Роль средств художественной выразительности в повести В. Г. Короленко "В дурном обществе".
статья по литературе (5 класс) на тему

Королёва Светлана Константиновна

 В статье  говорится о разных средствах  художественной выразительности: сравнении,  метафоре, олицетворении;  о работе с  деталью  художественного текста на примере повести В.Г. Короленко " В дурном обществе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_literature.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Роль средств  художественной  выразительности в повести  В.Г. Короленко « В  дурном

обществе».

                                                             Сравнения вносят  иногда удивительную ясность  в  самые

                                                              сложные  вещи.  

                                                                                                                                         К. Паустовский  

                 К рассказу  «В дурном  обществе»  пятиклассники  подходят  уже с некоторыми   навыками  анализа  текста.   Идея рассказа им  ясна,  они горячо  сочувствуют  « детям подземелья».   Труднее  осознать  им,  в чём  мастерство писателя.  Задача учителя  -помочь детям  осознать  это.  

                В тексте рассказа постепенно , в  процессе  чтения,  отмечаем  сравнения:  Вася рос,  как  « дикое деревцо в поле»;  Валек  тонок как тростинка, и другие.  Обязательно выясняем,  почему  именно так пишет автор.  Когда сравнение  многозначно ,  то  задание  усложняется.  Так,  смех Маруси  напоминал  Васе звук  маленького  серебряного  колокольчика,  а головка её  напоминала ему  колокольчик – цветок.  Учитель  спрашивает,  почему именно этот цветок  вспомнил  Вася.  Исследуя  текст, дети находят ответ:  Валек собирал  Марусе цветы и она «подносила к губам  синие колокольчики».

            Далее,  в рассуждениях «о серых  камнях, которые высасывают  жизнь из человека» или  о холодном камне  вместо  сердца  человеческого  ученики  находят  метафоры  и  олицетворения.  Читаем дальше: « Между тем над моей головой  тоже стали  собираться тучи».   Ученики определяют:  «Здесь метафора.  Мальчику грозило,  что отец   узнает и не будет  никуда   пускать».

             В  портрете героя  вместе с учениками выбираем  главное, то, что можно сравнить,  читая другой  портрет, - глаза. В глазах  Тыбурция – лукавство и острая  проницательность, энергия и недюжинный ум. Глаза  Валека  чёрные, задумчивые .Поэтому   Тыбурций смотрел «остро»,»умно»,а Валек «грустно»,»с грустью».Обратим внимание детей и на такой важный момент. В 4 главе Валек передает Васе мнение Тыбурция  о его отце: « Он говорит, что судья – самый лучший человек в городе…  потому что  не побоится прогнать богатого,  а когда к нему пришла  старая Иваниха с костылём,  он велел  принести ей стул. Вот он какой!»   А какой же человек сам Тыбурций,  если он это оценил?

              Вот выдержка из сочинения ученика как  пример  его работы с текстом:»  О своих

друзьях  Вася говорил с добрым юмором. Вася однажды назвал Марусю «нашей малень-

кой дамой». Он назвал её так, потому что, хотя ей было только четыре года, они с Вале-        

ком  ухаживали  за  девочкой , как  рыцари, дарили ей цветы, а Вася не раз  приносил  для

неё  цветы и яблоки.»

             Заканчивая  изучение произведения, учитель выясняет  насколько  глубоко  пяти-

классники  поняли роль изобразительных средств. На вопрос «Что автор пишет о болезни Маруси?»  ученики  читают:»…увядала, как цветок осенью». Почему автор сравнивает  больную Марусю  с цветком? Только лишь потому, что это сравнение с увядающим  цветком очень выразительно? Вспомнят, что её  и раньше  автор сравнивал с цветком.

А для  чего писатель рассказывает, что рядом с больной  девочкой лежала « кукла с  розо-

выми  щеками и глупыми блестящими глазами»?  «Чтоб было понятно, как тяжело она болеет». Действительно, контраст разительный: бледная, умирающая девочка  и кукла  с розовыми щеками.

            В  шестом классе  закрепляется  умение видеть художественную деталь и понимать её  необходимость .

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"

Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Целью данного урока является повторение  сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен...

Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...