урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

 

Целью данного урока является повторение  сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещение, познакомиться с признаками, предметами интерьера и их местоположением.  На данном уроке учащиеся должны ответить на вопрос: какую роль играет описание помещения в художественном тексте и музыкальном произведении, как описание помещения помогает автору в раскрытии характеров героев.

В ходе урока закрепляется умение работать над выборочным изложением,  составлять сложный план.

На основе повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» решается и  воспитательная задача: воспитание  чувства милосердия, сострадания, любви к ближнему на основе произведений искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti.rar1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Головачева Ирина Александровна

Учитель МБОУ СОШ № 13 ст.Медведовской Тимашевского района Краснодарского края

Урок развития речи в 6 классе

Тема:

Выборочное изложение «Среди серых камней» (из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Цели:

Обучающая. Повторить сведения о структуре и языковых особенностях описания помещения; показать роль описания помещения в художественном тексте и музыкальном произведении;

Развивающая. Закрепить умения работать над выборочным изложением; работа над развитием речи учащихся.

Воспитательная. Воспитывать чувства милосердия, сострадания, любви к ближнему на основе произведений искусства.

Оборудование урока:

 -Мультимедийная установка

 -Презентация, выполненная в программе «Power Point»: Приложение 1

       Слайд №1. Урок развития речи в 6 классе;

       Слайд №2. Цели урока;

       Слайд №3. Вспомним;

       Слайд №4. Репродукция акварели В.К.Гартмана «Парижские катакомбы»;

       Слайд №5. Лексико-орфографическая работа

       Слайд №6. Проверка

       Слайд №7.Иллюстрация к повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»;

       Слайд №8. План;

       Слайд №9. Домашнее задание;

       Слайд №10.  Спасибо за сотрудничество

-Отрывок из повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» (глава 5) Приложение 2

Ход урока

     1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей  урока. Слайды №1,2

- Повторить сведения о структуре и языковых особенностях описания помещения.

-Закрепить умения работать над выборочным изложением.

-Показать роль описания помещения в художественном тексте и музыкальном произведении.

-Воспитывать в себе чувства милосердия, сострадания, любви к ближнему на основе художественного и музыкального произведений.

3.Вводное слово учителя. Повторение сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения. Слайд №3

Ребята, сегодня мы продолжаем работу над описанием помещения. Вы уже описывали школьный кабинет, свою комнату, а теперь обратимся к художественному произведению. Для чего писатель вводит описание помещения? Какую роль играет оно в раскрытии характеров героев? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Давайте вспомним, как называется описание помещения? Назовите признаки помещения; предметы, которые могут в нем находиться; их местоположение.

                                 Интерьер – это описание помещения

  1. Признаки помещения:

большая – маленькая, широкая – узкая, светлая – темная

  1. Предметы, находящиеся в нем:

окно, стол, стул, кровать

  1. Местоположение предметов:

           справа, слева, в углу, напротив

4.Подготовка к слушанию музыки. Слово учителя.

             Я приглашаю вас совершить путешествие в таинственное подземелье, где обитают тени прошлого. Нашим гидом-экскурсоводом будет музыка Модеста Петровича Мусоргского, он назвал ее «Катакомбы». Знаете ли вы, что это такое?

КАТАКОМБЫ (лат. catacumba, итал. catacomba), подземные гробницы, которые сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины; они состояли из коридоров и камер (крипт) для погребения.

              Музыкальная картина «Катакомбы» написана композитором после того, как он побывал на посмертной выставке рисунков своего друга художника Виктора Карловича Гартмана. Акварель «Парижские катакомбы» изображала подземное сооружение, древнюю усыпальницу, которую осматривал художник.

               При свете фонаря тьма в этом пустынном подземелье расступается, и перед глазами изумленных посетителей возникают ровные колонны из останков умерших. Пламя свечи выхватывает скорбную латинскую надпись – «С мертвыми на мертвом языке». Кажется, что сейчас зазвучат тихие скорбные голоса обитателей подземного царства, появятся их легкие тени и зритель увидит волнующую историю из жизни древних римлян, узнает причину их гибели.

