацию сцены из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (на выбор) продолжительностью не более 5-7 минут.

4.     Представление группы поддержки оценивается отдельно по следующим критериям: знание текста, артистичность, театральность (костюмы, декорации, звуковое сопровождение).

5. Победители и участники игры, в том числе участники группы поддержки, награждаются подарками, грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя

Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная 70-летию  Битвы под Москвой.Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»Возраст участников:14-17 лет (8-11 классы)Цели и задачи:- обобщить знания у...

интеллектуальная игра "Созвездие умников" 5-7, 8-11 кл

Внеклассное мероприятие в основной школе....

Интеллектуальная игра для умников и умниц

Материал содержит интеллектуальные и занимательные вопросы в формате "Своя игра"...

Интеллектуально - познавательная игра «Умники и умницы»

·        Использование знаний и умений обучающихся, приобретённых на уроках математики.·        Привитие интереса к предмету, углу...

Интеллектуальная литературная игра «Умники и умницы». «Коты и кошки в мировой литературе».

Викторина по произведениям русских  и зарубежных писателей, главными героями которых являются коты и кошки....