                 Искусствоведы считают, что в этом «музыкальном интерьере» Мусоргского воплощено не только впечатление от мрачного обиталища душ умерших, но и борьба света и мрака, жизни и смерти, человечности и жестокости, горечи утраты и светлой печали. Композитор напоминает слушателям о том, что радость и горе постоянно живут рядом с человеком.

                  В пьесе переплетаются сурово-торжественные, тяжелые аккорды и светлые призывные интонации, напоминающие восклицания человека. В финале возникает горестная тишина – скорбь побеждает. Слайд №4.

5. Обсуждение музыкальных впечатлений. Языковая подготовка.

-Соответствует ли настроение музыки тому, о котором я рассказала?

-Что вы представили себе, вспомнили, когда слушали пьесу?

-В каком похожем помещении вы уже бывали?

-Вспомните, что рассказал о подземелье В.Г.Короленко. Какие чувства оно вызывает у читателей? Почему?

6.Чтение 5 главы «Среди серых камней»

7.Беседа по главе.

-Восстановите последовательность событий, переданных в этой главе.

-Почему Валек не сразу пошел с сыном судьи Васей на гору, зачем он остался в городе?

-Чем объяснить, что Валек решил провести Васю в подземелье?

-Перечитайте описание подземелья (Он раздвинул кусты жимолости…)

8.Разбор описания

-Перечитайте описание входа, укажите опорные слова.

-Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль описания подземелья? Какое слово является главным? (Пораженный – почему не удивленный?)

-Что поразило мальчика? Назовите предметы изображения.

9. Перечитайте описание Маруси

-Почему сначала дается описание подземелья, а уже потом описание девочки? (На фоне этого подземелья вид девочки, перебирающей цветы, - невиданное, странное зрелище)

-Как падала струя света на ее белокурую голову?

-Как выделялась она на фоне серых камней?

-Что происходило, когда пробегали облака над окном?

-Как заканчивается описание Маруси?

10. Лексико-орфографическая работа. Слайд №5,6

  Слабо выд..лялась на фоне серо..о камня стра(н,нн)ым и маленьким тума(н,нн)ым пятнышком; вот-вот расплывет(?)ся и и(с,з)чезнет; стены т..нули в темн..те; ж..сткими х..лодными камнями; смыкаясь кре..кими об..ятиями; крохотная ф..гурка девоч(?)ки

11. Прочитайте последний абзац главы.

-Почему мальчик решил сразу уйти?

-Что можно сказать о Васе по этим словам? (Это такой мальчик, который чужую боль и страдание других переносит как свое собственное горе)

-Для чего же писатель Короленко вводит в свое повествование описание подземелья? Объясните название главы.

12. Давайте рассмотрим иллюстрацию к повести «Дети подземелья» и послушаем пьесу Мусоргского «Катакомбы». Соответствует ли настроение пьесы содержанию иллюстрации?

-Что вы представили, когда звучали сурово-торжественные интонации? Когда с ними переплетались светлые звуки, чей образ вам представлялся?

- Какой вывод мы можем сделать? Слайд №7

13. Составление плана описания помещения.

-Из скольких частей состоит описание подземелья? Назовите их.

-Какие из частей можно разделить на подпункты?

-Самостоятельно составьте сложный план.

14.Сравнение составленных планов с планом учителя. Слайд №8

План

1. Вход в подземелье.

2. Невиданное зрелище:

       а). две струи света;

       б). два окна;

       в). стены, сложенные из камня;

       г). каменные дуги широких колонн.

3. Маруся:

       а). Маленькое туманное пятнышко;

       б).что происходило, когда набегали облака?

       в). Какие слова Валека вспомнил Вася?

4. С какой целью В.Г.Короленко вводит описание подземелья в свое повествование?

5. Почему глава называется «Среди серых камней»?

15.Самостоятельное чтение учащимися описания подземелья.

16. Написание выборочного изложения.

17. Домашнее задание. Слайд№9

Письменно ответить на вопрос: роль художественного описания помещения в … (на примере одного из произведений)

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...

Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....